Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого

Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого

Упражнение № 3 Внимательно прочитай текст и ответь на вопросы

Упражнение № 3 Внимательно прочитай текст и ответь на вопросы.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее кушанье. Эзоп опять купил языки. Он так объяснил Ксанфу своё решение: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка?»

Нет ли противоречия в утверждениях Эзопа? Обоснуй свой ответ. ____________________________

Выпиши из толкового словаря три лексических значения существительного язык. _______________

Ответ:

В утверждениях Эзопа противоречия нет. Нет ничего лучше языка, так как люди с его помощью могут общаться, говорить друг другу приятные вещи, здороваться, признаваться в любви. Нет ничего хуже языка, так как с его помощью люди могут врать, обижать друг друга, ругаться.

Лексическое значение слова язык:

1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.

2. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения и взаимного понимания людей в обществе.

3. Металлический стержень у колокола, производящий звон ударами о стенки.

Что общего в легенде об Эзопе и в высказывании Л. Н. Толстого о слове, языке?

И Эзоп и Л. Н. Толстой подмечают огромную силу человеческой речи. Выражая свои мысли словами при помощи языка люди могут сближаться друг с другом или, наоборот, отдаляться; взращивать любовь или ненависть. Слова могут по-разному влиять на людей, побуждать их к тем или иным поступкам.

Источник

Помогите ответить на вопросы

Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстогоЧто общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого

1. Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф, решив пригласить к себе гостей, приказал Эзопу приготовить самое лучшее кушанье. Эзоп пошел на базар, купил языки и приготовил из них блюда. Ксанф спросил, почему

Эзоп подает только языки. «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?» — ответил Эзоп.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приготовил самое худшее кушанье. Эзоп опять купил языки. Он так объяснил Ксанфу своё решение: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? »
Нет ли противоречия в утверждениях Эзопа? Обоснуй свой ответ.
Выпиши из толкового словаря три лексических значения существительного язык.
Что общего в легенде об Эзопе и в высказывании Л. Н. Толстого о слове, языке: «Слово — дело великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей»?
Напиши три-четыре пословицы о языке, слове, близкие по смыслу высказыванию Л. Н. Толстого, приведённому в предыдущем задании.

Ласковым словом и камень растопишь.

Недоброе слово больнее огня жжёт.

1. подвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека, способствующий захватыванию, пережевыванию и т. п. пищи.

2. Кушанье, приготовленное из такого мышечного органа ( коровьего или свиного)

3. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.

Источник

Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого

Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого

Что общего в рассказе о баснописце эзопе и в высказывание толстого

Ольга Козлова запись закреплена

Урок – родной язык, тема » » Современный русский литературный язык

1. Слово учителя
Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. С помощью языка человек выражает свои мысли и передает их другим, а делать это он может как письменно, так и устно. Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».

2. Знакомство с статьей учебника (стр. 82-83)
— Как вы поняли, что значит «современный русский литературный язык»?
— Что входит в понятие «языковая норма»?

3. Чтение фрагмента интервью с лингвистом М. Л. Каленчук. (стр. 83, упр. 86)
— Назовите основные показатели культурной речи.
— Прочитайте предложения, в которых содержится главная информация текста.

4. Знакомство со значением слов «речь» и «язык».
«Речь»
1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.
2. Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.
3. Звучащий язык. Русская речь музыкальна.
4. Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.
5. Публичное выступление. Выступать с речью.
«Язык»

6. Выполнение упр. 87.
— Прочитайте стихотворение О. А. Александровой. Какое название можно дать тексту?
— Прочитайте стихотворение вслух, передавая чувства автора.
— Как вы понимаете слова поэта «Ах, какое это наслажденье – говорить на русском языке»?
— Каково значение родного языка в жизни человека? Приведите примеры из текста.
— Какие слова можно назвать символами России? Почему?
— Как в словах отражается история России? Приведите примеры из текста.
— На какие особенности русской речи обращает внимание поэт? Прочитайте строки, подтверждающие вашу мысль.

7. Работа с текстом «Язык». (Текст должен быть распечатан для каждого учащегося.) Язык.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
2. Вопросы и задания:
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
“Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
К чему призывает Л.Н.Толстой?

Источник

Урок по русскому языку на тему «Его величество текст» 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рр Его величество Текст! (Признаки текста)

Урок повторения, обобщения и систематизации

I . Оргмомент. Целеполагание.

– Тема нашего сегодняшнего урока (учитель приоткрывает пока только первую часть): «Его величество Текст!». Вот такое интересное название! А почему мы написали слово «текст» с большой буквы? Потому что мы обращаемся к Тексту как к живому существу, мы олицетворяем его, наряду с кошкой и собакой. Давайте же с ним познакомимся. Каков этот господин Текст? И всякое ли предложение мы можем назвать текстом? Итак, цель нашего урока – повторить понятие «текст»; сформировать умение соотносить содержание высказывания с формой его выражения.

II . Мотивационно-побуждающий этап.

Проверка домашнего задания.

Выполнение упр. 84. Как продолжение записей – выполнение упр. 82. Тетради собираются.

Смысл, интеллигент, баснописец, аллегория, мораль.

– Обратимся к нашему учебнику, откроем § 15 Главы 1 (стр. 52 – 53). Это текст о тексте, если можно так выразиться. Кто хочет прочитать текст вслух? Обратите внимание: текст можно видеть (письменный текст) и слышать (текст звучащий, устный). Сейчас Вы сможете и увидеть его, читая теоретический материал названного параграфа, и услышать, слушая своего одноклассника. Итак, внимательно слушаем, читаем и находим признаки текста.

Чтение и слушание текста.

– Теперь обсудим теоретический материал. Какие особенности текста мы можем назвать?

В тетрадях ребята кратко фиксируют:

1) текст состоит из нескольких предложений, следовательно, он обладает членимостью и имеет границы, т.е. начало и конец (но количество предложений – не главный признак текста; как доказать?);

2) предложения связаны общим смыслом (иначе говоря, целостность );

3) предложения соединяются с помощью языковых средств связи (иначе говоря, связность ).

– Кто повторит наизусть полное определение понятия «текст»? А кто выделит в этом определении 3 ключевые слова, соответствующие 3 выделенным нами признакам текста?

1. Выполнение упр. 85.

– Прочитаем про себя примеры, данные авторами учебника, и выполним задание упражнения – какие из этих примеров не являются текстами, почему? Первый пример является текстом? Да, потому что предложения в нем объединены общим смыслом. Они все о значении речи, которая делает нас интеллигентными людьми. А еще что объединяет предложения? Если Вы внимательны, то нетрудно увидеть, как все предложения связаны грамматически. Обратите внимание на то, как первое предложение связано со вторым. Найдите повторяющееся слово. Слово «надо».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *