Что общего в рассмотренных концепциях государственного управления

Сравнение и анализ существующих основных концепций формирования органов государственного управления

Одной из концепций государственного управления, получившей широкое хождение с начала 90-х гг. в России, является преимущественно экономическое восприятие государственного управления. Считается, что экономическая сфера является наиболее важной. В связи с подобными взглядами, государственные учреждения подвергаются коммерциализации, переводятся на самофинансирование и наделяются широкими полномочиями по оказанию платных услуг. Экономическая парадигма государственного управления наталкивается на внутреннее противоречие, поскольку с точки зрения современной экономической теории вмешательство государства должно быть минимизированным, все основные функции должны по возможности выполняться на конкурентных началах, регулироваться преимущественно рыночными силами. Государственное управление, осуществляемое на рыночных принципах, не может рассматриваться серьезно, поскольку в силу своего монопольного положения и властных полномочий внедрение в государственное управление коммерческих принципов таит в себе огромные опасности злоупотребления монопольным положением в пользу лиц, облеченных властью, что неоднократно случалось в истории.

Концепция государства всеобщего благосостояния (с системой социального обеспечения, бесплатным обучением и т. п.) была популярна со второй половины XX века. Ее развитие было отчасти обусловлено угрозой коммунизма и экономическими кризисами, не раз потрясавшими мировую экономику.

Концепция минимального государства предполагает как можно меньшее государственное вмешательство в экономику и частную жизнь. Соотношение личного, общественного и государственного остается до сих пор предметом долгих и упорных рассуждений и дискуссий, однако все зависит от форм государственного вмешательства и его последствий. Концепция минимального государства соответствует либеральной идеологии и тенденциям демократизации, и исходит из предположения, что частный сектор способен предоставить большую часть общественных услуг, используя такие инструменты, как дерегулирование, разгосударствление и приватизацию.

Концепция эффективного государства. Эффективность означает развитие и поддержание механизмов выявления и интеграции общественных предпочтений, ориентацию на цели, разделяемые обществом, и способность их достижения. Эффективная власть осознает ограниченность своих возможностей и готова делегировать свои полномочия агентам, способным реализовать их с большей отдачей, нежели центр. акционерными обществами. В отношении государственного управления проекция данной концепции затрагивает целый ряд важнейших проблем, связанных с отношениями народа или общества (акционеров) и органами управления, которые должны действовать в интересах народа. В рамках данного направления вырабатываются решения в области наблюдения, контроля, оценки деятельности, подотчетности управляющих. Таким образом основное содержание концепции – согласования интересов управляемых и управляющих.
Концепция нового государственного менеджмента. В рамках происходящих в обществе изменений происходит переворот в подходах к организации государства, преобразуются цели и задачи государственного управления. Многие ученые предпочитают говорить о смене парадигмы, в рамках которой государство и государственное управление начинает рассматриваться под не известным ранее углом зрения. Речь идет об обеспечении не только экономической эффективности, но и справедливости в деятельности государства. Концепция нового государственного менеджмента воспринимается неоднозначно. Новый государственный менеджмент оказывается бессильным при решении довольно большого круга важнейших государственных задач и политического контроля населения за действиями правительства, не до конца удалось решить и проблему открытости и профессионализма государственной службы.

22. Роль структур в государственном и муниципальном управлении: анализ типов, видов, научных подходов к их формированию и функционированию.

Разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, существенно влияет на формы и организацию планирования, оперативного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстановке кадров.

Сложились два подхода к формированию организационной структуры: механистический и органический. Механистический подход, основы которого были заложены М. Вебером, предполагает использование формальных правил и процедур, централизован­ное принятие решений, жесткую иерархию власти. Использование этого подхода целесообразно при формировании высокоцентрализованных бюрократических структур в организациях, функционирующих в условиях:

— известных, четко поставленных устойчивых и простых целей;

— глубокой дифференциации производственных операций;

— достаточно точной измеримости результатов работы, звеньев;

— стабильности ресурсного обеспечения и спроса на продукцию, услуги;

— высокой степени определенности функционирования;

— когда власть руководителя декларирована, формально узако­нена.

Организационные структуры, сформированные на принципах механистического подхода, как правило, отличаются многоуровневым строением. Предприятия с такой многоуровневой структурой называют предприятиями с высокой структурой организации. Количество уровней управления может достигать 6-10 и более. Государственные и муниципальные структуры, как правило, образуются на основе механистического подхода.

В условиях динамичных технологий и высокой неопределенности среды функционирования используется органический подход к формированию организационных структур, которые позволяют эффективней взаимодействовать с динамичной средой, адаптироваться к изменениям. Такие структуры эффективны, когда развита широкая специализация и лично осознанная ответственность, высокий уровень организационной культуры, а взаимодействие организуется на основе партнерских отношений с высокой степенью комплементарное™, обеспечивающей взаимодополняющие действия. В структурах, построенных с использованием организационного подхода, количество уровней управления может быть сни­жено до 3-4, их принято называть плоскими организационными структурами. Эффективность функционирования плоских организационных структур достигается определенной степенью децентрализации, обеспечивающей самостоятельное достижение целей, принятие на себя риска организационных инициатив каждым элементом структуры. Преимуществами такой организационной структуры является то, что

— растут профессиональные навыки руководителей на всех уровнях управления;

— управленческий труд приобретает творческий характер;

— управление становится более гибким и адаптивным в условиях динамичной среды.

Источник

Современная концепция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:54, реферат

Краткое описание

Понятие государственного управления
Предмет науки теории государственного управления
Основные концепции теории государственного управления
Современная концепция государственного управления

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни. Это воздействие государства можно разделить на два уровня: политическое управление и «собственно» государственное управление. Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленной и целевой направленности.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Кроме того, известно, что в экономике существуют сферы, где рынок оказывается несостоятельным естественные монополии, общественные товары, неполные рынки, информационная асимметрия, безработица, инфляция) и где без государственного вмешательства не обойтись. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа, согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять. Поэтому изучение государственного управления предполагает поиск и оценку возможностей тех общественных институтов, которые могут взять на себя функции государственного регулирования. С другой стороны, эта оценка включает понимание специфики именно государственного управления, его целевую направленность на производство общественных благ, непосредственную связь с политикой.

Итак, природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Государственное управление выступает как механизм, способ, с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий и удовлетворению материальных, социальных, культурных потребностей разных групп населения. Это достигается с помощью конкретных действий политического, правового, организационного, финансового и т.п. характера, что включает различные этапы административной подготовки и реализации необходимых управленческих решений и социальных программ, посредством которых происходит координация и осуществление политики государства. В этом смысле государственное управление представляет конкретно-содержательную часть государственной политики. С другой стороны, государственное управление наряду с отличиями имеет общие черты с менеджментом в частных организациях, в основном касающиеся управленческих технологий и учета интересов клиента. Отсюда вытекает, что от успешного соединения рационального анализа с принятием политических решений в процессе государственного управления зависит уровень использования административных возможностей, а также финансовых, информационных, людских и, наконец, властных ресурсов государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *