Что общего у человека и человекообразных обезьян 8 класс биология
СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА И ОБЕЗЬЯНЫ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 2. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека
и человекообразных обезьян
Сформировать представления о сходстве и различиях в строении человека и животных
Урок постановки учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Обучающийся будет знать признаки, доказывающие родство человека и животных; научится доказывать родство человека и животных; анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас
Будут сформированы : мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно—этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательные отношения к мнению другого человека; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные – научится : составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться : ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.
Познавательные – научится : устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться : ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится : принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться : принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
Формы и методы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Человек и человекообразные обезьяны, рудименты, атавизмы
Организационная структура урока
Методи-
ческий
прием
II. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Фронтальная беседа, фронтальный контроль знаний
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет индивидуальный контроль с помощью индивидуальных карточек с заданиями; фронтальный контроль:
– Что изучает такой раздел биологии, как эволюционное учение? (Это раздел биологии об историческом развитии (эволюции) живой природы.)
– Как вы понимаете понятие «эволюция»? (Процессы необратимого изменения, протекающие в природе.)
– Назовите ученого, имя которого неразрывно связано с эволюционным учением и теорией эволюции. (Чарльз Дарвин.)
– Какая систематическая категория объединяет таких животных, как шимпанзе, гориллу и человека? (Семейство человекообразных обезьян.)
– Какие животные являются ближайшими родственниками человека и почему? (Шимпанзе, так как последовательности аминокислот многих белков человека и шимпанзе сходны более чем на 99 %. У человека и шимпанзе очень близки группы крови. Человек и шимпанзе имеют сходные заболевания.)
Контролируют правильность ответов обучающихся
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников
Строить высказывания, понятные одноклассникам и учителю.
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Демонстрировать способность слышать ответы и рассказ одноклассников
Вопросы учителя, индивидуальные карточки с заданиями
III. Мотивация изучения нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Записи в рабочей тетради.
Работа по учебнику
Подводит обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:
– На прошлом уроке мы попытались стать ближе к тайне раскрытия происхождения человека. Рассмотрели систематическое положение человека и определили его к классу Млекопитающие и типу Хордовые. Теперь нам необходимо привести доказательства того, что мы не ошиблись в своих предположениях.
– Как вы думаете, какие доказательства мы можем привести? На прошлом уроке затронули вопрос, какие доказательства ученых принимались во внимание. Так что же мы должны будем сделать, чтобы определить принадлежность человека к животным? (Найти сходство и различия.)
Озвучивает тему и цель урока:
– Сегодня мы попытаемся найти признаки похожести человека на животных или отличия от них.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока
Понимают на слух рассказ учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Осуществлять анализ объекта, взаимоконтроль.
Строить высказывания, понятные одноклассникам и учителю. Устанавливать причинно-следственные связи. Обладать мотивацией получения новых знаний, дальнейшего изучения естественных наук
Вопросы учителя и устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учащихся к самостоятельному
выводу способа действия с информацией
Работа с учебным материалом.
Работа по учебнику
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник:
– Для начала мы послушаем небольшое сообщение о том, что же изучает молекулярная биология и почему при определении систематического положения одними из главных критериев служили данные молекулярной биологии. (Сообщение ученика.)
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:
– К какому классу относится человек? (Млекопитающие.)
– В какой тип входит класс Млекопитающие? (Хордовые.)
– Какой отряд является «семьей» для человека? (Приматы.)
– Вам предоставлена таблица «Черты сходства человека с животными» (см. Ресурсный материал к уроку).
Организует самостоятельную работу с учебником:
– В первом столбце находятся систематические категории, а во втором столбце вы запишете признаки сходства. Используйте текст учебника на с. 6–7.
Время на выполнение – 6 минут.
Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль.
– Вы нашли и записали большое количество примеров сходства человека и животных.
– Как вы считаете, какие признаки все же отличают человека от других видов животных? (Прямохождение, внешность, нет обильного волосатого покрова, речь, более сложно устроен головной мозг, умственные способности выше, чем у животных, высокоразвитое сознание, абстрактное мышление, творчество.)
– Используя текст учебника на странице 9, выделите черты отличия человека от животных. (Сложный по строению мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном движений, объемное цветовое зрение.)
– А вот несколько примеров сходства человека и животных.
– У наших предков, в том числе у некоторых приматов, имеются хвосты. В хвостовом отделе могут находиться от 3 до 49 позвонков. У предков человека хвост редуцировался и позвонки образовали копчик. В настоящее время копчик никакой определенной функции не выполняет, но он характерен для всех представителей вида Человек разумный. Для борьбы с неблагоприятными условиями среды, с низкими и высокими температурами у животных класса Млекопитающие образовался волосяной покров. Человек же научился другими способами бороться с низкими температурами – он защищался шкурой животных, шил себе одежду, разводил костер. Необходимость в волосяном покрове отпала. Но на теле человека остались участки волос. Какие функции они выполняют и для чего они необходимы, мы узнаем чуть позже. Органы или части тела, которые активно функционировали у наших предков, но в настоящее время не выполняют никаких функций, называют рудименты. Они закладываются у эмбрионов, но полностью не развиваются.
– Иногда на теле человека появляется обильная волосатость, несколько пар сосков или маленький хвост. Такие образования называются атавизмы. Это явления возврата к признакам предков, проявляющиеся у отдельных особей
Воспринимают информацию ученика в виде сообщения; работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Читают текст учебника. Определяют принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу Млекопитающие, отряду Приматы.
Называют признаки сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Черты сходства
человека
и
человекообразных обезьян
Описание слайда:
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Анатомические, физиологические и генетические признаки
Описание слайда:
* большое сходство в строении скелета и внутренних органов;
*очень похожие зубы;
*наличие ногтей;
*общие болезни;
*сходное число хромосом;
*очень близкий химический состав крови;
*сходный аминокислотный состав.
Описание слайда:
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Функционирование нервной системы, психических качеств и способности
Описание слайда:
*способность переживать сходные эмоции( радость, страх, гнев);
*высокая способность к обучению;
*хорошая память;
*способность накапливать жизненный опыт;
*сложные формы заботы о потомстве.
Описание слайда:
Черты сходства человека и человекообразных обезьян
Анатомические, физиологические и генетические признаки
Описание слайда:
*объем мозга примерно 600 см3( у человека 1600см 3);
*менее развиты извилины, борозды и кора больших полушарий;
*относительно более длинные передние конечности;
*кисти рук крюкообразные;
*хватательный тип стопы;
*более сильно развит лицевой отдел черепа с челюстями;
Описание слайда:
*ярко выраженные надбровные дуги;
*стопа не образует свод;
*таз не такой широкий, так у человека;
*существуют некоторые отличия по числу хромосом;
*биохимический состав не полностью индентичен.
Описание слайда:
Черты отличающие человека и человекообразных обезьян
Функционирование нервной системы, психических качеств и способности
Описание слайда:
*уровень развития сознания ниже, чем у человека;
*эпизотические используемые орудия, как правило самостоятельно не изготовляются;
*менее выраженная способность к отвлеченному мышлению;
*отсутствует членораздельная речь;
Описание слайда:
* менее выраженная способность накапливать индивидуальный и социальный опыт, а также передавать его своим потомкам;
*отсутствие целенаправленной и коллективной трудовой деятельности;
*большая зависимость от действия условий среды и естественного отбора.
Описание слайда:
Основные итоги
эволюции человека
Возникновение прямохождения.
Расширение и укрепления таза, принимающего на себя основную нагрузку при передвижении на двух конечностях.
Облегчение челюстного аппарата в связи с уменьшением нагрузки при жевании.
Освобождение рук для труда, как следствие возникновения прямохождения.
Описание слайда:
5.Противопостовление большого пальца на руке остальным.
6.Изготовление и использование орудий труда.
7.Сплочение членов общества и усложнение их трудовой деятельности.
8.Совершенствование звуковой сигнализации, появление второй сигнальной системы ( речи).
9.Прогресивсвное развитие головного мозга.
10.Возникновение абстрактного мышления
11.Создание искусственной среды существования.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Курсы повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству» 17 ч.
Презентация к исследованию «Образование Верещакского Дома Культуры»
Исследовательская работа «Образование Верещакского Дома Культуры»
«Плюсы и минусы дистанционного обучения»
Текст выступления на семинаре к презентации «Музыка нас связала»
Презентация на тему «Музыка нас связала!»
Реферат «Типология синтаксических систем. Типы предложений в сопоставляемых языках.»»
Презентация по ПМ 03. МДК 03.02 на тему «Графики работы водителей»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5391053 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Перечислите черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян?
Сходство человека и человекообразных обезьян
Человекообразные обезьяны — это гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе.
Иммунологический метод основан на реакции антиген-антитело. Из современных человекообразных обезьян к человеку иммунологически наиболее близок шимпанзе, наиболее далек орангутанг. Иммунологически было обнаружено, что белки рамапитека (ископаемой человекообразной обезьяны) более сходны с белками орангутанга, чем с белками человека и шимпанзе. Эти данные, вместе с морфологическими и палеонтологическими, заставили отказаться от рамапитека в качестве прямого предка человека.
Биохимические доказательства близости человека и обезьян:
Сходство человека и человекообразных обезьян
Человекообразные обезьяны — это гиббоны, орангутанги, гориллы, шимпанзе.
Иммунологический метод основан на реакции антиген-антитело. Из современных человекообразных обезьян к человеку иммунологически наиболее близок шимпанзе, наиболее далек орангутанг. Иммунологически было обнаружено, что белки рамапитека (ископаемой человекообразной обезьяны) более сходны с белками орангутанга, чем с белками человека и шимпанзе. Эти данные, вместе с морфологическими и палеонтологическими, заставили отказаться от рамапитека в качестве прямого предка человека.
Биохимические доказательства близости человека и обезьян:
Отличия человека от вымерших гоминид: развитые большие полушария мозга, речь;
прямохождение и связанные с ним свод стопы и изгибы позвоночника (для амортизации при ходьбе);
большой палец руки противопоставлен остальным четырем;
ноги утратили хватательную функцию и выполняют только опорную функцию.
Человекообразные обезьяны (антропоморфиды, или гоминоиды) относятся к надсемейству узконосых приматов. К ним, в частности, относятся два семейства: гоминиды и гиббоновые. Строение тела узконосых приматов аналогично человеческому. Это сходство человека и человекообразных обезьян является основным, позволяющим относить их к одному таксону.
человек и человекообразные обезьяны
Впервые человекообразные обезьяны появились в конце олигоцена в Старом Свете. Это было примерно тридцать миллионов лет назад. Среди предков этих приматов наиболее известны примитивные гиббонообразные особи – проплиопитеки, из тропиков Египта. Именно от них далее возникли дриопитеки, гиббоны и плиопитеки. В миоцене случилось резкое увеличение количества и разнообразия видов существовавших тогда человекообразных обезьян. В ту эпоху отмечалось активное расселение дриопитеков и прочих гоминоидов по территории Европы и Азии. Среди азиатских особей были предшественники орангутанов. В соответствии с данными молекулярной биологии человек и человекообразные обезьяны разделились на два ствола порядка 8-6 миллионов лет назад.
Древнейшими известными человекообразными считаются руквапитеки, камойяпитеки, моротопитеки, лимнопитеки, угандапитеки и рамапитеки. Некоторые ученые придерживаются мнения о том, что современные человекообразные обезьяны – это потомки парапитека. Но эта точка зрения имеет недостаточно обоснований вследствие немногочисленности останков последнего. В качестве реликтового гоминоида имеется в виду мифическое существо – снежный человек.
Человекообразные обезьяны имеют более крупное, чем у мартышкообразных особей, тело. Узконосые приматы не имеют хвоста, седалищных мозолей (есть маленькие у гиббонов только), защечных мешков. Характерной особенностью гоминоидов является способ их передвижения. Вместо перемещения на всех конечностях по веткам они двигаются под ветками преимущественно на руках. Данный способ передвижения именуется брахиацией. Приспособление к его использованию спровоцировало некоторые анатомические изменения: более гибкие и длинные руки, уплощенная грудная клетка по передне-заднему направлению. Все человекообразные обезьяны способны вставать на задние конечности, освободив при этом передние. Для всех видов гоминоидов характерна развитая мимика, способность мыслить и анализировать.
современные человекообразные обезьяны
Отличие человека от человекообразных обезьян
Узконосые приматы имеют значительно больше волос, которые покрывают практически все тело, за исключением небольших участков. Несмотря на сходство человека и человекообразных обезьян по строению скелета, руки у людей развиты не так сильно и имеют значительно меньшую длину. При этом ноги у узконосых приматов менее развиты, слабее и короче. Человекообразные обезьяны легко передвигаются по деревьям. Часто особи раскачиваются на ветвях. Во время ходьбы, как правило, используются все конечности. Некоторые особи предпочитают способ перемещения «хождение на кулаках». В этом случае масса тела переносится на пальцы, которые собраны в кулак. Различия человека и человекообразных обезьян проявляются также и в уровне интеллекта. Несмотря на то что узконосые особи считаются одними из самых умных приматов, их умственные задатки не так развиты, как у людей. Однако практически все обладают способностью к обучению.
сходство человека и человекообразных обезьян
Человекообразные обезьяны населяют тропические леса Азии и Африки. Для всех существующих видов приматов характерно свое место обитания и образ жизни. Шимпанзе, например, карликовые в том числе, живут на земле и на деревьях. Эти представители приматов распространены в лесах Африки практически всех типов и в открытых саваннах. Однако
Вывод:
Решил хоть как-то разнообразить ответы, а то у всех заел ctrl+c ctrl+v
Общие признаки человека и млекопитающих
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
• семь шейных позвонков;
• волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
• хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
• диафрагма и альвеолярные легкие;
• ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
• одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
• теплокровность;
• молочные железы, забота о потомстве;
• сходство в развитии зародыша.
Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200—300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 5. Какое приспособление обеспечило человеку преимущество в эволюции над приматами?
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.