Что общего в теории раскольникова и теории лужина
Теория Лужина о целом кафтане в романе «Преступление и наказание»
Пётр Петрович Лужин — персонаж романа «Преступление и наказание» (1866) Фёдора Михайловича Достоевского. Жених Дуни Раскольниковой, сестры главного героя романа Родиона Раскольникова.
Во второй части романа, при знакомстве с Раскольниковым в его каморке, Лужин, в присутствии Разумихина и доктора Зосимова, рассказывает свою экономическую теорию «целого кафтана».
Упомянув о Лебезятникове, Лужин похвалил мысли «молодых поколений», которые отвергли прежний дух религии и идеализма ради материальной выгоды и практической пользы. Вместе с молодёжью Лужин находил, что христианский призыв сочувствовать ближнему и делиться с ним проникнут «чрезмерной восторженностью». Он не соответствует «экономической правде», которая гласит: всё на свете основано на личном интересе.
Этот фрагмент (часть 2, глава 5) также называют монологом Лужина о целом кафтане.
Суть теории
Теория «целого кафтана» гласит о том, что каждый человек должен заботиться лишь о себе и собственном благе. То есть, не стоит делиться с кем-то своим кафтаном, так как в таком случае у обоих будет только по половине кафтана, то есть по сути оба останутся без кафтана. Третий вариант — отдать целый кафтан нуждающемуся — Лужин даже не рассматривает:
При этом, Лужин уверен, что, «по науке», такой подход полезен для «преуспеяния» всего общества, так как чем больше будет целых кафтанов, тем более устраивается общее дело:
Сходство теорий Лужина и Раскольникова
Слушая речи Лужина Раскольников узнает свою теорию, только рассказанную без украшений романтическими бреднями про Наполеона.
Теория Лужина действительно отчасти схожа с теорией Раскольникова о «людях и тварях дрожащих», но при этом Лужин утверждает, что «на всё есть мера» и его теория не предполагает совершения преступлений. Так, когда Раскольников заявляет, что, доведя теорию о кафтанах «до последствий», выйдет, что можно людей лишать жизни из личного интереса, Лужин категорически не соглашается с Раскольниковым. Он отвечает, что от совершения преступления человека должны сдерживать нравственность и правила:
Немаловажно и то, как Лужин и Раскольников оправдываю свои теории. Лужин считает, что забота о своем личном интересе в итоге ведет к всеобщему преуспеванию:
С этой точки зрения теория Лужина близка к «разумному эгоизму», но сам Лужин понятие о нравственности имеет весьма смутное. Он легко переступает правила, и ради своих мелких целей подставляет безобидную Соню Мармеладову, подсунув ей деньги, а после прилюдно, во время поминок ее отца, обвинив в воровстве.
Раскольников также говорит о пользе обществу, но без какой либо конкретики:
При этом, он относит себя к «необыкновенным» людям которые по необходимости «право имеют», но сам совершает преступление не во имя благого дела, а чтобы доказать свою избранность и решить собственные финансовые проблемы:
Текст фрагмента (часть 2, глава 5)
Происхождение теории Лужина
В 1860-е годы среди русской интеллигенции были популярны работы английских экономистов И. Бентама (1748–1832) и его последователя Д. С. Милля (1806–1873), сторонников утилитаризма. Согласно Бентаму, счастье человека зависит от его собственных интересов, но также зависит и от интересов общества. То есть интересы общества не должны игнорироваться и исключаться из виду.
Однако господин Лужин, как и многие современники Достоевского, извращает концепцию утилитаризма, доводит ее до абсурда — до идеи абсолютного эгоизма, когда человек думает только о себе, а интересы общества для него совершенно не важны. Эти идеи довольно далеки от изначальной концепции утилитаризма Бентама и Милля.
В то же время в словах Лужина содержится полемический отклик на рассуждения Лопухова и Кирсанова в романе «Что делать?» и на теорию «разумного эгоизма» Чернышевского. Возможно, что рассуждение Лужина о «кафтане», которого не следует делить с ближним, пародирует также и объяснение принципа личной выгоды в статье Д. И. Писарева «Исторические идеи Огюста Конта»:
Лужин как двойник Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Раскольников и Лужин (фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» Достоевского можно встретить несколько так называемых «двойников» главного героя Родиона Раскольникова. Среди них — господин Свидригайлов, чиновник Мармеладов и господин Лужин.
В этой статье представлены материалы о Лужине как двойнике Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Лужин как двойник Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Раскольников и Лужин являются яркими персонажами романа «Преступление и наказание» и имеют много общего. Есть целый набор качеств и особенных черт, которые позволяют называть Лужина двойником Раскольникова.
1. Теории Лужина и Раскольникова
«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)
«. ты малый умный. » (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава VI)
«. тщеславие, гордость и тщеславие. » (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава V)
«. несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб его слушали. » (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)
«. угрюм, мрачен. » (Разумихин о Раскольникове, часть 3 глава II)
«. немного только угрюмый. » (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)
«. оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…» (Пульхерия Александровна о Раскольникове и его сестре Дуне, часть 3 глава IV)
«. как бы высокомерный. » (Пульхерия Александровна о Лужине, часть 1 глава III)
«А я трус и… подлец. » (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)
Это были материалы о Лужине как двойнике Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?
Персонажи Достоевского полны глубины и скрытых смыслов, каждый из них – яркий собирательный образ современности писателя. Второстепенные герои предназначены для того, чтобы подчеркнуть или опровергнуть некоторые черты главного героя. Это помогает понять, в чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова.
Образ Раскольникова
Родион – бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за отсутствия денег. В нем воспитаны качества, которые присущи хорошему человеку – он добр и отзывчив, альтруистичен и готов отдать последнее нуждающимся. Окружающая его среда, засилие нищеты, несправедливости и бедствования рождают в нем мысль о страшной теории. Постоянно сомневается, находится в поисках истины, мечется от одного к другому.
Образ Лужина
Лужин уверен в себе и любит только себя самого. Прекрасные чувства, такие как любовь и истинная бескорыстная добродетель, чужды для него. Он не скрывает того, что в жены хочет взять бедную натерпевшуюся страданий девушку, чтобы властвовать над ней, чтобы она считала его благодетелем и не смела перечить ему. Лужин – преуспевающий делец, он всегда спокоен и рассудителен.
Сходства
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Различия
Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.
Сопоставление со Свидригайловым
Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.
Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.
Урок «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сходства
В начале встречи героев кажется, что образы их не сопоставимы. Но уже к концу разговора в каморке Раскольникова, становится видно, что между идеями нищего студента и богатого дельца наблюдается некая схожесть. Главная черта, которая объединяет героев – стремление возвыситься над другими. Это видит и сам Раскольников, несмотря на то, что Лужин ненавистен ему. Родион Романович, опираясь на свою теорию, считает, что ему можно вершить преступления, так как он решил, что он избранный. Лужин откровенных преступлений не совершает, но сама суть его личности – прогнившая и чрезмерно эгоистичная. Преступления Лужина – моральные, в то время как преступление Раскольникова – физическое.
Сочинения
Произведение Достоевского Преступление и наказание стало классикой русской литературы. Это психологический роман, где в главной роли выступает бывший студент Раскольников, однако в работе автора раскрываются и другие образы. Так в романе Преступление и наказание мы встречаем Лужина, что представлял собой человека, глубоко противного самому автору. Но такой тип людей существовал. К тому же данный персонаж позволил глубже изучить и познать самого Раскольника, чьим моральным двойником и являлся Лужин. На первый взгляд, это совершенно разные образы, но у них было очень важное сходство. У обоих была своя теория и каждый из них ей следовал. Так теория Лужина заключалась в разумном эгоизме, и согласно ей люди должны учитывать свои лишь интересы. Согласно теории Раскольникова, великим людям позволялось все, поэтому он и захотел узнать, кем он является — тварью дрожащей или право имеет.
Изучив роман мы понимаем, что образ Лужина является худшим проявлением человека, а чтобы поближе познакомиться с Раскольниковым и Лужиным сделаем сравнительную характеристику, отмечая их сходства и различия.
Характеристика Раскольникова
Раскольников — герой романа, который бросил учебу из-за своей бедности и невозможности платить. Он привык делить людей на ничтожных и наполеонов, и захотел узнать, кто он, поэтому и пошел на преступление. Однако в своей теории, согласно которой великим людям позволено все, он ошибается. Считая, что он вправе карать и миловать, в дальнейшем приходит к осознанию того, что расчет его неверный. Раскольников понимает, что его разделение людей на определенные категории ошибочно. Понимает и то, что он обычный человек и раскаивается в содеянном. В этом большая заслуга Сони. Правда, к ней поначалу Раскольников холоден, но любовь девушки сумела разбудить в герое человечность. Он потянулся к девушке, полюбил ее, и принял ее отношение к жизни.
Характеристика Лужина
Второй персонаж Преступления и наказания, чью характеристику рассмотрим в нашем сочинении, был Лужин. Лужин юрист и советник, на чьем лице вечно читалась брюзгливость. Он никогда не поддавался эмоциям, был преуспевающим, рациональным и практичным человеком. Лужин подлый, аморальный, ничем не брезгует, лишь бы достичь своих целей. Лужин любит сплетни, для него неизвестно понятие благородства, а его стремлением в жизни была карьера и обогащение. При этом на жизнь он смотрит через призму своей теории, считая, что только эгоисты смогут в дальнейшем помогать другим.
Раскольников и Лужин имеют и общие черты. Оба умные, но при этом тщеславные, высокомерные и подлые. Причем Раскольников подлецом называет себя сам, а вот о том, что Лужин подлец из подлецов говорит Катерина Ивановна.
Рассматриваемые нами Раскольников и Лужин испытывают неприязнь друг к другу, не понимая, что они очень похожи, и их можно назвать даже моральными двойниками. Скорее всего неприязнь между Раскольниковым и Лужиным появилась оттого, что каждый из них в противоположном персонаже увидел свои самые худшие черты, что их сильно раздражало.
Различия
Различия социального статуса, внешнего вида героев не так важны, как то, что основным отличием все же является мотивация. Если Лужин открыто любит только себя и «зло» в его примере проявляется в виде эгоизма, то Раскольников уверен, что зло он вершит ради добра и правосудия, ради блага другим людям. Лужин уверен в себе, его линия поведения и чрезмерная любовь к себе сохраняются от начала и до конца. Раскольников сомневается, бродит в дебрях своей души и все-таки стремится к свету. Ему не чужды человеческие качества, такие как доброта и сострадание, альтруизм и даже любовь. Лужин же не признает никаких чувств, кроме любви к себе. Девушку в жены он готов взять жалкую, но не из жалости, а чтобы повысить свой статус перед ней, чтобы она была безотказной и считала его благодетелем. Так или иначе, к финалу романа Лужин остается таким, каким был, а Раскольников находит путь к свету, искуплению и добродетельной жизни.
«Двойники» Родиона Раскольникова
Между главным героем и каждым из его «двойников» имеются свои особенные сходства. Каждый «двойник» олицетворяет собой отдельную черту Родиона, возможно, в гротескном стиле, сильно её преувеличивая. Всего в романе шесть так называемых доппельгангеров Раскольникова.
Наибольший интерес у читателя должны вызывать Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова, так как именно они оказывают основное влияние на Родиона Раскольникова и двигают сюжет всего романа. А сопоставительное сравнение Лужина и Раскольникова заслуживает отдельного внимания.
Сопоставление со Свидригайловым
Еще один персонаж, с которым Достоевский сопоставляет Раскольникова – Свидригайлов. Схожи эти герои ощущением своей уникальности, а также непринятием жизни такой, какая она есть. Разные у них только способы отчуждения: Раскольников пытается убежать от действительности, разрабатывая свою страшную теорию, Свидригайлов же ударяется в разгул и разврат.
Таким образом, Достоевский на примере сопоставления образов Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова показывает многоплановость и разнообразность образа главного героя. Несмотря на схожие черты с откровенными негодяями, Родион все же находит путь для искупления.
Данная статья поможет написать сочинение «Сопоставление Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым» и раскрыть основную суть данной темы.
О бедных женах
Адвокат берет в жены бесприданницу, бедную, однако образованную и умную Дуню Раскольникову, следуя принципам, изложенным в своей теории о бедных женах. Странно выглядит эта пара: жених невесту не любит, лишь желает облагодетельствовать по расчету; невеста, которая не задумывается, любит ли она Петра Петровича. Дуня жертвует собой, чтобы, выйдя замуж за обеспеченного Лужина, помочь брату и матери.
Петр Петрович представлен достигшим положения и достатка своими силами адвокатом, «деловым человеком». Он решил, что жена ему нужна из бедной семьи, страдавшая, пережившая трудности, однако она должна быть умной и образованной. Такая будет всю жизнь его благодарить, а он лишь снисходительно позволять себя любить.
Потому, посватавшись к Дуне, Лужин в точности следовал своей теории о бедных женах. Он рассчитывал, что бедная девушка будет его благодарить всегда, будет преклоняться перед ним, считать его своим благодетелем, спасителем. По сути адвокат желал заполучить себе фактически бесплатную, бесправную служанку, любовницу в одном лице. По его расчетам Дуня служила бы ему за еду и скромную одежду, при этом еще и благодаря за оказанное благодеяние, не смея сказать ни слова против.
Он с упоением помышлял, в глубочайшем секрете, о девице благонравной и бедной (непременно бедной), очень молоденькой, очень хорошенькой, благородной и образованной, очень запуганной, чрезвычайно много испытавшей несчастий и вполне перед ним приникшей, такой, которая бы всю жизнь считала его спасением своим, благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему, и только ему одному…,
Достоевский в одной только этой фразе отобразил самую низкую суть лужинской теории.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Литеровед публикует краткое сочинение на тему «Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в котором раскрываются основные функции персонажей, так или иначе отражающих теорию главного героя.
Замысел романа «Преступление и наказание» появился, когда Ф. М. Достоевский отбывал каторгу. Писатель задумывается о причинах преступлений, соразмерности их наказаниям.
Герой романа Родион Раскольников – бывший студент, мещанин, живет в крайней бедности. Достоевский в письме редактору, повествующем о будущем романе, упоминает об идеях, носящихся в воздухе. Одну из них подхватил и воплотил в жизнь Раскольников.
Молодой человек совершает убийство, оправдывая его бесчеловечной теорией. По его мнению, люди делятся на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые созданы для работы и воспроизведения населения. Они простые исполнители чужой воли, не способные вносить изменения в жизнь. Вторые призваны способствовать развитию цивилизации, движению человечества вперед. Если для достижения великих целей понадобится совершить преступление, то они имеют на это полное право.
Чтобы показать ущербность и античеловечность теории Раскольникова, Достоевский вводит в повествование «двойников», отражающих и по-своему преломляющих ее положения. В каждом из них герой «умирает», чтобы очиститься, подняться над самим собой. Глядя на этих людей, Раскольников осуждает их поступки, он возмущен их низостью, не понимая, что не так уж далеко ушел от них в своих умозаключениях и поступках. Возможность спасти душу автор дает только Раскольникову.
Самым бледным отражением главного персонажа является Андрей Семенович Лебезятников. Худосочный, золотушный внешне, он чрезвычайно самоуверен в общении с другими людьми. Он служит в каком-то министерстве, не отличается большим умом, но обладает страстным и увлекающимся нравом. Лебезятников имеет претензии на то, чтобы быть современным человеком, интересующимся общественными теориями. Он проповедует идеи Дарвина и Фурье. Кроме того, Андрей Семенович поклонник идей коммуны, не осуждает супружеские измены, противник христианской веры. Его отрицание больше походит на идейную пародию. Достоевский относится к нему с презрением, называя его «недоучившимся самодуром». Он считает, что такие, как Лебезятников, способны опошлить любую, даже очень хорошую идею.
С Раскольниковым его объединяет стремление к вседозволенности, которую он понимает гораздо мельче, на уровне межличностных отношений. Раскольников же мечтал чуть ли не все человечество осчастливить.
Другим двойником Раскольникова является Петр Петрович Лужин, жених его сестры. Он вызывает его негодование своим желанием жениться на Дуне. Впервые упоминание о нем на страницах романа появляется в письме Пульхерии Александровны, матери Родиона. «Человек он деловой и занятой», «благонадежный и обеспеченный», «весьма солидный и приличный», немного угрюмый и высокомерный – такими эпитетами награждает она его. Если бы не последние несколько слов, то создается портрет вполне добропорядочного человека. Пульхерия Александровна не может лгать, но и полную правду сказать сыну тоже не осмеливается. Поэтому появляется несколько искренних слов о характере жениха. Жениться Лужин хочет на девушке без приданого не случайно. Он желает быть благодетелем для своей жены и видит в этом свою выгоду. Девушка всю жизнь будет чувствовать себя обязанной ему.
Приехав в Петербург, Лужин остановливается у Лебезятникова, которого когда-то опекал. До него дошли слухи, что его бывший опекаемый стал прогрессивным человеком, мыслящим высокими категориями. Он надеется подучиться у него немного общению с молодыми идейными людьми, каковым считал и будущего родственника Раскольникова.
Что касается идей, то у Лужина есть своя теория, имеющая сходство с теорией Раскольникова. Исходя из нее, Петр Петрович прежде всего заботится о себе. Разъясняет он свои убеждения на примере кафтана. Если поделиться с ближним и разделить кафтан пополам, то оба они останутся наполовину голыми. А если в обществе будет больше устроенных людей, которые никому не помогают, а пекутся только о себе, то общество от этого только выиграет и окрепнет. Приобретая для себя, он делает хорошо для всех. Лужин идет дальше Лебезятникова, тут уже появляется забота об обществе.
Крайний эгоизм и забота о людях сближают его теорию с идеей Раскольникова. На самом деле и Раскольников, и Лужин думали исключительно только о себе, прикрываясь заботой о других. Более всего Лужин ценил деньги. Разрыв с Дуней раздражает его тем, что он потерял возможность получить в жены вечно обязанного ему человека. Отсутствие угрызений совести, тщеславие, бездушие, эгоизм являются основными чертами Лужина.
Аркадий Иванович Свидригайлов – третий двойник, самый яркий из трех, самый загадочный. О нем мы также узнаем из письма Пульхерии Александровны. Свидригайлов является главной причиной сватовства Лужина. Он влюбился в Дуню, которая работала у них в доме. Девушка отвергла его ухаживания. Жена Свидригайлова, Марфа Игнатьевна, разобралась в деле и сосватала девушку за своего родственника Лужина. Свидригайлова обвиняют в ряде преступлений. В частности, высказывается мысль, что он повинен в смерти своей жены. Ни одно из его преступлений не доказано.
Людей должна объединить любовь к богу, по мнению Достоевского. В этом убеждает читателя образ Сони Мармеладовой, которая смогла спасти душу героя. Автор явно симпатизирует своему герою, так как позволяет воскреснуть его грешной душе.
11. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.
Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.