Что общительность людей приводит к образованию общества и государства
Тесты по теме 1 Предмет и этапы развития социологии. Особенности русской социологии
Выбрать правильный ответ
1. Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания у них уважения к власти:
2. Вывел понятие справедливости как «воздаяния равным за равное»:
3. Идеальное государство – государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия:
4. Общество – продукт эволюции, а государство – продукт человеческой деятельности:
5. «Неправильные» государства по Аристотелю:
6. Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога:
7. Источником развития общества является борьба, в которой «цели оправдывают средства»:
8. В «войне всех против всех» возникает необходимость общественного договора, по которому граждане подчиняются государству:
9. Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав:
10. Основной целью правительства является защита естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность:
11. Человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Ему присуще стремление к самосохранению и состраданию:
12. «Идеал – небольшое государство, граждане которого непосредственно могут осуществлять волеизъявление и контроль правителей»:
13. Науки и искусства содействуют порче нравов, препятствуют естественному поведению людей:
14. Положение человека в обществе или группе:
А. Социальный статус
В. Социальная стратификация
15. Если правители не сообразуют свои решения с мнением народа (большинства), последний может расторгнуть общественный договор:
16. Предложил разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную:
17. Автор «Очерков о народонаселении»:
18. «Позитивное знание» (по О. Конту) – это знание:
19. Модель поведения человека в обществе:
Б. Социальная структура
В. Социальный институт
20. Автор работы «О разделении общественного труда»:
21. Причины «солидарности» граждан в обществе (по Э. Дюркгейму):
Б. Разделение труда
В. Общие национальные интересы
22. Учреждение, удовлетворяющее основные потребности:
А. Социальный институт
Б. Социальная группа
23. Общество – это часть природы, оно подобно живому организму:
24. Автор работы «Протестантская этика и дух капитализма»:
25. Определил социальное действие как субъективно мотивированное и ориентированное на других:
26. Общесоциологический закон развития общества – это закон соответствия производительных сил производственным отношениям:
27. Социальное действие должно быть рациональным, его рационализация – тенденция самого исторического процесса:
28. Основные типы господства при капитализме (по М. Веберу):
29. Основы марксистской социологии:
А. Исторический материализм
Б. Экономический подход
В. Первичность духовной жизни
30. «Степень рациональности обратно пропорциональна силе магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии»:
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что общительность людей приводит к образованию общества и государства
Алексей Александров запись закреплена
Тесты для проведения контрольного среза знаний по учебной дисциплине «Основы социологии и политологии»
1. «Идеальное государство — государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия», утверждал:
1) Гераклит
2) Конфуций
3) Цицерон
4) Ленин
2. «Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога». Это изречение принадлежит:
1) Ф. Аквинскому
2) Ж. Монтескье
3) Ж.Ж.Руссо
4) Д.Дидро
14. Совокупность людей, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти и престижу, называется:
1) Классом
2) Социальным стратом
3) Этносом
4) Нацией
1) Равенство превыше свободы
2) Свобода и равенство
3) Свобода превыше равенства
4) Неравноправие
17. Различия связанные с биологическими особенностями:
1) Расовые
2) Национальные
3) Этнические
4) Политические
18. Закрытая система социальной стратификации называется:
1) Кастовой
2) Феодальной
3) Капиталистической
4) Рабовладельческой
1) Нации
2) Этноса
3) Группы
4) Класса
24. Что означало слово «демократия» у древних греков?
1) Власть народа
2) Равные права
3) Равные возможности
4) Не равные права
25. Исключительным правом толковать конституцию обладает:
1) Законодательная власть
2) Исполнительная власть
3) Судебная власть
4) Политические партии
26. В основу государственности России положен принцип:
1) Конфедерации
2) Унитаризма
3) Федерализма
4) Абсолютизма
28. Президента России избирают:
1) на 4 года
2) на 5 лет
3) на 6 лет
4) на 7 лет
29. Для тоталитарной общественной системы характерна:
1) Многопартийность
2) Однопартийность
3) Отсутствие политических партий
4) Двухпартийность
30. Политически движения в отличие от партий предполагают:
1) Отсутствие четкой внутренней структуры
2) Отсутствие индивидуального членства
3) Значительные колебания популярности провозглашенных идей
4) Все перечисленное выше
Что общительность людей приводит к образованию общества и государства
2. Вывел понятие справедливости как «воздаяния равным за равное»:
3. Идеальное государство – государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия:
4. Общество – продукт эволюции, а государство – продукт человеческой деятельности:
5. «Неправильные» государства по Аристотелю:
6. Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога:
7. Источником развития общества является борьба, в которой «цели оправдывают средства»:
8. В «войне всех против всех» возникает необходимость общественного договора, по которому граждане подчиняются государству:
9. Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав:
10. Основной целью правительства является защита естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность:
11. Человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Ему присуще стремление к самосохранению и состраданию:
12. «Идеал – небольшое государство, граждане которого непосредственно могут осуществлять волеизъявление и контроль правителей»:
13. Науки и искусства содействуют порче нравов, препятствуют естественному поведению людей:
14. Положение человека в обществе или группе:
15. Если правители не сообразуют свои решения с мнением народа (большинства), последний может расторгнуть общественный договор:
16. Предложил разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную:
17. Автор «Очерков о народонаселении»:
18. «Позитивное знание» (по О. Конту) – это знание:
19. Модель поведения человека в обществе:
20. Автор работы «О разделении общественного труда»:
21. Причины «солидарности» граждан в обществе (по Э. Дюркгейму):
22. Учреждение, удовлетворяющее основные потребности:
23. Общество – это часть природы, оно подобно живому организму:
24. Автор работы «Протестантская этика и дух капитализма»:
25. Определил социальное действие как субъективно мотивированное и ориентированное на других:
26. Общесоциологический закон развития общества – это закон соответствия производительных сил производственным отношениям:
27. Социальное действие должно быть рациональным, его рационализация – тенденция самого исторического процесса:
28. Основные типы господства при капитализме (по М. Веберу):
29. Основы марксистской социологии:
30. «Степень рациональности обратно пропорциональна силе магического элемента, в разной степени присутствующего в каждой религии»:
Что общительность людей приводит к образованию общества и государства
В идее ранга есть две стороны: качество, присущее человеку; исключения и права, которые признаются за ним обществом.
Эти стороны могут совпадать и не совпадать, тогда образуется «больное место», что порождает в душах революционность.
От «больного ранга» гибнет все. Важно умело сочетать выборы и назначения, соблюдать правила. Нужна уверенность, что назначающие и избирающие действительно ищут лучших людей.
Необходима общая готовность лояльно нести возможную ошибку в ранге, а не раздувать «больной ранг» в потенциальный скандал неповиновения.
Идея ранга в России зиждется на религиозном основании и патриотическом чувстве. Вера в праведную волю Государя. Ранг в России держался верой и любовью, поэтому она не знала республиканского строя.
В своей идее ранга он выделяет два мировоззрения:
1. Люди равенства (эгалитаристы) не терпят никакого превосходства. Люди равны от рождения. «Все должны делать то, что все могут делать».
2. Люди, понимающие значение ранга (сторонники духа и справедливости), не верят ни в естественное равенство, ни в искусственное и насильственное уравнение. Люди родятся неодинаковыми, своеобразными и самобытными и с развитием делаются все самобытнее. Справедливость не приписывает равенства, а состоит в предметном неравенстве. Равенства в действительности нет. Живая сущность людей в том, что делает их единственными в своем роде и незаменимыми. Нужно уметь радоваться чужому качеству.
Семен Людвигович Франк (1877 – 1950 гг.), русский философ, утверждал, что судьба народа определяется двумя факторами: силой коллективного уклада жизни, общих исторических условий и силой верования, коренящегося в народном сознании.
Позитивизм, социализм – функциональные, а не органические подходы. Они омертвляют народ.
Высший реализм – творческий идеализм духовного совершенствования, когда единство нации, государства и церкви прорастает из народной воли и веры. Народная воля – идеал демократии, а политическая деятельность – смиренное служение.
Франк отвергает чистый либерализм. Смысл человеческой жизни не может заключаться в эгоизме, он в служении Богу и людям. Служение правде, добру, людям – оправдание жизни.
Солидарность и служение – вот суть взглядов Франка на роль личности и ее место в обществе. В социалистической теории солидарность, равенство и служение диктуются человеку обществом, а не требуют духовного труда в выборе. Нравственный принцип служения Богу и людям обоснован духовным выбором человека, утверждал Франк.
После Октября 1917 г. в социологии в России установилась монополия марксистско-ленинской философии, исторического материализма, где решающая роль в решении социальных проблем отводилась экономическим факторам общественной жизни.
Предмет и этапы развития социологии. Особенности русской социологии
1. Идея создания социальной гармонии в отношениях между гражданами и государством на основе воспитания у них уважения к власти:
2. Вывел понятие справедливости как «воздаяния равным за равное»:
3. Идеальное государство – государство со справедливыми законами. Отношение к ним определяет социальные различия:
4. Общество – продукт эволюции, а государство – продукт человеческой деятельности:
5. «Неправильные» государства по Аристотелю:
6. Общительность людей привела к образованию общества и государства, а форма власти зависит от Бога:
7. Источником развития общества является борьба, в которой «цели оправдывают средства»:
8. В «войне всех против всех» возникает необходимость общественного договора, по которому граждане подчиняются государству:
9. Собственность определяет долю прав, передаваемых гражданами государству. Чем больше собственность, тем больше политических прав:
10. Основной целью правительства является защита естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность:
Что общительность людей приводит к образованию общества и государства
2. Олигархия – господство немногих над большинством. Власть богатых.
3. Демократия – правление большинства только ради своих интересов.
4. Тирания – вырождение демократии.
Идеальное государство – власть немногих, но способных и специально подготовленных. Главное – справедливость, то есть каждому особое занятие и особое положение. Доблести в идеальном государстве: мудрость, мужество, справедливость.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). «Александр Македонский греческой философии» – так называют его в истории философии. Аристотель утверждал, что опорой порядка является средний класс (слой). Кроме этого класса он говорил о существовании в обществе еще двух групп граждан – очень богатых и крайне бедных.
Государство лучше всего управляется, если:
– бедняки участвуют в управлении;
– эгоистические интересы богатых ограничены;
– средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Неравенство в обществе исправляется не уравнительным распределением, а нравственным воспитанием людей.
Государство должно стремиться не к всеобщему равенству, а выравниванию жизненных шансов. Частная собственность может быть у каждого, так как она не вредит нравам, а развивает здоровые эгоистические интересы.
При коллективной собственности большинство граждан бедны и озлобленны, но для государства опасно и чрезмерное неравенство людей. Аристотель также предлагает свою классификацию государственного устройства.
– царская власть (один правит на благо всех);
– аристократия (немногие правят в интересах всех);
– полития (правит большинство, это отобранные по определенному цензу люди).
Полития – лучшая форма правления.
– тирания (один правит ради своих интересов);
– олигархия (немногие правят ради себя);
– демократия (большинство неимущих правят ради своих интересов).
Свое мнение о государственном устройстве и о проблемах жизни человека в обществе было и у других античных философов.
Гераклит (544 – 484 гг. до н. э.), греческий философ, утверждает, что идеальным является государство со справедливыми законами, в основе которых лежит божественный закон Логос. Социальные различия в обществе – результат отношений граждан к этому закону.
Демокрит (460 –370 гг. до н. э.), греческий философ, считает, что общество развивается, эволюционирует, а государство, его тип – ответ на запросы этой эволюции.
Пифагор (571 – 479 гг. до н. э.), греческий философ, математик, разработал понятие социальной справедливости как воздаяния равным за равное. Рабы и свободные граждане не равны, равенство возможно только отдельно среди рабов и отдельно среди свободных граждан и господ.
Августин Блаженный (354 – 430 гг. н. э.) католиками признается как «отец церкви», христианский религиозный философ. В своей работе «О граде Божьем» пишет, что история человечества разворачивается по плану Божьему и человек, опять же по воле Бога, проживает в «двух городах», государствах.
1. Светское государство (царство греха и дьявола).
Эти города созданы двумя видами любви.
1. Человеческой любовью к себе, доведенной до презрения к Богу.
2. Любовью человека к Богу, доведенной до презрения к себе.
Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.), итальянский философ, богослов, «отец церкви», утверждал, что общительность людей привела к образованию общества и государства. Государственная власть, хотя и «греховная», несовершенная, так как это власть человеческая, а не Божественная, дана людям Богом как испытание. Лучше такая, пусть и несовершенная власть, чем хаос.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), итальянский философ. В своей работе «Государь» обратился к идеям Платона и Аристотеля, но акцент делает не на проблемах структуры общества, а на поведении политического лидера.
Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.
Первый закон гласит, что нашими действиями правит честолюбие и стремление к власти. Богатыми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками – страсть приобрести то, чего они лишены.
Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять свои обещания, иначе он попадет в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность и малодушие.
Третий закон: творить зло надо сразу, а добро постепенно. Награды ценят, когда они редки. Наказание надо творить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени.