Что означает мамаево побоище
Мамаево побоище
Смотреть что такое «Мамаево побоище» в других словарях:
мамаево побоище — баталия, непорядок, драка, беспорядок Словарь русских синонимов. мамаево побоище сущ., кол во синонимов: 7 • бардак (57) • … Словарь синонимов
Мамаево побоище — (иноск.) ожесточенная драка (шуточн.) разгромъ. Поясн. Мамай жестокій татарскій воевода и разрушитель (съ 1361 г.), разбитый на голову въ битвѣ на Куликовомъ полѣ (1380 г.). Ср. Мамай и витязи, оружье побросавъ, Отъ нашея руки бѣгутъ, спѣшатъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Мамаево побоище — МАМАЕВО ПОБОИЩЕ, См. Куликовская битва … Военная энциклопедия
МАМАЕВО ПОБОИЩЕ — что Хаотичная драка; разгром. Имеются в виду крупные разрушения или беспорядок, произведённые лицом или группой лиц (Х). Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х устроил мамаево побоище. В роли доп., обст., реже самостоят. высказ. Порядок… … Фразеологический словарь русского языка
Мамаево побоище — Куликовская битва Монголо татарское иго миниатюра из летописи XVII века Дата … Википедия
мамаево побоище — (иноск.) ожесточенная драка, (шуточн.) разгром Мамай жестокий татарский воевода и разрушитель (с 1361 г.), разбитый наголову в битве на Куликовом поле (1380 г.). Ср. Мамай и витязи, оружье побросав, От нашея руки бегут, спешат стремглав: Им степь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Мамаево побоище — Разг. Крупная ссора, драка; беспорядок, разгром. ДП, 582; ФСРЯ, 325; БТС, 518; ЗС 1996, 352; Мокиенко 1986, 33 34; БМС 1998, 453 … Большой словарь русских поговорок
мамаево побоище — мам аево поб оище, мам аева поб оища (о драке; о полнейшем беспорядке) … Русский орфографический словарь
мамаево побоище — (о драке; о полнейшем беспорядке) … Орфографический словарь русского языка
мамаево побоище — 1) О большой ссоре, драке. 2) О полном беспорядке. По имени татарского хана Мамая, совершившего в 14 в. опустошительное нашествие на Русь и побеждённого русскими под руководством Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 г … Словарь многих выражений
Мамаево побоище
Автор: Дмитрий Сироткин
В данном случае русский язык нашел приземленное применение названию крупной битвы на Руси.
Далее рассматриваются значение и происхождение, синонимы, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.
Значение фразеологизма
Мамаево побоище – ожесточенная драка, шумная ссора, разгром, беспорядок
Фразеологизмы-синонимы: как мамай прошел, дым коромыслом, пыль столбом, хоть водой разливай, всё вверх дном, авгиевы конюшни, содом и гомора, все вверх тормашками
Происхождение фразеологизма
В этом сражении на Дону войска русских князей, возглавляемые московским князем Дмитрием (позже названного Донским) одержали тяжелую победу над войском темника Золотой Орды Мамая. Как мы помним, эта победа не избавила Русь от татаро-монгольского ига, но показала, что в будущем это вполне возможно.
Предложения из произведений писателей
— Ну, что тут началось, можете себе представить: друг друга не признают, стрельба, кутерьма — мамаево побоище. (В. Рудный, «Гангутцы»)
Далее вы можете ознакомиться с историческими фразеологизмами и с другими фразеологизмами:
Комментарии также всячески приветствуются!
МАМАЕВО ПОБОИЩЕ
Мамаево побоище устроили в воскресенье трое костромичей в баре с символическим названием «Три пескаря». Подкрепившись не только пескарями, шестнадцатилетние граждане принялись бить посуду и ломать мебель. Костромской информационный портал, 2001.Нас грабят, оскорбляют человеческое достоинство, нарушают права человека. Речь идёт о массовом «мамаевом побоище» в коллективных садах магнитогорцев. Магнитогорский рабочий, 2000.
Девальвация, произошедшая после кризиса 17 августа, была очень болезненной для всех нас. Сейчас мы приходим в себя после мамаева побоища. Золотой рог, 1999.
Полезное
Смотреть что такое «МАМАЕВО ПОБОИЩЕ» в других словарях:
мамаево побоище — баталия, непорядок, драка, беспорядок Словарь русских синонимов. мамаево побоище сущ., кол во синонимов: 7 • бардак (57) • … Словарь синонимов
Мамаево побоище — (иноск.) ожесточенная драка (шуточн.) разгромъ. Поясн. Мамай жестокій татарскій воевода и разрушитель (съ 1361 г.), разбитый на голову въ битвѣ на Куликовомъ полѣ (1380 г.). Ср. Мамай и витязи, оружье побросавъ, Отъ нашея руки бѣгутъ, спѣшатъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Мамаево побоище — МАМАЕВО ПОБОИЩЕ, См. Куликовская битва … Военная энциклопедия
Мамаево побоище — Разг. Экспрес. Шумная, крупная драка или ссора; беспорядок в доме. Ну, что тут началось, можете себе представить: друг друга не признают, стрельба, кутерьма мамаево побоище (В. Рудный. Гангутцы). По имени татарского хана Мамая, совершившего в XIV … Фразеологический словарь русского литературного языка
Мамаево побоище — Куликовская битва Монголо татарское иго миниатюра из летописи XVII века Дата … Википедия
мамаево побоище — (иноск.) ожесточенная драка, (шуточн.) разгром Мамай жестокий татарский воевода и разрушитель (с 1361 г.), разбитый наголову в битве на Куликовом поле (1380 г.). Ср. Мамай и витязи, оружье побросав, От нашея руки бегут, спешат стремглав: Им степь … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Мамаево побоище — Разг. Крупная ссора, драка; беспорядок, разгром. ДП, 582; ФСРЯ, 325; БТС, 518; ЗС 1996, 352; Мокиенко 1986, 33 34; БМС 1998, 453 … Большой словарь русских поговорок
мамаево побоище — мам аево поб оище, мам аева поб оища (о драке; о полнейшем беспорядке) … Русский орфографический словарь
мамаево побоище — (о драке; о полнейшем беспорядке) … Орфографический словарь русского языка
мамаево побоище — 1) О большой ссоре, драке. 2) О полном беспорядке. По имени татарского хана Мамая, совершившего в 14 в. опустошительное нашествие на Русь и побеждённого русскими под руководством Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 г … Словарь многих выражений
Мамаево побоище
Мамаево побоище
Куликовская битва | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Монголо-татарское иго | |||||||
| |||||||
| |||||||
Стороны | |||||||
Московское княжество и его союзники | Золотая Орда | ||||||
Командующие | |||||||
князь Дмитрий Иванович | Мамай | ||||||
Силы сторон | |||||||
50-60 тыс. [1] [2] | 100 [3] – 150 тыс. [4] | ||||||
Потери | |||||||
до 20 тыс. [5] | 8/9 всего войска [6] Кулико́вская би́тва [7] (Мамаево или Донское побоище) — сражение между войсками русских княжеств и ордынцами 8 сентября 1380 года (6888 год от сотворения мира) на Куликовом поле между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на территории, в настоящее время относящейся к Тульской области, на площади около 10 км². СодержаниеПредысторияВ 60-е годы XIV века усиление Московского княжества на Руси и темника Мамая в Золотой Орде шло практически одновременно, причём объединению Орды под властью Мамая во многом способствовали русские князья своими победами над Тагаем на р. Войде в 1365 году, над Булат-Темиром на р. Пьяна в 1367 году и походом на среднюю Волгу в 1370 году. Когда в 1371 году Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, Дмитрий Иванович сказал послу Ачихоже «к ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист», что явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды. В 1372 году Дмитрий добился прекращения литовской помощи Тверскому княжеству (Любутский мир), в 1375 году добился от Твери признания условия «а пойдут на нас татарове али на тобе, нам с тобою иде противу их; аще мы пойдём на татар, то тебе единою с нами поиде противу им», после чего уже весной 1376 года русское войско во главе с Д. М. Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу, взяло откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадило там русских таможенников. В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку московским войском, в 1377 на р. Пьяна разгромил не успевшее изготовиться к битве московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества. В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но войско Бегича потерпело сокрушительное поражение на р. Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378−1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша. Соотношение и развёртывание силРусское войскоСбор русских войск был назначен в Коломне 15 августа. Из Москвы в Коломну выступило ядро русского войска тремя частями по трём дорогам. Отдельно шёл двор самого Дмитрия, отдельно полки его двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского и отдельно полки подручных белозёрских, ярославских и ростовских князей. Непосредственным формальным поводом предстоящего столкновения стал отказ Дмитрия от требования Мамая увеличить выплачиваемую дань до размеров, в которых она выплачивалась при Джанибеке. Мамай рассчитывал на объединение усилий с великим князем литовским Ягайло и Олегом Рязанским против Москвы, при этом он рассчитывал на то, что Дмитрий не рискнёт выводить войска за Оку, а займёт оборонительную позицию на её северном берегу, как уже делал это в 1373 и 1379 годах. Соединение сил союзников на южном берегу Оки планировалось на 14 сентября. Однако, Дмитрий, осознавая опасность такого объединения, 26 августа стремительно вывел войско за Оку в рязанские пределы, как в 1378 году. Следует заметить, что Дмитрий повёл войско к Дону не по кратчайшему маршруту, а по дуге западнее центральных районов Рязанского княжества, приказал, чтобы ни один волос не упал с головы рязанца, «Задонщина» упоминает в числе погибших на Куликовом поле 70 рязанских бояр, а в 1382 году, когда Дмитрий и Владимир уедут на север собирать войска против Тохтамыша, Олег Рязанский покажет тому броды на Оке, а суздальские князья вообще выступят на стороне ордынцев. Решение о переходе Оки стало неожиданным не только для Мамая. В русских городах, пославших свои полки на коломенский сбор, переход Оки с оставлением стратегического резерва в Москве был расценен как движение на верную смерть:
На пути к Дону, в урочище Березуй, к русскому войску присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий — в Переяславле-Залесском, однако, по некоторым версиям, они привели и войска из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского — соответственно Полоцка, Стародуба и Трубчевска. В последний момент к русскому войску присоединились новгородцы (в Новгороде в 1379-1380 годах наместником был литовский князь Юрий Наримантович [11] ). Полк правой руки, сформированный в Коломне во главе с Владимиром Андреевичем, выполнял затем в битве роль засадного полка, а Андрей Ольгердович в битве возглавил полк правой руки. Историк военного искусства Разин Е. А. указывает на то, что русская рать в ту эпоху состояла из пяти полков, однако, считает полк во главе с Дмитрием Ольгердовичем не частью полка правой руки, а шестым полком, частным резервом в тылу большого полка. Русские летописи приводят следующие данные о численности русской армии: «Летописная повесть о Куликовской битве» — 100 тыс. воинов Московского княжества и 50-100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное также на основе исторического источника — 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тыс. белозёрцев, 7 тыс. или 30 тыс. новгородцев, 7 тыс. или 70 тыс. литовцев, 40-70 тыс. в засадном полку). Однако следует учитывать, что цифры приводимые в средневековых источниках обычно крайне преувеличены. Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50−60 тысяч воинов, из них лишь 20−25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества. Это сходится с данными «первого русского историка» В. Н. Татищева о 60 тысячах. Исходя из численности европейских армий того времени, войско Дмитрия Донского можно оценивать в 10−15 тысяч человек. Войско МамаяВ XIV веке встречаются численности ордынских войск в 3 тумена (битва при Синих Водах 1362 году, Мамай наблюдал с Красного холма за ходом Куликовской битвы с тремя тёмными князьями), 4 тумена (поход войск Узбека в Галицию в 1340 году), 5 туменов (разгром Твери в 1328 году, битва на Воже в 1378 году). Мамай господствовал лишь в западной половине Орды, в битве на Воже и в Куликовской битве потерял почти всё своё войско, а в 1385 году для похода на Тавриз Тохтамыш со всей территории Золотой Орды собрал армию в 90 тысяч человек. «Сказание о Мамаевом побоище» называет цифру 800 тыс.человек. БитваМесто битвыИз летописных источников известно, что сражение происходило «близ устья Дона и Непрядвы». При помощи методов палеогеографии учёные установили, что «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Принимая во внимание, что в описаниях битвы упоминается конница, учёные выделили безлесный участок близ слияния рек на правом берегу, который ограничен с одной стороны, реками Доном, Непрядвой и Смолкой, а с другой — оврагами и балками, вероятно, существовавшими уже в те времена. Экспедиция оценила размер участка боевых действий в «два километра при максимальной ширине восемьсот метров.» [13] Долгое время одной из загадок являлось отсутствие захоронений павших на поле боя. Весной 2006 года археологическая экспедиция использовала георадар новой конструкции, который выявил «шесть объектов, расположенных с запада на восток с интервалом 100—120 м.» По версии учёных это и есть захоронения погибших. Отсутствие костных останков учёные объяснили тем, что «после битвы тела погибших закапывались на небольшую глубину», а «чернозём обладает повышенной химической активностью и под действием осадков практически полностью деструктурирует тела погибших, включая кости.» Привлечённые к экспертизе сотрудники, занимающиеся судебно-медицинской идентификацией личности подтвердили наличие праха, но «не смогли установить, является ли прах в пробах останками человека или животного.» [14] Подготовка к битвеВечером 7 сентября русские войска были выстроены в боевые порядки. Большой полк и весь двор московского князя встали в центре. Ими командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На флангах стали полк правой руки под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича и полк левой руки князей Василия Ярославского и Феодора Моложского. Впереди перед большим полком стал сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. В дубраву вверх по Дону был поставлен засадный полк во главе с Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Считается, что засадный полк стоял в дубраве рядом с полком левой руки, однако, в «Задонщине» говорится об ударе засадного полка с правой руки. О делении на полки по родам войск неизвестно. Вечером и ночью 7 сентября Дмитрий Иванович объезжал войска, делая смотр. Тогда же, вечером, татарские передовые части, тесня русских разведчиков Семёна Малика, увидели русские построившиеся войска. В ночь на 8 сентября Дмитрий с Боброком выезжали на разведку и издали осматривали татарские и свои позиции. Русское знамя«Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что русские войска шли в бой под чёрным знаменем с изображением образа Иисуса Христа. Существует также мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошёл до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка. То есть в изначальном тексте сказания могли быть такие слова: Также в Слове о полку Игореве используется схожее описание – «Чрвлен стяг». Ход битвыХод боя переломился. Мамай, наблюдавший издали за ходом сражения и увидев поражение, бежал с малыми силами, как только засадный полк русских вступил в бой. Перегруппировать татарские силы, продолжить бой или хотя бы прикрыть отступление было некому. Поэтому всё татарское войско побежало. ПотериЛетописцы сильно преувеличивают число погибших ордынцев, доводя их до 800 тыс. (что соответствует оценке всего войска Мамая) и даже до 1,5 млн. человек. «Задонщина» говорит о бегстве Мамая сам-девять в Крым, то есть о гибели 8/9 всего войска в битве. С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия». Когда обозы, в которых повезли домой и многочисленных раненых воинов, отстали от главного войска, литовцы князя Ягайло и некоторые рязанцы грабили эти обозы и добивали беззащитных раненых. Последствия
Обратное шествие Дмитрия было настоящим торжеством; Олег Рязанский признал его старшим, заключил союз; московский народ радовался победе и прозвал Дмитрия Донским, а Владимира Храбрым (по другой версии, великий московский князь Дмитрий Иванович получил почётное наименование Донской лишь при Иване Грозном [19] ). Многие считали эту победу за избавление от татарского ига, но вскоре убедились, что татары ещё сильны, и нескоро может наступить желанное освобождение. Тем не менее победа сильно увеличила в глазах народа могущество московского князя и этим содействовала делу государственного объединения. ПамятьВ 1848 году на Куликовом поле, по инициативе первого исследователя великой битвы обер-прокурора Священного Синода С. Д. Нечаева, был поставлен памятник, изготовленный на заводе Ч. Берда по проекту А. П. Брюллова. В 1880 торжественно отпразднован на самом поле, у с. Монастырщины, день 500-летней годовщины битвы. Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября, так как 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю. В XIV веке григорианский календарь ещё не был введён (он появился в 1584 г.), поэтому события до 1584 г. на новый стиль не переводят. Однако Русская Православная Церковь отмечает годовщину битвы именно 21 сентября, потому как в этот день празднуется Рождество Пресвятой Богородицы — по старому стилю именно 8 сентября (день битвы в XIV веке по Юлианскому календарю). История изученияОсновными источниками сведений о битве являются три произведения: «Летописная повесть о побоище на Дону», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Последние два содержат значительное число литературных подробностей сомнительной достоверности. Сведения о Куликовской битве содержатся также в других летописных сводах, охватывающий этот период, а также в западноевропейских хрониках. Наиболее полным [20] летописным документом, повествующем о событиях сентября 1380 года является «Сказание о Мамаевом побоище», известное из более чем сотни сохранившихся списков. Это единственный документ, в котором говорится о численности войска Мамая (хоть и неправдоподобно большой). Первым исследователем Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев (1792—1860). Коллекция сделанных им находок легла в основу Музея Куликовской битвы. Историческая оценкаИсторическая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. В целом, можно выделить следующие основные точки зрения: «Мамаево побоище» – исторический итог битвы на Куликовом полеВ официальной истории особой популярность пользуются три места воинской славы России: поле Куликово, где в 1380 произошло легендарное «Мамаево побоище»; Бородинском поле прославленное битвой 1812 года с наполеоновскими войсками и поле битвы 1943 года Советской армии с гитлеровскими войсками под Прохоровкой. В этом году под влиянием напастей эпидемии короновируса остался неотмеченный 21 (8 по старому стилю) сентября 640-летний юбилей битвы войск великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского) и фактического правителя Золотой орды темника Мамая. 8 сентября, на Куликовом поле, неподалеку от впадения реки Непрядвы в Дон, полки, постоявшие «за веру православную», разбили войско темника Мамая, угрожавшее русским княжествам новым разорительным нашествием и, по сути дела, заложили основы русской национальной и религиозной политики. Момент истины «Мамаева побоища» «Мамаево побоище», или «Побоище на Дону» – так называлось это сражение между общерусским войском во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем и войсками темника Мамая и его марионеточного хана Тюляка (Тулунбека). Термин же «Куликовская битва» был впервые применен русским историком Н.М. Карамзиным. Об этом крупнейшем сражении средних веков мы знаем и достаточно много и до обидного мало. Период правления Великого князя Московского Дмитрия Донского и «момент истины» Куликовской битвы не самые легкие объекты для изучения историками. В первую очередь это потому, что письменных свидетельств, описаний того времени осталось очень мало, так как степные завоеватели очень часто жгли и разрушали русские города-крепости и монастыри, где обычно находились библиотеки. К тому же первые летописные повести о Куликовской битве, созданные практически сразу после сражения, содержат минимум информации о событии. Литературные произведения XVI-XVII веков «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» насыщены различными, порой фантастическими подробностями, недостоверными фактами и историческими ошибками. В то же время ни одно событие средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописной, литературной и живописной традиции. Цель настоящей работы – дать краткий обзор «Мамаева побоища» как исторического итога Куликовской битвы и установить её значение. Задача состоит в том, что в жестких рамках журнальной статьи донести до сведения любознательного читателя исторически выверенные факты о предмете национальной славы России, как воинские так и религиозные. Предуведомление пути на поле Куликово Результатом Батыева нашествия на Русь 1237-1242 годов стала вассальная зависимость русских княжеств от Золотой орды, иначе говоря «татаро-монгольское иго». На протяжении полутора веков русские княжества выплачивали ханам Золотой Орды дань. Орда могла не нравиться, но с ней считались, а нередко искали защиты от произвола. В «Повести о Петре, царевиче ордынском» хан воспринимается как высшая земная справедливость. Когда чинили обиды, ехали «в Орду — искать правды», а великий хан снаряжал посольство и решал вопросы по справедливости. «Великая замятня» в Золотой орде Золотая Орда – конгломерат разных народов, вовлечённых в неё завоевательским походом Чингиз-хана и его потомков, к середине XIV века переживала не лучшие времена. Она была разделена надвое, на Восточный и Западный предел. Право на ханский престол, согласно заветам основателя империи, имели только его прямые потомки, выбираемые на этот пост другими прямыми потомками на Курултае – высоком собрании всех монгольских улусов (областей). Но когда в 1359 году в Сарае, столице Золотой Орды, убивают Верховного Хана, то его место начинают претендовать люди вовсе этого титула недостойные, измельчавшие, не умеющие думать о государственных интересах. Единственный человек, всерьёз озабоченный величием Орды и ей процветанием так, как он это понимал – Мамай, не имел ханского титула и не был потомком Чингиза, пусть даже отдалённым. Однако он сделал то единственно возможное, на что был способен без внятной официально признанной идеологии внутри Золотой Орды – он отколол восточные уделы государства вплоть до Крыма, присоединил их к своему улусу и стал, таким образом, сепаратистом. Укрепление объединительные тенденции на Руси В этих условиях Русь, в которой давно зрело недовольство своим зависимым от Орды положением, начала объединяться вокруг Москвы. В результате долгой кропотливой работы «русского Ришалье» – митрополита Алексия (Бяконтова) и его достойного воспитанника – московского князя Дмитрия где посулами, где угрозами, где подкупом или просто увещеваниями удалось создать военный политический союз русских князей. Разумеется – не всех. Но даже тех, кто встал под знамёна Москвы, хватило, чтобы выработать единую позицию по отказу выплачивать дань, а затем и держать оборону против попыток отдельных ханов «погулять» по русским землям, как при Батые. Итогом одного такого набега в 1378 году стало сражение у реки Воже, где нашёл свой бесславный конец ордынский хан Бегич со своим туменом. Агрессивные планы Мамая Эти события вывели Мамая из равновесия. Его положение верховного главнокомандующего Орды пошатнулось ещё в связи с тем, что престол Великого хана Золотой орды стал претендовать ставленник Тамерлана – чингизид Тохтамыш, имеющий яркий природный ум и волевые качества правителя. Ситуацию с падением авторитета нужно было срочно укреплять, и Мамай принимает решение самостоятельно формировать войско и вести его против русской военной коалиции. Для этого у него были потенциальные возможности: ибо ему удалось склонить на свою сторону рязанского князя Олега; нанять 5-тысячный корпус тяжеловооружённой фряжской пехоты из генуэзских крепостей в Крыму, а также заполучить в союзники исконного врага русских земель Великое княжество Литовское. В август 1380 года ордынское войско двинулось на Русь. Под началом Мамая в этом походе, начатом на рубеже весны и лета 1380 года, было, по оценкам разных свидетелей, около 80 тысяч войска, набранного из коренных монгольских улусов (таких было меньшинство, но это были самые мотивированные на войну с Русью соединения). А также из народов, попавших в подданство к Орде в поздние времена: аланы, касоги, половцы, кипчаки, ясы и многие другие. По Волге пришло и фряжское войско во главе с командующим наёмникам герцогом, имя которого летописи не сохранили. Основной же ударной силой оставалась конница с лучниками-всадниками, применяющая излюбленную ордынским войском тактику: набег, массовые залпы из мощных монгольских луков, откат назад. Сборы и начало антиордынского похода Хорошо поставленная разведка московского князя вовремя распознала в передвижении больших масс обозов и конницы признак готовящегося вторжения. Над русскими землями нависла реальная угроза уничтожения. Московский князь Дмитрий верно оценил её степень и начал предпринимать энергичные усилия по консолидации всех сил для отражения планируемой агрессии. Население страны воспринимало этот поход, как священный долг. В общем порыве хлынул люд с самых отдаленных окраин к Москве – крестьяне, горожане и простые дружинники. Великий подвижник Русской Православной церкви – троицкий игумен Сергий Радонежский, почитавшийся современниками за умение «тихими словами» укрощать распри меж князьями, сумел примирить княжества ростовское, нижегородское, рязанское и убедил подчиниться князю Дмитрию. Дмитрий Иванович тщательно приготовился к сражению. Он призвал на помощь всех русских князей, которые соединились под знаменем Москвы. Сбор был назначен у Коломны – важного стратегического пункта под столицей княжества. Собралось солидное по тем временам войско, численность которого, согласно позднейшим оценкам, составила около 60 тысяч человек, не считая ополчения. Дмитрий форсировал Оку, тем самым, отказавшись от тактик прошлых лет, и чего ожидал от него неприятель, а затем, в ночь на 7 сентября, перешёл и Дон, оставив его за спиной, тем самым отрезав своему войску путь к отступлению. И этим манёвром исключил саму возможность соединения войск Олега Рязанского, Ягайлы и Мамая. Идеологический стимул отражения нашествия Мамая В глазах современников эпохи Куликовской битвы законным ханом Золотой орды был Тохтамыш, которому Мамай должен был подчиниться. В «Повести о нашествии Тохтамыша» он именуется как царь, то есть законный, легитимный повелитель. А.В. Быков и О.В. Кузьмина пишут: «Русские князья вовсе не ставили перед собой цели выйти из состава Золотой Орды. Битва шла конкретно с Мамаем. Но не только ради денег, ведь Дмитрий Иванович готов был заплатить Мамаю дань «по старине». Неправильно было бы сводить смысл Куликовской битвы к спору о количестве дани. Если бы дело обстояло именно так, то это была бы битва между Мамаем и московским князем. На деле же с Дмитрием Ивановичем на бой вышли многие русские князья и городское ополчение их городов. Борьба с Мамаем была для них борьбой с незаконным царем, пытающимся установить на Руси незаконные и невыгодные им порядки. Географии поля Куликова Исторические источники указывали на место Куликовской битвы между реками Непрядвой и Доном. Долгое время это вызывало сомнения – из-за того, что с течением веком местность сильно изменилась, на ней образовались овраги, сами реки изменили русла, а поля заросли кустарником и даже лесом. Но новейшие методы исследований и сделанные на Куликовом поле находки-артефакты подтвердили правоту летописей. Куликово поле расположено на месте нынешней Тульской области, в излучине рек Непрядвы и Дона, в окружении небольших городков и сёл Монастырщино (где сейчас располагается Мемориальный комплекс, посвящённый героям Куликовской битвы), Моховое, где расположился музей с собранными на месте сражения артефактами, а также Хворостянка, Куликовка, Селезнёвка, Малиновка и Берёзовка. Местность – типичная для среднерусской полосы, без особых возвышенностей, разве что в виде холмов, и с почвой, подверженной эрозии, отчего постепенно образуются овраги. Такой же эта местность была и во времена московского князя Дмитрия более шестисот лет назад. Самой высокой, господствующей над местностью, точкой был Красный холм, выбранный Мамаем для своей ставки. С него просматривалось всё поле вплоть до вод Дона, но с краёв видимость ограничивалась густыми лесами, которых в те времена вокруг поля было в изобилии. Диспозиция и боевые действия противоборствующих сторон Монголы, выходцы из степной зоны в долине Керулена, не любили лесов, опасались их, и должной разведки местности не провели. Да и, по правде говоря, Дмитрий им времени для этого не дал: вопреки бытовавшей тогда практике оставлять перед собой накануне битвы водную преграду, он, наоборот, оставил Дон у себя в тылу. Большая часть русского войска тоже осталась за водами Дона и Непрядвы – князь помнил о идущих на соединение с Мамаем где-то там, позади, полков князя Литовского Ягайло и дружин хитреца Олега, князя Рязанского. К чести многих рязанских бояр с их дружинами надо сказать, что они не пошли за изменником Олегом, а присоединились к войску московского князя. Собранное во всей Орды войско и нанятая в крымских генуэзских колониях фряжская тяжеловооруженная пехота Мамая остановились у границ Руси в верховьях Дона. Цель остановки – дождаться полков рязанского князя Олега и Великого князя Литовского Ягайло. С русской стороны в это время подходили не только московские дружины и ополчение, но и отряды других князей, а также поступившие на службу Москве полки родных братьев Ягайло. Была отобрана та часть войска, которая должна была принять участие в битве, и именно она переправились через Дон в ночь на 8 (21) сентября. Мамай не ждал этой переправы, ему не пришло в голову, что можно поставить свои войска в столь жёсткие условия, когда отступать некуда, и вопрос стоит так: победа или гибель. Кроме того, оставленные на том берегу Дона воинские порядки Дмитрия не пропустили бы к Мамаю войска союзников, на которых он надеялся. Фронтом к ордынцам выстроились Большой полк, Запасной за спинами Большого, Передовой, где Дмитрий собирался применить новую для русских войск тактику – «рогатки», длинные мощные копья пехоты, упёртые древками в землю для остановки конницы. Справа и слева выстроились полки Правой и Левой руки. За густой дубравой – замаскировался Засадный полк, о котором Мамай не мог знать, так как времени для разведки местности Дмитрий ему не предоставил. Со стороны Мамая воинский строй был продиктован самой местностью, что тоже было стратегическим расчётом Дмитрия: резервы были растянуты в глубину, вплоть до Красного холма, где Мамай поставил свой шатёр. Такое расположение резервов было крайне неудобным с точки зрения оперативного реагирования на изменение обстановки. Мамай мог рассчитывать только на один исход – смять русские полки одним ударом. Этого не случилось: ударные отряды его войска почти полностью уничтожили Передовой полк, но потеряли темп и увязли в бое с Большим полком, который выстоял. Попытки пробить оборону полка Правой руки тоже не увенчались успехом. Поддаваться стал только полк Левой, но обойти его коннице не было возможности из-за глубоких оврагов на фланге. Но смяв этот полк, Мамай мог бы вырваться на оперативный простор и окружить русскую армию, поэтому он бросил в бой свои резервы. Оборона полка Левой руки была прорвана, в брешь устремились конные сотни, и именно в этот момент в битву вступил Засадный полк с его свежими силами, предрешивший исход сражения. Последний этап битвы включает преследование разбитого войска Мамая. Враги «розно побегши неуготованными дорогами. ». В ходе преследования множество бегущих было истреблено. У Красной Мечи русские остановились и возвратились назад к Куликову полю. Бежал с поля боя и Мамай Потери обеих сторон были огромны. Войско Мамая как организованная сила распалось. Русское войско также понесло большие потери. На поле боя осталось более половины всех ратников, было убито 12 князей и 483 боярина. В живых осталось чуть более 40 тыс. человек. Интересные исторические факты о «мамаевом побоище»: Легенды «Мамаева Побоища» По обычаям того времени, перед сшибкой двух армий на поле сначала выходили поединщики, которые показывали обеим сторонам правоту или неправоту противника и демонстрировали волю бога. Кто победит – за тем и правда. Это наивное поверье, тем не менее, работало, и победа воина-победителя в схватке воодушевляла своих соплеменников в дальнейшей битве. У Пересвета, в прошлом хорошего воина с крепкой подготовкой, тем не менее не было шансов победить выставленного с ордынской стороны Челубея. Тот был человеком огромной силы и гигантского роста, ему даже коня подобрали с трудом. Кроме того, Челубей был, если можно так выразиться, профессиональным поединщиком, с не одной победой за плечами и владеющим секретными приёмами копейного боя. И ещё: правила допускали нестандартную длину копей, и Челубей выбрал такой длины, которое сопернику было бы не под силу: с учётом правила рычага усилия по его удержанию на весу составляли десятки килограммов. Согласно преданию, Пересвет знал об этих особенностях своего соперника и, понимая бесперспективность боя на равных, ещё больше ослабил, как казалось бы, свои позиции: он не надел лат и кольчуги вообще! Он рассчитывая, что копье противника пронзит его насквозь, а его копьё, благодаря этому, достанет до доспехов Челубея и вышибет того из седла – а это было самым главным. В конце концов, истории известны случаи и нечувствительности к боли и силы духа, укреплённой молитвой, что тоже вполне могло быть. Просто на этом легенда заканчивается: Челубей, по правилам поединка, выпав из седла, потерпел поражение. Русское войско воодушевилось победой своего поединщика: «С нами Бог, и с нами Правда!». Пересвет, собрав остатки сил, доехал на коне с копьём в теле до рядов своего полка и только там упал замертво. А Мамай, видя уныние своих передовых полков, свидетелей поражения Челубея, послал свои передовые тумены в атаку – тем самым ослабляя собственные позиции, ибо атакующие всегда несут большие потери, нежели обороняющиеся. Творцы, личности и герои победы битве на Куликовом поле В Куликовской битве фигурировало много значимых как для самого сражения, так и для истории личностей. Центральным фигурами со стороны Московской Руси были сам князь московский Дмитрий, его двоюродный брат князь Владимир Серпуховской и шурин – князь Дмитрий Боброк-Волынский. А также ближние родичи Микула и Тимофей Вельяминовы, командовавшие полком Правой руки и лёгкой конницей резерва. Воеводой же полка Левой руки был назначен не раз доказывавший преданность делу объединения Руси литовский князь Андрей Ольгердович. Надо сказать, что в те поистине былинные времена национальная принадлежность воина имела гораздо меньшее значение, чем его принадлежность религиозная. И если основная масса литовской шляхты того времени или оставалась в язычестве, или уже приняла католичество, то те князья-литовцы, кто исповедовал православие, естественным образом становились союзниками московского князя. Точно также в составе русского войска на Куликовом поле в рядах дружинных полков стояло много татар-христиан, основоположников русских впоследствии родов Юсуповых (от Юсуп), Тургеневых (от Турген), Беклемишевых (от Бек-Лемиш). Командиром резервного, или Засадного, полка стал князь Серпуховский Владимир Андреевич Храбрый. Его замом (выражаясь по-современному), но больше наставником, был Дмитрий Боброк-Волынский. Именно воевода Боброк-Волынский взял на себя функцию управление битвой, поскольку князь Дмитрий Иванович встал в ряды передового полка. В заключение Ни одно сочинение по истории средневековой Руси не обходится без упоминаний о Куликовской битве. Ей посвящены статьи, разделы, книги историков, литературоведов, лингвистов, краеведов, археологов, писателей начиная с 1680 г. Историческое значение Куликовской битвы переоценить невозможно: 1. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. 2. Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва позволила им почувствовать веру в себя. Более полутора веков кочевники заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Победа вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле, – ликует автор «Задонщины», – распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская…» 3. Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Правда, Куликовская битва не привела к освобождению Северо-Восточной Руси от установленного Батыем татарского ига. Потому как два года спустя новый ордынский хан Тохтамыш вторгся на Русь, ослабленную потерями во время Куликовской битвы и других сражений, и сжёг Москву. Однако это поражение не могло свести на нет результаты того, что достигли герои Куликова поля. Объединение русских земель продолжалось. И столетие спустя иго золотоордынских ханов было окончательно свергнуто.
|