Что означает кнут и пряник

Значение словосочетания «кнут и пряник»

Что означает кнут и пряник

Выражение «кнут и пряник» в той или иной форме присутствует в разных языках. В русской публицистике это выражение появляется на рубеже XIX—XX вв., первоначально в форме «плеть и пряник» (как калька с немецкого языка, иногда на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot», например В.Ленин в «Проекте программы нашей партии» упоминает и само немецкое выражение, и кальку, считая «пряником» «подачки тем, кто из-за частичных и отдельных улучшений материального положения отказывается от своих политических требований»). В английском языке используется в форме «морковка и палка» («carrot and stick»), ассоциируясь со способами, которыми можно заставить двигаться упрямого осла.

Данный метод мотивирования персонала является одним из древнейших и в усовершенствованной форме (в частности, основоположник научной организации труда Ф.Тейлор попытался повысить эффективность «пряника», предложив оплачивать труд пропорционально произведённой продукции) используется многими руководителями по сей день. При этом считается, что в настоящее время метод малоэффективен

Социальный психолог Дуглас Макгрегор считает, что метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде. При достижении же адекватного уровня существования появляются потребности более высокого уровня, например, в любви и самоуважении, которые делают метод неэффективным. Кроме того, у человека могут иметься особые обстоятельства, при которых потребности высокого уровня не подавляются неудовлетворённостью базовых потребностей.

кнут и пряник

1. метод воздействия на кого-либо, использующий щедрое поощрение желательного поведения и суровое наказание за нежелательное

Источник

Как появилось выражение «кнут и пряник»?

Школьные собрания – это не только возможность узнать, какой «ужасный» у тебя ребенок, но и поделиться родительским опытом. Краем уха слышу отрывок разговора:

Что означает кнут и пряник

—А ты своего «оболтуса» как воспитываешь?

-Понятно, кнутом и пряником, значит….

Кнут и пряник – это метод воздействия на людей, когда чтобы убедить, выучить или подчинить человека, используя при этом альтернативные воздействия: неприятное и приятное.

Выражение «кнут и пряник» в той или иной форме присутствует в разных языках. В русской публицистике это выражение появляется на рубеже XIX—XX вв., первоначально в форме «плеть и пряник» как калька с немецкого языка (на языке оригинала «Peitsche und Zuckerbrot»).

Ну, с кнутом или плетью, все ясно. А почему пряник? Есть же пирожные, конфеты, халва, наконец! А все дело в том, что пряник стал применяться в выражении не только как символ поощрения, но и как источник знаний. Оказывается, на Руси часто на пряниках выпекали слова, чтобы дети их читали, перед тем как съесть. Пекли пряники и в виде букв русского алфавита. Прочитал правильно –съешь буковки, не прочитал –получи кнута!

Само слово «пряник» происходит от прилагательного пряный (др.-русское пьпьрянъ), которое, в свою очередь, образованно от слова перец (др.-русское пьпьрь), обозначавшее пряности, приправы.

Метод поощрения и наказания применяется в педагогике, однако также используется в политике («жёсткая сила»), менеджменте, психологии и других областях.

Социальные психологи считают, что метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде.

Источник

С легкой руки Ленина: откуда в русском языке появилось выражение “кнутом и пряником”

Почему кнут и откуда пряник?

Что означает кнут и пряник

Несмотря на то, что метод сочетания поощрения и наказания для стимулирования работников древен, как сам мир, эта фраза появилась в русском языке на стыке XIX-XX веков. Ранее она не прослеживается; вы вряд ли встретите “кнут и пряник” в произведениях русских авторов эпохи Золотого века нашей литературы. Это время Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Державина и их современников.

Одним из первых этот оборот использовал В. И. Ленин в работе “Проект программы нашей партии”, в 1899 году:

. социал-демократическая рабочая партия ставит своей задачей поддержку всякого революционного движения против абсолютизма и борьбу против всех попыток самодержавного правительства развратить и затемнить политическое сознание народа посредством чиновничьей опеки и лжеподачек, посредством той демагогической политики, которую наши немецкие товарищи назвали «Peitsche und Zuckerbrot» (плеть и пряник).

Современное значение

Что означает кнут и пряник

В современных условиях, когда работник защищен Трудовым кодексом, профсоюзами и другими юридическими и социальными институтами, его базовые потребности удовлетворены, а работодатель ущемлен в возможностях “бить по больному”. Удовлетворение базовых потребностей влечет за собой появление потребностей более высокого порядка, согласно знаменитой пирамиде Маслоу. На них (например, на потребность в самоуважении) политика “кнута и пряника” воздействовать уже не может.

Поэтому термин “действовать кнутом и пряником” все чаще звучит с несколько ироническим или юмористическим оттенком. Некоторые компании даже продают подарочные наборы для презентов начальникам (разумеется, тем, которые в состоянии оценить такую шутку). Такой набор содержит печатный пряник (не бутафорский, вполне съедобный) и настоящую казачью нагайку, и символизирует основные методы стимулирования сотрудников, дошедшие до нас из глубины веков…))

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кнут и пряник

Всем наверное известно, что есть люди которых можно стимулировать с помощью пряника, и есть те, кто понимает только кнут. В психологии разбирается множество типов людей, однако если взглянуть на все проще, то окажется, что людей вполне достаточно расценить с этих двух позиций. Это можно сделать потому, что целый ряд качеств присущих, каждому из этих видов, уже дает понять, кто перед тобой. Также как я разделяю людей на победителей и проигравших, также их можно разделить на тех, кто понимает пряник, и тех, кто понимает кнут. Согласитесь, это сделать не трудно, а пользы из этого можно извлечь сколько угодно. Для начала давайте определимся с тем, кого на самом деле больше, тех кто понимает пряник, или тех кто понимает кнут.

Во времена рабства, людей удерживали при помощи кнута, это было весьма эффективно. Те, кто держит людей под контролем, всегда использует кнут, изредка балуя людей пряником. Затем людям преподнесли пряник в виде свободы и демократии. На самом деле никакого пряника в этом нет, это тот же кнут, только люди сами себя им хлестают, что гораздо эффективней. Расслабленный человек, не испытывающий напряжения, это агонизирующий паразит, от которого не просто нету пользы, но и много вреда. Я с уверенностью могу сказать, что большинство людей понимают только кнут, как единственное средство для их стимулирования, и держания под контролем. Именно жажда кнута, многих сегодня вынуждает брать кредиты, которые потом надо отдавать, иначе накажут. Страх управляет людьми, и использование кнута, это использование страха, для достижения своих целей.

Вообще кнутом выгодно не бить, а лишь пугать, хлестая им вокруг. Человек, понимающий пряник, просто знает о существовании кнута, и не хочет доводить ситуацию до его использования. Порой достаточно лишь презентовать власть, хлестнув кнутом, и вас сразу поймут. Так уж устроен человек, что в большинстве случаев ему необходимо дать пинок под зад, и тогда он начнет делать все как положено. Пряник хотят все, но подчиняются в основном кнуту.

Поэтому мой вам совет, если хотите что бы вас стимулировали пряником, то сами себя стимулируйте кнутом. Сами себя наказывайте, будьте объективны к себе, за свои косяки надо отвечать самим, только так вы разучитесь их делать. У вас должен быть внутренний самоконтроль, строгий и жесткий. В вашей голове всегда должны жить два человека, начальник и подчиненный. Не получается у вас задуманное, накажите себя, лишите удовольствия, сделайте себе больно в буквальном смысле.

А если задуманное удалось, наградите себя, порадуйте себя чем-нибудь, вы это заслужили. Вы должны идти к результату, пока его не достигните, и как только вы его достигните, можете порадовать себя пряником, но только когда будет результат. Это затачивает психику человека только на победу, только на положительный результат. При этом неважно кто виноват в неудаче, вы наказываете прежде всего себя. Если же вы при неудаче успокаиваете себя, делая себе маленькую, или большую радость, вы затачиваете свою психику под проигрыш, под неудачу. Вы становитесь слабым, когда утешаете себя, или еще хуже, когда это делают другие.

Любое свое проявление слабости, надо наказывать, если у вас что-то не получается, надо себя наказывать, если совершили ошибку, надо обязательно себя наказать. Это простое но эффективное правило, которое сделает вас сильнее, которое позволит избежать кнута из вне. Запомните, если за свои ошибки вы себя не накажете, это сделают другие. Любая ваша слабость, это возможность для ваших потенциальных врагов уничтожить вас. Не потворствуйте своей слабости, презирайте ее, уничтожайте на корню. Не будьте большинством, подчиняющимся исключительно кнуту.

Источник

Кнут и пряник

Что означает кнут и пряник

Что означает кнут и пряник

Кнут и пря́ник (метод кнута и пряника, метод поощрения и наказания) — воспитательный способ совмещения различных способов воздействия или стимулирования: негативного («кнут») и позитивного («пряник»). Метод поощрения и наказания издавна применяется в педагогике, однако нашёл он себе место и в политике («жёсткая сила»), и в менеджменте, а также психологии и других областях. В практике расследования и дознания метод «кнута и пряника» известен как «добрый и злой следователь».

Аналоги выражения «кнут и пряник» можно найти в разных языках. В русской публицистике этот фразеологизм появляется на рубеже XIX—XX вв., первоначально в форме «плеть и пряник» (в качестве кальки с немецкого нем. Peitsche und Zuckerbrot ), прежде всего, в связи со способами, которыми можно заставить двигаться упрямого осла.

Содержание

Кнут и пряник в публицистике и документальной прозе [ править ]

Нам думается, следовало бы также кроме того посвятить особый абзац программы указанию того, что социал-демократическая рабочая партия ставит своей задачей поддержку всякого революционного движения против абсолютизма и борьбу против всех попыток самодержавного правительства развратить и затемнить политическое сознание народа посредством чиновничьей опеки и лжеподачек, посредством той демагогической политики, которую наши немецкие товарищи назвали «Peitsche und Zuckerbrot» (плеть и пряник). Пряник = подачки тем, кто из-за частичных и отдельных улучшений материального положения отказывается от своих политических требований и остается покорным рабом полицейского произвола (для студентов — общежития и т. п., для рабочих — стоит только вспомнить прокламации министра финансов Витте во время с.-петербургских стачек 1896 и 1897 гг. или речи в защиту рабочих, произносившиеся членами от министерства внутренних дел в комиссии об издании закона 2.VI.1897 г.). Плеть = усиленные преследования тех, кто, несмотря на эти подачки, остается борцом за политическую свободу (отдача в солдаты студентов; циркуляр 12.VIII.1897 г. о ссылке в Сибирь рабочих; усиление преследований против социал-демократии и пр.). Пряник — для приманки слабых, подкупа и развращения их; плеть — для устрашения и «обезврежения» честных и сознательных борцов за рабочее и за народное дело. [1]

Снова молчу, стараясь теперь не глядеть не только на майора, но и на бутерброды. Тогда он с кротким вздохом убирает их со стола и кладет на их место несколько листов писчей бумаги и автоматическую ручку.
― Напишите нам все. Все, что было, с самого начала. Я пока займусь своими делами, а вы пишите. Как можно подробнее. Оттените главных заправил. Напишите, кто из редакционных и университетских был особенно активен в нападках на линию партии. Да и в среде татарских писателей… Да уж не мне учить вас писать.
― Боюсь, майор, что это не мой жанр.
― Почему же?
― Да вы ведь сами говорили, в каких жанрах я пишу. Публицистика. Переводы. А вот жанр детективного романа ― не мой. Не приходилось. Вряд ли смогу сочинить то, что вам хотелось бы. Майор Ельшин криво усмехается, но продолжает оставаться любезным. По-видимому, его амплуа строго ограничено «пряником» и кнут ему применять не положено.
― Пишите. Посмотрим, что выйдет у вас.
― Что же писать об университетских? Ведь они все уже арестованы, ― пытаюсь я выудить у своего любезного собеседника какие-нибудь сведения.
― Почему же все? Вот, например, профессор Камай. Кто же его арестует? Не за что! Бывший грузчик, татарин, ставший профессором химии. Преданный член партии.
― Да, это, наверно, последний остался профессор из грузчиков. Теперь вы больше профессоров на грузчиков переделываете. [3]

У животных новые ассоциации образуются в некотором смысле насильно, извне. Чтобы образовалась ассоциация, она должна быть мотивационно обоснована, связана с отрицательной или положительной эмоцией. Необходимо подкрепление. Иначе говоря, обучение происходит только «методом кнута и пряника». Когда обучается человек, он сам идет навстречу обучению. Не потому, что он знает, что «учиться полезно». Ребёнок этого не знает, но обучается наиболее легко и активно. [4]

― Вы несправедливы. Граф проводил гибкую политику. Ему мы обязаны манифестом 17 октября. Родилась партия кадетов.
― России нужен был не манифест! Вышедшего из повиновения лоботряса надо не пряником задабривать, а кнутом… Конституционная демократия ― слишком слабый противовес социал-демократии.
― Применять и кнут и пряник. И поверьте, Витте это делал очень искусно. [6]

― У вас случаем нет родственников в Молдавии? А у меня сестра в Кишинёве. Час назад погромщики с ножами и железными прутьями ворвались на ее завод, в комнату, где шел референдум. К счастью, списки голосовавших успели скрыть. Призыв ответить «нет» ― предательство или глупость.
― «Нет», потому что я за Россию. Референдум ― против России. Другие получат какие-никакие права, а Россия ― шиш, потому что ее мощь и богатства ― это кнут и пряник, с помощью которых имперский центр только и может сохранять свою власть в разваливающейся державе. [7]

В последний сезон по отношению ко мне проводили, что называется, политику кнута и пряника. То держали в черном теле, то дали роль самого Жака Ру, который сидел в тюрьме под спутником, то прибавили зарплату, то запрещали сниматься в кино. С Охлопковым я практически не сталкивался, если не считать очень коротких репетиций спешневской пьесы. И вдруг за две недели до конца гастролей в Риге и до конца сезона Д. С. Долгопольский сообщает мне, что Николай Павлович хочет меня видеть, что живет он на Рижском взморье и что в моем распоряжении машина, которая меня туда доставит и привезет обратно в Ригу. [8]

14 aвгyста Шуленбургу было поручено сообщить Молотову, что, как считают в Берлине, «немецко-русские отношения достигли поворотного пункта», что «не существует реального противоречия интересов между Германией и Россией» и что «обеим странам всегда в прошлом была на пользу дружба, а вражда ― во вред». Далее послу предлагалось заявить, что «поджигательская политика Англии привела к ситуации, которая делает необходимым внести ясность в немецко-русские отношения». Иначе, подчеркивалось в инструкции, ситуация может принять оборот, когда оба правительства «окажутся лишены возможности восстановить германо-советскую дружбу, а заодно и совместно прояснить территориальные вопросы Восточной Европы». Тут, как видим, Гитлер использовал и кнут и пряник: посулил Сталину дружбу и территориальные приобретения и пригрозил непоправимым разрывом. [9]

Конечно, коллеги всю жизнь советовались друг с другом (Моцарт с Гайдном, Прокофьев с Мясковским и т. д.), но только с близкими по духу людьми, с теми, кому он, художник, действительно верит, чье мнение уважает. Почему я должен выслушивать критику человека, которого я ни в грош не ставлю и чье творчество глубоко презираю? Только потому, что он сделал карьеру по партийной или профсоюзной линии и является председателем или заведующим какого-то отдела или комиссии? Не надо думать, что я так глуп и не понимаю, что идеология здесь теснейшим образом спрягалась с экономикой и что без идеологического давления не было бы и никакой экономической помощи. «Кнут и пряник» ― ключевые слова любого тоталитарного режима. [10]

Кнут и пряник в беллетристике [ править ]

— Пардон, — говорил он, — еще пардон! Простите, мадам, это не вы потеряли на углу талон на повидло? Скорей бегите, он еще там лежит. Пропустите экспертов, вы, мужчины! Пусти, тебе говорят, лишенец!
Применяя таким образом политику кнута и пряника, Остап пробрался к центру, где томился Паниковский. К этому времени при свете другого уха нарушителя конвенции тоже можно было бы производить различные фотографические работы. Увидев командора, Паниковский жалобно понурился. [12]

С первых же дней после капитуляции СВА всячески стремилось как можно больше усилить Коммунистическую Партию Германии КПГ и ее авторитет среди германского народа. При этом пользовались испытанным на практике приемом: с одной стороны, представляя членам КПГ всевозможные преимущества, с другой стороны, оказывая давление на людей, воздерживающихся от вступления в КПГ. Старая, как мир, или во всяком случае как Советский Союз, политика кнута и пряника. Некоторое время это помогало, но затем прирост КПГ резко уменьшился, а вскоре и совсем приостановился. Еще больше, чем численный прирост КПГ, упал авторитет компартии в глазах немецкого народа.
«Да, может это и так», — нерешительно соглашается капитан. — «Но все-таки… Возьми „Рундшау“. Здесь один сплошной призыв. Жизни у немцев сейчас, собственно, и нет. В такой момент они и могут пойти на призыв. Голодному человеку кто больше пообещает — туда он и пойдет».
«А что ты хочешь», — звучит голос лейтенанта, — «Это хитрая политика — сначала раздеть человека догола, а потом манить его пряником. Сытый на эту удочку не пойдет.»

― Давай начистоту! ― предложил Вальган, ― Что ты меня боишься? Ты меня придавил и раздавил. Теперь тебе меня бояться нечего. Откроем гамбургский счёт! Ведь ты получше меня знаешь цену кнуту и прянику! В нем, опьяневшем, полураздавленном, на мгновение приоткрылось зловонное нутро, и Бахирев задохнулся от смрада.
― Уходи! ― сказал он. ― По себе, видно, равняешь людей? [13]

Каждый человек в той или иной мере мнит себя центром вселенной. Не надо заблуждаться, не надо. Вряд ли все эти ухищрения направлены против него одного. Это было бы просто не эффективно. Нет, здесь работает продуманная, заранее созданная система воздействия на личность. Если спокойно подумать, можно выделить главные ее особенности. Видимость всесокрушающей силы ― обязательно; таинственность, окружающая ее действия, ― непременно; кнут и пряник ― конечно. Жертву надо запугать, сбить с толку, заставить потерять голову, раздавить ― и тотчас бросить ей приманку. Пусть она для начала пойдет на мелкую сделку с совестью. Потом от нее потребуют предательства покрупней. [14]

― Если бы ты был на моем месте, то какой метод воспитания ты бы выбрал?
― Как в цирке. Современная дрессировка. Все засмеялись, кроме Нины Георгиевны.
― Метод кнута и пряника? ― спросила Нина Георгиевна.
― Это устарелый метод, ― ответил Хонин. ― Современная дрессировка предлагает метод наблюдения. За животным долго наблюдают, выявляют то, что ему нравится, а потом развивают и поощряют именно то, что ему нравится. Минимум насилия над личностью. [16]

― Да, да, ― подхватил он, ― свобода воли была дана на то, чтобы показать неверность всех учений. Неверность какого нам дано показать? Марксизма? Это показала сама жизнь, возопили кровавые камни против политики насильственного счастья. Кстати, доктор, ваш, да и мой народец налаживает устные выпуски журналов «Марксизм и кнут», «Марксизм и пряник», а на закуску «Кнут и пряник марксизма», так сказать, марксизм ― не догма.

Хрущев ― антисоветчик? Луконин когда-то так пошутил: «Раньше всегда советская власть вела по отношению к поэтам политику кнута и пряника. Евтушенко стал первым поэтом, кто начал вести политику кнута и пряника по отношению к советской власти». В «Ирпени» у меня были мрачные строчки на тему этой шутки: «Как коня, хомутали меня хомутом, меня били кнутом, усмехаясь при том. А сегодня мне пряники щедро дают. Каждый пряник такой ― для меня, словно кнут». [17]

Что бы ни делал человек ― он думает, что стремится к счастью. Но лишь малая часть наших стремлений оформлена в сознании, а основная часть живет в подсознании. Стремясь инстинктом жизни к максимальным оптимальным ощущениям, человек стремится к страданию не менее чем к счастью. Этим инстинктивным стремлением объясняется то, что человек сплошь и рядом, добровольно и по собственному выбору ведет себя в такие ситуации, где страдание неизбежно. Ведет ― даже если предчувствует и даже предвидит страдание. Благотворность страдания в том, что оно побуждает к мысли ― по осмыслению его причин и природы ― и к действию по разрешению дискомфортной ситуации. Стремления быть счастливым и избежать страдания ― кнут и пряник, побуждающие человека к мысли и действию. Смысл жизни ― в максимальности этих чувств, мыслей и действий. [18]

Оттого, что вспоминалась, выплывала на поверхность и становилась предметом обсуждения в толпе, да еще ― в толпе отдыхающих, людей временно праздных, на отдых сюда, в Крым, приехавших, вырвавших для себя этот короткий отдых ― из унылой повседневности, из мрачноватого скопища трудовых, рабочих, далеко не всегда оплачиваемых, или не вовремя оплачиваемых, или недостаточно хорошо оплачиваемых, как в пору как бы времени это водится, человеческих, жизненных дней, и желающих ― ну хоть малую толику радости получить на юге, ну хоть немного праздничности ощутить, ну хоть просвет крошечный в жизни своей увидеть, а потом ― ладно уж, будь что будет, потом ― видно будет, потом ― глядишь и стерпим, потом, после нас, ― нет, лучше все-таки не потоп, лучше бы обошлось, лучше просто ― жизнь, какая уж она есть, скрывать нечего, да и хвалиться нечем, ― так, существование, ― всякая там, людей, конечно же, и притягивающая, заманивающая к себе, воздействующая на них, на психику их, и без того расшатанную, но, одновременно, параллельно, ― и пугающая, то есть, что называется, и кнут и пряник, ― мистика ― не больно-то высокого пошиба. Так себе, ниже среднего уровня. Но ― для масс. Из арсенала массовой «культуры». [19]

На подносе стояли два стакана с крепким чаем в ажурных серебряных подстаканниках, сахарница, блюдце с тонко посеченным лимоном и тарелка мокрых, блестящих вишен.
― Сергей Анатольевич, киргизы деньги перевели, ― сообщила девица, переставляя на стол стаканы.
― Отлично, Сонечка! Распорядись о премии.
― И Васе тоже?
― Тоже. Вася искупил.
― Курёхин на секунду прислушался к ударам молотка на улице и уточнил: ― Уже почти.
― Вы, Сергей Анатольевич, одной рукой жалеете, другой ― настегиваете.
― Со времени изобретения кнута и пряника, ― назидательно изрек директор «Лемминкяйнена», ― ничего более действенного человечеством не придумано. Любого Дурова спроси. Только тумаком и лаской… Тумаком и лаской… [20]

Кнут и пряник в поэзии [ править ]

Ты — любимчик эпохи,
примерный сынок. —
и прекрасный твой взгляд
нестерпимо жесток.
Говоришь ты —
эпоха мне кровная мать.
Разве мать, она может калечить,
ломать?
Как коня, хомутали меня хомутом.
Меня били кнутом,
усмехаясь притом.
А сегодня мне пряники щедро дают.
Каждый пряник такой
для меня словно кнут. [21]

Встреча, съезд, отъезд, приезд,
Президент, премьер, посланник.
Сразу всё в один присест ―
Ложь и правда, кнут и пряник. [22]

Стихи — не пряник и не кнут,
И не учебное пособие;
Они не сеют и не жнут —
У них задание особое. [23]

Не утешает пряник, не действует кнут, не веселят мужчины, горчит вино.
Едешь в метро какие-то двадцать минут, входишь — светло, выходишь — уже темно.
Это отхлынула жизнь, обнажая дно, скоро созреет в тучах медлительный снег.
Время закутаться в плед и смотреть кино: веку назло — с изнанки собственных век. [24]

Источники [ править ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *