Что общего в житиях святых на костромской земле
Январь, 23
Геннадий Костромской и Любимоградский, преподобный
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (в миру Григорий) родился в начале XVI века в г. Могилеве в семье русско-литовских бояр Иоанна и Елены. Еще с детства он выделялся среди сверстников задумчивостью и склонностью к уединению. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако, несмотря на увещания матери, Григорий твердо решил посветить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа/12 сентября). По его благословению Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая/1 июня).
Преподобный Корнилий взял его послушником под свое духовное руководство и после нескольких лет испытания постриг в монашество с именем Геннадий. Святой Корнилий назидал юного инока: «Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую, или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных». На склоне лет преподобный Корнилий удалился с преподобный Геннадием в костромские леса близ города Любима, где они около 1529 года основали обитель (позднее названную Любимоградской, или Геннадиевой). Оставив преподобного Геннадия настоятелем обители, преподобный Корнилий по желанию великого князя Василия IV Иоанновича (1505–1533) вернулся в Комельский монастырь.
Преподобный Геннадий построил на берегу Сурского озера храм в честь Преображения Господня. Став игуменом, он не ослабил иноческих подвигов, постоянно носил на себе тяжелые вериги. Вместе с братией преподобный Геннадий выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым его занятием было писание икон, которыми он украшал храмы Божии.
За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Исцеляя болящих, преподобный Геннадий призывал их к покаянию и памятованию о часе смертном. Приехав по монастырским делам в Москву, он предрек Иулиании, дочери боярина Романа Юрьевича Захарьина, что она будет царицей. И действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. С помощью бояр Захарьиных преподобный Геннадий соорудил в своей обители второй храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Исцеленный святым Геннадием от тяжкой болезни, боярин Борис Палецкий пожертвовал в его обитель ценный колокол.
Житие преподобного Геннадия вместе со службой ему написано учеником его игуменом Алексием между 1584 и 1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным, исполненное тепла и простоты. Он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте». От преподобного Геннадия осталось также написанное им «Наставление духовного старца новоначальному иноку».
Преподобный Геннадий преставился 23 января 1565 года. В 1646 году при копании фундамента под каменный храм на месте прежней разобранной деревянной церкви в честь Преображения Господня были обретены мощи преподобного Геннадия и перенесены под спуд в придел этого храма. 19 августа 1646 года совершилось и общецерковное прославление преподобного Геннадия. К этому времени в обители уже была освящена церковь во имя преподобного Геннадия, так как местное почитание его началось сразу же после преставления.
Собор Костромских святых
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших.
По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154–1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.
В XIV-XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один – по реке Шексне на Белоозере, другой – по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской († 1375; память 20 июля/2 августа) – основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский († 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский († 1429; память 10/23 января).
По благословению преподобных Кирилла Белозерского († 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла – Корнилия Комельского – на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский († 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский († 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский († 1610; память 5/18 мая) – основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский († 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) – ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.
В монастыре преподобного Паисия Галичского († 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV-начале XVI вв., память 7/20 апреля).
В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче.
Святитель Дионисий Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский († 1444; память 25 июля/7 августа) – основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский († 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским († 1445; память 11/24 июня) – основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский († 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси († 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей.
По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский († 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы.
Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви – Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.
Собор Костромских святых. Церковный календарь на 5 февраля
Главные православные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
5 февраля (23 января по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 35-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать пятой недели после праздника Святой Троицы). День постный. На трапезе благословляется рыба. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование Собору Костромских святых, воспоминание VI Вселенского Собора, а также память 11 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.
Собор Костромских святых. Среди городов, основанных на заре древнерусской государственности, Кострома занимает особое место. Именно отсюда в 1613 году от Рождества Христова был призван на царство 16-летний Михаил Романов, что положило конец Смутному времени. Костромская земля славится своими древними храмами и монастырями. И, конечно, целым сонмом духовных подвижников, которым в 1981 году в Русской Православной Церкви было установлено отдельное празднование – Собор Костромских святых.
Праздник был установлен по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и приурочен ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского. И уже 5 февраля 1982 года во многих православных храмах впервые было совершено богослужение в честь Небесных покровителей града Костромы.
Первым по времени Костромским святым является преподобный Авраамий, победивший язычество в пределах Ростова Великого и Костромы. В соборе – десятки средневековых подвижников и, конечно, целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия, включая Царственных страстотерпцев. И каждому из нас необходимо хотя бы раз в жизни посетить эти благословенные земли, имеющие особое значение для России, чтобы ощутить уникальное чувство исторической памяти и непременно поклониться Костромским святым, которые являются заступниками не только Костромы и её окрестностей, но и всей Русской Земли.
Воспоминание VI Вселенского Собора. Этот собор созвал в 681 году от Рождества Христова в Царьграде Ромейский император Константин Погонат, царствовавший в 668–685 годах. Соборные деяния были направлены против монофелитской ереси, приверженцы которой уничижали Человеческую Волю Христа. Около 170 соборян утвердили исповедание православной веры о двух истинных волях во Христе – Божественной и человеческой.
VI Вселенский Собор. Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученик Климент и мученик Агафангел. Святые страдальцы, учитель и ученик, принявшие многие мучения за верность Христу и Его Церкви в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284–305 годах от Рождества Христова. Точная дата мученической гибели святого Агафангела неизвестна, святитель же Климент был усечён мечом язычниками после совершения Божественной литургии в 312 году от Рождества Христова, незадолго до прекращения в Римской империи гонений против христиан.
Священномученик Климент Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru
Преподобный Мавсима (Маисима) Сирин. Сирийский святой IV столетия от Рождества Христова, добровольно принявший на себя подвиг нищенства и служения ближним. Несмотря на крайнюю бедность, в своей хижине праведник всегда держал полными два сосуда: с хлебом и маслом. Двери дома никогда не закрывались, и любой голодный и нуждающийся мог получить пищу из рук этого святого.
Преподобный Саламан молчальник. Святой IV столетия, первым из угодников Божиих взявший на себя очень тяжёлый подвиг молитвенного молчальничества. На протяжении многих лет преподобный Саламан общался только с Господом и отошёл к Нему в 400 году от Рождества Христова.
Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Святой IV–V столетий, в молодости сделавший прекрасную светскую карьеру, став римским сенатором, после чего принял Христа и решил посвятить Ему свою жизнь. Он раздал имущество бедным и во всём помогал сиротам и нуждающимся.
В конце IV века святого Павлина избрали епископом Ноланским. Однажды, не имея возможности выкупить пленных у вандалов, святитель сам пошёл к ним в рабство в обмен на сына бедной вдовы. Когда вандалы узнали, кого взяли в плен, то освободили старца, но он уговорил отпустить с ним и других христиан. Скончался святитель Павлин на 79-м году своей земной жизни в 431 году от Рождества Христова.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Один из самых почитаемых святых Костромской земли, в честь которого было установлено празднование Собору Костромских святых. Преподобный Геннадий родился в Белой Руси в городе Могилёве, откуда в поисках монашеских духовных подвигов отправился в Московскую и Новгородскую Русь, а затем в Вологодские и Костромские пределы. На костромском Сурском озере святой Геннадий вместе с преподобным Корнилием Комельским основал монашескую пустынь, впоследствии ставшую Геннадиевым монастырём. Скончался старец в 1565 году от Рождества Христова.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Фото: www.pravoslavie.ru
Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Русский святой, возглавлявший архиерейскую кафедру Великого Новгорода в первые годы XIV столетия. Немало сделав для восстановления и благоукрашения храмов и монастырей, владыка Феоктист оставил архипастырское служение и уединился для монашеских духовных подвигов в Благовещенской обители, взяв на себя обет безмолвия. Отошёл ко Господу в 1310 году от Рождества Христова. Честные мощи этого святого были перенесены в город Юрьев в 1786 году.
Преподобномученик Серафим (Булашов), преподобномученицы Евдокия (Кузьминова) и Екатерина (Черкасова), мученица Милица Кувшинова. Православный игумен, насельницы монашеских обителей и мирянка, пострадавшие за веру в период советских богоборческих гонений и принявшие мученический венец в этот день в кровавом 1938 году. Прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поздравляем православных христиан памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получил имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ДЕБРЕ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) КОСТРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ
Житие и подвиги Костромских святых
Собор костромских святых
Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января/5 февраля — день памяти преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.
Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы
память 8 (21) февраля и (21) июня
Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы. Собор во имя великомученика Феодора Стратилата был одним из первых костромских храмов. До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине 13 в., была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери. Свое название эта великая всероссийская святыня, уже без малого восемь веков пребывающая в нашем городе, получила как раз благодаря тому, что долгие годы хранилась в храме великомученика Феодора Стратилата. В «Сказании о Феодоровской иконе Божией Матери» говорится, что накануне ее явления князю Василию в костромском лесу многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение Феодора Стратилата в соборном храме его имени. В 1994 году совместным попечением Костромской епархии и администрации области на воинском кладбище Костромы по проекту Л.С. Васильева была возведена часовня во имя великомученика Феодора Стратилата. В 2002 году на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы великомученику Феодору был установлен памятник, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Преподобный Авраамий Галичский
память 20 июля (2 августа)
Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского. Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. По благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области). Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро, в 1350 году, совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление». С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще 3 монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского района Костромской области), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского района), Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на северном берегу Чухломского озера (с. Ножкино Чухломского района). В 16-19 веках преподобный Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых костромской земли, в это время и крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, в 18 веке были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподробного Авраамия закрыт не был. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но святые мощи в советское время никогда не вскрывались.
Преподобный Адриан Монзенский
память 5 (18) мая
Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. Преподобный Адриан считается основателем Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни. Преподобный Адриан преставился в 1619 году и был погребен в Воскресенском храме Благовещенского монастыря. В 1764 году Благовещенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (ныне это Благовещенский храм с. Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1937 году Благовещенская церковь была закрыта, древние иконы преподобного были утрачены, однако мощи святого не вскрывались и продолжали оставаться под спудом. Богослужения в Благовещенском храме были возобновлены в 1998 году.
Преподобный Александр Вочский
память 30 августа (12 сентября)
Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровное, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. Молва о святости преподобного Александра всегда привлекала к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Александр положил основание обители «Александровской пустыни на реке Воче». В 1764 году из упраздненной обители образовался сельский приход села Коровного. Преображенский сельский храм над могилой преподобного был закрыт в 30-е годы 20 столетия и вскоре разрушен, однако мощи святого вскрыты не были.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
память 23 января (5 февраля)
Преподобный Геннадий, в миру Григорий, родился в городе Могилеве. Григорий принял постриг с именем Геннадий. Для своих сподвижников преподобный Геннадий был истинным образцом кротости, смирения и трудолюбия. Еще при жизни Господь удостоил преподобного дара чудотворения. Он был погребен в созданном им Спасском монастыре. После событий 1917 года Спасо-Геннадиев монастырь был упразднен, мощи – кощунственно вскрыты. Ныне эта обитель (находящаяся в пределах Ярославской епархии, на границе Костромской и Ярославской областей, недалеко от города Любима) пока пребывает в запустении. День памяти преподобного Геннадия с 1983 года стал и днем празднования Собора Костромских святых. В располагающемся рядом со Спасо-Геннадиевым монастырем Троицком храме села Сандогора (Костромская епархия) с давних времен сохраняется благочестивая традиция 1 сентября совершать ежегодное местное празднование преподобному Геннадию.
Преподобный Иаков Железноборовский
память 11 (24) апреля и 5 (18) мая
Преподобный Иаков родился в 14 веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Возвратившись в родной край он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя. На этом месте преподобным Иаковом была устроена общежительная монашеская обитель. Святые мощи угодника Божия впоследствии прославились многими чудотворениями и исцелениями больных и страждущих.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея России
память 31 марта (13 апреля) 28(15) июня
Святитель Иона родился в конце 14 века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в дворянской семье дворянина. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте в одном из галичских монастырей. Позднее он перешел в московский Симонов монастырь где и был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии и был избран митрополитом всея Руси. Именно с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата. В костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. В деревне Одноушево до наших дней сохранилась часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы.
Преподобный Кирилл Новоезерский
память 4 (17) февраля
Преподобный Кирилл Новоезерский родился в Галиче, происходил из дворянского рода. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. Затем поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.
Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский
память 25 июля (7 августа)
Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь. В 1444 году он был погребен в стенах обители, которая впоследствии стала именоваться Свято-Троицким Макариево-Унженским монастырем и являлась одной из наиболее почитаемых святынь костромской земли. В конце 1929 года обитель преподобного Макария подверглась закрытию и пребывала с того времени в запустении. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря, находились в музее г. Юрьевца. Возвращение их Церкви состоялось лишь в 1990 году. С 1993 года обитель преподобного Макария возобновлена как женский монастырь.
Преподобный Макарий Писемский
память 10 (23) января
Преподобный Никита Костромской
память 15 (28) сентября
Преподобный Никита был учеником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в XIV веке в Подмосковье. Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В начале 20-х годов 15 века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.
Преподобный Паисий Галичский
память 23 мая (5 июня)
Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце 14 века пришел в Галичский Успенский монастырь и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева. Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. Обретенная им икона была поставлена в монастырском храме и прославилась впоследствии многими чудотворениями и исцелениями: многие безнадежно больные избавлялись от своих недугов, только прикоснувшись к святому образу. В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь.
Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский
память 5 апреля (28 мая)
Преподобный Пахомий Нерехтский родился во Владимире в начале 14 века в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. В поисках удобного места для пустынножительства он выбрал место близ Нерехты на берегу реки Солоницы; издавна оно носило название Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный Пахомий вначале воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы, а затем создал при нем монастырь. Ныне святые мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрожденном в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.
Преподобный Тимон, старец Надеевский
память 21 января (3 февраля)
Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии. Его духовным отцом стал великий святой Русской земли – преподобный Серафим Саровский. Он принимал участие в строительстве городецкого Богородице-Феодоровского монастыря – обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. После рукоположения в иеромонахи преподобный Тимон переселился в Надеевской пустыни Костромской губернии. По велению Господа он занимался возведением Надеевской пустыни, которая к тому времени пришла в запустение. Он построил каменный Успенский храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского, выкопал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений. И по сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится: в пределех бо земли Костромския, яко звезды светозарныя, возсиявше, чудесы своими вся озарили есте и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие, Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, верою и любовию вас почитающия, и о спасении душ наших.
Кондак, глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся, отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас, священный ваш собор почитающих и с любовию вопиющих: радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.
Величание
Ублажаем вас, преподобне отче наш Геннадие и всех святых отцев собор, Костромского края покровителей, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.