Что означает градообразующее предприятие
Градообразующее предприятие: сущность, значение, особенности развития
Градообразующее предприятие дает жизнь целому населенному пункту, жители которого и обеспечивают функционирование конкретного промышленного объекта. Некоторые такие города с монопрофильной экономикой возникли еще в Российской Империи, другие были образованы для воплощения грандиозных планов СССР. Но в каждом из подобных населенных пунктов, помимо самого предприятия, часто имеющего стратегическое значение для всего государства, есть наследие – имперское, советское или современное.
Понятия «градообразующее предприятие» и «монопрофильный город»
В актуальных законодательных актах РФ нет четкого объяснения данных понятий. Считается, что предприятие является градообразующим, если на промышленном объекте трудоустроено более 25% населения города. Монопрофильными же называют города, возникшие вокруг определенного промышленного объекта.
Самым известным примером моногорода можно назвать Тольятти, где в 1966 году началось строительство крупнейшего в СССР автомобильного завода (фото ниже). До этого события, к началу пятидесятых годов население города составляло всего 12 тыс. человек, но уже 1970 г. число горожан достигало 250 тысяч, а в 1990 г. насчитывалось 640 тысяч жителей.
Кроме того, многие поселения на Урале или в Сибири возникали именно по схеме монопрофильных городов. Таким населенным пунктом также можно назвать Ноябрьск, история которого берет начало с 1975 года, когда на лед местной реки высадилось 40 человек, целью которых было освоение месторождений нефти и газа. Уже через 10 лет в Ноябрьске проживало 68 тысяч человек, большинство из которых как раз и обеспечивали добычу и переработку нефти и газа.
Общее количество моногородов в России неизвестно по той причине, что в актуальном законодательстве не существует единого перечня критериев, соответствие которым позволило бы отнести определенный населенный пункт к списку тех, что возникли вокруг градообразующего предприятия. Однако официальный «Перечень моногородов» от 24.11.2015 года включает в себя 319 муниципальных образований. Некоторые из них отличаются стабильными темпами развития, другие находятся в упадке, а часть и вовсе оказалась на грани банкротства. В зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации такие города разделяют по трем категориям.
Основные этапы образования моногородов на территории РФ
Первый этап массовой организации производств и городов вокруг промышленных объектов начался еще во времена индустриализации эпохи Петра I. Много рабочих рук требовала организация железоделательных заводов в зонах освоения и суконных мануфактур. Тогда к заводам приписывались крепостные, войска или каторжные работники. Со временем рабочие поселки развивались в крупные промышленные города.
Вторая волна массового образования моногородов связана с индустриализацией в СССР и развитием легкой промышленности. Новообразованные мануфактуры располагались преимущественно в Центре России, производства формировались в селах и небольших населенных пунктах, которые славились народными промыслами. Именно так появились Орехово-Зуево, Павлов Посад, Гжель, Шуя, Гусь-Хрустальный. В то же время активно росли шахтерские поселки вдоль Транссибирской магистрали.
Сталинская индустриализация не отметилась высокими темпами образования моногородов. Эвакуация во времена войны стала причиной возникновения новых градообразующих предприятий. Кроме того, некоторые промышленные объекты стали градообразующими по той причине, что основной объект был эвакуирован. Так случилось, например, с городом Шадринском, откуда в тыл переместили часть ЗиЛа.
В пятидесятых годах началось массовое строительство новых мощностей. Были созданы крупные пищевые предприятия в городах европейской части России, возникли закрытые населенные пункты, которые специализировались на оборонной промышленности, наукограды. Структура моногородов России стала представлять сложную систему, в которую входили муниципальные образования, различные по численности жителей (от Байконура или Тольятти до небольших рабочих поселков), сложности производства и профессиональной подготовке горожан.
Сегодняшняя карта монопрофильных городов России представлена ниже.
Три категории моногородов по уровню благополучия
Среди всего многообразия монопрофильных городов, возникших вокруг градообразующего предприятия, выделяют три категории населенных пунктов. Ключевым критерием градации промышленных моногородов являются темпы ухудшения экономической и социальной ситуации.
Список относительно благополучных муниципальных образований включает в себя около сотни населенных пунктов. Градообразующее предприятие относительно благополучного моногорода не испытывает значительных проблем даже во время кризиса. К таким промышленным объектам относятся, как правило, предприятия военно-промышленного комплекса и заводы, специализирующиеся на добыче и переработке нефти и газа.
Монопрофильные города с малоперспективным предприятием – это наиболее многочисленная категория промышленных населенных пунктов (154 муниципальных образования). Промышленные объекты в таких моногородах остаются привлекательными для инвестиций, что дает им шанс выжить за счет смены собственника или перепрофилирования производства.
Города с наиболее сложным социально-экономическим состоянием – это населенные пункты, градообразующее предприятие которых находится в плачевном состоянии и не имеет перспектив развития. Моногородов, которые признаны бесперспективными, насчитывается 94. Реальное количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, неизвестно по той причине, что экспертиза ситуации не была проведена.
Ключевые особенности развития моногородов
Моногорода возникают вокруг одного или двух градообразующих предприятий и специализируются на отдельных областях. Ключевыми особенностями такого типа населенных пунктов можно выделить:
Проблемы монопрофильных городов в Российской Федерации
Список градообразующих предприятий и моногородов РФ
Несмотря на все проблемы, возникающие с монопрофильными городами и предприятиями, образующими населенные пункты, список градообразующих промышленных объектов включает в себя 319 муниципальных образований. Многие из них могут похвастаться значительной численностью населения. Крупнейшие градообразующие предприятия России (список по численности населения) представлены такими предприятиями:
Некоторые исчезнувшие промышленные гиганты России
Существует не один десяток гигантов, которые ранее составляли мощь России и Советского Союза, однако сейчас уничтожены. Основные градообразующие предприятия этой категории представлены такими промышленными объектами:
Программа «Пять шагов благоустройства» для монопрофильных городов
В настоящее время разрабатываются федеральные и региональные программы поддержки монопрофильных городов. Одним из таких проектов является программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Предусматривается, что основные пункты программы должны быть реализованы в моногородах до 2018 года:
Национальный проект развития моногородов в РФ
Национальный проект развития монопрофильных городов был признан стратегическим для реализации в ближайшее время. Главные задачи проекта таковы:
Проект охватывает более трехсот монопрофильных населенных пунктов в различных субъектах РФ.
Что такое градообразующее предприятие: сведения и особенности
Градообразующие предприятия – настоящие промышленные гиганты, благодаря которым на карте страны появляются новые города и поселения. Это территории тесного сотрудничества общества и предприятия, где существование заводов и фабрик невозможно без местных жителей, а комфортное существование населения напрямую зависит от бесперебойного функционирования производства.
Общие сведения
Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.
Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» – учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города. Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность. В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.
На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.
Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.
Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.
Стоит заметить, что «многие» не значит «все». На карте страны отмечены около 100 моногородов, градообразующие предприятия которых остались на плаву даже во время кризиса и успешно ведут экономическую деятельность.
Нормативное регулирование
Изначально термин «градообразующее предприятие» регламентировался ПП РФ от 29.08.94 № 1001, которое было признано недействительным Указом РФ от 02.02.05 № 116. Нормативный акт признавал предыдущий Указ РФ от 02.06.94 № 1114 утратившим силу. А именно на основании этого акта и было издано Постановление.
Что интересно, на сегодняшний день нет ни единого нормативного акта, регламентирующего порядок признания объекта промышленной или хозяйственной деятельности градообразующим.
В настоящем своде законов можно обнаружить только упоминания, применяемые для особых случаев. Ст. 169 ФЗ от 26.10.02 № 127-ФЗ говорит, что градообразующими считаются организации, где работает не менее 25% жителей соответствующего населенного пункта. Информация повторяется в законе № 219 21.07.14.
Стратегическое планирование
Отсутствие стратегического планирования, как такового, стало основной проблемой градообразующих предприятий и причиной их упадка. Такие промышленные объекты просто не реагировали на изменения в экономике.
Исследования, проведенные российскими и зарубежными учеными, позволили определить следующие факторы, препятствующие развитию градообразующих компаний:
Нужно заметить, что градообразующие компании являются крайне привлекательными для инвестирования при условии реструктуризации, смены вида деятельности, актуализации производимой продукции под современные нужды, внедрения принципиально новой стратегии деятельности, смены руководства. Однако, все реформы необходимо производить только после тщательной проработки и оценки всех рисков, поскольку существует вероятность возникновения негативных социально-экономических изменений для сотрудников промышленного объекта.
В настоящее время наиболее перспективны три модели стратегического планирования и развития:
Указанные стратегии являются универсальными, но применение их индивидуально в каждом конкретном случае.
Финансовое обеспечение
Учитывая узкую направленность деятельности объектов, образовавших вокруг себя поселения, в моногородах не так много возможностей для экономического развития и часто они направлены только на использование простаивающих производственных мощностей для создания абсолютно другой экономической базы.
Если руководитель градообразующего предприятия является профессионалом своего дела и настроен на активное развитие организации и территории, возможны поступления средств в бюджет города со стороны малого и среднего бизнеса, получающих дополнительную поддержку.
Но, как это часто бывает, далеко не каждый владелец подобных промышленных объектов проявляет желание к инвестированию средств.
Поэтому моногорода находятся на господдержке, выполняющейся в двух основных направлениях:
Мероприятия
Рассмотрим подробнее направления господдержки моногородов и организаций, вокруг которых они были основаны.
Законодательством РФ предусмотрены следующие меры господдержки:
Для поддержки городского бюджета применяются такие меры поддержки:
Дополнительные программы развития
Государственными органами, совместно с представителями местной власти, выполняются такие виды мероприятий, направленных на улучшение показателей социальной сферы и развитие экономики в моногородах:
Дополнительными программами развития также предусматривается введение новейших средств сбережения энергии в сфере производства и социально-бытовом направлении.
Перечень градообразующих предприятий РФ
На данный момент, перечень градообразующих предприятий Российской Федерации включает 319 объектов. Крупнейшие промышленные объекты и связанные с ними города в порядке убывания численности населения:
В перечне приведены предприятия в моногородах, численность населения которых превышает 50 тысяч жителей.
Некоторые моногорода выросли вокруг предприятий военно-промышленной сферы, и являются по сути закрытыми административно-территориальными образованиями.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Понятие градообразующего и градообслуживающего предприятия
На основе типологии Фишера – Кларка в первой половине ХХ века сложился подход к изучению экономической жизни города и перспектив его развития, основанный на выявлении тех отраслей города, продукция которых может привлекать в город денежные потоки из других городов. По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города поток продукции, идущий из предприятий города в другие города, принято называть экспортным. А отрасли, выпускающие эту продукцию, называются градообразующими (или структурообразующими). С их развитием связывают возможности дальнейшего развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы». На основе такого подхода в Советском Союзе в довоенный период возникло много городов, которые были спроектированы под одну единственную отрасль, например, Магнитогорск.
Предприятия такой ведущей отрасли обеспечивают рабочие места для основной части активного населения города и являются градообразующими. Вообще под градообразующим предприятиемпонимается организация любой формы собственности, в которой занято не менее 30% от общего числа трудоспособного населения соответствующего поселения. В том числе учитывается, что предприятие имеет на своем балансе объекты инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения в этом городе, или налоги от которого составляют не менее 50% доходной части бюджета данного города.
Повседневные нужды работников градообразующих предприятий формируют спрос на потребительские товары и услуги для частных лиц. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Этот спрос удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города. В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д. Эти отрасли, обеспечивающие нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, называют градообслуживающими (или резидентными) отраслями.
Предприятия, обеспечивающие основную отрасль сырьем и полуфабрикатами, могут располагаться либо в данном городе, либо в других городах. Даже если они располагались в данном городе, их не относили к числу градообслуживающих. Они рассматривались вместе с предприятиями основной отрасли как единый производственный комплекс.
Один из недостатков этой концепции: в больших городах, имеющих много предприятий, осуществляющих разнообразные функции, трудно выделить одну-две ведущие отрасли. Их реальное функционирование предполагает полифункциональность.
Таким образом, они не вписываются в стандартную упрощенную технологию.
В период становления классического функционального подхода в качестве ведущих обычно рассматривались отрасли промышленности, хотя существовали города, специализирующиеся на выполнении административных функций, города, ориентированные на туризм, и т.д. Соответственно, одна из причин кризиса этой концепции – игнорирование градообразующей роли некоторых видов услуг.
Привлекательность города для развития в нем высших управленческих видов деятельности во многом зависит от рынка высококвалифицированной рабочей силы. Для ее привлечения для проживания в городе большую роль играют такие виды деятельности, как образование, культура, индустрия досуга. Столь важная роль этих видов услуг приводит к включению их в список градообразующих отраслей. Высокий уровень развития инфраструктуры в городе привлекает все новые потоки инвестиций, что приводит к созданию новых предприятий и росту населения. Таким образом, инфраструктура в таких городах становится решающим фактором развития и переходит в градообразующую группу отраслей, что ломает исходную концепцию жесткого функционализма.
Использование функционального подхода для анализа городов концентрирует внимание исследователей исключительно на градообразующих отраслях. Такая техника анализа приводит к некоторым методологическим трудностям. Например, в городе существует мебельная фабрика. Часть мебели продается жителям этого города, т.е. часть продукции предприятия не покидает территорию города и предназначена для «обслуживания» его жителей. Таким образом, частично эта фабрика должна быть отнесена к группе градообслуживающих отраслей, в то время как основная ее часть была бы отнесена к градообразующему сектору, т.е. проводится мысленно искусственное расщепление его на основную и вспомогательную части.
Опыт социалистических стран дает наиболее яркие примеры нереалистичности упрощенного функционального подхода. Становление функционализма привело к возникновению многофункциональных городов-заводов. В долгосрочном плане такая многофункциональность поставила под сомнение перспективы дальнейшего развития города-завода, т.к. застой в отрасли вызывает стагнацию всей городской экономики.
Исторически сложилось так, что наша страна, учитывая уроки Великой Отечественной войны, создавала сибирские дублирующие пояса оборонных предприятий, осваивая новые территории, северные отдаленные районы. Осуществлялся организованный набор людей, сотни тысяч специалистов ехали и осваивали новые месторождения и производства. Часто вокруг этих, целевым образом формируемых государством производств, вырастали поселки, города, и отличительными их особенностями были, во-первых, удаленность от больших городов, во-вторых, создание большей части рабочих мест в таком поселке или городе на единственном промышленном предприятии. Остановка единственного градообразующего предприятия означает фактически социальную катастрофу для малого монопрофильного города.
Недостатки жестко функциональных проектных решений довольно быстро обнаружились, но на восстановление нормального баланса отраслей уходили десятилетия.
10.Взаимосвязь градообразующих и градообслуживающих предприятий: мультипликатор дохода и занятости населения, их понятие, методики расчета.
11.Факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу: в городах.
2 вопроса в одном!!
Рост экономики города понимается как рост занятости населения, причем увеличение числа занятости может наступить по двум причинам: либо увеличения спроса на рабочую силу, либо увеличение предложения рабочей силы.
Спрос на рабочую силу предъявляют градообразующие (вывозящие свою продукцию за пределы города) и градообслуживающие предприятия, связанные между собой через мультипликаторы дохода и занятости.
Мультипликатор дохода. Это коэффициент, показывающий изменение в совокупном доходе горожан при изменении объемов реализации продукции на экспорт.
∆Iсов – изменение совокупного дохода
МРС – предельная склонность потребления на местном уровне.
МI– мультипликатор дохода
Например, мультипликатор дохода, равный 2,5 показывает, что на каждый дополнительный рубль от реализации на экспорт совокупный доход жителей города возрастет на 2,5 рубля.
Мультипликатор занятостипоказывает, как изменения в численности работающих на градообразующих предприятиях отразится на общем количестве рабочих мест в городе.
В – численность работающих на градообразующих предприятиях;
Т – общая занятость населения;
L – численность работающих на градообслуживающих предприятиях;
МТ – мультипликатор занятости
Соотношение L/Bпоказывает, сколько рабочих мест на предприятиях местной промышленностисуществуют благодаря 1 рабочему месту на градообразующем предприятии
Например, по исследованиям, проводимых в СССР, которые являлись основой для градостроительной деятельности, удельный вес обслуживающей группы населения для крупнейших и крупных городов составлял 19-21% (от количества работников занятых основным производством) на срок до 5 лет; а на перспективу до 30 лет порядка 23-27%; для малых и средних городов –15-17 %на 5 лет, а наперспективу в 30 лет – 19-22%; для больших городов –18 и 23% соответственно.
Графическая интерпретация роста экономики города представлена на рисунке 8. В данном случае под влиянием изменения спроса на рабочую силу меняется занятость населения в городе.
Рисунок 8 – Рост экономики города под влиянием увеличения спроса на рабочую силу
Первоначальное равновесие на рынке труда возникло в точке Е. Если спрос на труд увеличился на 10000 чел. (со стороны градообразующих предприятий), то кривая D сдвинется в сторону D1и совокупная занятость увеличится до уровня 60000 человек. При этом надо помнить, что занятость на градообразующих предприятиях связана с занятостью на градообслуживающих предприятиях через мультипликатор занятости. Если он равен 2,5, то общий пророст занятости в городе будет равен не 10000, а 25000 чел.:
Если Dувеличится на 10000 чел., то
Хотелось бы обратить внимание на следующий факт: с ростом спроса на рабочую силу увеличивается занятость населения и заработная плата.
На основании международного опыта можно выделить факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу:
1. Изменение спроса на готовую продукцию градообразующих предприятий (если он растет, увеличивается спрос на рабочую силу, если уменьшается, значит сокращается.Эта закономерность действует в условиях стабильной технологии производства, если же она меняется в сторону улучшения, то вполне вероятно, что, при увеличенииспроса на готовую продукцию, спрос на рабочую силу не только не повысится, но может даже уменьшится).
2. Производительность труда на предприятии.Чем выше производительность, тем больше объем выпуска, с другой стороны, чем выше производительность, тем меньше требуется работников на предприятие.
3. Уровень налогообложения на местном уровне. Необходимо отметить, что многие предприятия являются очень чувствительными к местному налогообложению и стремятся разместиться там, где этот уровень меньше. Однако для Российской Федерации этот фактор является менее значимым, чем для зарубежных стран, так как муниципалитеты не обладают полномочиями определять количество и уровень налогообложения на местном уровне.
4. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг для промышленных предприятий. В ряде стран муниципалитеты для привлечения на свою территорию различных производств применяют политику льготной оплаты коммунальных услуг для этих предприятий.
5. Политика землепользования. Мировой опыт свидетельствует, о том, что муниципалитеты, самостоятельно подготавливающие промышленную площадку (подведение инженерной инфраструктуры и транспортных магистралей) значительно выигрывают в плане привлечения различных производств на свою территорию. Так как для предприятий расходы на подведение инфраструктуры – это большая статья затрат, а когда эти расходы на себя берет муниципалитет предприятию это выгодно.
Рост экономики города (численности занятых) может происходить и под влиянием изменения предложения рабочей силы, что отражено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Рост экономики города под влиянием увеличения рабочей силы
Рост предложения рабочей силы может происходить в силу следующих факторов:
1. Качество окружающей среды. Если качество окружающей среды в городе довольно хорошее и есть возможность устроиться на работу с более лучшими условиями труда чем в сельской, то в этом случае люди стремятся переехать в город, тем самым увеличивая предложение рабочей силы в городе
2. Качество коммунальных услуг для жителей. Большую роль на принятие решение о том переезжать в город или нет играет качество коммунальных услуг. Если оно довольно высокое, то является привлекательным для населения, проживающего в сельской местности. Поэтому данное население будет стремится перебраться в город.
3. Уровень налогообложения физических лиц, является значимым фактором для принятия решения о том где жить. Однако в РФ данный фактор опять же не играет роли, т.к. уровень налогообложения на местном уровне не регулируется.
При увеличении роста предложения рабочей силы занятость увеличивается, а уровень з/пл в городе снижается.
Из вышесказанного следует, что администрация городов, проводя определенную политику, может привлекать на свою территорию предпринимателей, увеличивающих спрос на рабочую силу и в результате мультипликационных эффектов воздействующих на общий рост экономики города через занятость населения и рост его доходов.
Такая политика предполагает использование следующих методов:
– предоставление налоговых скидок (т.е. новые предприятия или предприятия чувствительные к налогообложению на некоторый период времени (до 10 лет!) освобождаются от местных налогов);
– осуществляется выпуск промышленных облигаций, с помощью которых финансируется подготовка земельных участков под промышленную застройку;
–предоставляются ссудные гарантии для предпринимателей или администрация сама является кредитором;
– муниципалитет непосредственно осуществляет подготовку промышленной площадки.
Таким образом, любая политика, способствующая снижению производственных затрат ведет при прочих равных условиях к появлению новых предприятий, расширению старых и росту численности занятости, а значит росту экономики города.