Что означает мотивация учения
Учебная мотивация. Уровни учебной мотивации
Понятие «учебная мотивация». Уровни учебной мотивации.
— Какие универсальные учебные действия описаны в ФГОС? ( таблица )
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее, контролировать и оценивать, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
В профессиональных стандартах «Педагог» и «Специалист в области воспитания» выделено трудовое действие: «формирование мотивации к обучению». Для этого педагогу необходимо:
знать педагогические технологии мотивации обучающихся к самореализации;
— применять методы, приемы и способы мотивации обучающихся к саморазвитию, самореализации;
— владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
— развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Как же научить детей учиться?
Можно сказать, что мотивированным человеком как-будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Учебная мотивация – это частный случай мотивации.
Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться: чтобы получить образование, окончить институт, стать уважаемым человеком и т.п. Но эти причины не очевидны для детей. Для того чтобы ребенок учился, у него тоже должна быть мотивация.
Давайте посмотрим, как формируется мотивация в соответствии с возрастом.
Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение взрослых. Ценность самих знаний младшие школьники осознают слабо. К любимым они чаще относят учебные предметы, которые содержат элементы игры, развлечения: рисование, физкультура, труд. В этом возрасте у большинства детей преобладает стремление доставить удовольствие взрослому, значимому человеку, порадовать его своими успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить, что смысл слова «учиться» в понимании детей может, помимо приобретения знаний, включать желание общаться и играть с одноклассниками.
У учеников средней школы интерес к школьным предметам еще сильно зависит от личности учителя, но постепенно на первый план выходит стремление быть если не лучше, то хотя бы не хуже одноклассников. В этом нет ничего плохого, но есть опасность, что неудачи могут привести к формированию низкой самооценки ребенка, и, возможно, отказу от деятельности («Нечего и стараться, все равно я хуже всех», мне все равно не поставят хорошую оценку…). Поэтому стоит объяснить, что соревноваться лучше не с другими, а с самим собой.
В старших классах подростки начинают понимать полезность приобретенного знания как средства получить что-то более ценное.
Таким образом, постепенно формируется мотивация.
— Какие уровни учебной мотивации выделяют?
Выделяют пять уровней учебной мотивации.
При среднем уровне школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Сниженный уровень мотивации – внешняя школьная мотивация. Дети, показавшие такой уровень мотивации, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
При низкой школьной мотивации дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Понятия мотива и мотивации обучения, классификация мотивов обучения и их роль
Поведение и деятельность человека обусловлены двумя взаимосвязанными явлениями: побуждением и регуляцией. В свою очередь феномен побуждения определенного поведения тесно связан с понятиями мотива и мотивации. Именно они придают деятельности целенаправленность, организованный и устойчивый характер, способность к реализации значимой цели.
Необходимо различать мотивацию от мотива. Понятия мотива и мотивации соотносятся следующим образом:
Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.
Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.
Мотивационную сферу составляют три основных компонента: мотивы, цели и потребности.
Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.
Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.
Все перечисленные выше элементы и являются основными в мотивационной сфере любого человека. Мотивированной считается любая человеческая деятельность, потому что любые действия продиктованы определенными мотивами, и любая активность имеет перед собой какую-то цель.
Что касается мотивации учения, степени проявления энтузиазма к учебной деятельности, познанию и изучению школьных дисциплин, то эти вопросы занимают ведущее место в дидактике.
Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы учения, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью.
Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут переплетаться, дополнять друг друга, находиться в определенном соотношении. Однако не все мотивы побуждают к учебной деятельности одинаково. Как правило, несколько из них выступают в качестве ведущих, а остальные – второстепенные.
Виды мотивов к обучению
Существует несколько подходов, по которым классифицируют все мотивы образовательной деятельности у школьников. Их авторами являются Л. Божович, В, Хеннинг и др. Например, классификация Божович предполагает, что существует всего две больших группы мотивов: те, что порождаются непосредственно самим учебным процессом, т.е. зависят от содержания и действия учения, выбранных методов преподавания, и те, которые располагаются за пределами учебного процесса и связаны только с его результатом. Примерами второй категории мотивов могут быть: желание иметь высокий заработок в будущем, хорошо закончить школу, поступить в престижный университет, просто получить отличную оценку, заработать похвалу педагога, выделиться среди одноклассников, изменить свое положение в коллективе.
Одним из основных критериев, которые обеспечивают высокую эффективность обучения, является высокая развитость познавательной стороны учебного процесса. В основе познавательной работы должен лежать когнитивный энтузиазм, обеспечивающий положительное отношение учеников к своей деятельности. Если обратиться к содержательной стороне энтузиазма, то, согласно Г. Щукиной, можно выделить следующие его значения:
Иначе говоря, мотивация обучения – это процесс, содержание которого может быть разложено на три уровня: энтузиазм к правилам и фактам, к сути явлений и к происхождению явлений.
Если же говорить о мотивации действием, то в ней также выделяют три отдельных уровня:
Важно отметить, что познавательные мотивы учения, выражающиеся повышенным интересом к содержанию учебного материала, методикам преподавания, самому образовательному процессу, формируются в ходе самой учебной деятельности при условии ее активного протекания, а не предшествуют ей. Наиболее сильно эффективность проявляется тогда, если у личности сформированы глубокие и сильные мотивы учиться, действовать активно, преодолевать препятствия, неизбежно возникающие на пути, работать с полной отдачей, двигаясь к намеченной цели. Все это в равной мере относится и к процессу обучения, успешность которого тем выше, чем более позитивное отношение к учителю существует у учеников, чем выше уровень их познавательного энтузиазма. Обучение требует наличия у обучающихся чувства ответственности и долга.
Мотив обучения как стимул учебной деятельности
Для формирования сильных мотивов к обучению используется целый комплекс методов ведения образовательно-воспитательного процесса. Среди них выделяют наглядные, словесные, практические способы, репродуктивные и поисковые методы, приемы самостоятельного исследования. Все без исключения способы организации учебного процесса направлены не только на усвоение информации, но и на создание мотивационного воздействия. Следовательно, мы можем сделать вывод о наличии у любого способа учения стимулирующей функции.
На основе научного подхода был выделен широкий спектр способов, специально предназначенных для того, чтобы создавать положительные мотивы обучения, инициировать когнитивную деятельность, способствуя наилучшему усвоению учебной информации. Функцию стимулирования очень важно учитывать, поскольку от нее напрямую зависит эффективность образовательного процесса.
Последние данные широко проводимых исследований в области психологии показали, что мотивация является основной движущей силой становления личности ребенка, которая помогает наиболее полно реализовывать его возможности. Помочь сконцентрироваться на учебной задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители, способен лишь мощный, сильный мотив. Следовательно, педагог должен обладать практическим умением привлекать интерес любого школьника из учебного класса. Также очень желательно, чтобы он регулярно доводил до обучающихся свой учебный план: так они смогут проникнуться поставленными перед ними задачами и приложить к ним больше усилий. Однако для грамотного определения учебной задачи одного умения заинтриговать и заинтересовать в успехе может оказаться недостаточно: нужно, чтобы учитель и ученик ясно представляли совместный масштаб учебного курса, чтобы результат соответствовал высоким ожиданиям.
gekkon12
Альтернативная самооброзовательная программа &презентация&
Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний, умений, навыков. Учебная деятельность – ведущая для младших школьников. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через интерес, эмоциональный интерес.
Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь что – либо).
Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?
А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.
Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.
Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.
Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с личными интересами, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса.
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.
Мотивация учения – это
система учебных мотивов, имеющих определенную структуру (иерархию), включающая в качестве побуждений идеалы, убеждения, интересы, ценности, социальные установки личности в их сложном, подчас, противоречивом взаимодействии.
Познавательные мотивы включают:
Широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями)
Учебно – познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний)
Мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний)
Социальные мотивы включают:
Широкие социальные (стремление получать знания на основе
долга, ответственности, полезности обществу, подготовки к взрослой жизни)
Узкие социальные (позиционные) (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет)
Мотивы социального сотрудничества (стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества)
Социальный:
поступки, свидетельствующие о долге и ответственности;
стремление к контактам и сотрудничеству;
инициатива и помощь сверстникам
Но на самом деле недостаточно разделять мотивы на внешние и внутренние, а в некоторых случаях вообще не имеет смысла различать мотивы по критерию «внутренний – внешний».
Сами по себе знания, которые ребенок приобретает в школе, могут выступать как средство достижения других целей (получить аттестат, заслужить одобрение). Поэтому, плодотворнее, с точки зрения учебных достижений, представляется подход на выделении двух типов мотивации, связанной с целями (результатами) учения:
Она может быть заложена в самом процессе учения, связана непосредственно с целями учения (интеллектуальная активность, реализация способностей, приобретение знаний), а также связана с мотивами вне учебной деятельности. В данном случае положительная мотивация определяется весомыми для ребенка социальными устремлениями – чувство долга и учеба рассматривается как дорога к будущей взрослой жизни. Это ценная мотивация. Такая установка в учении, если она устойчива и занимает существенное место, дает ученику силы для преодоления трудностей учения, проявления терпения, усидчивости. Другая форма положительной мотивации, которая тоже приводит к достаточно успешной учебе, определяется личностными позиционными мотивами – желание занять определенное место среди сверстников, получить одобрение окружающих (не огорчать учителя, маму плохими отметками), личное благополучие в будущем (много зарабатывать, занять достойное место в жизни).
— мотивации, которая условно может быть названа отрицательной – избегание неуспеха – побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры, наказания). Такая мотивация, если она действенна, реально влияет на ход учебной деятельности и поведения ребенка, не приводит к успешным результатам, к постановке новых целей.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения
Мотивация. Психология определяет это понятие так.
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.
Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.
Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; (Приложение 4)
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Скороходова Н.Ю в книге “Психология ведения урока” пишет: “Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения учеников. Эта технология включает как создание особой учебной программы с большим количеством фиксируемых градаций по сложности задач, времени усвоения и т.п., так и особый стиль взаимодействия учителя и ученика на уроке”.
Анализируя результаты анкетирования учащихся и действий учителей можно составить план коррекционной работы по созданию мотивационной сферы учащихся.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. При этом применение информационных технологий заставляет пересматривать не только планирование, но и содержание учебного предмета. Также меняется и роль обучающихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний. И для того, чтобы “не потеряться” в этом потоке информации ребенку нужна помощь учителя, владеющего современными педагогическими технологиями.
Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:
Учитель ставит перед собой следующие цели:
Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.
Активная мотивация предполагает, что
Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
По теме “Мотивация учения – основное условие успешного обучения” можно провести педагогический совет.
План проведения педсовета:
Рекомендуемая литература для подготовки педагогического совета:
Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
Автор: Моисеева Яна Павловна
Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников
Понятие «мотивация». Классификация мотивов учения
Формирование учебной мотивации учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленности и активности.
Можно выделить пять содержательных блоков мотивации:
1. Личностный смысл учения. Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он усваивает из своего окружения (общества в целом, семьи).
Смысл включает в себя следующие моменты:
· осознание ребенком объективной значимости учения;
· понимание значимости учения лично для себя.
2. Виды мотивов учения:
— мотив достижения успеха;
— мотив избежания неудач.
3. Целеполагание. Наличие умения ставить цели является показателем зрелости мотивационной сферы школьника.
4. Реализация мотива в поведении. Аспектами мотивации являются:
— реальное влияние мотивов учения на ход учебной деятельности и поведение ребенка;
— степень распространения влияния мотива на разные виды деятельности;
— освоение учебных предметов;
— выбор форм учебных заданий.
5. Эмоциональный компонент мотивации учения, т.е. эмоциональное отношение школьника к учению.
Личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.
Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности. Однако в ходе обучения в средней школе эти представления могут существенно меняться. Смысл учения включает в себя следующие моменты: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Поскольку все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно. Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, улучшается их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося.
Рассматривая учебную мотивацию, следует опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов: познавательные и социальные.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и позиционные мотивы, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий. Данный мотив указывает на необходимость развития у ребенка стремления к успеху, которое должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Известно, что реализация мотивов зависит от умения школьников ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей.
Как и мотивы, цели могут различаться по своему содержанию. Применительно к учебному процессу цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Поэтому цель — это направленность на промежуточный результат учебной деятельности. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Кроме того, содержание обучения, которое в учебной деятельности занимает место цели, осознается и запоминается учеником. Наличие способности ставить перед собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость. Вместе с тем школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания. Например, принятие задания, предлагаемого взрослым (первый этап целеполагания), как правило, вызывает активное отношение ученика к заданию, т.е. наложение учеником этого задания на свой индивидуальный опыт, определение им смысла цели, поставленной учителем. Педагогу важно помочь ученику научиться активно и самостоятельно ставить цели, адекватные его возможностям и задачам работы. Предпочтение отдается тому, чтобы научить ученика постановке перспективных целей.
Если мотив для школьника имеет личностный смысл, то он, как правило, является и действенным, то есть мотив реализуется в поведении. Это проявляется в активности самого ученика, в его инициативности, в его зрелости и развернутости всех компонентов учебной деятельности, когда ребенок с удовольствием работает над освоением разных учебных предметов, активно ищет дополнительные знания за пределами школьных программ, обнаруживает широкую любознательность при отсутствии глубины познания. Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор им профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес остывает при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и без нее угасает. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий. Интерес достаточно устойчивый проявляется в том, что ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним обстоятельствам, помехам. Устойчивость проявляется и в том, что ученик не может не учиться.
Рассмотрим эмоциональный компонент мотивации, главной характеристикой которого являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации.
В процессе обучения положительные эмоции могут быть связаны со школой в целом и с пребыванием в ней. Эти эмоции обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; участием в жизни классного и школьного коллектива; связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей. Сюда же могут быть отнесены эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом (от эмоций любопытства и позднее любознательности до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к предмету, характеризующего увлеченность учащихся этим предметом). Положительные эмоции у учащихся могут возникать при овладении приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В особой мере учителю следует заботиться о создании или восстановлении положительного эмоционального климата в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившая негативное отношение к учителю и школе, создавшая конфликт с товарищами, тревогу и беспокойство. Нельзя в обучении культивировать такие отрицательные эмоции, как обида, страх перед неприятностями, исходящими от учителя («двойкой», вызовом родителей и др.). Эти отрицательные эмоции поддерживают у ученика устойчивую мотивацию недопущения неудачи, вследствие чего возникает ощущение, что лучше ничего не делать, чем быть плохим учеником, у которого ничего не получается. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. Мотивационная сфера школьников в процессе учения претерпевает различные изменения. Постоянно осуществляются взаимовлияния мотивов и целей учения — у ученика происходит рождение новых мотивов учения, которые способствуют появлению новых целей.
Мотив как отражение потребности
Автор: Герлак Ольга Ингмаровна, педагог-психолог МАОУ гимназии № 1 г. Советска.
Запиши всё, что может понадобиться.
Потом просмотри — и зачеркни всё,
без чего можно обойтись.
Джером Клапка Джером
условны, подвижны, носят виртуальный характер. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, то есть трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность – материальная – социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, то есть та, которая лучше мотивирована.
Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив.
Механизм этого перехода включает:
— выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности);
— при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.
Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.
Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста.
В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.
Под потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.
Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Понятие «мотивация» имеет двойной смысл:
— во-первых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.);
— во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В мотивационной сфере выделяются:
— мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
— мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
— мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.
Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность учащихся в их реализации, то есть мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.
Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности.
Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности человека связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности.
Возникшие потребности заставляют активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами.
Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.
Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а от того какой будет ведущая потребность будет зависеть вся жизнедеятельность человека.
Наши потребности заменяют друг друга по значимости. И более высокие нужды меркнут, пока не удовлетворены основные. Этот факт говорит о том, что все наши желания, а вернее потребности, стоят в четкой иерархической последовательности. Понять какая потребность способна лишить нас сил, а без какой мы прекрасно обойдемся можно с помощью пирамиды потребностей Абрахама Маслоу.
Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды, которая основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической психологии.
Согласно его теории, человеческие имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.
Пирамида потребностей человека основана на тезисе о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и насущности их удовлетворения для человека. Рассмотрим ступени пирамиды потребностей, начиная с самой низшей.
Физиология – низменные потребности тела человека, направленные на его жизнедеятельность. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации, согласно теории Маслоу, будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. Согласитесь, если выбирать между нехваткой уважения и голодом, в первую очередь вы утолите голод. Также к физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
Вторая ступень пирамиды – потребность в безопасности.
Безопасность – потребность человека быть уверенным в том, что его жизни ничего не угрожает. К данной категории потребностей относятся стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса. Хорошим примером здесь служат грудные дети. Еще не имея психики, малыши на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и успокаиваются, лишь чувствуя рядом тепло матери. Во взрослой жизни происходит то же самое. У здоровых людей потребность в безопасности проявляется в мягкой форме. Например, в желании иметь социальные гарантии при трудоустройстве.
Социальность – потребность человека в контакте с окружающими и своей роли в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, возможность испытывать взаимные чувства). В пирамиде человеческих потребностей после удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человек жаждет тепла дружеских, семейных или любовных отношений. Цель найти такую социальную группу, которая удовлетворит этим потребностям, является у человека самой важной и значимой задачей. Стремление преодолеть чувство одиночества, по мнению А. Маслоу, стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам. Одиночество способствует социальной дезадаптации человека, и возникновению серьезных болезней психики.
Признание – это уважение, признание социумом успешности человека, полезности его роли в жизни такого социума. Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств. Потребность в признании у Маслоу разделятся на стремление человека к достижениям и репутации. Именно достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в себе и в своих силах. Неудовлетворение этой потребности, как правило, приводит к слабости, депрессии, чувству уныния, которые могут привести к необратимым последствиям.
Рассмотрим, в какой период жизни ребенок проходит определенные ступени пирамиды:
1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.
3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.
По мнению А. Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
Эти ступени не настолько стабильны как кажется. Встречаются люди, порядок нужд которых является исключением из правил пирамиды. Например, для кого-то самоутверждение важнее, чем любовь и отношения. Посмотрите на карьеристов, и вы увидите, насколько распространен подобный случай.
Пирамиду потребностей А. Маслоу оспаривали многие ученые. И дело здесь не только в нестабильности созданной психологом иерархии. В нестандартных ситуациях, например, во время войны или в крайней нищете люди умудрялись создавать великие произведения и совершали героические поступки. Таким образом Абрахаму Маслоу пытались доказать, что даже не удовлетворив свои базовые и основные потребности, люди реализовали свой потенциал. На все подобные нападки американский психолог отвечал лишь одной фразой: «Спросите у этих людей, были ли они счастливы».
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
Источник