Что означает нишевые ароматы
17 фактов о нишевой парфюмерии, которых вы не знаете
Курс на индивидуальность
Чем нишевая парфюмерия отличается от люксовой?
Начнем с того, что сам термин «нишевая» придуман для описания редких видов парфюма. Нишевые духи источают интересный, неповторимый аромат «не для всех». Да, они стоят дороже люксовых брендов, ориентированных на массовое производство, но высокая цена оправдана затратами на создание ароматов и их эксклюзивностью. За минувшие годы интерес к нишевой парфюмерии существенно возрос, что привело к рождению новых имен. Черпающие вдохновение в событиях и переживаниях, нишевые парфюмеры со свойственной им смелостью и дерзостью испытывали новые сочетания ароматов.
Тяга к экспериментам, максимальное использование натуральных ингредиентов — вот, пожалуй, принципиальное отличие «ниши» от остального парфюма
Люкс vs Ниша
В непрекращающемся диалоге между люксовой и нишевой парфюмерией каждая из сторон приводит веские доводы в свою пользу. Что же выбрать? Ответ зависит от личных предпочтений, финансовых возможностей и личных стандартов.
Доступность
Достаточно зайти в любую торговую сеть, где есть парфюмерный отдел и перед вами предстанет необъятный мир дизайнерских ароматов. Как правило, люди, пользующиеся нишевой парфюмерией начинали когда-то как раз именно с массовой парфюмерии. Это хороший первый шаг, чтобы войти в мир ароматов. Впрочем, благодаря открытию новых бутиков нишевой парфюмерии и появлению корнеров селективных брендов в крупных торговых сетях, нишевая парфюмерия стала ближе к покупателю.
Цена
Привлекательная стоимость массовой парфюмерии определяет продажи. Однако, в последнее время все больше домов нишевой парфюмерии добавляют в свои коллекции более доступные ароматы. При ближайшем знакомстве выясняется, что нишевая парфюмерия оказывается не так уж сильно дороже, особенно если принимать во внимание присущие ей качество и стойкость аромата.
Аромат
Этот пункт является определяющим в выборе. Все зависит от того, что вы хотите получить. Желаете ли просто хорошо пахнуть? Или стремитесь к тому, чтобы вас запомнили. На рынке представлен огромный выбор люксовых брендов, каждый из которых представлен широким диапазоном ароматов. Проблема в том, что их уже использует слишком много людей. Если вас это не смущает – не тратьтесь на нишу. Если же хотите создать неповторимый, индивидуальный образ, массовый парфюм не для вас.
Три факта о нишевой парфюмерии
1. ТиражВ отличие от модных хитов массового производства, нишевые ароматы выпускаются крайне ограниченным тиражом. 2. СелективностьВы не слышали о нише? Ничего удивительного. Нишевые парфюмерные дома практически не рекламируются. Создатели ароматов не хотят выходить на массовый рынок, ориентируясь на ограниченный круг ценителей. Ценители, в свою очередь, не спешат рассказывать окружающим, каким парфюмом они пользуются. 3. КачествоНишевая парфюмерия – это всегда максимальная концентрация натуральных ингредиентов.
Три факта о люксовой парфюмерии
1. МассовостьАроматы от раскрученных брендов с большими бюджетами – все то, что вы найдете на полках больших магазинов – это всегда массовое производство. А значит и о создании уникального образа можно забыть. 2. ЦенаНесмотря на вышесказанное, продукция больших домов пользуется (и будет пользоваться) устойчивой популярностью. Главная причина – доступность. Нишевая парфюмерия стоит действительно дороже. 3. УзнаваемостьРеклама – двигатель торговли. Массовая (в том числе и люксовая) парфюмерия – не исключение. Компании вкладывают огромные бюджеты в продвижение своих ароматов. К рекламным компаниям привлекаются голливудские звезды, что сразу же повышает узнаваемость бренда.
Рынок нишевой парфюмерии вырос на 60% с 2005 года, в то время как в сегменте люксовых духов наблюдается спад
17 фактов о нишевой парфюмерии, которых не знаете
Факт №1
Нишевая парфюмерия существовала задолго до появления коммерческих ароматов от модных дизайнеров
Ее потребителями были члены королевских домов и придворные, примерами служат королева Виктория и королева Елизавета I. Яркий пример — британская марка Floris, отметившая в минувшем году 285 лет с момента основания.
Факт №2
Парфюмерный дом Il Profumo предложил своим клиентам смешивать ароматы
Идея проста – самому создать удивительный неповторимый аромат, которого нет больше ни у кого и не тратить при этом огромные деньги. Основательница марки Сильвана Казоли создала свои ароматы таким образом, что все они отлично сочетаются между собой. Причем, духи будут звучать по-разному в зависимости не только от того, как их смешать, но и как их нанести. Можно сделать несложно композицию – смешать два парфюма (звучать аромат будет по-разному, в зависимости от того, какой аромат нанести на кожу, а какой – потом). Можно усложнить и сделать «сэндвич» – нанести на кожу первый аромат, затем второй, а потом опять первый. Вариантов для творчества – практически неограниченное количество.
Факт №3
Чтобы сохранить индивидуальность, нишевая парфюмерия остается верной трем базовым принципам
Во-первых, нишевые бренды, как и раньше, работают только со своим собственным парфюмером, отвечающим за создание ароматов. Часто «носами» выступают сами основатели нишевых брендов. Второй принцип заключается в избирательном подходе к распространению продукции. Продукцию нишевых брендов практически невозможно встретить в магазинах, продающих парфюм «для всех», или в больших торговых сетях. Им выделены отдельные торговые площади в дорогих универмагах, включая Bergdorf Goodman в Нью-Йорке, Printemps в Париже, Harrods в Лондоне, ЦУМ – в Москве, ДЛТ – в Санкт-Петербурге. Кроме того, искать нишевую парфюмерию стоит в именных бутиках, камерных парфюмерных магазинчиках с небольшим ассортиментом марок или в корнерах крупных парфюмерных сетей. Считается, что количество точек продаж нишевого бренда не должно превышать 250 мест во всем мире. Наконец, третий принцип нишевых брендов призывает к отказу от рекламы. Для небольших семейных парфюмерных домов безупречная репутация – и есть залог продаж.
Факт №4
В сфере нишевой парфюмерии наибольшей популярностью пользуются ароматы с единственной основной нотой
Нынешний тренд — ароматы с преобладанием розы и ванили. Впрочем, понятие “тренды” не очень применимо к нишевой парфюмерии. Здесь не существует моды и тенденций — все делается с учетом личных предпочтений парфюмера. Почему ценятся “моно-ароматы”? Все очень просто: чем меньше составляющих, тем тоньше звучит букет, если он правильно составлен. Точно также, как шеф-повара гастрономических ресторанов говорят, что в идеальном рецепте не должно быть больше трех-четырех разных продуктов, парфюмеры тоже стремятся к обманчивой простоте.
Факт №5
Нишевая парфюмерия не продается большими тиражами
В основу принципов деятельности производителей нишевой парфюмерии положено изначальное определение слова «нишевый», подразумевающее ограниченное распространение и ограниченный тираж продукции.
Факт №6
Каждый аромат уникален
Качество исполнения, избирательность и уникальное звучание – вот те признаки, по которым классифицируется нишевый парфюм.
Факт №7
Массовые бренды уходят в нишу
Независимый арт-директор Shiseido, фотограф и бывший директор по разработке линии декоративной косметики Dior Серж Лютен (Serge Lutens) сыграл важную роль в развитии нишевой парфюмерии, когда в начале 1990-х годов объявил о создании персональной линии ароматов и открытии монобрендового парфюмерного бутика в Le Palais Royal в Париже.
Факт №8
Большие игроки — маленькие бренды
Еще одним знаковым годом для нишевой парфюмерии стал 2000 год, когда Фредерик Маль (Frederic Malle), внук основателя Dior, признал значимость нишевой парфюмерии и запустил одноименную линию нишевого парфюма.
Факт №9
Ниша захватывает мир
Развитие интернета и открытие специализированных бутиков за пределами Франции и Италии позволило ценителям со всего мира более тесно познакомиться с нишевыми ароматами
Факт №10
Про нишу пишут в литературе
Floris №89 – любимый аромат Яна Флеминга, по воле которого и Джеймс Бонд не обошел стороной эту парфюмерную марку. Floris фигурирует в романах о секретном агенте 007. Вот только три примера (приводим оригинал): «Бриллианты вечны»: “He would have to send a cable to May to get things fixed. Let’s see – flowers, bath essence from Floris, air the sheets…” «Лунный гонщик»: “Floris provides the soaps and lotions in the lavatories and bedrooms”. «Доктор Ноу»: “There was everything in the bathroom – Floris Lime bath essence for men and Guerlain bathcubes for women.”
Факт №11
Рост продаж
Рынок нишевой парфюмерии вырос на 60% с 2005 года, в то время как в сегменте люксовых духов наблюдается спад.
Факт №12
Ниша — это иногда и провокация
Слышали ли Вы когда-нибудь о Secretion Magnifiques («Великолепные выделения»)? Этот аромат появился в 2006 году. «Он унесет вас на вершину сексуального удовольствия» — так описывают аромат создатели и добавляют, что в букете звучат нотки крови, пóта, слюны и даже мужской семенной жидкости.
Факт №13
В угоду книголюбам
Еще одной интересной новинкой стал Paper Passion – типичный выбор «книжных червей», чей аромат ассоциируется с бумагой, книгами или библиотекой.
Факт №14
Дерево жизни
Агаровое дерево (или просто – дерево уд) – один из самых дорогих ингредиентов в мире. Издавна использовалось в производстве нишевых духов. Пройдя процесс дистилляции, оно придает букету удивительный, не похожий ни на какой другой аромат.
Факт №15
Цена не имеет значения
Факт №16
Запах женщины
Один из самых противоречивых ароматов (наряду с вышеупомянутым Secretion Magnifique) — Boudoir от Vivienne Westwood, в своей композиции имеет нотки, напоминающие интимный запах женщины.
Факт №17
Ограниченная серия
В честь юбилея королевы Елизаветы II появилась вода Royal Arms Diamond Edition с цветочным букетом из розы, жасмина и фиалки душистой. Это обновленная версия аромата 1926 года, созданного в честь ее рождения. Шесть винтажных флаконов из хрусталя, украшенных алмазами, обошлись королевской семье в 15 000 фунтов стерлингов.
Селективная парфюмерия: отличия от массовой, популярные бренды
Даже те, кто не разбирается в современной парфюмерии, все чаще слышат о селективных или нишевых духах. Если раньше это понятие было для многих в новинку, то теперь селективные ароматы постепенно завоевывают мировой рынок. Сегодня это уже отдельное движение в парфюмерной сфере.
Нишевая и селективная парфюмерия – что это такое?
Первый зарегистрированный бренд, который работал в этом направлении, был основан в 1976 году. Тогда еще не такой известный парфюмер Жан-Франсуа Лапорт создал уникальный аромат Mure et Musc. Именно с этого момента многие производители парфюмерии стали добавлять в свою продукцию «нишевые» нотки. Конкуренция на рынке зашкаливала, и селективные ароматы помогли брендам привлечь новую аудиторию.
С распространением нишевой парфюмерии сформировались основные ее признаки:
Нишевая парфюмерия достигла своего пика в 80-е, с распространением эпатажного стиля в одежде, музыке. Селективные духи как нельзя лучше вписывались в концепцию нонконформизма, стали появляться в модных изданиях. Авторские ароматы быстро стали известны как атрибут элитного образа жизни.
Эта тенденция актуальна и по сей день: нишевые парфюмы не менее популярны, чем бренды масс-маркета. В честь выхода новых ароматов устраивают целые маркетинговые кампании, привлекая именитых дизайнеров, звезд и других медийных лиц. Некоторые производители сопровождают авторскую парфюмерию другой косметической продукцией: свечами, дезодорантами и так далее.
Отличия селективных ароматов от массовых
ТОП нишевых брендов
Раньше о брендах селективной парфюмерии мало кто знал, так как они держали марку эксклюзивности. Сейчас на рынке доминируют в основном именитые производители:
Tom Ford
Jo Malone
Amouage
Montale
Escentric Molecules
Сделаем выводы
В завершение отметим некоторые особенности селективных духов:
Что такое нишевая парфюмерия? (люксовая и масмаркет)
Слово “люкс” для обозначения этой категории используется в славянской группе языков. В английском языке эти ароматы называются selective, но в русский это слово перекочевало для обозначения нишевой парфюмерии, и наравне со словом “элитный” снискала неприязнь среди критиков и серьезных поклонников.
Именно поэтому, во избежание путаницы, предлагаем использовать устоявшиеся выражения: масс-маркет, люкс, ниша.
Масс-маркет
Основные отличительные признаки:
1. Огромные тиражи выпуска. Такие ароматы и бренды, особенно те, что уже вышли на мировой уровень продаж, выпускаются просто огромными партиями.
2. Доступность. Такие ароматы продаются не только и не столько в крупных парфюмерно-косметических сетях и интернет-магазинах, но также на рынках, в хозяйственных магазинах, небольших киосках (например, в переходах метро), крупных гипермаркетах (вроде Ашана) и магазинах с фиксированными ценами. В мировой практике также присутствует продажа парфюмерии, чаще бюджетной или натуральной, в аптеках. Каталожная парфюмерия, вроде Oriflame или Avon тоже относится к категории масс-маркет.
5. Копии, аналоги, повторы. Речь не о подделках, где во флакон с надписью Chanel 5 залита какая-то отдаленно похожая жидкость, а именно о подражании. Например, Новая заря активно повторяет известные ароматы Chanel, Lancome или Paco Rabanne.
6. Отстает от тренда. Согласитесь, будет странно, если бренд одежды с рынка выпустит что-то модное, раньше, чем дом высокой моды. С парфюмерией происходит то же самое. Тренды как бы спускаются с “парфюмерного подиума” в народ. Рассмотрим на примере ароматов с нотой удового дерева. С 2007 уды активно завоевывали рынок. Сначала их стал делать Пьер Монталь, а за ним и другие нишевые бренды. Потом эстафетную палочку перехватил люкс. А когда ароматы с удом выпустили Yves Rosher и Avon можно было смело утверждать, что высокая мода на уды закончилась.
Иными словами, парфюмерия “дизайнерских домов”.
Какие же его отличительные особенности:
3. Оригинальный флакон. Под каждый аромат в люксе дизайнер специально разрабатывает специальные цвет и форму флакона, которые призваны отразить его содержимое. Дублируется только во фланкерах, иное крайне редко.
4. Наличие четко-сформированного брифа для парфюмера на основе запросов и пожеланий, иногда (но не всегда) основанный на запросах потребителей. И фокус группы, которая анализирует то, насколько парфюмер с работой справился.
С начала XXI века люксовая парфюмерия переживает серьезный кризис оригинальности. Именно поэтому как раз в наши дни пышным цветом расцвели нишевые, а также всевозможные инди бренды.
Точкой отсчета в истории нишевой парфюмерии считается 1978 год, когда Жан-Франсуа Лапорт создал аромат Mûre et Musc для бренда, который позже получил название L’Artisan Parfumeur. До этого еще существовали еще несколько ароматов Diptyque, самый первый из которых L’Eau (1968 год), но назвал себя артизанальным или нишевым уже после L’Artisan. А заложил основы нишевой парфюмерии всем известный и уважаемый Serge Lutens, которого из-за этого по ошибке считают основоположником жанра.
Так же к нишевой сейчас относится так называемая парфюмерия высоких домов, которая существовала еще до разделения категорий. Это такие бренды как, к примеру, Caron, Penhaligon’s или Houbigant. Важно, чтобы при этом бренд не поддался люксовым трендам, как, к примеру, Guerlain.
Что же характеризует нишу:
1. Торжество содержимого над формой. Если в люксе под каждый аромат специально разрабатывается особенный флакон, то многие нишевые марки, не заморачиваясь, пользуются стандартной тарой с китайских заводов или выбирают одну единственную форму/флакона для всех ароматов бренда. Кое-кто украшает пузырек экзотичной и каждый раз разной крышкой, но это скорее исключение из правил.
3. Ниша свободна от трендов и при этом их задает. С одной стороны, именно по итогам итальянских выставок можно составить впечатление о том, что будет в парфюмерной моде в ближайшие год-другой, а с другой, никто кроме ниши не может позволить себе царить над трендами. Comme des Garsons много лет выпускают разные вариации на тему ладана и специй, Nicolai в 2018 году представили подряд два аромата, посвященные нероли (недопустимый ход с точки зрения коммерции), а Jo Malone уже без малого два десятилетия, наплевав на моду выпускают легкие фруктово-цветочные одеколоны, и не важно, что все модники носят уд или пачули.
4. Сам нишевый жанр пережил довольно любопытную эволюцию. Сначала в ответ на многосложные ароматы 70х годов в нем создавали простые и понятные композиции, позже ушли в сторону всяческих странностей с запахами горелых тряпок, больницы или чего-то подобного. На сегодняшний день все чаще нишевые марки выпускают красиво-собранные, элегантные ароматы, которые многие эксперты и критики называют “люкс, который мы потеряли”.
5. Маленький тираж и ограниченная продажа. Нишевая парфюмерия всегда продается в меньшем количестве мест, чем люкс и, тем более, чем масс-маркет.
7. Отсутствие рекламы. О нишевых марках могут писать критики, парфюмерные блогеры или наноинфлюенсеры, но на этом все и заканчивается. Никаких громких роликов, никаких звезд, смотрящих на нас с билбордов.
Еще стоит отметить так называемые “приватные” или «эксклюзивные» коллекции люксовых марок. Их появление стало своего рода ответом на то, что самые платежеспособные покупатели, приобретавшие не один флакон в полгода, а три в месяц, массово увлеклись нишей. Иногда их по ошибке называют нишевыми, поскольку их внешний вид (а порой и содержимое”) заигрывают с жанром. Однако, словосочетание Private Collection, Exclusive или что-то в этом духе, будет гораздо уместнее. С натяжкой можно назвать их селективными, то есть «отобранными» из люкса.
Что такое нишевый парфюм и лучшие бренды
Это особая категория элитных духов, которые стоят даже выше парфюмерии класса люкс. Такие композиции манят, притягивают благодаря своей необычности и индивидуальности. Это высшее проявление искусства изготовления ароматов.
Понятие нишевой парфюмерии
Название происходит от слова «ниша» (ограниченное распространение), предназначено для описания редких видов высококачественного парфюма. Такие духи выпускают лимитировано, не для массового потребления, не на заказ. Они рассчитаны на истинных ценителей. Это творение мастера, результат полета фантазии, вдохновения автора.
Производители массовых, широкодоступных духов для продвижения продукции иногда используют слово Selective (отборный, уникальный) на упаковке товара. Такое обозначение в данном случае не говорит о том, что перед покупателем эксклюзивное произведение.
Как создается нишевый парфюм
При производстве элитных композиций создатели опираются на принципы уникальности, преемственности. Каждые новые духи – это оригинальное творение.
Принцип преемственности означает, что духи не подвластны капризам моды. Они существуют вне времени, независимо от эпохи и господствующих вкусов.
Производители соблюдают и принцип традиционности: неизменна технология, по которой они воссоздают парфюм. Некоторые старинные рецепты и формулы были разработаны несколько веков назад. Их до сих пор применяют в лучших парфюмерных домах.
Отличия селективных духов от обычных и дизайнерских
Одно из главных отличий нишевого парфюма – это его ограниченная доступность. Такой товар не получится найти в магазинах, которые торгуют духами массового производства, или в сетевых универмагах. Хотя дизайнерским брендам не хватает уникальности, одно из их преимуществ – широкая доступность.
Разница заключается и в стоимости. Дизайнерские или обычные композиции сравнительно дешевле, чем селективные бренды. Их высокая цена объясняется трудоемкостью создания.
При покупке дизайнерских духов человек понимает, что они неуникальны. В одном магазине продаются десятки либо сотни таких флаконов. Селективный парфюм – это штучный товар, который способен подчеркнуть индивидуальность, неповторимость личности.
Эксклюзивность и оригинальность аромата
Дизайнерские духи – товар массового потребления, который производят серийно, большими партиями. Селективные композиции – продукт, который выпускают ограниченным тиражом. Объясняется это тем, что ниша ориентируется на определенную клиентуру (иногда всего несколько человек).
Отсутствие брендовой упаковки и рекламных компаний
Сохранение оригинальных ароматов – это главная задача нишевых домов. Для привлечения внимания они не используют брендовую упаковку или рекламу. Духи часто запечатывают в одинаковые флаконы.
Натуральные ингредиенты и концентрация экстрактов
Сырье должно быть качественным и желательно натуральным: цветы, травы, эфирные масла, природные отжимы, эссенции.
Часто нишевые композиции содержат высокие концентрации парфюмерных экстрактов и масел, что создает густой и стойкий аромат, который долго держится после нанесения на кожу.
Бренд имеет штатного парфюмера
У каждого производителя есть своя история и легенда, а также штатный парфюмер. Как и много лет назад он отвечает за ароматы, технологию, рецепты производства и компоненты, которые входят в состав композиции. Его имя, как правило, указывают на флаконах с духами.
Избирательный подход к продажам
Селективные духи продают в бутиках и салонах, где представлена только люксовая парфюмерия. Такие заведения часто без вывесок, известны в узких кругах ценителей. Элитные духи стали более доступными благодаря появлению нишевых магазинов в интернете. Селективные бренды можно увидеть и на полках престижных универмагов в Нью-Йорке, Париже, Лондоне.
Лучшие нишевые ароматы
Производители элитных духов, которые создают ароматы определенной категории:
Juliette Has A Gun
Byredo
Шведский парфюмерный дом, основатель которого Бен Горхам, наполовину канадец и наполовину индиец. Выпускаемые под брендом композиции объединяют Восток и Запад. Самые известные ароматы – древесный Gypsy Water и передающий дух 60-х годов Velvet Haze.
Le Labo
Это небольшая компания, которая создает свои композиции вручную в нью-йоркской лаборатории, открытой для публики. Каждый может наблюдать за процессом рождения аромата. Миссия компании – сделать революцию в отрасли, чрезмерно насыщенной парфюмерией массового производства. Один из самых знаковых ароматов – Santal 33.
Amouage
Нишевый дом основан султаном Омана и возрождает восточные парфюмерные традиции. Бренд выпускает самые дорогие духи в мире. Он ориентирован на состоятельных покупателей с высоким статусом. В основу селективной парфюмерии Amouage включен ценнейший компонент – ладан с гор Дофара. Самая известная композиция – Crystal Gold.
Annick Goutal
Представитель французской парфюмерии – один из ведущих брендов, чья продукция полностью создается во Франции: от ароматов до упаковки. Анник Гуталь, основательница марки, стала одной из первых женщин, которые окончили парфюмерную школу в Грассе. Известные ароматы, созданные ею, – Folavril, Passion, Eau d’Hadrien.
Diptyque Paris
История этого французского бренда началась с возрождения антикварного рецепта духов XVI века. Сейчас все композиции Diptyque делятся на три группы: женский парфюм, мужской, унисекс. Самые популярные нишевые композиции – древесный, цветочно-пряный Do Son Eau de Parfums.
Arquiste
Эта американская марка была основана мексиканским архитектором Карлосом Хубером, который раньше был дизайнером интерьеров. Название компании составлено из трех слов: architecture, history, art (архитектура, история, культура). Arquiste каждый аромат связывает с историческим событием. Например, духи Aleksandr передают атмосферу дуэли Пушкина и Дантеса.
Cire Trudon
История старейшей французской компании начинается в XVII веке. Тогда купец Клод Трудон открыл частный магазин, где продавали восковые свечи. Среди именитых заказчиков были даже королевские дворы Европы. Сегодня под брендом выпускают парфюмированные свечи класса люкс и косметика. В 2017 году была представлена линия элитных духов Maison Trudon.
Jo Malone
Лондонский нишевый дом, который назван в честь своей основательницы. Каждый из ароматов марки можно смешать с любым парфюмом этого же бренда. Гармония не нарушится, а человек станет обладателем оригинальной композиции, которая подчеркнет его индивидуальность.
Maison Francis Kurkdjian
Основатель этого бренда, парфюмер Фрэнсис Куркджиян, в 26 лет создал первый аромат Le Male специально для кутюрье Жана-Поля Готье. Это до сих пор одна из самых продаваемых композиций в мире. Создав более 40 видов духов для других домов моды, Куркджиян стал владельцем собственного бренда.