Что общего в учениях всех философов милетской школы

Особенности милетской школы кратко и понятно

Милетская школа философии — в чем особенности

Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.

Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.

Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Почти все труды милетцев носят название «О природе», что прямо указывается на главный объект изучения и обсервации философов – природу, космос (как абсолютное единство). Потому милетцев, как и всех ранних философов, история философии называет натурфилософами.

Основная проблема, решавшаяся философами

Последователи школы исходили из принципа: «Ничто не возникает ни из ничего». Потому главная проблема философов – это проблема первоначала природы. Философы были уверены: поняв первоначала, возможно объяснить принципы и законы, по которым существует природа.

Они полагали, что начало должно быть универсальным, вечным, нескончаемым, «божественным» первоначалом, источником существования жизни. Душа в представлении милетцев становится «тонким» и подвижным видом первопричины – первовещества.

Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.

Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.

Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.

Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.

Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.

Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.

Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.

Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.

Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.

В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.

Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно

Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.

Основные представители Милетской школы

Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)

Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:

Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).

Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)

Ученик и последователь Фалеса. Первый среди древнегреческих философов использовал название «О природе» для своего трактата. «О природе» Анаксимандра – первый философский труд в прозе. Отличительные идеи философа:

Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)

Был учеником Анаксимандра. Является автором сочинения «О природе» (сохранился в трех фрагментах). Основные идеи:

Значимость милетской философской школы

Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.

Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.

Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.

Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.

Источник

Милетская школа, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

ТЕМА ОГНЯ В ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДОСОКРАТОВСКОГО ПЕРИОДА

ГЛАВА 2. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА И СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН

ИОНИЯ И НАЧАЛО ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Колыбелью греческой философии была Иония, заселенная греками западная полоса малоазийского побережья. Иония располагалась на территории современной турецкой провинции Анатолия, и её население было этнически смешанным. Там располагались 12 знаменитых городов /1/, в которых сложилась основа известной нам греческой культуры. Туда приходили торговые караваны с востока. В Ионийских портах товары перекладывались на корабли и отправлялись далее на запад морским путем. Морские путешествия развивали любознательность, желание узнать и понять, уважение к иным обычаям и мнениям. В Ионии начали формироваться привлекательные черты древнегреческого характера: здравый смысл, интерес к индивидуальному, терпимость к иному мнению, чувство меры и порядка. Вместе с товарами, с востока приходили и философские идеи и религиозные представления. В 546 г. до н.э. Иония перешла под власть Персии, и в греко-персидских войнах ионийцы воевали на стороне персов. Персидское «иго» было в целом довольно мягким и способствовало проникновению персидской культуры в Ионию.

С востока приходили мифы о сотворении мира, индийские идеи об абсолюте и бытии, персидские монотеистические представления, складывающиеся в рамках зороастризма, верования в переселение душ. Религиозные представления Востока были оформлены не только в систему мифов, но и в развитую философию, осмысливающую явления божественного и их связь с человеческим. Там, на востоке, возникли столь фундаментальные в последующем умственном развитии человечества понятия о духе, абсолюте и истине, о смысле человеческого существования. Возникло понятие бытия, и развилась философская проблематика связанная с его истолкованием. Там сформировались этические системы, и проявилась роль философии и религии как источников этики. Там возникло понятие о мудрости, как практическом знании основ бытия, включающем элементы философии и вытекающей из нее этики. Там возникают «духовные методики», школы самосовершенствования, самопознания, духовного очищения и интуитивно-мистического восприятия «потока жизни». Там возникает понятие о единой первооснове бытия, к слиянию с которой стремится человек. Все эти представления и философские учения, разнородные и зачастую противоречащие друг другу, проникали в греческий мир.

Впрочем, достоверных сведений о влиянии восточных философских систем на греческую мысль немного. Высокомерное отношение к «варварам» приводило к тому, что древнегреческие авторы преподносили научные результаты и идеи как свои собственные, даже если был элемент заимствования. В поздней античности, напротив, появилась традиция приписывать греческим мудрецам длительные путешествия на восток, особенно в Египет. В науке 19 века, в связи с общим увлечением ориентализмом, тема влияния Востока на Грецию опять стала актуальной, и на эту тему появилась обширная литература. Однако в действительности трудно разобрать, где имело место прямое влияние, а где – типологическое сходство. Само направление греческой философии было вполне самобытным. Если на Востоке философия была направлена на понимание человеком своего внутреннего мира и достижение внутренней гармонии, то жизнелюбивые и любознательные греки больше заботились о познании окружающего мира и определении места в нем человека; эти тенденции легко увидеть и в современной европейской науке и культуре. Греческую философию в целом нельзя считать продолжением восточной, но она создавалась в атмосфере, в которой многие восточные концепции и научные результаты были хорошо известны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *