Что общего в теории системного и ситуационного подходов в менеджменте

Системный и ситуационный подходы. Теория 7-S

Система получает некие ресурсы из внешней среды, трансформирует их и возвращает готовые продукты во внешний мир. При этом она характеризуется энтропией и синергизмом.

Системный подход подчеркивает необходимость учета в управленческой деятельности влияния и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих на нее либо прямое, либо косвенное влияние.

Элементы системы должны быть взаимозависимыми или взаимодействующими. Можно объединить разнообразные части в «целое», но пока не обеспечен особый механизм взаимодействия
этих частей, «целое» не будет представлять собой систему.

Основными частями системы в данном подходе являются: индивиды, формальные и неформальные группы, их отношения, типы статусов и ролей в группах. Части системы связаны организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникаций, процессы принятия решений. Школа социальных систем продолжила разработку современных теорий мотивации, коммуникаций, лидерства, начала разрабатывать теории принятия решений, конфликтов, гибких организационных структур, стратегического управления.

В конце 60-х годов начал разрабатываться ситуационный подход к управлению (П. Друкер, Р. Томпсон, П. Лоренс, Л. Лорш). Он стал логическим продолжением теории систем. Ситуационный подход не отвергает приведенные теории. Он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Залогом успеха современного менеджмента является познание науки управления и умение верно применить нужную научную теорию в ситуации, для которой она предназначена.

Центральным моментом этого подхода является ситуация. Под ситуацией понимается конкретный набор внутренних и внешних обстоятельств (факторов), которые оказывают воздействие на организацию в данное время. Именно ситуация определяет функции управления, выбор методов, стилей, структур, принципов управления для достижения целей организации наиболее эффективным способом. С точки зрения ситуации«лучшего способа» управления не существует. Ситуационный подход пытается определить, какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:

Источник

Сущность системного, ситуационного и процессного подходов к управлению

Вы будете перенаправлены на Автор24

Процессный подход к управлению

В рамках процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия управленческих функций, находящихся в тесной взаимосвязи. Само управление предстает как процесс, то есть серия связанных действий. Такие действия называют управленческими функциями, и каждая из них в свою очередь является процессом, поскольку также складывается из ряда взаимосвязанных действий. Управленческий процесс представляет собой общую сумму всех функций.

Состав функций управления – предмет научной дискуссии, разные исследователи предлагают выделять разный их перечень. Общепризнанными функциями являются:

Системный подход к управлению

Системный подход базируется на рассмотрении организации как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение общих целей в условиях изменяющейся внешней среды.

К таким элементам относятся:

Системный подход описывает организацию как систему, состоящую из подсистем – частей, обладающих собственными целями. Руководитель должен понимать, что, чтобы достичь общие цели организации, нужно воспринимать ее как единую систему. При этом важно выявлять и оценивать взаимодействие между всеми ее частями, стремиться объединить их таким образом, чтобы организация смогла получить желаемые результаты. При этом достижение каждой подсистемой своих целей – желательное, но не обязательное условие достижения общей цели.

Значение системного подхода в управлении предприятием может быть раскрыто через два аспекта. Во-первых, перед руководителем стоит задача достижения суммарной эффективности деятельности организации. При этом нужно не допускать превалирования частных интересов отдельной подсистемы, которые могут мешать достижению общей цели. Во-вторых, организационная среда всегда формирует цели, вступающие в противоречие друг с другом, поэтому приходится обозначать приоритеты.

Готовые работы на аналогичную тему

Ситуационный подход к управлению

Основу ситуационного подхода составляет предположение, что уместность и эффективность использования разных управленческих подходов зависит от сложившейся ситуации. Поскольку таких факторов много как внутри организации, так и за ее пределами – в окружающей среде – невозможно назвать один «наилучший» способ управления. В конкретной ситуации лучшим будет тот способ, который этой ситуации соответствует.

Ситуационный подход, как и системный, не может рассматриваться как простой набор предписываемых руководств. Он скорее представляет собой способ мышления в сфере организационных проблем и их решения. Ситуационный подход опирается на то, что, хотя в общем управленческий процесс одинаков, в разных случаях конкретный набор применяемых специфических приемов уникален.

Ситуационный подход ориентирован на то, чтобы прямым образом приложить достижения науки к реальным условиям и ситуациям. Ситуация – это центральный момент рассматриваемого направления менеджмента.

Под ситуацией понимают набор сложившихся обстоятельств, влияющих на организацию в рассматриваемый момент времени.

Поскольку в фокусе внимания находится ситуация, в ситуационном подходе подчеркивается значение ситуационного мышления. Оно позволяет руководителю разобраться, какие методы и приемы дадут лучший эффект в той или иной ситуации. При этом простого перечисления переменных, оказывающих влияние на результат в наибольшей степени, недостаточно для выбора оптимального рационального решения. Сложность связана с тем, что множество ситуационных процессов влияют друг на друга и не могут рассматриваться изолированно, а охватить вниманием их все – более чем проблематично.

Источник

СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ.

Системный подход в менеджменте. Основные понятия системного подхода. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Основные системные признаки:

— целостность свойств системы, не сводящихся к простой сумме элементов

-взаимозависимость структуры и среды

-множественность описания каждой системы

Ситуационный подход в менеджменте.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

11) УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ.

Что общего в теории системного и ситуационного подходов в менеджменте. Смотреть фото Что общего в теории системного и ситуационного подходов в менеджменте. Смотреть картинку Что общего в теории системного и ситуационного подходов в менеджменте. Картинка про Что общего в теории системного и ситуационного подходов в менеджменте. Фото Что общего в теории системного и ситуационного подходов в менеджменте

Знания представляют собой то, что многие организации все в большей степени производят, продают и приобретают. Предприятиям приходится решать такие сложные задачи, которые заставляют их развивать передовые знания и максимально эффективно использовать их.

Функция управления знаниями

Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:

· усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);

В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:

практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;

придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;

создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знанийТаблица Этапы управления знаниями

1. Определить какие знания имеют решающее значение для успеха

2. Собрать приобретение существующих знаний, опыта, методов и квалификации

3. Выбрать поток собранных, упорядоченных знаний, оценка их полезности

4. Хранить отобранные знания классифицируются и вносятся в организационную память (в человеческую, на бумаге, в электронном виде).

5. Распределить знания извлекаются из корпоративной памяти, становятся доступными для использования

6. Применить при осуществлении заданий, решении проблем, принятии решений, поиске идей и обучении

7. Создать выявляются новые знания путем наблюдения за клиентами, обратной связи, причинного анализа, эталонного тестирования, опыта, исследований, экспериментирования, креативного мышления, разработки данных

Переходя к этапу «Собрать», необходимо приобретать существующие знания, опыт, методы и квалификацию, необходимые для создания доменов выбранных базовых знаний. На этапе «Выбрать» рассматривается постоянный поток собранных, упорядоченных знаний и оценивается их полезность. Должна быть определена единая структура как основа организации и классификации знаний, предназначенных для хранения в базе. Этап «Хранить» выделяется для того, чтобы отобранные знания классифицировались и вносились в корпоративную память. Сюда относятся знания о продукции, производственных процессах, клиентах, потребностях рынка, финансовых результатах, приобретенном опыте, стратегических планах и целях и др. Профессиональный интеллект организации должен быть также частью этой памяти.

В этой связи к профессиональным знаниям следовало бы отнести:

познавательные знания («знаю, что»): мастерское владение базовой дисциплиной, достигаемое профессионалами путем интенсивного обучения и сертифицирования;

прикладное мастерство («знаю, как»): переводит «книжное обучение» в эффективное исполнение. Способность применять правила, относящиеся к определенной дисциплине, для решения сложных реальных проблем. Это наиболее распространенный уровень профессионализма, создающий ценности;

системное понимание («знаю, почему»): глубокое знание всей системы взаимоотношений, причин и следствий, лежащих в основе определенной дисциплины;

личная мотивация творчества («хочу знать, почему») охватывает волю, мотивацию и настроенность на успех.

Организации, воспитывающие в своих сотрудниках стремление к знанию («хочу знать, почему»), преуспевают перед лицом быстро текущих изменений и обновляют свои познавательные знания, прикладное мастерство и понимание систем, с тем чтобы конкурировать на рынках продуктов и услуг.

Развивая корпоративную память внутри организации, можно облегчить обмен знаниями, так как новшества, реализуемые в одном подразделении организации, становятся доступными другим отделам, если они сохраняются в памяти организации. Такая корпоративная память существует в трех разных формах: в человеческой памяти, на бумаге и в электронном виде.

Согласно Бекмэну [Beckman, 1998], ниже следует краткий перечень наиболее существенных свойств, на которые следует ориентироваться при выполнении работ каждого этапа: высокая эффективность, нацеленность на потребителя, усовершенствования и высшее качество, высокая гибкость и адаптация, высокий уровень профессионального опыта и знаний, высокая скорость обучения и инноваций, наличие инновационной системы на основе информационных технологий, самоуправляемость.

В литературе называются следующие методы покупки знаний и опыта: наем на работу новых сотрудников, обладающих знаниями и опытом; образование партнерства с другой организацией; переход какой-либо функции из другой организации для постоянного функционирования в данной структуре.

Среди способов аренды знаний и мастерства можно назвать такие, как наем на работу консультантов; получение помощи от клиентов, поставщиков, потребителей, со стороны научных учреждений и профессиональных ассоциаций; привлечение других организаций на субконтрактных основах. Знания о потребителях повышают результативность отношений с ними, а знания, полученные совместно с потребителем, открывают дорогу дUя большего числа нововведений, продуктов и услуг более высокого качества.

Можно указать на такие способы развития знаний и мастерства, как: отправка работников на учебу на стороне; разработка и предоставление обучающих программ внутри организации; приглашение инструкторов со стороны для обучения внутри организации; распространение уже имеющихся знаний внутри организации.

Под экспертной системой понимается программа, которая оперирует по заранее известному алгоритму информацией, представляющей знания эксперта в определенной предметной области, выраженная в форме, удобной для использования на компьютере, с целью выработки рекомендаций по решению задач или проблем, поставленных перед пользователем.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.

· координации деятельности между отдельными подразделениями;

· координации с внешней средой (рынком);

· создания эффективной внутренней структуры;

· контроля за деятельностью;

· развития организации в будущем. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

· процесс целеполагания (определение системы целей);

· процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;

· процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный.

· Разрабатывается миссия организации.

· Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).

· Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

· Определяются стратегические альтернативы.

· Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос «что делать?».

После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

· тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос «как делать?»). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

· политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;

· процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

· правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.

Планирование и планы

По широте охвата:

· корпоративное планирование (для всей компании в целом);

· планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);

· планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

По подфункции (например, для маркетинга):

По временному периоду:

· По степени детализации планов:

· оперативное или тактическое планирование.

По обязательности выполнения:

· директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;

· индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

· Непрерывностьозначает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий.

· Научностьозначает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника. При этом в природоохранном обустройстве территорий должны использоваться результаты экологических и экономических прогнозов, экологического мониторинга, положений целевых природоохранных программ.

· Приоритетностьозначает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Именно умение выбирать такие приоритеты отличает сильного менеджера от более слабого.

· Взаимная увязка и координация означает необходимость охвата всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности совместной работы.

Независимо от экономической системы планирование обычно разделяют по срокам выполнения намечаемых задач на

· долгосрочное (более трех лет)

· среднесрочное (1. 3 года)

· краткосрочное (недели месяцы)

В зависимости от содержания (широты, направлений деятельности и значимости) решаемых вопросов планирование разделяют на

· оперативное (текущее, регулярное)

Генеральное планирование определяет цели к принципы деятельности на длительную перспективу. Оно всегда долгосрочное и выполняется чаше всего научными, реже проектными организациями. Как правило оно охватывает деятельность большого числа организаций. Примерами могу; служить, генеральные планы развития городов или сельских районов, генеральные планы освоения новых территорий, целевые долгосрочные программы охраны природы.

Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, поставленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным. Как правило стратегические планы разрабатываются строительной (проектной, изыскательской) организацией применительно к своим условиям.

По содержанию учитываемых факторов стратегическое планирование можно разделить на два вида:

Бизнес-планирование предполагает учет не только производственно-экономической, но и предпринимательской стороны деятельности организации. Бизнес-планы в определенной мере выполняют функцию рекламы, так как по ним потенциальные заказчики могут решать, иметь ли им дела с данной организацией или нет.

Производственно-экономическое планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую и социальную стороны деятельности строительной организаций, не затрагивая ее предпринимательской части. Его можно разделить на два направления:

· планирование деятельности организации в целом

· планирование: работ по конкретному объекту или комплексу объектов (по всей строй площадке)

Производственно-экономическое планирование деятельности строительной организации включает составление годового производственного плана, иначе называемого стройфинпланом. Иногда стройфинпланом называют только финансовую часть годового плана, но это в меньшей степени соответствует терминологии, принятой в научно-справочной литературе.

Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером «устно», т.е. без составления специальных документов (графиков). Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть псе возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям. Оперативное планирование должно охватывать не только собственно производства строительно-монтажных работ, но и вопросы материально-технического снабжения, сбыта и т.д.

Кроме названных видов планирования следует также назвать планы, которые часто составляются на предпроектной стадии перед развертыванием крупного строительства. Обычно заказчик собирает техническое совещание руководителей всех организаций-участников, на котором конкретизируются функции всех участников, намечаются необходимые организационные мероприятия, сроки их выполнения. Решения записываются в виде протокола технического совещания., который подписывается всеми участниками и утверждается заказчиком или представителем местной исполнительной власти.

Источник

Сравнительная характеристика ситуационного и системного подходов в менеджменте

Отличие между системным и ситуационным подходом в управлении. Роль ситуационного подхода в развитии теории управления. Возможности системного подхода. Проблема наилучшего соотношения между степенями адекватности и оптимальности управленческого решения.

Сравнительная характеристика ситуационного и системного подходов в менеджменте

1.Отличие между системным и ситуационным подходом в управлении

2. Ситуации в сфере менеджмента

3. Обобщение уникального опыта менеджмента компании Транзас

4. Проведите ситуационный анализ рынков на которых действует фирма по таким критериям: основные сегменты рынка, объёмность каждого рынка, конъюнктура каждого рынка

Список использованной литературы

1.Отличие между Системным и ситуационным подходом в управлении

1.1Ситуационный подход к менеджменту

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

1.2 Системный подход к менеджменту

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

Cитуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.

В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

Значение принципа оптимальности элемента относительно системы выходит за рамки рекомендаций конкретных школ системного управления. Он определяет способ мышления, при котором вся деятельность менеджера понимается как система, а ситуация выступает как момент существования этой системы, полностью подчиненный целому. При таком подходе менеджер стремится извлечь из ситуации именно то, что требуется системе, что является для нее оптимальным.

В контингентном подходе внимание менеджера концентрируется на ситуации, качественно иным способом, чем при управлении по обстоятельствам. При ситуационном подходе управленческое сознание замыкается в рамках конкретной ситуации, не ищет оснований решения вне ее; каждая ситуация рассматривается изолированно от предшествующего и последующего, наподобие учебной шахматной позиции, где ставится задача найти лучший ход. При ситуационном (контингентном) подходе менеджер учитывает все требования системного подхода, но не абсолютизирует их и ими не ограничивается. На основе владения возможно полным набором управленческих средств изменения ситуации он прогнозирует их воздействие и составляет их наилучшую комбинацию с учетом уникальности ситуации, а при необходимости создает новые средства. Очень упрощенно, но наглядно можно сказать, что соотношение между системным и ситуационным подходами в принятии управленческих решений примерно такое же, как между решением классических шахматных задач и решением этюдов.

При ситуативном подходе менеджер старается максимально использовать возможности ситуации, не думая о последствиях этого для системы (“время покажет”). При системном подходе он принимает решение в пользу системы, не обращая внимания на иные возможности в ситуации. А при контингентном подходе существует стремление найти решение по возможности и адекватное ситуации, и оптимальное относительно системы.

Понятие соотносительности ситуации и системы существенно глубже простого представления об их сравнительной ценности для менеджера. Принцип соотносительности ситуации и системы содержит идею максимизации благ для людей совокупно в данной и будущих конкретных ситуациях. Всякое благо содержится в некоторой конкретной ситуации, а всякая система имеет ценность лишь постольку, поскольку она в своем функционировании продуцирует ситуации, содержащие блага. Из принципа соотносительности вытекает возможность таких управленческих решений, которые допускают серьезный ущерб системе ради иных ценностей, затронутых ситуаций или обнаруженных в ней. Например, из гуманистических и гражданских побуждений менеджер может пойти на разглашение секретов деятельности своей организации, вызывающей опасность для здоровья и жизни людей.

Однако в общем случае контингентный подход в отличие от управления по обстоятельствам нацелен на поддержку системы, поиск такого решения в ситуации, которое сохраняло бы, укрепляло и совершенствовало систему одновременно с решением ситуативных задач. В этом смысле контингентный подход есть продолжение и развитие системного подхода.

2. Ситуации в сфере менеджмента

За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.

В основополагающей книге Питера Ф. Друкера обсуждаются все три измерения менеджмента: управление бизнесом (экономическое измерение), управление организацией (социальное измерение), управление людьми (человеческое измерение). Эта книга завоевала популярность в США и других странах.

Важное значение имеют суждения Питер Ф. Друкера о качествах будущего менеджера. Он должен уметь решать новые задач: управлять на основе поставленных целей, рисковать на более длительный период, «вычислять» все риски, выбирать наиболее оправданный вариант риска, принимать стратегические решения, создавать единую команду, излагать информацию быстро и точно, выполнять несколько функций и видеть бизнес в целом, знать продукцию компании и увязать свою продукцию и отрасль с внешним миром.

Основой эффективного лидерства служит формулировка миссии организации, ее четкое определение и наглядное подтверждение. Лидер устанавливает цели и приоритеты, определяет и поддерживает стандарты.

2.1 Место и роль описания ситуаций в менеджменте

В судебной практике ряда стран прецеденты играют важную роль. В работе Стенли Фостер Рид и Лажу Александра Рид приводится почти три десятка прецедентов, как суды подходят к решению спорных вопросов. Эти прецеденты дают картину споров, возникающих после слияний компаний.

Другим примером использования прецедентов (кейсов) являются учебные курсы «Международный бизнес». Студентам предлагается письменно сделать анализ кейсов в следующих дисциплинах: Транснациональные финансовые системы, Международный менеджмент, Международный маркетинг, Стратегический менеджмент, Стратегический маркетинг, Операционный менеджмент.

Ситуации, как правило, описывают успешные или неуспешные фрагменты стратегического менеджмента компаний, однако они не использовались для построения математических моделей принятия решений, моделей риска неуспеха менеджмента и формализации процесса управления компанией.

2.2 Постановка задачи

В результате анализа работ по стратегическому менеджменту выявлены следующие недостатки: отсутствуют математические методы и модели по управлению бизнесом на основе риска, здравый смысл не трансформируется в логику и модели риска неуспеха, не используется сценарное управление бизнесом, применяют арифметическое сложение влияющих факторов вместо логического сложения, рассматриваются стратегии управления по отдельности, а не в целом; отсутствуют модели риска неуспеха компании.

Исходя из выполненного анализа, целью настоящей работы является обобщение опыта менеджмента компании Транзас в виде описания фактов, правил и ситуаций (кейсов).

Прежде всего, опыт менеджмента нужен для обучения студентов и менеджеров других компаний. Однако обратим внимание на следующее. На ситуациях менеджмента одной компании невозможно построить ситуационные модели управления или экспертные системы из-за весьма малого количества ситуаций в статистике из возможных. Действительно, каждый элемент ситуации может иметь несколько уровней значений и число возможных разных ситуаций может быть астрономически большим. Именно по этой причине мы не встречаем в публикациях по менеджменту описаний экспертных систем или ситуационных моделей (по Д. Поспелову).

В тоже время сценарные модели риска неуспеха могут быть построены для всех аспектов менеджмента: функций менеджмента, направлений производственной деятельности, стратегических целей и решений. Впервые предлагается, строить сценарии риска неуспеха и соответствующие логические и вероятностные модели риска неуспеха для принятия решения по величине риска.

3. Обобщение уникального опыта менеджмента компании Транзас

Ниже обобщается опыт менеджмента компании Транзас в виде описания фактов, правил и ситуаций.

Направления производственной деятельности. Компания Транзас занимается разработкой технологий и производством высоко технологичной продукции по следующим направлениям: береговые систем безопасности судоходства, морское и авиационное бортовое оборудование, интегрированные навигационные комплексы, морские и авиационные тренажеры.

Основные функции менеджмента компании стратегическое планирование, управление персоналом, маркетинг и продажи, управление разработкой электронных технологий и программ, учет и контроль функционирования компании.

Основатели компании. Конец 80-х годов прошлого века ознаменовался тотальным кризисом государственного управления СССР. Серьезные проблемы возникали во всех отраслях народного хозяйства. Не избежал их и морской торговый флот. Коммерциализация пароходств не привела к рентабельности флота, а породила хаос и бесконтрольность. Многие квалифицированные специалисты стали искать самостоятельный выход из создавшегося положения. Среди них оказались и три капитана дальнего плавания Н. Лебедев, Н. Мужиков, Е. Комраков и корабельный инженер В. Годунов, которые познакомились на интересе к компьютерам. Опытные моряки хорошо представляли потребности капитанов судов в навигационных системах. Они знали, что и как следует изменить, чтобы облегчить и усовершенствовать работу капитанов. Компьютеры открывали новые возможности.

1. Создать компьютерную технологию управления движением судна на основе электронных карт и персональных компьютеров;

2. Решить проблемы размещения производства, организации маркетинга и продаж;

3. Обеспечить защиту интеллектуальной собственности и получить решения морских и авиационных регистров;

4. Войти в рынок морских продуктов для управления движением;

5. Войти в рынок авиационных продуктов для управления движением.

Стратегические решения компании Транзас:

Тренажер Ми-8МТВ/АМТ для УТЦ Тюмени. Необходимость повышения безопасности полетов одного из самых массовых вертолетов в мире типа Ми-8 обусловила заключение договора на поставку вертолетных тренажеров производства Транзас в авиационный учебный тренировочный центр Тюмени компании UTair.

Система Управления Движением Судов черноморского побережья Болгарии. В ноябре 2002 года Транзас подписал контракт с Министерством финансов Болгарии на создание Системы Управления Движением Судов (СУДС) черноморского побережья страны. Система значительно повышает навигационную безопасность в регионе. Оборудование установлено более чем на 30 объектах вдоль побережья Болгарии.

4. Проведите ситуационный анализ рынков на которых действует фирма по таким критериям: основные сегменты рынка, объёмность каждого рынка, конъюнктура каждого рынка

На первом этапе необходимо определить, какие данные надо будет использовать и где их можно получить. Здесь надо быть очень аккуратными и не допускать, чтобы ради хорошей отчетности были использованы подкорректированные данные. Они ни в коем случае не должны быть устаревшими, а методы изучения образцов продукции находиться в несоответствии с целями исследования.

Следующей стадией является перечисление и упорядочивание проблем, встающих перед достижением поставленных целей и выделение наиболее важных моментов.

После определения целей и проблем необходимо представить, что именно доказывается в результате проведения исследования. Это исследовательская гипотеза, которая будет проверяться в результате исследования и, потому она должна быть построена в форме, допускающей проверку. Для избежания бессмысленных исследований нужна рабочая гипотеза. За счёт построения гипотезы уже осознанные разнообразные факты приобретают смысл. Кроме этого, уже на этапе трактовки полученных результатов по окончании исследований за счёт проведения сопоставления с гипотезой можно избежать произвольных толкований полученных результатов. Условием разработки гипотезы будет структурное построение разнообразных составляющих её факторов. Таким образом, ещё до начала исследований необходимо определить их взаимосвязь.

Для построения гипотезы наиболее часто используется метод аналогии с другими уже известными примерами и метод парадокса, когда обычная логика производственной сферы буквально выворачивается наизнанку, а причинно-следственные отношения меняются местами. Далее необходимо выбрать метод изучения. Наиболее популярны метод «изучения образцов продукции», «метод эксперимента» и «метод психологического подхода».

Изучение образцов продукции» представляет собой метод, при котором, для того, чтобы узнать особенности какой-либо группы продукции, происходит реальное изучение отдельного образца, выделенного в качестве представителя этой группы в соответствии с определенным правилом. Особенности, демонстрируемые этим образцом, рассматриваются как особенности всей группы. Анализируются: «среднее значение», «распределение», «соотношение» и другие статистические показатели.

«Изучение образцов» очень эффективно в тех случаях, когда целью анализа являются определение позиции группы однотипной продукции на рынке. Кроме всего прочего, этот метод достаточно стандартизован и прост в использовании.

«Метод эксперимента» используется тогда, когда нужно получить более точные результаты относительно конкретного вида продукции в группе аналогичной. Он в основном используется в отношении объектов не статистического характера. Например, выделяется фактор, который по предварительным данным, доминирует в поведении Потребителя. Этот фактор представляется в виде переменной, сознательно изменяется и затем отслеживается реакция на эти изменения Потребителя.

«Метод эксперимента» часто проводится следующим образом. Создаются две похожие группы (по полу, возрасту, доходу и т. п.). Одной из групп показывается телевизионная реклама какого-то нового вида продукции, а вторая группа этой рекламы не видит. Затем проводится пробная продажа новой продукции и измеряется коэффициент покупки.

Для того, чтобы правильно выбрать метод изучения рынка, необходимо, точно уяснить, что будет изучаться и в отношении каких групп Потребителей будет проводиться изучение. Важно определить для себя глубину или масштаб исследования рынка. Маркетинговые исследования рынка всегда требуют больших расходов и потому, прежде чем проводить исследования рынка в общенациональном масштабе необходимо провести пилотное маркетинговое исследование. В рамках этого исследования проверяются рабочие гипотезы, отрабатывается методика проведения и определяется размер выборки по категориям Потребителей и/или регионам.

Одной из задач маркетингового исследования является не просто измерение и описание рынка, а получение ответа на вопрос «почему?» в отношении поведения Потребителя и обоснованных предложений о том, «что нужно делать?».

Однако проблема заключается в том, что поведение Потребителя определяется сложной структурой переплетения различных факторов. Поэтому трудно ожидать моментального получения полезной информации, если Потребителя неожиданно спросить о том, почему он так поступает и, как он повёл бы себя, в том или ином случае. Если вопросы не будут в достаточной степени отточены заранее, полученные данные будут расплывчаты, а их смысл неясен.

Эффективным способом упорядочивания вопросов является продуманная связь между ними. Максимальное внимание должно уделяться и составлению анкеты. В маркетинговых исследованиях понятие «Анкета» имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле «анкета» означает не только вопросник, но и проверочный лист с перечнем контрольных вопросов, вплоть до регистрационного листа, используемого при наблюдениях.

Для повышения степени достоверности результатов опроса создается потребительская панель, под которой понимается совокупность опрашиваемых единиц Потребителей, подвергающихся повторяющимся исследованиям.

В зависимости от характера изучаемой проблемы панели условно подразделяются на общие и специализированные, при этом, последняя может быть и не обязательно репрезентативной. Создание общей панели потребует больших финансовых затрат и вряд ли будет оправдана для предприятия среднего масштаба. Специализированную панель имеет смысл создавать, но только в том случае, если планируется проводить маркетинговые исследования с определенной периодичностью.

После того, как определены опрашиваемые и методы сбора данных, начинается тиражирование анкет. На этом этапе необходимо продумать и вспомогательные элементы, а именно, уточнить список опрашиваемых, подготовить рекламно-информационные материалы и сувениры, визитные карточки и удостоверения для интервьюеров и другое.

Очень важным является выбор времени для проведения опросов. Это особенно важно, когда спрос на продукцию может иметь сезонный характер. В случае, когда процент возврата анкет ниже ожидаемого, а он обычно не превышает 10-20% от числа разосланных, всегда необходимо выяснять причины такого положения.

При проведении любого опроса всегда необходимо решить проблему заинтересованности анкетируемого в её заполнении. Конечно же, возможно предусмотреть плату за заполнение анкеты. Но вряд ли вам удастся сделать её достаточно привлекательной, чтобы привлечь к её заполнению ответственных сотрудников, владеющих интересующей вас информацией.

Следовательно, анкета должна быть составлена таким образом, чтобы руководитель торгового подразделения почувствовал, что её заполнение принесёт ему в будущем какую-то выгоду. И это отнюдь не обязательно должны быть какие-то послабления в отношении формы и порядка оплаты или отгрузки продукции. Этого можно добиться и за счет по существу поставленных в анкетах вопросов, и самим регулярным проведением опросов, с сообщением им, что конкретно было сделано предприятием по результатам предыдущего опроса. По собственному опыту знаем, что в этих случаях возврат анкет может порой доходить до 25-30%.

И ещё, избегайте лобовых вопросов относительно собственной продукции, из-за нежелания отвечать на которые, чтобы не портить отношения с предприятием, она может быть никогда не возвращена.

Подводя итоги исследования необходимо отдавать себе отчёт в том, что числовые значения, полученные результаты всегда будут иметь погрешности. Погрешности подразделяются «на статистические» (математически предсказуемые) и «не статистические». Если поставить перед собой задачу получить результаты с высокой степенью точности, то это может потребовать дополнительных и, как правило, неоправданных расходов.

Таким образом, цели в области качества можно рассматривать как показатели эффективности менеджмента и организации в целом. В них отражены восемь принципов менеджмента качества, на которых основаны стандарты ИСО серии 9000:2000, и ориентированы они на удовлетворение требований всех заинтересованных сторон и установлены на длительный период времени. При этом учтены все направления деятельности организации.

В это же время БПР рассматривается как наиболее эффективная концепция менеджмента. Хаммер считает появление БПР революцией в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения компаний, предложенных 200 лет назад А.Смитом, и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность.

Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы yпpaвлeнчecкoгo aппapaтa. В результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость пapтнepcкиx отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.

Список использованной литературы

8. Поспелов Д.Е. Ситуационное управление.

Подобные документы

Сущность и основоположники ситуационного подхода, его особенности в современных условиях. Применение ситуационного подхода в процессе управления таможенными органами. Проблемные вопросы при принятии управленческого решения в таможенном менеджменте.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 25.05.2015

Система производства как объект управления. Характеристика факторов, влияющих на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении. Анализ опыта применения системно-ситуационного подхода в управлении на территории РФ и за рубежом.

курсовая работа [65,0 K], добавлен 21.10.2013

Характеристика предпосылок становления школы науки управления. Ознакомление с содержанием процессного, системного и ситуационного методологического подхода к руководству организацией; особенности применения данных подходов в современном менеджменте.

реферат [31,4 K], добавлен 19.02.2012

Главные особенности процессного подхода. Системный подход в управлении. Организация как открытая система. Сущность ситуационного (кейзового) подхода. Методология ситуационного подхода. Основные критерии, которыми пользуются руководители при выборе стиля.

презентация [16,7 K], добавлен 20.12.2010

Исторические предпосылки возникновения современных методов управления. Основные направления метода исследования операций. Анализ процессного подхода в управлении. Концепции системного и ситуационного подходов. Комплексная характеристика ООО «ДиС».

курсовая работа [56,2 K], добавлен 10.02.2011

Практика применения системно-ситуационного подхода в управлении на примере кемеровского педагогического колледжа. Факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении. Динамика финансово-экономических показателей.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 20.12.2012

Принципы системного подхода в стратегическом управлении. Использование ситуационного, маркетингового, программно-целевого и комплексного подходов. Характеристика элементов внешней среды прямого воздействия и внешней среды косвенного воздействия.

реферат [113,6 K], добавлен 11.12.2015

Зарождение теории систем. Становление системного мышления и развитие системной парадигмы в ХХ веке. Теоретические основы системного подхода к управлению организацией и их применение на практике. Этапы развития системных идей в менеджменте.

курсовая работа [51,7 K], добавлен 16.06.2009

Понятие «системно-ситуационного подхода в управлении». Факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении организацией. Анализ эффективности применения метода в работе ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж».

контрольная работа [61,0 K], добавлен 20.10.2009

Основные понятия и научные школы системного подхода в управлении. Отличия традиционной и системной стратегий в менеджменте. Характеристика ценовой политики сети ресторанов Макдоналдс, цели и миссия бизнеса. Пути развития системной стратегии бренда.

курсовая работа [116,1 K], добавлен 24.11.2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *