Что обсуждают на родительском собрании в школе

7 значимых тем, которые стоит обсудить на родительских собраниях в течение года

Первое сентября и первые встречи с родителями школьников позади. Пока основные организационные моменты решены, напряженность в связи со стартом нового учебного года миновала, а учебный процесс идет в полную силу, выделите время для планирования программы родительских собраний на год. Сегодня мы расскажем о ключевых темах, которые помогут каждому классному руководителю донести важное, сохранить нужное и подготовить аудиторию к открытому диалогу.

Тема первая. Здоровье наших детей. Роль гигиены

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Пригласить медицинского работника на родительское собрание будет нелишним. Мероприятие можно организовать и для родителей, и для детей. В учебном заведении ребята проводят минимум 5 часов, поэтому рекомендации специалиста о том, как заботиться о личной гигиене, чистоте одежды и обуви, крайне важны.

Примерный план мероприятия:

Объясните детям общие факты о коже, ведь этот орган чувств лечит организм человека, помогает ему очиститься и защищает. Кроме того, кожа — показатель здоровья, она чувствительна к любым, даже малейшим изменениям в теле.

Коснитесь проблем с кожей: аллергии, инфекционные заболевания. Расскажите школьникам, что нужно внимательно следить за ее состоянием.

Что еще может вызвать кожные проблемы. Дополните предыдущий пункт: наряду с аллергическими высыпаниями в виде волдырей, зуда и покраснений, существуют реакции на стресс. Когда малыш взволнован, боится или, наоборот, сильно раздражен, лицо может бледнеть, покрываться красными пятнами, тело и руки становятся липкими. Следует быть бдительными и при необходимости незамедлительно обратиться за консультацией к врачу и косметологу.

Одежда. Она должна соответствовать гигиеническим нормам, возрасту ребенка и пропорциям его тела, быть чистой и опрятной.

Обувь. Подбирайте ботинки или туфли по размеру, нагрузка при ходьбе должна быть распределена по всей стопе. Не обойдите вниманием и тот факт, что мерить чужую обувь, как и предметы одежды — негигиенично. Если у школьника плоскостопие или есть грибковое заболевание, порекомендуйте родителям обратиться к врачу.

Тема вторая. Защитим наших детей

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Любой родитель обязан знать о трех уровнях нормативно-правовых документов, закрепляющих права детей:

Международный. Декларация прав ребенка 1959-го года (принята ООН), Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989-ом году).

Федеральный. Конституция РФ, соответствующие Разделы Гражданского и Семейного кодексов, Закон об образовании (п.4 ст. 43, ст. 64), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Кроме того, Уголовная и Административно-правовая ответственность.

Муниципальный. В каждой организации, задействованной в сфере образования, имеется свой устав, где четко прописываются права и обязанности родителей.

Не забывайте: в нашей стране действует Семейный кодекс. Этот нормативно-правовой акт определяет регламент отношений внутри любой российской семьи.

Тема третья. Доверие наших детей

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Отношения между малышами и взрослыми становятся доверительными во время совместного и увлекательного досуга. Чтобы ребенок раскрылся и начал доверять, родителю придется научиться сдерживать свои эмоциональные всплески и вовремя утешить воспитанника, быть чутким и терпеливым.

Во время собрания можно предложить:

Разработать правила поведения в своей семье. Они помогут создать атмосферу взаимной поддержки и понимания — это скажется на психологическом комфорте и ребенка, и взрослого.

Обсудить, что может помочь школьнику стать увереннее в себе. Напомните, что надо чаще хвалить ребенка, признавать его заслуги.

Затронуть тему переходного возраста. Если с подростком стало сложно общаться, посоветуйте проконсультироваться с психологом.

Тема четвертая. Поздравляем именинников

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Совместное празднование дня рождения способствует укреплению дружеских отношений в классе, дарит добрые положительные эмоции детям, родителям и педагогам.

Когда ребята поздравляют друг друга, родители смогут лично понаблюдать за общением внутри коллектива, возможно, выявить конфликты или трудности, чтобы вовремя их разрешить.

Устраивайте праздничные собрания с шариками, тортами и поздравлениями два раза в год. Тогда дети, которые родились летом и осенью, получат свою порцию внимания и подарков в конце ноября. А ребят, чьи дни рождения попадают на зимне-весенний период, чествуйте в конце мая.

Для организации торжества логично привлечь родителей, дети которых попадают в грядущую группу именинников. Они могут подготовить веселые конкурсы, занимательные игры, накрыть стол угощений. Здесь важно учесть характер и увлечения детей: кто-то любит активности, а кто-то, наоборот, спокойные логические квесты.

Программу собрания уместно расширить просветительской частью, где классный руководитель расскажет:

о грамотном отношении к проблемам в школе;

о том, как помочь ребенку повысить самооценку;

как поощрять школьника, усилить его интерес к учебе.

Завершить празднование можно мини-дискотекой: включите ребятам их любимую музыку, вместе потанцуйте.

Тема пятая. Безопасная жизнь

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Родительское собрание будет включать в себя информацию о том, что каждый гражданин обязан жить в соответствии с нормами действующего законодательства. Если есть возможность, лучше пригласить инспектора по делам несовершеннолетних, который расскажет:

о хулиганстве и преступлениях;

о том, какие еще действия могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность для лиц, достигших 14-летнего возраста (кражи, вымогательства, насильственные действия, в том числе сексуального характера, порча имущества и т. д.);

о тяжелых последствиях конфликтов и практических советах для их мирного урегулирования.

Не забудьте и про основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соревнование, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество. Напишите и распечатайте памятки с пояснениями классификации способов поведения в конфликте.

Тема шестая. Цифровая грамотность

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Сейчас, когда гаджеты стали неотъемлемой частью жизни детей всех возрастов, важно научиться грамотно распределять время. Постоянное использование смартфона или компьютера приводит не только к ощущению общей психологической усталости в конце дня, но и серьезным проблемам со здоровьем (искривление осанки, ухудшение зрения, лишний вес, остеохондроз, рассеянное внимание, снижение активности).

Предложите родителям вместе составить план дня, учитывая особенности и ежедневную нагрузку их малышей. Обсудите учебную программу и внеурочные занятия. Главное, чтобы в графике нашлось место для прогулок на свежем воздухе и живого общения с родными и сверстниками. Ограничивайте школьника в цифровых технологиях, отслеживайте сайты, которые он посещает, установите на телефон или ноутбук родительский контроль.

Тема седьмая. Окончание учебного года

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

В последний месяц учебного года подведите итоги: какие образовательные и культурно-досуговые мероприятия были проведены, в какую сторону изменилась успеваемость, что интересного произошло в процессе обучения. Отметьте тех родителей и ребят, которые помогали в организации праздников, оказывали какую-либо поддержку:

подготовьте грамоты, сладкие сувениры, полезные мелочи;

сфотографируйтесь на память;

накройте небольшой стол, включите музыку.

Создайте вместе красочную стенгазету или журнал с фотографиями, забавными и познавательными историями из жизни учеников. Включите туда интервью с родителями, преподавателями и самими ребятами. Можно записать видеоролик, где будут запечатлены дорогие памятные моменты. Он внесет свой вклад в будущий выпускной, став частью истории класса.

Напомните родителям, что важно соблюдать режим дня в летний период, расскажите о правилах поведения на природе и в общественных местах. Обсудите книги, которые ребятам следует прочитать за лето. При желании родителей порекомендуйте дополнительные упражнения для занятий, чтобы качественно подготовить ребенка к следующему году.

Источник

«Почему вы обсуждаете моего ребёнка при всех?». Как общаться с учителями на родительском собрании

Электронные дневники, родительские чаты и «дружба» с преподавателями во всех социальных сетях не спасают от собраний в школе. Да, они всё ещё существуют. И всё ещё бесят всех — и родителей, и учителей. Мама двоих дочерей Мария Королёва попыталась разобраться, для чего эти собрания нужны и как вести себя на них, чтобы не уйти с ощущением потерянного времени.

Мои дети часто меняли школы, поэтому собрания стали частью родительской жизни. Признаюсь, многие из них я пропустила, потому что c годами перестала понимать их практическую значимость и начала ценить своё время. Да и сами учителя говорят, что для родителей намного полезнее индивидуальное общение с педагогами.

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Для начала несколько простых, но важных советов, с которыми собрания не превратятся в бесконечную жвачку и переливание из пустого в порожнее.

1. Чтобы встреча имела обозримые пределы, заранее узнайте у классного руководителя повестку и соберите конкретные вопросы родителей в родительском чате. Лучше заранее обговорить, кто их задаст на собрании. Разумеется, по ходу появятся ещё вопросы, но, согласитесь, быстрее и удобнее, когда есть готовый список и человек, который его прочитает.

2. Не задавайте вопрос ради вопроса, демонстрируя свою заинтересованность. Поверьте, в этот момент вы раздражаете всех, включая самого учителя (ведь он тоже торопится домой).

3. Не спешите «заваливать» учителей-предметников вопросами о детях: «Мариванна, а за что вы поставили моему Пете двойку?». Во-первых, о своём ребёнке лучше узнать лично, а во-вторых, вы рискуете заночевать в классе. Остальные родители тут при чём?

4. Если вы понимаете, что на собрании сможете пробыть не больше часа, предупредите об этом в самом начале, чтобы не ждать «удобного момента»;

5. Если вы решили вовсе не ходить на родительские собрания, избавьтесь от ненужной рефлексии по этому поводу. Никто вас осуждать не будет, а личные встречи с учителями гораздо эффективнее.

Какие бывают собрания и что на них делать (и не делать)

1. Когда обсуждают, что изменится в школе

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Такое собрание полезно для родителей первоклассников, пятиклассников и десятиклассников (когда переходишь на новую ступень). Проводится в начале учебного года. Лучше его не прогуливать, потому что можно пропустить действительно важные вещи про организацию учёбы, педагогический состав, школьное питание, работу группы продлённого дня, дополнительные занятия и так далее.

О чём можно (и стоит) спросить:

«Учителям собрания однозначно важнее. Родители, наоборот, предпочитают индивидуальные встречи. Для родителя собрание — это информационный бюллетень. Родитель слушает и уточняет детали. По идее, всё это можно обсудить и в каком-нибудь чате. Но для многих важно „живое общение“. Как мама я, пожалуй, избегаю собраний. Как учитель — минимизирую. Просто наша специфика — необходимость подписывать документы для поездок. И тут проще собрать большинство, чем бегать за каждым».

Анна Кузнецова, учитель и многодетная мама

2. Когда обсуждают вашего ребёнка. Да, при всех

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

То самое собрание, на котором родителей пугают экзаменами, разбирают ошибки в тетрадях каждого отдельного ученика и возмущаются уровнем успеваемости класса. Всё это в присутствии учителей «основных предметов».

Кроме всеобщего невроза, эти встречи ничего не несут. Поэтому я всегда спрашивала о повестке. Если вы всё-таки оказались на таком собрании и вашего ребёнка при всех остальных родителях отчитывают и предсказывают ему провал на экзамене, можете смело идти после собрания в кабинет директора и писать жалобу на некомпетентного педагога. Это радикальная мера. Лучше спокойно задайте учителю примерно такие вопросы:

«На собрания я не хожу после отвратительного случая, который произошёл в позапрошлом году перед ОГЭ старшего сына. Явка была обязательной. Почему-то решили, что перед ГИА этические нормы можно не соблюдать. Обсуждали всех детей по фамилиям. И успеваемость, и поведение, и внешний вид. Мой сын всегда был троечником, но в 9 классе взял себя в руки, много занимался. Но я всё равно услышала при всех, что он-то точно „завалит экзамены“. В итоге сын сдал всё на четвёрки. Надеюсь, учителям было стыдно».

Лидия, мама выпускника, Подмосковье

3. Когда обсуждают поездку или поход в музей

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

На такие собрания ходят самые активные участники родительского комитета. Они обсуждают концепцию, бюджет и другие детали. Честно говоря, им просто нужно сказать спасибо, потому что благодаря их добровольной инициативе жизнь школьников насыщеннее и интереснее. Как правило, спасибо никто не говорит, зато каждый знает, как сделать лучше.

«Родительское собрание — это базар. Все друг друга перебивают, выносят на общее обсуждение такие мелочи о своих детях, на которые мне было бы стыдно отнимать время учителя. Однажды две неработающие мамочки устроили разборки. Между их сыновьями была давняя стычка, о ней и так все знали, но тут они решили поругаться прямо на собрании. Считаю, что нужно составить „правила поведения для родителей“ и раздать их для ознакомления. И конечно, собрание не должно длиться больше часа. Я работаю и очень бережно отношусь и к своему времени, и к чужому».

Анна Л, мама школьника, Москва

Иллюстрации: Shutterstock (Helga Khorimarko)

Источник

Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.
Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.
Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.
В своей же работе я использую этот прием несколько по-иному – с самого начала стараюсь активизировать рассуждения родителей с помощью прямых, заранее подготовленных вопросов к рисунку – метафоре. Это связано с тем, что зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке?
– Губка (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
– Родители высказываются.
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Немного модифицировав описываемый прием и подобрав другие рисунки-метафоры, я часто прибегаю к нему в своей практике – и не только при проведении родительских собраний, а также осуществляя психологическое просвещение педагогов.
Так, в моей «копилке» появились следующие рисунки – метафоры (Приложение 1):
– Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
– Рисунок-метафора «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).
– Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
– Рисунок-метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема – подготовка ребенка к школе).
Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.
Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением (Приложение 2).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.
Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.
Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное мной из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).
Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.
Рассмотрим пример использования упражнения «Ассоциации» на родительском собрании по теме «Психологические особенности подросткового возраста».
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Педагог обобщает все сказанное родителями: «Подростковый возраст является переходным, переломным возрастом (т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому). Считается, что этот период труднее для обучения, воспитания, чем младший и старший возрасты, т.к. связан с перестройкой всех психических процессов, деятельности и личности школьника».
А оставшиеся ассоциации, не отраженные в обобщенном выводе, используются как опора для объяснения нового теоретического материала.

Другим, не менее интересным упражнением для изучения теоретической информации родителями является упражнение «Портрет «особого» ребенка» (предложенный авторами Лютовой К.К. и Мониной Г.Б. для работы с родителями детей, имеющих трудности в развитии).
На доску вывешивается схематичное изображение «особого» ребенка, например, агрессивного (тема родительского собрания – «Влияние семейного воспитания на формирование у ребенка агрессивного поведения»).

Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть фото Что обсуждают на родительском собрании в школе. Смотреть картинку Что обсуждают на родительском собрании в школе. Картинка про Что обсуждают на родительском собрании в школе. Фото Что обсуждают на родительском собрании в школе

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?
Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель может понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение «Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях (Приложение 5).

Более интересным и нестандартным методическим приемом знакомства родителей с психолого-педагогическими рекомендациями является прием «Вредные советы».
Однажды на глаза мне попалась памятка для учителей – «Бесполезные советы», следование которым может существенно ухудшить отношение младшего школьника к учебе (автор – Климакова Ю.). В этой памятке по типу «Вредных советов» Г. Остера давались рекомендации (вернее – антирекомендации), как необходимо педагогу общаться с ребенком. Данная памятка и легла в основу разработанного мной методического приема «Вредные советы или Как нельзя общаться с «особым» ребенком».
Родителям на собрании предлагаются «Вредные советы» по общению, например, с ребенком 3-х лет, в ходе обсуждения которых необходимо понять, как подобное отношение к ребенку отразится на его развитии, а также совместно разработать правильные стратегии поведения с «особым» ребенком.

Вредные советы или Как нельзя вести себя с ребенком трех летНегативные последствия подобного воспитанияПолезные советы или Как надо вести себя с ребенком трех лет
Постоянно ограничивайте самостоятельность ребенка, не разрешайте делать что-то самостоятельно, при любой возможности сделайте это за него.
Во время закатываемых истерик уступайте ребенку, идите у него на поводу.
Наказывайте ребенка за капризы и истерики, ругайте, отчитывайте его, читайте нотации.

Такое изложение теоретического и практического материала позволяет родителям увидеть свои ошибки в воспитании ребенка с теми или иными трудностями; взамен имеющейся стратегии общения с ним продумать новую, более оптимальную стратегию, основанную на психолого-педагогических законах.
Так в моей «копилке» появились «Вредные советы» для родителей агрессивных, тревожных, гиперактивных детей (Приложение 6).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
Я же в свой практике часто использую упражнение «Портфельчик с полезностями». Перед своим выступлением раздаю каждому пришедшему на родительское собрание, так называемый, «Портфельчик» (Приложение 7), и предлагаю заполнить его в течение нашей встречи разнообразными советами, рекомендациями, памятками, интересными приемами работы с детьми и т.д.
По окончании родительского собрания акцентирую внимание на том, чем наполнился «Портфельчик» в ходе нашей встречи, а также призываю не останавливаться на достигнутом и продолжать пополнять его дальше.
Практически каждое родительское собрание я завершаю раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации (Приложение 8).

Понятно, что в рамках статьи невозможно описать все имеющиеся методические приемы для повышения эффективности родительского собрания. Уверена, что их множество не ограничивается представленными мною вниманию читателей. Педагог же, работая с родителями, должен постоянно вести поиск подобных приемов для использования их в своей практике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *