Что означает гуманитаризация образования

Научная электронная библиотека

Что означает гуманитаризация образования. Смотреть фото Что означает гуманитаризация образования. Смотреть картинку Что означает гуманитаризация образования. Картинка про Что означает гуманитаризация образования. Фото Что означает гуманитаризация образования

Гордашников В. А., Осин А. Я.,

5.3. ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманитарная направленность предполагается во всех дисциплинах.

Гуманитаризация обучения выполняет роль иммунитета против супертехногенного разделения людей и против ухода их от естественного в виртуальное.

Основой педагогической технологии должны служить диалогичность, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций.

Составляющие компоненты образования

Гуманизация для студентов: студент оказывается перед проблемой выбора принципов деятельности и ценностных ориентаций.

Дегуманизация человеческого общения в результате компьютеризации; тенденция замены реального человеческого общения на виртуальное с помощью компьютерной техники (Е.Ю. Прокопьева, В.А. Сырецкая, 1996; Н.И. Колесникова, 1996;Е.Л. Юрасова, 1996; Т.Е. Корогодина, 1996; Н.Н. Билим, А.Г. Николаева, 1998; Л.В. Преснякова, 1998; Р.В. Сигнеева, 1998).

В условиях реформ и модернизации образования гуманистическую направленность педагогического процесса можно считать проявлением инновационной педагогики. Происходящие изменения в ориентации педагогического процесса обусловлены системой новых межличностных отношений и внутренней ее перестройкой. Главным положением гуманистической концепции является признание достоинств личности, ее прав и свободы выборов, на реализацию и дальнейшее развитие своих способностей, и создание для этого соответствующих благоприятных условий обучения (Н.Н. Билим, 1996; Л.М. Левентова, В.И. Воронкова, 1996; Л.В. Лихобабина, 1996; А.Г. Пусеп, 1996; И.А. Тихонова, 1996; В.Н. Турченко, 1996).

Гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждает универсальную значимость каждой отдельной личности из всего человеческого бытия. Гуманизм, как система ценностных ориентаций и установок, приобретает значение общественного идеала. Гуманистическая педагогика представляет собой систему научных теорий и рассматривает воспитуемого в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса, который развивается в соответствии с его потенциальными способностями (Г.Ф. Лаптева, 1996; Е.А. Лапшин, Л.К. Аматняк, Л.Д. Якимова и др., 1996; Н.Г. Ничепуренко, Т.Г. Аксиненко, И.С. Алексеева, А.Г. Лозенко, 1996; Р.Г. Федина, 1996; В.М. Шарапутко, В.Г. Рябухин, П.П. Шахов, 1996).

Однако, несмотря на научную обоснованность идей гуманистической педагогики, ее принципы до сих пор еще на стали повсеместно прочным базисом для педагогических систем. Сохраняющиеся элементы авторитарной педагогики тормозят в определенной мере проникновение гуманистических идей в современный педагогический процесс. В то же время сторонники инновационного процесса создают теоретические предпосылки для изменения направленности педагогического процесса в сторону гуманизации и постепенно увеличивают темпы внедрения ее принципов в педагогическую практику. Мера гуманизации педагогического процесса определяется уровнем самореализации и самодеятельности личности, ее способностью к свободе выборов, ответственности, творчеству, активному познанию, культуре общения (А.И. Голубев, 1996; Б.М. Когут, Г.П. Шубина, 1996; Г.Т. Красильников, Г.В. Прокофьева, 1996; О.А. Мирошников, 1996; А.Г. Николаев, 1996).

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность и в этой связи становится личностно-ориентированной педагогикой. Она отличается смещением приоритетов на развитие различных сфер личности обучаемого, направлена на формирование свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных, производственных и жизненных ситуаций, характеризуется образованием адекватных отношений между педагогом и обучаемым, требует обеспечения надлежащих условий для успешного достижения переориентации педагогического процесса.

Гуманизация обучения и воспитания создает оптимальные условия, в которых студент не может не учиться и не может учиться ниже своих потенциальных возможностей. Гуманистическая педагогика требует максимального приближения педагогов к обучаемым, обеспечения атмосферы комфорта, психологической «безопасности» и единой воспитательной среды в ССУЗе. Гуманистическая педагогика положительно коррелирует с уровнем развития обучаемых, но в то же время не исключает дисциплинарности и единых требования для студентов в ССУЗе.

Для реализации гуманистического обучения и воспитания студентов в ССУЗе от педагогов требуется соблюдение следующих принципов:

В медицинском ССУЗе имеются определенные особенности гуманизации клинической подготовки студентов, которая проявляется во многих аспектах деятельности будущего специалиста. Прежде всего, студенты соблюдают гуманное отношение к своим пациентам в случаях проведения различных методов диагностики и лечения. Предварительно в ходе формирования профессиональных У и Н они используют различного рода механические и биологические тренажеры. Диагностические и лечебные процедуры обучаемые выполняют с учетом охранительного режима пациентов. Манипуляции должны быть щадящими и по возможности атравматичными или малотравмирующими пациента. Гуманистическая направленность клинической подготовки студентов полностью совпадает с концепцией использования здоровьесохраняющих технологий обучения (диагностики и лечения). Однако навсегда удается соблюдать гуманистические принципы по отношению к обучаемым. Любой контакт, общение с больным могут быть небезопасными для здоровья обучаемого. Каждый раз, идя к больному, он подвергает себя риску, что оказывает глубокое воздействие на его эмоционально-волевую сферу и многие другие психические процессы. Это создает психолого-педагогическую основу для формирования многих личностных качеств обучаемого. Предполагается, что воспитанные на гуманных принципах будущие специалисты должны реализовать их в своей практической деятельности. Адекватный уровень подготовки будущих специалистов в медицинском ССУЗе делает их «безопасными» для больных. Специалист достаточно высокой квалификации не может нанести в той или иной мере ущерб здоровью своим пациентам и в этом проявляется один из гуманистических принципов его профессиональной деятельности.

Таким образом, гуманистические принципы играют значительную роль в системе клинической подготовки студентов в медицинском ССУЗе, определяют формирование личности будущего специалиста и профессионального его поведения, всецело воплощаются в последующем в различных сферах деятельности медицинского работника.

Источник

Что означает гуманитаризация образования

Что означает гуманитаризация образования. Смотреть фото Что означает гуманитаризация образования. Смотреть картинку Что означает гуманитаризация образования. Картинка про Что означает гуманитаризация образования. Фото Что означает гуманитаризация образования

Что означает гуманитаризация образования. Смотреть фото Что означает гуманитаризация образования. Смотреть картинку Что означает гуманитаризация образования. Картинка про Что означает гуманитаризация образования. Фото Что означает гуманитаризация образования

Что означает гуманитаризация образования. Смотреть фото Что означает гуманитаризация образования. Смотреть картинку Что означает гуманитаризация образования. Картинка про Что означает гуманитаризация образования. Фото Что означает гуманитаризация образования

Анализ степени разработанности проблемы гуманитаризации профессионального образования позволяет заключить, что, несмотря на очевидный интерес к этой проблеме в отечественной и зарубежной педагогике, в настоящее время еще не до конца сформировались четкие теоретико-методологические подходы к анализу данного процесса, не сформулирована конкретная система психолого-педагогических принципов формирования целостной гуманитарной культуры студентов, не выявлены конкретные способы ее комплексной реализации. При определении понятия «гуманитаризация образования» исследователи, как правило, рассматривают либо отдельные аспекты, направления гуманитаризации, либо дают определения, по которым трудно сделать какие-либо конкретные выводы о содержании и целях гуманитаризации (например, «гуманитаризация – это “живая вода” знания, предполагающая сопричастность познающего этому знанию»). Рассмотрим ряд наиболее часто встречающихся трактовок этого термина.

Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе нет четкого однозначного понятия «гуманитаризация образования», наблюдается большой разброс мнений и трактовок этого понятия. Нет четких критериев разделения феноменов гуманизации и гуманитаризации образования, нередко эти термины трактуются произвольно, зачастую подменяя друг друга, поэтому представляет интерес выявление конкретных критериев различения этих терминов. Следует учесть, что социокультурная и методологическая содержательность этих понятий не является постоянной, для них характерна изменчивость и определенная зависимость от рассматриваемого исторического этапа развития цивилизации. Проецируя данные термины на конкретные условия развития современного образования, можно предположить, что наиболее точным является определение, приведенное Г.М. Коджаспировой, согласно которому гуманизация означает «распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества» [5, с. 59]. При таком толковании термина гуманизацию можно рассматривать как «социальное конструирование системы образования, отвечающей гуманистическим нормам и идеалам» [6].

Что касается увеличения в содержании образования доли дисциплин гуманитарного цикла, расширения их перечня и усиления влияния, то, по нашему мнению, этот путь в перспективе представляется достаточно тупиковым. С одной стороны, включение обязательных учебных дисциплин гуманитарного характера в учебные планы ограничено объемом предписываемого образовательными программами учебного времени, отсутствием четких критериев отбора предлагаемых дополнительных гуманитарных курсов. С другой стороны, хотя в отечественной изарубежной высшей школе гуманитаризация осуществляется в основном путем включения в учебные планы дополнительных обязательных и факультативных гуманитарных и интегративно-междисциплинарных курсов, однако, по нашему мнению, эффективность гуманитаризации при этом невелика в силу ряда причин, среди которых можно отметить следующие. Подбор элективных и факультативных курсов зачастую случаен и обусловлен профессиональными возможностями и научными интересами имеющихся в наличии преподавателей. Не всегда удается учитывать специфику конкретной специальности, профиль подготовки студентов. Невелика мотивация студентов к изучению случайным образом подобранных курсов. Чаще всего отсутствует учебно-методическое обеспечение предлагаемых курсов. Поэтому мы считаем нецелесообразной гуманитаризацию за счет существенного увеличения доли гуманитарных курсов.

Неоднознач­ность в трактовке понятия «гуманитаризация образования», неоднородность подходов к исследованию проблемы расширения гуманитарной составляю­щей образования, недостаточная теоретическая разработанность ценностных оснований и содержания гуманитарно-ориентированной системы обучения в образовательных системах различного уровня ставят задачу концептуальной разработки проблемы гуманитаризации образования. Проведенный нами компаративный анализ концептов «гуманизация» и «гуманитаризация» образования, системный анализ принципов и целей гуманитаризации привел нас к необходимости введения терминов «общегуманитарный базис образования» и «локальная гуманитарно-развивающая среда» и разработке концептуально-теоретических моделей общегуманитарного базиса современного образования и локальной гуманитарно-развивающей среды, реализуемой непосредственно при изучении как общетеоретических, так и специальных дисциплин [7]. При этом реализация компонентов общегуманитарного базиса образования предусматривает создание гуманитарной среды в рамках всего учебного заведения как целостной образовательной структуры, что предполагает использование как аудиторных, так и внеаудиторных форм организации учебно-воспитательного процесса. В научно-педагогической и методической литературе достаточно полно рассмотрены, хотя и недостаточно конкретизированы в практическом плане, модели гуманитарной образовательной среды в учебном заведении как целостной образовательной структуре. Мы считаем очень перспективным широкое всестороннее использование гуманитарного потенциала как общетеоретических, так испециальных дисциплин не только гуманитарного цикла, но и естественнонаучного и технического циклов. На основе проведенного в ходе исследований выделения, уточнения и анализа принципов, целей и методов гуманитаризации образования мы пришли к выводу, что «применительно к конкретному учебному предмету гуманитарно-развивающая образовательная среда – это личностно-ориентированный учебный процесс, основанный на совокупности специально организованных психолого-педагогических условий обучения, направленный на раскрытие гуманитарной специфики изучаемой области знаний, всесторонне реализующий гуманитарный потенциал изучаемой конкретно-научной дисциплины через включение специальным образом организованных личностно значимых для студента знаний и использование эргономичных и комфортных педагогических технологий, подкрепленный комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих формирование целостной гуманитарной культуры» [7, 8]. Предлагаемая концептуально-теоретическая модель общегуманитарного базиса и локальной гуманитарно-развивающей среды включает девятнадцать структурных компонентов, которые можно сгруппировать по критериям формируемых ими ключевых компетенций специалиста: ценностно-смысловых (этико-аксиологический, эколого-активационный компоненты), общекультурных (историко-амплификативный, интегративно-аппликативный, культурно-инфузионный, регионально-этнический), когнитивно-мировоззренческих (философско-методологический, интеракционно-гностический компоненты); информационно-коммуникативных (информационно-аналитический, когнитивно-коммуникативный компоненты), социально-коммуникативных (контемпорально-презентативный, социально-правовой, социально-адаптивный компоненты), учебно-познавательных (креативно-развивающий, личностно-вариативный компоненты), компетенций личностного самосовершенствования (антропогностический, сенситивно-рефлексивный, аппликативно-валеологический, психолого-адаптивный компоненты) [8]. Отметим, что все понятийно-терминологические названия: общегуманитарный базис образования, локальная гуманитарно-развивающая среда и названия их компонентов, предложены нами и подробно описаны в ряде наших публикаций.

Этико-аксиологический компонент направлен на личностное осмысление, ассимиляцию и интериоризацию аксиологических, этических и социально-культурных норм современного социума, формирование устойчивых ценностных ориентиров и четкой нравственной позиции в ситуациях морального выбора.

историко-амплификативный компонент, опирающийся на предложенную нами концепцию расширенного историзма, направлен на формирование широты, масштабности мышления, так как анализ эволюции идей, законов, тенденций приучает видеть связь между прошлым и настоящим, между различными областями знания и культуры в зависимости от реалий исторической эпохи, показывает преемственность в развитии общества, науки и культуры.

В условиях динамичного развития современной информационной среды главными функциями образования становятся: формирование методологической культуры, развитие способностей к интеграции и освоению разных в онтологическом отношении способов познания мира, обучение методам многоаспектной информационной деятельности, формирование базисных знаний и умений системного использования разнообразных каналов получения и семантической обработки информации, поэтому необходимыми элементами общегуманитарного базиса образования являются философско-методологический, интеракционно-гностический, информационно-аналитический, когнитивно-коммуникативный компоненты.

Возрастание антропогенного влияния на биосферу как в локальном, региональном, так и в планетарном масштабах, глобализация экологических проблем обуславливают необходимость включения в состав общегуманитарного базиса образования любого специалиста эколого-активационного компонента, направленного на формирование и интериоризацию эколого-аксиологических убеждений и стимулирование активной инициативной позиции в профессиональной и социальной деятельности как на когнитивном, так и на реально-поведенческом уровнях.

Психолого-адаптивный и аппликативно-валеологический компоненты предусматривают формирование валеологической культуры, овладение методами активного управления собственными психологическими состояниями и реакциями, быстрой мобилизации интеллектуальных, физических и духовных сил и обеспечивают формирование в разнообразных видах специально организованной учебной деятельности психологической готовности к ситуативным обстоятельствам высокой динамичности.

Культурно-инфузионный и регионально-этнический компоненты решают задачу формирования межкультурной компетенции, понимания общности базовых, фундаментальных знаний о мире и единстве общечеловеческих ценностных ориентиров, абсолютной ценности разнообразия мировых культур. Предполагают синтез обогащающего потенциала разных культур, способствуя укоренению молодежи в родной культуре и приобщению к мировой культуре. Предусматривают подход к отбору и структурированию учебного материала с учетом культурно-этнических характеристик студентов, механизмов формирования их социокультурной идентичности, мотивационной и ценностной основ их поведения, социокультурных особенностей региона, эмоционально-значимого для студентов содержания.

Интегративно-аппликативный и сенситивно-рефлексивный компоненты общегуманитарного базиса способствуют формированию широкого социокультурного кругозора, целостной картины мира, в составе которой взаимосвязаны различные типы представления истины (как формулы, как интерпретации, как технологии и как художественной правды), способствуют развитию эмоционально-мотивационной сферы студентов, развитию общей культуры и гуманитарной грамотности.

Социализации личности в современном динамичном, сложном мире, отличающемся во многом непредсказуемыми последствиями политических, социальных, экономических решений на государственных и международных уровнях разного масштаба, призваны включать контемпорально-презентативный, социально-правовой, социально-адаптивный компоненты общегуманитарного базиса образования.

Креативно-развивающий и личностно-вариативный компоненты общегуманитарного базиса призваны способствовать развитию критичности и дивергентности мышления, творческой самостоятельности и умения прогнозировать результаты своей когнитивной и практической деятельности, способности к анализу причинно-следственных связей и выстраиванию стратегии своей профессиональной и социальной деятельности на основе учета общественных и личностных интересов.

На основе проведенно­го нами системного анализа, обобщения и систематизации результатов проведенных нами исследований, принципов и целей гуманитаризации профессионального образования мы пришли к выводу, что гуманитаризацию образования можно определить как целенаправлен­ный педагогический процесс, учитывающий особенности креативного развития личности в условиях новой парадигмы информатизации общества; обеспечивающий развитие гуманитарной направленности личности, способной к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве; способствующий формированию межкультурной компетенции в интеркультурном и интракультурном аспектах, формированию и интериоризации системы фундаментальных аксиологических ориентаций и убеждений студентов с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности; предусматривающий формирование многокритериальной структуры понятийно-категориального аппарата дивергентного мышления будущего специалиста, позволяющего теоретически осмысливать и применять практически адекватные способы согласования концептуальных структур с физической реальностью в ситуациях быстрого изменения информационной среды. Проблема гуманита­ризации образования конкретизируется с точки зрения целей и средств образо­вательной системы как на когнитивном, так и на реально-поведенческом уровнях. На этой научной основе и понимается нами гуманитариза­ция современного образования.

Источник

Гуманитаризация образования как важное средство формирования информационной культуры будущего специалиста

Образ жизни современного человека связан с функционированием разнообразной техники: авто-, теле-, видео-, компьютеры, телекоммуникационные сети. Абсолютизация технических средств и научно обоснованных технических знаний приводит к признанию их в качестве решающего фактора социального развития общества. Недооценка духовной культуры приводит к негативным последствиям: усилению социально-экономических противоречий, росту насилия над личностью, дегуманизации общественной жизни. Как отмечают многие ученые, сложившееся в современных условиях резкое расхождение между традиционной гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, формирующей систему моральных запретов и активизирующей ответственность за свои действия, и культурой технократической, рассматривающей индивидов как «придаток» машин, как элемент современных технологий, необходимо ликвидировать, выработав систему противодействия этим тенденциям в рамках развития информационной культуры личности. Необходимо осознать, что наука и техника важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они способствуют развитию творческих способностей личности, реализации ее внутреннего богатства и профессиональных возможностей.

Гуманитаризация образования имеет своей целью сведение к минимуму последствий анонимности рационального познания, дискредитированного бездуховностью и бездушием, повлекшими за собой экологический и культурный кризисы. Гуманитаризация образования предполагает формирование гуманистически ориентированной информационной культуры, включающей в себя выработку следующих аксиологических ценностей: отдачи предпочтений целеполаганию перед целесообразностью; осознание вреда догматических и конформистских решений; непрерывное формирование у будущих специалистов умений и потребностей осуществлять свою профессиональную деятельность в интересах человека.

Особую значимость гуманитаризация образования приобретает для технических ВУЗов. Значение разностороннего гуманитарного образования для будущих инженеров, осознание ими самоценности собственной жизни и жизни окружающих их людей и природы можно аргументировать следующими положениями: гуманитарная образованность способствует эмоциональному развитию индивидов, а потому делает их более открытыми для разнообразной информации, активизирует деятельность их интеллекта и облегчает освоение любой профессии; гуманитарная образованность является несущей конструкцией духовности будущих инженеров, которая характеризуется возвышенностью их мыслей, желаний и благородной мотивацией поступков.

Гуманитарное знание направлено на формирование личности, развитие в ней философских, нравственных и культурных основ, воспитание самостоятельности в творчестве и образного мышления. Гуманитарное образование включает широкий круг компонентов, обеспечивающих проявления индивида во всем многообразии связей и взаимодействий, как носителя и создателя культурных ценностей, национальных традиций, общественной идеологии. Именно идеологии, так как любое гуманитарное знание всегда оценочно, всегда отражает интересы и ценности какого-либо общества или социальной группы, что было доказано еще философами-неоканцианами и М. Вебером.

Основные ценности гуманитарного образования определяются следующим образом: ответственность за общезначимые ценности, свободное мировоззренческое самоопределение, общекультурная компетентность, личностная самоактуализация в культуре и жизни.

Традиционно решение проблемы гуманитаризации образования осуществляется посредством усиления влияния дисциплин гуманитарного цикла. Анализ литературы показал, что в зарубежной высшей школе объем гуманитарных дисциплин в учебных планах для подготовки инженерных кадров составляет около 40 процентов. В системе отечественного высшего образования на общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины отводится в среднем 25 процентов всего фонда учебного времени. Учитывая небольшой объем гуманитарных дисциплин в техническом ВУЗе, для обеспечения результативной достаточности гуманитарного образования будущих инженеров необходимо выполнить два важных условия.

Изучение таких дисциплин гуманитарного цикла как философия, культурология, социология, экономика, политология, история, психология, иностранные языки оказывают огромное влияние на формирование системы ценностных ориентиров специалиста.

В процессе гуманитарной подготовки развиваются мировоззренческие, этические, эстетические, коммуникативные качества будущего инженера, обогащается его тезаурус, расширяется кругозор, формируется гуманитарный склад мышления. Все эти качества формируются на основе знаний и умений, которые студенты приобретают в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Анализ таблицы показывает, что большая часть знаний и умений, которые формируются в процессе гуманитарной подготовки, входят в структуру ПВК будущего специалиста и необходимы ему для успешного выполнения его профессиональной деятельности (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно- конструкторской).

Имеется еще один важный фактор, влияющий на процесс формирования гуманитарно-ориентированного специалиста. Как справедливо заметил С.Д. Смирнов: «ВУЗ служит не только, может быть, не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизводства специального культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист». Поэтому, преподаватель не только передает студенту знания и профессиональные умения, а приобщает его к определенной культуре.

Органическое соединение всех вышеуказанных факторов в единую систему способствует формированию гуманитарной среды в ВУЗе, которая создает благоприятные условия для развития гуманитарного аспекта информационной культуры будущих инженеров.

Под гуманитарной средой исследователи понимают совокупность организационных структур, педагогических технологий и традиций ВУЗа, направленных на формирование и развитие устойчивого гуманитарного интереса и морально-нравственных, творческих характеристик студентов.

Важным условием эффективного функционирования гуманитарной среды должно стать установление междисциплинарных связей. Одной из форм соединения гуманитарных и профессиональных знаний в целостную систему представлений о мире, человеке, обществе и своем месте в нем может стать разработка и внедрение спецкурсов в учебный процесс. Спецкурсы могут иметь различную направленность. С целью формирования гуманитарного аспекта информационной культуры мы считаем целесообразным разработку спецкурса информационно-культурологической направленности, посредством которого у студентов сформируется информационное мировоззрение и информационное поведение.

Общество находится на пороге информационной цивилизации, и поэтому важно сформулировать определение и основные специфические черты информационного мировоззрения. Энциклопедический словарь обозначает мировоззрение как «систему общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания действительности». Мировоззрение образуется на основе естественнонаучных, социально-исторических, философских знаний, включая определенную идеологию. Мировоззрение влияет на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. По своему содержанию и направленности может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным».

Как считает С.Г. Антонова, в данном толковании не обоснованы свойства знаний, входящих в состав мировоззрения. А между тем, качества знаний дают представления об особенностях образа мыслей и позволяют обсуждать такие противоречивые параметры, как динамичность и статичность всей системы взглядов личности, способность к видоизменению, расширению, углублению, уточнению. По ее мнению, информационное мировоззрение вырабатывается не столько как определенная модель установок личности, сколько как процесс анализа знаний для обоснования собственной позиции, процесс овладения навыками понимания чужого суждения, соотнесения его с собственным.

При определении сущности понятия мировоззрения важно учитывать взаимодействие информации и субъекта в целостной системе. Говоря о мировоззрении информационного типа, следует иметь в виду такое, при формировании которого субъект является регулятором информации, составляющей данную систему, где момент осознания ценности информации становится актом проявления его мировоззренческих позиций.

Отсюда, другим условием успешного функционирования гуманитарной среды должно стать превращение студента в субъект учебного процесса. Равноправное взаимодействие преподавателей и студентов наблюдается в совместных научных исследованиях или в процессе учебно-производственной деятельности. Эта деятельность должна приобрести такую организационную форму, которая органично соединила бы учебный процесс в ВУЗе с учебно-производственной практикой на предприятии.

— удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) после ВУЗовского образования;

— формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

— сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

— распространение знаний среди населения, повышение их образовательного и культурного уровня;

— осуществление в закрепленных лесах комплекса лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, переработки древесины, выпуск товаров народного потребления на базе лесного фонда учебно-опытного лесхоза.

Опыт Лесного института и проведенный нами анализ его деятельности позволяют констатировать, что такой симбиоз науки и практики способствует эффективному функционированию гуманитарной среды в ВУЗе, создает основу для разработки гуманитарного основания профессии лесовода.

Как отмечает С.Г. Антонова, при разработке гуманитарных оснований следует органически связывать обоснование профессиональных знаний и умений с обоснованием начал жизни человека, его способности не только выделять из контекста повседневности собственное предназначение профессионала, но и развивать умение понимать исключительность каждого живущего рядом, ушедшего и еще придущего после нас. Поэтому, важной составляющей всех сторон духовного мира личности и гуманитарных оснований должна стать нравственность. Нравственность и следует рассматривать в качестве основного критерия сформированности гуманитарного аспекта информационной культуры. Овладение нравственными началами профессии, бесспорно, поможет установить необходимое равновесие в отношениях будущего специалиста с окружающим миром.

Подводя итог, следует отметить, что мы полностью поддерживаем точку зрения А.И. Вернадского, который пишет, что «все кризисы, с которыми остро столкнулось человечество, есть, прежде всего, выражение духовного кризиса, забвение значимости нравственных вопросов». Современный высокий уровень технологического и информационного развития общества предполагает такой же высокий уровень культуры.

Сегодня, в век информационной революции важно, чтобы каждая личность осознавала себя одной из составляющих сложной информационной среды и владела основами поведения во взаимоотношениях с другими субъектами, формирующимися в соответствии с их информационным мировоззрением. Необходимо, чтобы специалист технического профиля мыслил не только категориями, понятиями, формами, но и обладал бы эмоционально-образным мышлением, которое можно развить посредством гуманитарной направленности образования и через овладение нравственными основами своей профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *