Что означает народный заступник
«Народные заступники» в поэме Некрасова
Поэма Некрасова знакомит с множеством людей, готовых встать на путь защиты простого народа. Борьба опасна, путь революционеров тяжел. «Народные заступники» в поэме Некрасова – это люди из прошлого поколения, зарождающиеся характеры и те, кто еще не знает, куда приложить свои силы, как помочь обездоленным.
Богатырь из народа
За землю и «за вотчину» стоял Савелий. В нем скрыта богатырская сила русского народа. Савелия не пугают плети, каторги, поселения. Старик до конца дней остается свободолюбивым человеком: «…клейменный, да не раб». Мужик перенес все тяготы, уготованные ему судьбой. Он пытается защищать своих земляков, великодушно прощает жадных родственников, помогает добрым людям, поддерживает советом и словом. Савелий объясняет, в чем мужицкое богатырство, почему вся жизнь крестьянина – это бой. Некрасов удивительно описывает сильного духом старика: руки в цепях, ноги в железе, спина как дремучий лес. Богатыря ломали, пытались поставить на колени, но он не свалился, его согнули только годы. Душа стала еще крепче, уверенность в своей правоте тверже.
Русское слово удивительно звучит в устах простого мужика. Автор нашел словечки, которые вели в бой, вызывали улыбку, поддерживали. Таким словом в речи Савелия является глагол «наддай». Крестьяне не выдержали издевательств немца, наддали и скинули его в яму, молча, закопали живьем. Поэт показывает, что терпение народа на пределе, опасно дразнить его, надеяться на терпение и привычку жить в порабощении.
Деревенский праведник
Верить в будущее русского народа призывает автор, предлагая образ Ермила Гирина. Сила внутреннего душевного состояния не позволила Ермилу стать грешником, пользующимся правами власть имущих. Совершив поступок против совести, он признается в нем, исправляет. Автор верит в силу совести, правды.
Если Савелий боролся, протестовал, то Ермил трудился. Оба меняли судьбу народа. Герои заслужили уважение. Доказательством является сцена покупки мельницы. Народ поверил Гирину, собрал нужную ему сумму. В простой ситуации раскрывается народное единство, сила поддержки и мощь доброты.
Душа народа
Еще один персонаж, которого можно отнести к народным заступникам, – Яким Нагой. Он защитник русской души, чистой и благородной. Мужик спасает во время пожара не деньги, а картины. Автор уверен, русский народ ценит красоту. Для него не все заменяется материальным достатком. Измученный тяжелой работой, потерявший здоровье, Яким умеет видеть красивое. Только человек с особыми душевными качествами способен на это. Простой мужик именно такой. Крестьяне ценили природу, умели создавать уникальные предметы, автор верит в их будущее.
Светлое будущее
На вопрос о счастье Некрасов отвечает, показывая новых людей. Один из них – Григорий Добросклонов. Юноша сознательно готовит себя к роли народного заступника. Он там, где трудно. Его судьба не завидна для большинства: «путь славный, имя громкое, чахотка и Сибирь». Поэт надеется, что таких людей будет все больше, они поведут за собой народ и освободят от рабства и унижения. Автор чувствует, что поднимается рать, обладающая несокрушимой силой. Счастье человека – в служении народу, в умении объяснить неграмотным, как изменить свое существование, встать с колен и обрести новую веру.
Значение слова «заступник»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЗАСТУ’ПНИК, а, м. (устар.). Защитник, покровитель, ходатай. Заступники народные. Нкрсв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
засту́пник
1. тот, кто заступается за кого-либо; защитник, покровитель ◆ Сирым и вдовым заступник, нищей братии щедрый податель, странным покой, болящим призрение… П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871–1874 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Нашлись доброхоты и заступники, которые припоминали за Полуяновым немало добра. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Хлеб», 1895 г. ◆ Когда же зашла речь об её участии в отравлении, то горячий заступник её, купец, сказал, что надо признать её невиновной, так как ей незачем было отравлять его. Л. Н. Толстой, «Воскресение», 1899 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: венеролог — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова заступник
заступник в словаре кроссвордиста
заступник
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
заступника, м. (устар.). Защитник, покровитель, ходатай. Заступники народные. Некрасов.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Тог, кто заступается, Выступает в защиту кого-н.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Тот, кто заступается за кого-л.; защитник.
Примеры употребления слова заступник в литературе.
Снова ахейцы с мольбою простирали руки к Македонии и звали Филиппа вмешаться в греческие дела, главным образом рассчитывая на его расположение и доверие к Арату и потому ожидая найти в царе благосклонного заступника и сговорчивого союзника.
Эй, послушайте меня, Лидио, Тадеу, Забела, Будиан, Валделойр, Дамиан де Соуза, заступник народный и мой сын!
Нынче сдай ты, атаман, струги, пушки да снимись в путь поздорову, мы же тебе с князь Семеном перед великим государем верные заступники и молители будем!
В поэзии Некрасова постоянно звучат религиозные мотивы, а в качестве идеала для народных заступников выступает образ Христа.
Последние несколько занятий Гарри удавалось создать неотчётливую серебристую фигуру, но его Заступник был не настолько убедителен, чтобы отогнать дементора.
В досужее время, под праздники, вечерами, сам справлял в домашней молельне службы и проводил душеспасительные беседы, вспоминая заступника старой веры, сожженного в Пустозерске протопопа Аввакума.
Так, пока мимо на улице громыхали военные, в парикмахерской продолжались препирательства, в которых единственно не участвовал сам Лука, но когда он осмотрел в зеркале свое одутловатое лицо и неухоженные упругие щеки и стал поспешно сползать со скамейки, взваливая снова к себе на плечо неподатливое Деканово тело, которое все здесь почему-то приняли за скайтерьера, и бормоча, что он по ошибке оказался в парикмахерской и что ему вовсе не нужно стричься, у Луки не осталось тогда никого заступников, даже бойкая парикмахерша, обозлившись на Луку, заявила, что он в конце концов может сам стричь свою собачонку, и под нестройный хор всеобщего осуждения Луку выгнали из парикмахерской разве только что не пинками.
На божницу утвердил он среди прочих икон крохотный походный образок Варлаамия Хутынского, возимый им с собою во все пути и походы, и молился ему беспрестани: да смилует над ними главный заступник Новгорода Великого, свободит из узилища!
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: zastupnik
Задом наперед читается как: кинпутсаз
Заступник состоит из 9 букв
ЗАСТУПНИК
Смотреть что такое «ЗАСТУПНИК» в других словарях:
заступник — См. защитник … Словарь синонимов
Заступник — Заступник, тот, кто выступает защитником обвиняемого (на суде, перед власть имущими и т.п.), посредником между двумя сторонами (в споре, тяжбе) или поручителем за к. л. (см. Иов 5:4). В Синод. пер. словом заступник переданы различные др. евр.… … Библейская энциклопедия Брокгауза
ЗАСТУПНИК — ЗАСТУПНИК, заступника, муж. (устар.). Защитник, покровитель, ходатай. «Заступники народные.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
заступник — I. ЗАСТУПНИК ЗАСТУПНИК, защитник, покровитель II. заступничество … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
заступник — ЗАСТУПНИК, а, м Человек, защищающий права других, вступающийся за несправедливо обижаемых и угнетаемых; Син.: защитник, покровитель. // ж заступница, ы. Приехал дедушка вечный заступник шалящих и безобразничающих внуков … Толковый словарь русских существительных
Заступник — м. Тот, кто заступается [заступаться I] за кого либо; защитник. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
заступник — заступник, заступники, заступника, заступников, заступнику, заступникам, заступника, заступников, заступником, заступниками, заступнике, заступниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
заступник — заст упник, а … Русский орфографический словарь
заступник — (2 м); мн. засту/пники, Р. засту/пников … Орфографический словарь русского языка
заступник — а, ч. 1) Той, хто заступає, заміняє собою когось на якій небудь посаді, виконує чиї небудь обов язки. 2) кого. Офіційна назва посади того, хто заміщає якого небудь керівника, організатора і т. ін. 3) Той, хто захищає кого небудь; захисник … Український тлумачний словник
«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Во времена, когда создавалась поэма «Кому на Руси жить хорошо» для страны были не совсем простые времена. Некрасов хотел выделить народных заступников, которые могли бы представлять интересы крестьян. В поэме заступниками народа являются Ермил Гирин, Савелий, Гриша Добросклонов и в некоторой мере этими качествами обладал Яким Нагом. Народный заступник сочувствует крестьянам и всячески пытается помочь народу на действиях.
Ермил Гирин по праву может считаться народным заступником, он очень честный и храбрый человек. Некрасов вложил в Гирина множество хороших человеческих качеств. Ермил является истинным народным заступником, который доказывает своими действиями и поступками что достоин, претендовать на эту роль.
Когда Ермил Гирин хотел помочь крестьянам отстоят мельницу, которая для всех была важна, он смог это сделать. Единственное у него не было в тот момент денег, чтобы заплатить за нее, и попросил помощи у крестьян. Крестьяне смогли собрать для него нужную сумму и готовы были пожертвовать своими последними копейками, потому что поверили искренне в добрые намерения Ермила. Когда у Гирина появились деньги, он раздал всем долги и когда у него остались лишние и он так и не добился от людей, чьи же они, он не забрал их себе, а отдал слепым.
Ермил Гирин был очень честным человеком и именно поэтому заслужил признание народа. Люди всегда могли обратиться к Гирину за советом и получить дельный совет. Единственный раз он согрешил, и ему пришлось, долго мучатся угрызениями совести, которые чуть не довели его до самоубийства. Он спас своего брата от армии и другому человеку пришлось идти туда, но Гирин вовремя покаялся перед народом и исправил ошибку. Для Гирина было важно, чтобы люди ему доверяли, и ему очень нравилось помогать народу.
Гриша Добросклонов тоже являлся народным заступником, и ему нравилось помогать людям. Добросклонов делал все возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь крестьянам. Молодой парень хочет поехать учится в Москву, а пока он находится в деревне, то всячески помогает мужикам растолковывать законы для крестьян. Добросклонов со своим братом помогают крестьянам разобраться в новых законах и ничего не упустить. Добросколонов является революционером-пропагандистом и всячески старается быть примером для остальных.
Николай Алексеевич Некрасов хотел своей поэмой показать читателю, что во все времена были люди, которые могли возглавить восстания против несправедливости. Гриша Добросклонов и Ермил Гирин делали замечательное дело, за что и получили в ответ человеческое признание.
Сочинение Народные заступники Гирин и Добросклонов
Одно из самых почётных мест в череде всего, что создано А.Н. Некрасовым, принадлежит поэме «Кому на Руси жить хорошо». В тот период времени, когда создавалось произведение, российская империя переживала непростые времена. В общественно-политической жизни государства назревал протест, градус точки кипения повышался. Передовое движение в лице самых лучших представителей интеллигенции поддерживало всё самое прогрессивное. Движение «народников» было в том числе.
Судьба народа волновала передовых людей того поколения. Народным защитникам недостаточно просто жалеть и сочувствовать обездоленным. Благими делами и самоотверженными поступками подтверждается их мировоззрение.
Сюжет произведения описывает странствие крестьянских мужиков. Семеро искателей правды пустились в дальнее путешествие по родной земле. Их целью было доподлинно разузнать, есть ли где-то на родной стороне счастливые люди и как они выглядят.
Скитаясь по свету, товарищи по странствиям обнаружили защитников простого народа в лице Ермила Гирина и Гриши Добросклонова. В этих смелых и бескорыстных людей писатель вложил самые лучшие человеческие качества. Вступаясь за простых людей, Гирин сумел уберечь от продажи мельницу. Этот его поступок спас многих крестьян от голодной смерти. Выиграв торги, Ермил не мог собрать необходимой суммы для погашения залога. И тогда ему на помощь пришли простые крестьяне. Они собрали всю сумму, собирая её по копеечке. Один-единственный рубль, не нашедший своего применения, был отдан слепым. Этим поступком Гирин подтверждает свою честность, порядочность и полное бескорыстие. Он помогал людям, не преследуя никакой личной цели.
Был случай в жизни Ермила, когда он погрешил против своей совести. Тогда он помог своему брату избежать службу в армии. Вместо его брата в солдаты забрили другого человека. И только чистосердечное раскаяние сняло эту тяжесть с души Гирина.
Один из молодых радетелей за народ – Гриша Добросклонов. Он с юности поставил перед собой цель защищать свой народ. У него есть высокая цель – получить достойное образование в столице. А пока он живёт дома, помогает совершенно бескорыстно соседским мужикам. Должен же кто-то объяснять неграмотным, сермяжным крестьянам суть законов и положений, подарившим им свободу от крепостного права.
Такими, по мнению Некрасова, и должны быть заступники народные. Они должны стать борцами за свободу, пропагандистами в народной среде. Их удел — нести в народ всё самое передовое и прогрессивное.
Значение имени и прототипы
В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.
Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,
Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова
С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.
О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».
Мать Григория звали Домной, она рано умерла:
Домнушка Была куда заботлива, Зато и долговечности Бог не дал ей.
Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она
Батрачка безответная На каждого, кто чем-нибудь Помог ей в черный день.
Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.
Жизнь после смерти матери
После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:
Коровы нет, лошадки нет, Была собака Зудушка, Был кот — и те ушли.
Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:
Платили им молодчики. По мере сил, работою, По их делишкам хлопоты Справляли в городу.
Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.
Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».
Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.
Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:
Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка.
Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:
Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси.
И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.
Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.
Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:
Ему судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.
1. «Кому живется весело, вольготно на Руси?» 2. Недосказанный рассказ о судьбе Ермила Гирина. 3. Образ Григория Добросклонова как будущего народного заступника.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана Н. А. Некрасовым как эпопея крестьянской жизни. Хотя крепостное право уже было отменено, это не решило всех проблем деревни, напротив, зачастую вольные мужики да и помещики, сталкивались с новыми затруднениями. Об этом и хотел рассказать Некрасов в своей поэме. Таким образом, сюжет и образы этого произведения могли быть только реалистичными. Однако автор ввел в поэму и сказочные мотивы: семеро мужиков, решивших узнать, кому лучше всего живется на Руси, поймали птенца говорящей птицы, которая за его освобождение дала им скатерть-самобранку. Благодаря этому волшебному предмету семеро крестьян могут спокойно отправиться в долгое странствие, в котором они надеются найти ответ на свой вопрос, вынесенный Некрасовым в название поэмы.
У каждого из странников, затеявших спор о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», имелось собственное мнение на этот счет:
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,Лука сказал: попу.Купчине толстопузому! —Сказали братья Губины,Иван и Митродор.Старик Пахом потужилсяИ молвил, в землю глядючи:Вельможному боярину,Министру государеву.А Пров сказал: царю…
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незаконченной. Не всех из приведенного списка опросили странники. Им удалось поговорить с помещиком и попом. Большая глава посвящена судьбе русской крестьянки Матрены Тимофеевны, которая решительно заявила странникам, что среди русских женщин искать счастливую бессмысленно. Странники предприняли попытку поискать счастливого человека среди простых мужиков, таких же, как и они сами. Но «счастие мужицкое» все как на подбор — «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Неожиданно один крестьянин рассказал им о Ермиле Гирине, пользующемся уважением и доверием односельчан и жителей соседних деревень:
Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,Так и шататься нечего…
Ермил вышел из простого народа. В юности служил писарем в конторе управляющего имением князя Юрлова. Именно тогда люди и оценили его высокие моральные качества. Ермил бескорыстно помогал крестьянам, чем мог. Конечно, должность у него была совсем маленькая, но все-таки, как человек грамотный, он мог дать дельный совет, помочь составить просьбу, а для крестьян и это имело огромное значение. Особенно важно то, что Ермил не брал за свою помощь денег — ведь большинство чиновников, даже самых мелких, охотно пользовались своим служебным положением в целях личной наживы. За те пять лет, которые Ермил проработал в конторе, он и приобрел уважение крестьян, которые впоследствии избрали его бурмистром, сельским старостой.
Авторитет Ермила в народе не пострадал даже после того, как он один-единственный раз воспользовался служебным положением, чтобы избавить своего брата от солдатской службы. Поступок бескорыстного и честного Ермила не вызвал возмущения ни у кого, кроме матери крестьянина, взятого в солдаты вместо Митрия, брата Ермила: Молчим: тут спорить нечего,
Сам барин брата старосты
Забрить бы не велел,
Одна Ненила ВласьевнаПо сыне горько плачется,Кричит: не наш черед!
Однако несправедливый поступок, который односельчане были готовы простить своему старосте, не давал покоя Ермилу. Угрызения совести чуть не довели его до самоубийства, и даже когда справедливость была восстановлена, он отказался от своей должности, публично покаявшись перед народом. Но народ по-прежнему доверял Ермилу. Об этом свидетельствует история с покупкой мельницы. За час произошло чудо: на клич, брошенный Ермилом, народ собрал сумму, которую нужно было внести сразу после торгов. А потом, когда Ермил вышел раздавать долги, никто не попытался взять больше, чем полагалось, хотя сделать это было очень просто — ведь в спешке Ермил не имел возможности записать, кто и сколько давал денег. Ермил честен по отношению к народу, и простые крестьяне точно также честны с ним. Он их не обманывал — народ его не подведет.
Этот человек выведен Некрасовым в главе, названной «Счастливые». Но если другие «счастливцы»: баба, получившая большой урожай репы, бывший любимый барский холоп; гордящийся своей «почетной болезнью», подагрой, — выведены поэтом со значительной долей иронии, то Ермил Гирин действительно счастливый человек в глазах Некрасова. Счастлив он не богатством, знатностью или властью, а тем, что он по мере сил старался облегчить жизнь простого народа. Только такой человек, по мнению Некрасова, вправе называться счастливым. Только вот в чем беда — выясняется, что Ермил попал в острог в связи с бунтом крестьян в соседнем селе. Точных обстоятельств автор поэмы не сообщает. Однако нужно отметить, что для Некрасова подобный поворот в судьбе «народного заступника» представлялся закономерным. Вот какую долю предрекает он другому счастливцу, Григорию Добросклонову:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкоеНародного заступника,Чахотку и Сибирь.
Но это Григорию предстоит в будущем. Пока же мы видим его недавним семинаристом, который трудится наравне с крестьянами. Бедность известна Григорию не понаслышке: его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». И в семинарии Григория и его брата Савву «недокармливал хапуга-эконом».
Беспросветная бедность, в которой вырос Григорий, нищета крестьянства ярко запечатлена Некрасовым в «Соленой» песне. На что купить соли — вот забота, с которой жила и умерла мать Григория. Любовь к матери, «батрачке безответной», память о ней, в сердце ее сына слилась с любовью «ко всей вахлачине», то есть к простому народу:
… лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,Кому отдаст всю жизнь своюИ за кого умрет.
И крестьяне доброжелательно относятся и к Трифону, к его сыновьям, которые держат себя просто, ничуть не кичась своей грамотностью. Простые труженики охотно делятся с дьячком и его семьей всем, чем бог послал. Только благодаря помощи крестьян Гриша и его брат выжили и выросли. Заветная мечта Григория — счастье простого народа: … Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-веселоНа всей святой Руси!
Именно Григория Доброскпонова считает Некрасов главным счастливцем, так как он чувствует свое единство с народом и полон решимости отдать жизнь в борьбе за улучшение положения простых людей, а это и есть идеал счастья для Некрасова.
Несколько интересных сочинений
Майже кожна людина мріє бути багатою: мати немало грошів, дорогоцінностей та речей. Але не кожен з нас замислюється над тим, що фінансове багатство не найголовніше у житті і не треба забувати про такий термін як духовне багатство
В поэме Н.А.Некрасова странники ищут счастливых. За поиском их скрывается сложная тема народного счастья.
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены несколькими персонажами. Каждого из них автор представляет по-своему, но все они близки и понятны поэту. На них он надеется, им доверяет русскую землю.
Яким Нагой
Труженик, крестьянин Яким – один из тех, на кого надеется автор. Яким может стать заступником простого народа, привести Русь к счастью и достатку. Мужик сросся всей душей с землей. Он внешне стал с нею схож: морщины как трещины на высушенной почве, шея – пласт, срезанный сохой, волосы – как песок, кожа рук – кора деревьев. Сам землепашец — ком земли на сохе. Сравнение у автора многозначительно. Мужик не просто черный и тяжелый как труд пахаря. Земля дарит хлеб, кормит людей. Яким – тот, чьими руками земля это делает, другими словами, Яким – это душа земли. Создавая персонаж, автор обратился к народному творчеству. Он делает героя схожим с былинными героями, защитниками Руси. Они все трудятся на земле до тех пор, пока не требуется их сила. У Якима своя судьба, но она типична для описываемого времени. Крестьянин ушел на заработки в Питер. Он умен, наблюдателен и внимателен. Яким получает свой опыт, пытаясь потягаться с купцом. Есть в характере мужика смелость, строптивость, не каждый мог бы решиться на это. Результат – тюрьма. Там оказываются многие храбрецы. Автор подчеркивает индивидуальность персонажа. Мужик любит красивое, он сохраняет картиночки от пожара. Духовность героя подчеркивается и выбором спутницы. Она тоже бережет от огня не деньги, а иконы. Чистота помыслов, надежда на справедливость – основа семьи Якима Нагого.
Некрасов удивительно талантлив: он завершает рассказ о Якиме песней о вольности. Великая река Волга – это символ широты и мощи народа, сила мужиков неисчерпаема, ее невозможно спрятать, остановить. Она как речной поток вырвется наружу.
Ермил Гирин
Некрасов показывает, что среди народа появляются лидеры, вожаки, которым доверяют. Если они поднимут народ, за ними пойдут. Ермил молод, но мужики доверяют ему. Они доказывают свою безграничную преданность, когда отдают ему последний грош. Поэт одним эпизодом раскрывает всю суть русского человека. Нет у него стремления к достатку любыми способами, он стремится получить все честно, заслуженно. Мужик открыт для общения, он делится своей бедой, не боится быть высмеянным. Сила русского народа – в единении. Как стал умным молодой парень? Автор подсказывает: он служил писарем. Сникал в каждую историю, ценил копейку. Ермил помогал безвозмездно, понимая, что нет лишних денег у нищих и обездоленных крестьян. Судьба дарит мужику власть. Не выдерживает он проверки, совершает грех и раскаивается. Дальше он не может пользоваться подарками судьбы. Гирин берет в аренду мельницу. Но и здесь характер его не меняется. Для мельника все равны: нищий и богатый. Жизнь того времени не дает Ермилу возможности стать счастливым в одиночку, когда все вокруг бедствуют. Он не идет против бунтующих и оказывается на каторге. Так завершается судьба многих народных заступников.
Народный заступник
Творчество великого русского писателя Василия Белова вызывало, вызывает и будет вызывать взаимоисключающие оценки. В их основе лежит разное отношение к крестьянскому и традиционно-русскому миру вообще. Произведения Белова – лучший проявитель космополитического и национального самосознания любого человека. Но прежде всего – журналиста, критика, литературоведа, преподавателя вуза, учителя школы, кинорежиссёра, актёра… Именно творческая интеллигенция во многом определяет отношение общества к любому писателю. А это, как говорил Валентин Распутин, страшновато. И вот почему.
В конце XIX века «люди без Отечества» (как точно определил себя и своих единомышленников-западников Белинский) являли преобладающий тип интеллигента. Это дало повод Чехову называть всю интеллигенцию «слизняками и мокрицами» и характеризовать её соответственно: «вялая, апатичная, лениво философствующая, холодная интеллигенция, которая не патриотична, уныла, бесцветна, которая брюзжит и отрицает всё…». Ситуация не изменилась и в дальнейшем. Вот как увидел её в 1999 году Распутин: «…Иркутск – это такой город, который талантлив на интеллигенцию – космополитическую, разумеется, потому что национальная интеллигенция всегда в меньшинстве».
Василий Белов, несомненно, был причастен к меньшинству. Поэтому все те многочисленные нелепости, дикости, которые говорились и говорятся в его адрес авторами-космополитами, воспринимаются как неизбежная, ожидаемая закономерность.
Так, либеральные журналисты, критики, литературоведы последних десятилетий в разговоре о творчестве и личности Белова делают обязательный упор на то, что писателю якобы не хватало образованности, культуры.
Не менее важно обратить внимание и на то, что отметил Ю. Селезнёв ещё в начале 1980-х годов: «В библиотеке Белова тысячи не просто прочитанных, но проработанных томов классиков отечественной и мировой литературы, современных писателей, русских и зарубежных историков, известных и малоизвестных философов, труды по искусству, устному народному творчеству, языкознанию, филологии, этнографии, сельскому хозяйству, экономике, экологии, архитектуре, жизнеописания, мемуары, словари, старые, новые и новейшие журналы…»
И ещё: о главной проблеме образования, становления ребёнка, юноши, молодого человека сказал сам Белов: «Важнее всего в мире, наверное, нравственная сторона дела. Пусть у меня не было аттестата, пусть не было классического образования, а нравственное воспитание я, думаю, сумел получить. И от земляков своих, и особенно от своей матери Анфисы Ивановны. Это навсегда уже осталось во мне».
По словам Белова, к писательству его подтолкнуло желание быть заступником бесправного крестьянства. Это чувство, думаю, объединяет всех авторов деревенской прозы (к ней я, конечно, не отношу, как многие, А. Солженицына и «позднего» В. Астафьева).
Ф. Абрамов ещё в 1968 году (имея в виду себя и исключённого из Союза писателей Солженицына) сделал дневниковую запись, в которой писательство как служение народу осмысляется с сиюминутно-вечных позиций. По мнению Абрамова, выступить в защиту Солженицына легко, ибо требуется мужество на час (этим и займётся, как точно предположил писатель, интеллигенция). Но чтобы быть защитником народа в литературе, необходимо мужество на всю жизнь. И таким мужеством обладали все авторы деревенской прозы с их народоцентризмом, всегда ненавидимым и дискредитируемым космополитической интеллигенцией.
В. Белов говорил, что ему стыдно за своё писательство. Стыдно потому, что, будучи столяром, плотником и т.д., посвятил себя профессии, в которой «приходится выступать в роли учителя». Отсюда особая требовательность к себе как к человеку греховному, не соответствующему идеалу Учителя.
Слово «стыд» очень часто встречается в самооценках В. Белова, в характеристиках героев его произведений, в разной степени нравственно созвучных автору. «Стыд» в мире писателя – это реакция богоподобной сущности человека на тварно-греховные мысли, эмоции, поступки, это чувственно-поведенческая реализация вести от Бога на уровне автора и его героев.
Если Д. Самойлов считал, что его жизненные слабости, его греховность – единственное условие, позволяющее ему профессионально состояться, то В. Белов стыдился своих грехов и их – через литературные персонажи и авторскую позицию – как норму или достоинство не утверждал.
В беседе с В. Бондаренко Белов, ссылаясь на Ф. Тютчева, называет стыдливость не просто чертой русского человека, но и говорит о её божественной природе. Себя же Василий Иванович характеризует так: «А я – русский человек и на самом деле многого стыжусь».
Стыд и стеснительность у Белова – часто сообщающиеся сосуды, чувства, которые отделить друг от друга непросто или невозможно. Так, невстречу с Шергиным Василий Иванович объяснил своей стеснительностью. Обращаясь к В. Бондаренко, Белов говорит, думаю, не только о себе, но и о довольно распространённом типе русского человека допостсоветского времени: «Я всё время собирался сходить к нему (Шергину. – Ю.П.
). А стеснялся. Представь себе стеснялся. Всю жизнь стеснительный был. Меня кто хвалит, а я стесняюсь. Вот иду на выставку Ильи Глазунова, а он издали увидел меня и кричит, вот идёт такой-то гениальный Белов. А мне хоть сквозь землю провалиться. Хоть с выставки убегай. Вот и Шергину стыдно было мне как-то помешать, позвонить, сходить к нему со своими разговорами».
И закономерно, что своих духовно живых героев Белов – через авторские характеристики, внутренние монологи, речь персонажей – обязательно маркирует такими понятиями, как «стыд», «стеснительность», «совесть». Приведу некоторые примеры из «Привычного дела»: «Иван Африканович спал на поленьях: постеснялся даже подложить под голову старый больничный тулуп»; «Катерина, словно стыдясь своей улыбки, застенчиво сказала…»; «Больно она у нас совестливая»; «Стыдно, конечно, было бродишь, как вор, от людей по кустам прячешься»; «Забыл надеть шапку и с великим стыдом, качая головой, вышел на крыльцо. Ему было до того неловко, совестно, что уши долго ещё горели»; «Записали мои стожонки… Стыд. На всю округу ославили».
При всей своей природной крестьянской стеснительности Белов был дерзким писателем. Сам Василий Иванович это прекрасно осознавал: «Дерзость везде нужна Стесняться можно в быту. А в деле своём, если хочешь сделать что-то настоящее, если замахнулся на громадное, обязательно надо быть дерзким. Вот я и дерзил, как мог».
Творческая дерзость писателя не находила и не находит понимания у космополитической интеллигенции. Л. Ошанин, руководитель семинара, в котором учился Белов в Литературном институте, назвал стихи Василия Ивановича «кулацкими». А. Бочаров, профессор МГУ, уже в 1970-е годы с удивлением сообщает, что «существуют, оказывается, такие люди», как распутинская Анна, беловский Иван Африканович, носовский Савоня. А дальше – больше: «Но как должно быть страшно поверить в их реальность, принять их реальность, примириться с этой реальностью!» Кульминацией научных изысканий профессора является сравнение коровы Рогули с Иваном Африкановичем. По сути, солидаризируются с А. Бочаровым Н. Лейдерман и М. Липовецкий, авторы вузовского учебника XXI века «Современная русская литература: 1950–1990 годы». Они прочитали повесть Белова так: «В сущности, весь сюжет «Привычного дела» представляет собой драматическую историю личности, горько расплачивающейся за «нутряное» существование, за зыбкость своей жизненной позиции…».
Иван Африканович – это вечный тип совестливого амбивалентного русского человека, о котором Вадим Кожинов ещё в 1968 году точно сказал: «Герой Белова нисколько не «лучше» людей, сформированных иными условиями: он только – в силу самого своего образа жизни – обладает единством бытия и сознания – единством практической, мыслительной, нравственной и эстетической жизнедеятельности».
И ещё: «Привычное дело» – это прежде всего повесть о любви, поэтичной, глубокой, настоящей, стыдливой, стеснительной, горячей… Любви между мужчиной и женщиной, любви к детям, дому, природе, животному миру, малой Родине посвящены лучшие страницы произведения. И конечно, Игорь Золотусский прав: «Привычное дело» – «христианская повесть». И в этом, видимо, проявилась самая большая дерзость начинающего писателя.
В «Плотницких рассказах» Василий Белов одним из первых в литературе 60-х годов разрушает советские представления о «бедняках», «кулаках», «коллективизации». Именно из «Плотницких рассказов» выросла грандиозная эпопея Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый».
Трилогия Белова – это гениальное художественное полотно, в котором предельно объективно изображается трагедия, судьба русского крестьянства в XX веке. Более того, это лучшее произведение о коллективизации в отечественной литературе минувшего столетия.
В романе-эпопее Белов мастерски показал, что Сталин, Бухарин, Калинин, Яковлев, Меерсон и другие разноуровневые представители власти (за редким исключением) ненавидят крестьянство. И коллективизацию – политически реализованную ненависть – Белов изображает, в отличие от предшественников и современников, как величайшее преступление XX века, как величайшую трагедию народа. Это видение реализуется и через судьбы десятков героев, и через авторские характеристики. Уже в своей публицистике Белов сравнит коллективизацию с геноцидом.
В то время, когда разные диссиденты – от Андрея Сахарова до Андрея Синявского – ратовали за «социализм с человеческим лицом», конвергенцию, свободу слова, права человека, права национальных и сексуальных меньшинств и тому подобное, Василий Белов видел корни проблем в другом. В «Канунах» (устами Прозорова – одного из наиболее созвучных автору героев) Белов транслирует мысль о примитивности, абсурдности главных постулатов марксизма-ленинизма и называет факторы (национальный, религиозный, семейный), играющие большую роль, чем классовые противоречия.
В. Распутин ещё в 2002 году ёмко и точно выразил главную особенность личности и творчества одного из лучших писателей второй половины ХХ века: «Писательство для Василия Белова – это заступничество за народ перед сильными мира сего и против подлых этого мира. Всё, что написано Василием Ивановичем от «Привычного дела» до «Канунов» и от детских рассказов до публицистики последнего десятилетия, от первой книжки стихов и воспоминаний о Шукшине и Гаврилине, с которыми он был очень дружен, – всё в воспитание, остережение и защиту своего народа».
Старик Савелий
Наделила русская земля мужиков силой. Живут они долго, но непросто. Скупа земля на счастливые моменты. Крепостное право тяжело и жестоко. Савелий вышел из мест, где было меньше крепостного права, в самой глубине русской земли. Он живет среди природы, которая воспитывает его свободным и сильным. Савелий крепкий как медведь или сохатый. Знания и здоровье он берет от природы. Лес наделяет его духом и особыми качествами, за это мужик любит лес по-настоящему, так, как могут не многие. Мужик не смог рассмотреть хитрость немца управляющего, но не стал терпеть его измывательства. Бунт Савелия резкий, как взмах меча богатыря. Плечом он сталкивает немца в колодец, живого закапывают его крестьяне. Итог бунта – каторга и поселения. Савелий обретает мудрость и становится человеком, который ожжет объяснить сложные понятия. Его речь – образец русского слова. «Клейменный, да не раб!» — основа характера народного заступника. Савелия не сломали, он вернулся домой, но родня ценила в жизни только деньги. Судьба крестьянина – пример того как сложно заступникам среди людей, сдавшихся и потерявших (или не обретших) настоящих целей в жизни. Савелий – символизирует скрытую до поры мощь народа, его ум и мудрость.
Характеристика образа Гриши Добросклонова
Григорий не похож на остальных крестьян – его ум и восприятие мира выходят далеко за пределы крестьянского быта, забот и повседневной жизни. Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее. Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив. Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести крестьянского труда и быта, славящие свою Родину. Образ матери и родины для Гриши стал единым. Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”.
Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.
Григорий Добросклонов
В поэме Некрасова образ Гриши особенный. Ему доверяет автор будущее страны. Он должен стать настоящим заступником народа. Герой вырос в семье дьяка. В этом можно увидеть крепкое православие страны. В становлении характера большая роль принадлежит матери. В этом — женское начало русской души, доброта и отзывчивость. Гриша понял, к чему нужно стремиться, уже в юности. Дальше он только двигается к своей цели. Молодой заступник готов отдать жизнь за народное счастье. Поэт так показывает его, что становится понятно, Григорий добьется поставленной цели. Интересно, что мысли о патриотизме и борьбе юноша передает через песни. Он поднимает дух народа, объясняет проблемы и ведет к их решению. Кто-то не слышит пения Григория. Другие не вдумываются в слова. Поэт надеется, есть те, кто поддержат Григория и пойдут с ним.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако «хождение в народ» не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников. Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся ситуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Добросклонова автор тоже включается в этот спор. Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе в народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов. Он — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных». Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».
Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.
Сила в ней скажется
Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.
Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.
Судьбу народа поэт связывает с успешным соединением крестьянства и интеллигенции, предлагая свое решение вопроса о том, как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пиру на весь мир».
«Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин. Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом создания этого произведения выразил отнохпение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер.
Тема народного заступничества широко представлена в поэме. Заступник — одно из ее ключевых слов. Народный заступник — тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Образ такого человека — не единственный в поэме. Его черты преломились в Ермиле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом.
Так, Гирин выступил реальным защитником мирских интересов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Он искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым.
Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей округи? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра. Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требовал награды:
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дать так не возьмет!
Только один раз произошел случай, когда герой, что называется, «покривил душой»: «повыгородил» из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку. Осознание того, что поступил он нечестно, несправедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук совести. Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог.
Нельзя не отметить еще одного народного героя — Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет: когда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму.
Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Некрасова не представить этот образ, ставший обобщенным образ русского крестьянина:
Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во время пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом своеобразном народном «коллекционере», Некрасов также приоткрывает страницу жизни крестьянина, в которой не только работа и «питье» могли быть главными.
Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, богатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой. Но Некрасов показывает, что не только на этом основано богатырство корежского крестьянина — Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой — бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступничество» выразилось не только в том, что он избавил Корежи- ну от немца, замучившего крестьян поборами. Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиозность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия — о народе:
За все страдное, русское
Крестьянство я молюсь!
Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным заступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и любовью ко всей «вахлачине». Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что «заступничество» будет действенным, он действительно сможет изменить жизнь народа. Перед Гришей открыта дорога, по которой идут Лишь души сильные,
Этот герой о. По Некрасову, способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.
Таким образом, народный заступник в поэме представлен как человек исключительной судьбы. Это подвижник, то есть, по-моему, несущий действенное добро, и праведник. Он обязательно выходец из народа, ему до мелочей знакома жизнь крестьян. Человек, которого выбрали «заступником», умен, совестлив, в нем постоянно происходит душевная внутренняя работа. А самое главное, он способен понять всю сложность, противоречивость души крестьянина и прожить жизнь чистую, простую вместе со своим народом.
Тема «народного заступника» проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос «Что делать?». Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что … он и посоветует И справку наведет; Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. «Седенький попик» так характеризует Ермилу: Имел он все, что надобно Для счастья и спокойствия, И деньги, и почет, Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою. Умом и добротой. Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других. Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» — говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — «наддай» — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений. Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего. В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником «.
Значение образа Гриши Добросклонова в произведении
Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”. Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей с лучшему, доброму, мудрому. Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).
Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.