Что общего между выборами и референдумом
Выборы и референдум – отличия и сходства
Всего получено оценок: 528.
Всего получено оценок: 528.
В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.
Голосование
Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.
Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года в депутаты, с 35 лет в президенты).
Процедура голосования
Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов.
Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.
Выборы и референдум
Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.
Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.
которые читают вместе с этой
Выборы
Референдум
Формы непосредственной демократии – участия граждан в политической жизни
Участвуют все граждане (дееспособные и совершеннолетние)
Результаты обязательны для исполнения государственными органами
Выборы президента или участников представительных органов власти
Решение каких-либо иных важных вопросов
Самый популярный способ участия в политической жизни
Отодвинут многими странами на второй план, проводится на местном уровне
Обязательно участие большинства населения
Не обязательно участие большинства населения
Что мы узнали?
Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.
5.8 Выборы, референдум
Выборы
В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование.
Выборы обеспечивают систематическое обновление и подотчетность власти, тем самым защищая общество от застоя, злоупотреблений, опасности диктатуры.
Стадии процесса выборов в РФ(подготовительная, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, голосование и подведение итогов выборов).
Демократические выборы базируются на ряде базовых принципов:
Избирательное право
Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ.
Избирательное право может быть:
Принципы избирательного права в России:
Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 1
Референдум
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии.
Конституции многих современных государств предусматривают проведение референдума.
Основные вопросы, выносимые на общенациональный референдум:
Избирательные округа при подготовке к референдуму не создаются, а принятым является решение, за которое проголосовало большинство граждан. В случае, если по предложенному вопросу не сформировалось большинство, через некоторое время он опять выносится на обсуждение.
Референдум как способ принятия важного политического решения имеет много недостатков:
Например, после роспуска законодательного собрания во Франции в 1851 г. плебисцит узаконил власть Луи Бонапарта, а в следующем, 1852 г., плебисцит восстановил монархию. На референдуме 1934 г. в Германии 90 % избирателей согласились передать А. Гитлеру функции президента.
В странах с авторитарными режимами референдум и плебисцит представляют «удобные» для правящего режима формы политического участия, так как заменяют институты политического представительства, а необходимый результат обеспечивается пропагандистскими кампаниями и репрессивными мерами. 2
Разница между выборами и референдумом и есть ли черты сходства
Многие люди не понимают, чем отличаются такие государственные понятия как Выборы и Референдум. На самом деле, разница между ними огромная, хотя и некоторые схожие черты тоже есть. В данной статье мы подробно рассмотрим все основные моменты об этих близких, но тем не менее, разных понятиях.
Чем отличаются выборы от референдума
Если кратко, главное и основное отличие заключается в том, что именно выбирают:
Выборы — это конституционное право каждого гражданина путем своего голоса выбирать кандидата или список кандидатов на определённую государственную должность. Референдум — это форма принятия законов и важных вопросов государственно жизни путем выражения мнения группы большинства граждан.
То есть, если сказать простым языком, то выборы – это когда народ избирает кандидата на любую государственную должность (самый понятный пример – избрание Президента РФ), а референдум – когда принимают важное решение, касающееся жизни государства, путем народного голосования (самый понятный пример – голосование о выходе Крыма из состава Украины).
Понятие выборов в государстве
Это процедура избрания претендента на какую-либо должность путем тайного или открытого голосования. Этот процесс – самая распространенная форма участия людей в жизни страны и избрания политических управленцев государством.
Выборы могут быть как государственного уровня (как например избрание президента РФ), так и регионального (голосование за депутатов в городскую мэрию).
Данный способ на сегодняшний день является самой демократичной системой становления у власти руководящих кадров.
Граждане, имеющие право принимать участие в избрании политических личностей и методов правления, именуются электоратом.
Что такое референдум и как его проводят
Кратко данное понятие можно охарактеризовать как всенародный опрос для принятия важного политического решения. То есть перед принятием важного государственного или регионального решения, которое окажет непосредственное влияние на жизнь граждан, власти проводят голосование-опрос общественного мнения. И мнение большинства становится решающим.
Главное отличие референдума от выборов в том, что на выборах выбирают Человека, а на референдуме — Решение.
В государстве различают референдумы конституционные и законодательные, обязательные и факультативные. По степени признания различают Признанные, Непризнанные и Частично признанные разными оппозиционными политическими силами.
Внимание! Широкомасштабные опросы населения и голосование с целью выявления общественного мнения не являются референдумами!
Какой Джокер лучше: Хит Леджер, Хоакин Феникс или Джаред Лето — сравнение образов.
В чем сходство и различие между понятиями
Представим основные сходства и различия между данными политическими понятиями в виде таблицы:
Референдум | Выборы |
Сходства | |
Оба понятия – это формы демократического строя государства, способы участия народа в политической жизни страны, методы влияния на развитие государства. | |
В обоих случаях участвовать имеют право абсолютно все дееспособные граждане государства, достигшие совершеннолетия. | |
Результаты как голосования, так и референдума (если он официальный) обязательны к исполнению государственной властью. | |
Различия | |
Избрание представителей органов власти: президента, депутата, мэра и т.д. | Решение какого-либо важного политического вопроса или иных вопросов, имеющих непосредственное отношение к дальнейшей жизни граждан. |
Для признания результатов действительными, обязательно участие более 50% всего дееспособного совершеннолетнего населения. | Для официального признания результатов не обязательно, чтобы участвовали более 50% населения. |
Примеры громких выборов и референдумов в истории
Самыми яркими примерами выборов, пожалуй, можно считать приход к власти двух последних президентов США, а также выборы президента Украины в 2019 году. Расскажем о каждом случае поподробнее:
Из знаменитых референдумов можно отметить следующие:
Как проходил знаменитый референдум в Крыму, хорошо показывает данное видео:
Гражданам об их политических правах
Что общего и какие различия между выборами и референдумом?
Как уже отмечалось, и выборы, и референдум Конституция РФ провозглашает высшим непосредственным выражением власти народа. Также в одном пункте Конституция объединяет избирательные права и право на участие в референдуме.
Так, на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации возлагаются полномочия по организации и проведению общероссийского референдума. Избирательная комиссия субъекта Федерации организует и проводит референдум субъекта Федерации и участвует в проведении общефедерального референдума. Территориальная избирательная комиссия действует в качестве территориальной комиссии референдума при проведении общефедерального референдума и референдума соответствующего субъекта Федерации. Избирательная комиссия муниципального образования организует и проводит местный референдум.
Если голосование на референдуме не совмещается с голосованием на выборах, то для организации голосования и подсчета голосов создаются участковые комиссии референдума. Они создаются и работают по тем же правилам, что и участковые избирательные комиссии. Если же голосование на референдуме совмещается с голосованием на выборах, то закон дает комиссии, организующей выборы или референдум, право принять решение о совмещении участковыми комиссиями полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума. На практике так всегда и происходит, и нам не знакомы случаи, когда бы такое решение не принималось.
Процедуры голосования и подсчета голосов на выборах и референдуме практически одинаковы. Отличие заключается в основном в содержании бюллетеня. Если на выборах избиратель ставит знак в квадрате, относящемся к кандидату (списку кандидатов) или к позиции «против всех», то на референдуме его участнику предлагается отметить один из вариантов ответа на вопрос референдума, например «да» или «нет».
Много сходного и в порядке законодательного регулирования вопросов агитации и финансирования при проведении выборов и референдума, хотя в этих вопросах уже частично проявляется и специфика данных процессов.
Общими являются и процедуры сбора подписей для поддержки выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и поддержки выдвижения инициативы проведения референдума, а также процедуры проверки подписных листов.
Однако следует отметить, что на выборах сбор подписей уже не является единственным способом поддержки выдвижения: с 1999 г. подписи можно заменять избирательным залогом, а с 2002 г. от подписей и залога освобождаются кандидаты, выдвинутые парламентскими партиями. Что касается референдума, то инициатива граждан или общественных объединений обязательно должна быть подкреплена определенным количеством подписей граждан, проживающих на соответствующей территории.
Обе формы народовластия не должны подменять одна другую. Недопустимо проводить референдум для решения кадровых вопросов. Например, в ряде государств на постсоветском пространстве были проведены референдумы по продлению полномочий действующих президентов (т.е., по сути, безальтернативные выборы). Российское законодательство подобные референдумы не допускает.
В то же время, если граждане по какой-либо причине считают, что органы власти, правомочные решать волнующий их вопрос, не в состоянии решить его в интересах избирателей, они вправе вынести этот вопрос на референдум, даже если он уже решен выборными органами или находится в состоянии решения.
Так, пункт 2 статьи 15 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит: «Принятие органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу».
По нашему мнению, несостоятельными являются аргументы тех, кто ратует за ограничение права проводить референдум незадолго до избирательной кампании: мол, пройдут выборы, и новая власть решит ваш вопрос без вашего непосредственного участия. Недопустимо лишать граждан права на осуществление прямого народовластия.
Важным отличием выборов от референдума является то, что проведение выборов является обязательным и периодическим. Референдум же проводится только в тех случаях, когда возникает потребность в нем. В связи с этим в российском законодательстве существенно различаются правила определения результатов выборов и референдума.
На российских выборах преобладает мажоритарная система относительного большинства, когда для избрания достаточно получить больше голосов, чем другие кандидаты. На референдуме решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в референдуме.
Избирательное право граждан
Право участвовать в политической жизни государства есть у всех дееспособных граждан, достигших совершеннолетия. Эта возможность является важнейшим признаком демократии. Но избирательное право эффективно, только если правила проведения голосования регламентированы законом и обязательны для исполнения.
Как выборы, так и референдумы могут проводиться на разных уровнях:
Чтобы найти отличия референдума от выборов, необходимо обратиться к определениям этих терминов. Выборами называют контролируемую процедуру формирования власти. С помощью этого мероприятия выбирают президента, депутатов Государственной думы, глав органов местного самоуправления.
Слово референдум в обществознании — это форма проявления демократии, при которой граждане высказывают своё мнение по важным для государства вопросам. Например, в ходе этой процедуры могут обсуждаться изменения в Конституции, отказ от смертной казни.
Различия в процедурах
Несмотря на наличие общих признаков, формы народовластия существенно отличаются друг от друга. Разница состоит в целях, задачах и результатах мероприятий.
Периодичность проведения
Выборы производятся через определённые интервалы времени. В России голосование проходит 1 раз в 3−6 лет. Только в случаях, предусмотренных законодательством, процедура может инициироваться чаще. Например, если президент досрочно снял с себя полномочия. Периодичность выборов гарантирует стабильность работы органов власти и их сменяемость. В РФ срок действия полномочий депутатов и должностных лиц регламентирован законом.
Голосование на референдуме проводится намного реже. Процедура инициируется, когда в обществе возникает вопрос, требующий волеизъявления народа.
Решение, принятое на таком голосовании, не пересматривается, а закрепляется в нормативно-правовых актах.
Особенности голосования
Ответственность по организации и проведению мероприятий лежит на Центральной избирательной комиссии РФ. В отдельных случаях допускается формирование отдельной комиссии референдума.
Сама процедура голосования на прямых выборах и референдуме не имеет существенных различий. Организаторы мероприятий опираются на общие принципы избирательного права:
Гражданин может выбрать только одного кандидата. Человек должен делать осознанный, свободный выбор. Для избирательного права характерна тайная подача голосов и невмешательство власти.
Главное отличие заключается в содержании бланков для голосования. На выборах избирателю предоставляется список кандидатов.
Из перечисленных имён можно выбрать только одно и поставить напротив него отметку. На бланках всенародного референдума кратко сформулирован рассматриваемый вопрос.
Предлагается только 2 варианта ответа: да или нет. Избиратель должен решить, какой результат он считает оптимальным, и поставить соответствующую отметку.
Подсчёт голосов тоже осуществляется по-разному. Выборы считаются состоявшимися при достижении относительно небольшого порога явки. Побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Для утверждения результатов референдума необходимо, чтобы проголосовало около половины дееспособного населения страны.
Значение мероприятий
Результаты открытых выборов действуют ограниченный срок. Итоги референдума являются бессрочными и имеют высшую юридическую силу.
Основные различия между выборами и референдумом указаны в следующей таблице:
Параметр | Выборы | Референдум |
---|---|---|
Цель | Формирование органов власти | Решение иных вопросов, влияющих на жизнь населения |
Подсчёт голосов | Результат может быть засчитан при низкой явке | Голоса засчитываются, если участвовала бо́льшая часть населения |
Периодичность | 1 раз в 3−6 лет | По мере возникновения важных вопросов |
Срок действия результатов | Ограниченный интервал времени, регламентированный законодательством | Бессрочно |
Виды народовластия не должны подменять друг друга. Например, решать кадровые вопросы можно только на выборах. В законодательстве перечислены проблемы, которые невозможно устранить посредством референдума:
Избирательное право и активность населения позволяет менять политическую обстановку в стране, но формы народовластия следует отличать друг от друга. Изученный материал позволит составить реферат или написать проверочный тест по обществознанию.