Что общего между циркулем и цирком

Волжский класс

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Боковая колонка

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Рубрики

Видео

Книжная полка

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 502, с. 44

502. Озаглавьте текст. Какие объяснения (аргументы) приводит автор в первой и второй частях текста? Спишите (на выбор) одну из частей текста.

Циркуль и цирк

Значит, именно круг как раз то, что р о днит ц и ркуль и ц и рк. А потом я прочёл в сл о варе, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».

(повеств., невоскл., распр., двусост., осложнено однородными подлежащими)

I фокусники 3 — сущ.

Пост. пр.: нариц., неодуш., м. р., 2-го скл.;

Варианты заглавий: «Родственные слова», «Латинские корни», «Циркуль и цирк».

В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришёл самостоятельно путём рассуждений: он нашёл общее значение слов циркуль и цирк; во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.

Источник

Урок по теме «Буквы «И и Ы» после «Ц»»

Цели и задачи урока:

образовательные: формирование орфографической грамотности учащихся4
развивающие: развитие умения выделять главное; в изучаемом материале сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать самостоятельность и познавательный интерес учащихся;
воспитательные: на примере учебных текстов и лингвистического материала продолжить воспитание нравственного отношения к языку.

Формы организации урока: индивидуальная, групповая работа в парах.

Методы обучения: словесный, практический, творческий, наглядный.

Технологии: дифференцированная, индивидуальная.

1. Организационный момент.

2. Словарная работа. Повторение пройденного.

Подобрать слова к “ шифровкам” по предложенным определениям:

Комментированное письмо на ранее изученные орфограммы.

Горький шоколад, разложить водоросли для гербария, выращивать сад, убирать квартиру, красивый шелк, рассказывать шепотом, пушистый цыпленок.

Ребята, нам попалось слово цыпленок, которое связано с другим правилом русской орфографии. Каким?

Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Объявление темы урока.
Буквы И и Ы после Ц.

3. Объяснение нового материала.

Работа с учебником.

На доске записано графическое выражение правила, давайте вставим нужные буквы:

1) …и (в корне)
2) …ы (прилаг. в суф.)
3) …ы (в оконч.)

4. Закрепление нового материала.

В существительных на – ция
Мы всегда напишем – ия;
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в концовке – цын, – цый, – цы
Пишем только букву ы.

1. Объяснительное письмо.

Цифра, циркуль, циферблат, циклон, циклоп, цитрусовый, авиация, традиция, цивилизация, пропорция, птицы, пальцы, улицы, ровесницы, круглолицый.

2. Учитель читает текст.

Что общего между циркулем и цирком. Я рассудил так: главное в цирке – это арена. На ней выступают акробаты, жонглеры, дрессировщики и фокусники.

А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.

Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочел в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова циркулюс, что значит “круг, окружность”.

Задание. Кратко сформулируйте ответ на вопрос: что общего между цирком и циркулем?

Лучший вариант записать на доске и в тетрадях – у доски автор.

3. Дополнительный вопрос. Вода циркулирует по трубам. Можно ли считать глагол циркулировать родственным словом к словам цирк и циркуль?

4. Работа с учебником. Упр. 355.

Объясните орфографию и пунктуацию в предложениях:

Цинга – болезнь десен, которая вызывается недостатком витаминов.

Циновка – плетенка из соломы, камыша, лыка.

Цинк – это металл синевато-белого цвета.

5. Вопрос классу: “Ребята, какие слова, связанные с нашей орфограммой остались без внимания?”

Выпишите из параграфа слова-исключения и составьте с ними словосочетания или предложения, (для сильных учащихся небольшой текст).

6. Прослушайте стихотворение Ю.А.Халфина (учитель читает стихотворение наизусть) и запишите только те слова, написание которых связано с нашей темой урока.

Цыплята весь день на циновке лежали.
Цыплята цингою ужасно страдали.
Цыган их на цыпочках водит в больницу.
Велел им там доктор цибулей лечиться.
Был доктор в халате, как в панцире жук.
“Цибуля,– сказал, – не микстура, а лук”.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: “ Над какой орфограммой сегодня работали?”

Далее все учащиеся (вслух) повторяют рифмованное правило написания “и-ы после ц”.

Источник

Конспект урока в 5 классе «Изложение по тексту «Циркуль и цирк»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе «Изложение по тексту «Циркуль и цирк»»

Конспект урока в 5 классе

Тема: Устное подробное изложение с творческим заданием «Цирк и циркуль»

Тип урока: урок развития речи

Цель: совершенствовать орфографические навыки, умение применять на практике правило «буквы и,ы после ц», развивать речь учащихся, умение пересказывать, сохраняя структуру текста, продолжать текст своими мыслями, составлять связное высказывание, развивать память, внимание, творческое мышление, фантазию; воспитывать самостоятельность учащихся.

Сообщение темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний.

Переделать словосочетания в слова с выученными орфограммами, выделить орфограммы в приставках.

Образец: человек без сердца – бессердечный человек.

Любовь без границ; лагерь при школе; трава, которую косили; поступок без корысти; материал, который расходуют; сверток, который обвернули, ткань, которую отбелили (безграничная, пришкольный, скошенная, бескорыстный, расходный, обвернутый, отбеленная).

Повторение правила «буквы и,ы после ц» с.39.

Работа над развитием речи.

Подготовка к пересказу.

Выполние упр. 468 с применением правила. Обсуждение.

Озаглавьте текст. Какие объяснения приводит автор в первой и второй частях текста? Спишите (на выбор) одну из них.
Что общего между ц..ркулем и ц..рком? Я ра(с, сс)удил так: главное в ц..рке — это арена. На ней выступают акр..баты, фокусники, ж..нглёры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и (с, з)дание самого ц..рка.
Но ведь и ц..ркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит.
Значит, именно круг как раз то, что р..днит ц..ркуль и ц..рк. А потом я прочёл в сл..варе, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».

«Циркуль» — значит «круг»
Что общего между циркулем и цирком? Я рассудил так: главное в цирке — это арена. На ней выступают акробаты, фокусники, жонглеры и дрессировщики. А арена какая? Круглая. Так же, как и здание самого цирка. Но ведь и циркуль имеет отношение к кругу. Он его чертит. Значит, именно круг как раз то, что роднит циркуль и цирк. А потом я прочёл в словаре, что оба слова произошли от одного и того же латинского слова «ци́ркулюс», что значит «круг», «окружность».
Автор рассуждает, что общего между циркулем и цирком. Он объясняет, что в цирке − арена круглая, как и само здание цирка. Циркуль тоже имеет отношение к кругу, он его чертит.

Варианты заглавий: “Родственные слова”, “Латинские корни”, “Циркуль и цирк”.

В первой части рассказчик приводит объяснение, к которому пришёл самостоятельно путём рассуждений: он нашёл общее значение слов циркуль и цирк; во второй части приводится научное объяснение, о котором рассказчик узнал из словаря.

— к какому типу речи относится текст? (рассуждение).

— как вы это поняли (слово рассудил, риторический вопрос, доводы).

— какая часть текста отсутствует? (тезис).

-какой тезис можно подобрать? Давайте отобразим его в названии текста.

-а что еще общего можем найти у слов цирк и циркуль? (относятся к одному правилу ци).

3) составление плана.

2. Рассуждение автора

3. Вывод о родстве слов по значению.

4. Словарная справка.

4) Подготовка к изложению, пересказ текста (устно).

Попробуйте составить подобное высказывание о сходстве слове лопата и лопух. Выскажите свои предположения, соблюдая структуру текста-рассуждения.

Самостоятельная работа. После зачитывания предположений учащихся каждому выдается словарная справка или этимологический словарь, откуда учащиеся узнают о родстве данных слов, проверочное для них слово, запоминают правописание «лопоухий».

Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же «ЛОПА» произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,»широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП(«лист, похожий на ладонь»).Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).

Учащиеся дописывают свои высказывания (2часть), сдают работы.

Итог урока. Рефлексия

8. Домашнее задание. Повторить с.39 правило, выполнить упр.

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же «ЛОПА» произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,»широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП(«лист, похожий на ладонь»).Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же «ЛОПА» произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,»широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП(«лист, похожий на ладонь»).Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же «ЛОПА» произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,»широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП(«лист, похожий на ладонь»).Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Что общего между циркулем и цирком. Смотреть фото Что общего между циркулем и цирком. Смотреть картинку Что общего между циркулем и цирком. Картинка про Что общего между циркулем и цирком. Фото Что общего между циркулем и цирком

Словарная справка: Слова лопасть, лопата, лопух. Лопоухий являются родственными. ЛОПАСТЬ – это собственно русское слово, не заимствованное, образовано от прилагательного Лопастый (было когда-то такое слово, и до сих пор в некоторых диалектах встречается).

Лопасть-это то, что похоже на ЛОП(лист) или на лопух.

От того же «ЛОПА» произошло при помощи суф.АТ слово ЛОПАТА (буквально означает :с лапой; лапа-это то же самое,что и лоп,»широкий лист, похожий на ладонь)

Таким образом, все эти слова Лопасть, Лопата, Лопух исконно русские, и образованы они от лова ЛОП(«лист, похожий на ладонь»).Отсюда же и слово ЛОПОУХИЙ (буквально: с ушами похожими на лист или на ладонь).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *