Что означает обеспечение целостности неделимости и неприкосновенности территории россии
Статья 4 Конституции России
Текст Ст. 4 Конституции РФ в действующей редакции на 2021 год:
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Комментарий к Ст. 4 Конституции Российской Федерации
Государственный суверенитет — явление, производное от суверенитета народа (нации) и представляет собой атрибутивное свойство государственной власти. Суть его заключается в том, что народ, осознавая себя как единое целое, проживающее на определенной территории, создает механизм государства и передает ему часть принадлежащей народу суверенной власти для защиты его извне и изнутри. Учение о суверенитете разработано французским мыслителем Жаном Боденом (1530-1596) для обоснования существования монархической власти во времена династии Бурбонов в преддверии революционных преобразований этой страны, сводится к трем свойствам этой власти: верховенству, единству и неделимости. Как известно, это не спасло следующего французского монарха от гильотины, но распространило перечисленные свойства суверенитета на республиканские формы правления. Суверенитет современного государства существенно изменился и, с развитием международных отношений, в том числе экономических, созданием глобальных и региональных торговых, политических и иных систем, утратил свои абсолютные свойства. Однако в теории российского конституционного права он по-прежнему понимается как абсолютное свойство государственной власти.
Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 1), Конституцией Россия прямо не объявляется суверенным государством, однако комментируемая статья закрепляет основные свойства суверенной власти: верховенство, единство и неделимость.
1. Так, в ч. 1 данной статьи получает закрепление единство государственной власти, ее распространение на всю территорию страны. Это означает, что никакая часть государства, ни один ее субъект не может быть объявлен независимым, свободным от этой власти, от исполнения ее предписаний, выраженных в установленной законом форме.
В период так называемого парада суверенитетов большинство республик в составе Российской Федерации (за исключением Республики Ингушетия) приняли декларации о своем суверенитете в составе Российской Федерации, который был признан Российской Федерации в форме Федеративного Договора от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти суверенных республик»*(14). Аналогичный статус был закреплен и конституциями ряда республик в составе Российской Федерации. Однако вступление в силу Конституции России 1993 г. изменило юридическую конструкцию федеративных отношений. В связи с этим Конституционным Судом Российской Федерации было принято Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором, в частности, говорится: «Положения Федеративного договора, предусматривающие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации»*(15).
В настоящий момент конституции всех республик в составе Российской Федерации приведены в соответствие с ч. 1 комментируемой статьи Конституции.
2. В следующей части комментируемой статьи получает закрепление такое свойство государственной власти, как верховенство. Следует заметить, что в Российской Федерации, как и в любом другом федеративном государстве, государственная власть разделена на два уровня — федеральный и региональный (см. комментарий к ст. 71-73). Поэтому Конституция России 1993 г. подробно регламентирует статус и полномочия федеральных органов государственной власти и вопросы совместного ведения России и ее субъектов (см. комментарий к ст. 5) и весьма скупо определяет самостоятельную компетенцию субъектов Федерации. Подчеркнем, что в ч. 2 комментируемой статьи речь идет о верховенстве федеральной власти, выраженной в установленной Основным законом форме — Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Это означает, что только эти нормативно-правовые акты и изданные в их развитие подзаконные акты, не противоречащие федеральным Конституции и законам, имеют верховенство на всей территории страны. И это не лишает субъекты Федерации в пределах своей компетенции и вопросов ведения права издавать свои нормативно-правовые акты, которые в рамках указанных полномочий будут иметь верховенство на территории данного субъекта.
3. И, наконец, в последней части комментируемой статьи получает отражение такое свойство государственной власти, как неделимость. Еще раз подчеркнем: речь идет о федеральной государственной власти, осуществляемой Россией по вопросам, отнесенным к ее исключительному ведению ст. 71 настоящей Конституции (см. комментарий). Поэтому Конституция в данной части регламентирует только два важнейших качества суверенного государства — целостность и неприкосновенность.
Целостность означает сохранение территориального единства и недопустимость односторонней сецессии (от лат. secessio) — выхода из состава государства какой-либо его части. Дело в том, что Конституция (Основной закон) Республики Тыва, принятая 21 октября 1993 г., предусматривала право Республики на самоопределение и выход из состава Российской Федерации по результатам всенародного референдума населения республики. Правда, за такое решение должно было проголосовать не менее двух третей граждан Республики, обладающих избирательным правом*(16). Для такого подхода были свои исторические причины. Республика Тыва имеет государственную границу с Монголией (т.е. фактическую возможность для выхода), последней была присоединена к бывшему СССР, причем на основе двустороннего договора. Однако после визита в Республику Президента России Б.Н. Ельцина, Верховный Хурал (парламент) Республики добровольно отменил норму Конституции о праве Республики выйти из состава Российской Федерации.
Хотя Конституция России не предусматривает выхода из ее состава каких-либо территорий, это не означает, что теоретически данный акт не может быть осуществлен на основе международного договора. При этом такой договор подлежит обязательной ратификации парламентом страны и должен максимально учитывать интересы России в целом и проживающего на отделяемой территории населения. Другое дело, что конституционно недопустимым считается создание сепаратистских общественных объединений, призывающих к незаконному нарушению целостности государства (см. комментарий к ст. 13).
Неприкосновенность означает защиту от внешнего вторжения на территорию страны иностранных войск и экономической экспансии. Учитывая протяженность границ Российской Федерации и то обстоятельство, что до недавнего времени это были административные, а не государственные границы (с отсутствием таможенной службы и пограничной стражи), это серьезная проблема для нашей страны. Однако процесс демаркации и делимитации границ идет полным ходом и близок к завершению. Разумеется, это не означает, что наша страна намерена отгородиться от всего мира железным занавесом. Контакты с сопредельными государствами и народами могут и должны быть, но они должны осуществляться в законной форме, не угрожающей государственному суверенитету России. При этом само учение о суверенитете нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.
Территория Российской Федерации: обеспечение целостности и неприкосновенности
Конституция Российской Федерации 1993 г. неоднократно упоминает термины «территория» (ч.1-3 ст. 4, ч. 1 ст. 68, п. «б» ст.71), «территория Российской Федерации» (ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 7 4), «территории субъектов Российской Федерации» (ч. 1 ст. 67), «целостность и неприкосновенность территории» (ч. 3 ст. 4), «территориальные органы» (ч. 1, 4 ст. 7 8), «границы территорий» (ч. 2 ст. 131) и т.д.
Единая государственность в вопросах территории определяется понятиями суверенитета и юрисдикции. Так, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.) было заявлено: «Первый Съезд народных депутатов. торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории. », «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума». Суверенитет является не только исторической категорией, но и характеризует юридическую природу осуществляющегося государственного властвования, является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов, ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.
Положение преамбулы Конституции России 1993 г., «сохраняя исторически сложившееся государственное единство», утверждает «факт единства России как государства и стремление не допустить ослабления э того единства, а тем более разрушения и распада государства».
Наиболее полное представление относительно понятия «территория Российской Федерации» можно составить, рассмотрев ч. 1 ст. 67 Конституции России, которая гласит: «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». При справедливости мнения о том, что «в конституционном праве России есть понятия «территория Российской Федерации» и «территория субъекта Федерации» (отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов»), следует отметить, что территория Российской Федерации не есть простое сложение территорий ее субъектов.
Конституционное право России употребляет понятие «территория» применительно к своему внутреннему устройству. В части 1 статьи 4 Конституции Российской Федерации идет речь о территории Российской Федерации как целостного государства, обладающего единым экономическим, политическим и правовым пространством. В рассматриваемой части определяется состав государственной территории Российской Федерации, т.е. перечисляются принадлежащие Российской Федерации пространства, в пределах которых оно осуществляет свой суверенитет.
Суверенитет является не только исторической категорией, но и характеризует юридическую природу осуществляющегося государственного властвования, является тем необходимым критерием, который дает возможность отличить государство от других публично-правовых союзов, ограничить сферу властвования каждого государства как субъекта суверенной власти в пределах своей территории от сферы власти других государств.
Статья 71 (п. «б») Конституции Российской Федерации относит к исключительному ведению Российской Федерации территорию Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4 Конституции). Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. Принцип государственной целостности не может быть поставлен под сомнение в связи с федеральным характером Российского государства. Территориальная целостность является приоритетной по отношению к федеративному устройству Российской Федерации. Это подчеркивается в ч. 3 статьи 5 Конституции: «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти».
Г.М. Даниленко полагает, что ч. 1 ст. 5 конкретизирует ст. 4 Конституции Российской Федерации и определяет состав государственной территории Российской Федерации, находящийся под ее полным и исключительным суверенитетом». Следует отметить, что при этом не рассматривается правовой аспект включения в состав федеративной государственной территории территорий субъектов Федерации.
Суверенитет Российской Федерации юридически выражается в верховенстве на ее территории Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Данное понятие раскрывается в статье 15 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
С учетом указанных выше и других положений Конституции можно сделать вывод, что суверенитет Российской Федерации (верховенство Российской Федерации) во внутренних делах конституционно ограничен. В.И. Андрианов обращает внимание на пределы ведения Федерации: «Ведь именно Конституция и основанные на ней федеральные конституционные законы и иные федеральные законы закрепляют пределы ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 5, 11, 71 72), определяют правомочия федеральных органов государственной власти (ст. 11, 80-129, 134-137).
Во-первых, признанием Россией «высшей силы некоторых принципов и норм международного права (ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 62 и 63), включая решения некоторых международных органов (ч. 3 ст. 46).
Во-вторых, тем, что, Конституция подтверждает и закрепляет независимые от органов государства права и свободы граждан России (ч. 2 ст. 17), а также независимые от федеральных властей правомочия субъектов Российской Федерации (ст. 73) и местного самоуправления (ст. 12,130-133).
Это базисное определение территории используется в нормативных правовых актах Российской Федерации применительно к предметам регулирования, по которым они были приняты. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации определяет, что таможенную территорию составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ч.1 ст. 3 Таможенного кодекса). Она также включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерации обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела (ч. 2 ст. 3 Таможенного кодекса). Вместе с тем важно учитывать несовпадение государственных и таможенных границ, обусловленное действительными различиями государственной территории Российской Федерации и таможенной территории Российской Федерации.
На территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу.
Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации.
Статья 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривает, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.
Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Рассмотрев правовое закрепление категории «территория Российской Федерации» как понятия и как фактического явления, прейдем к характеристике политико-юридического состояния территориальной государственной организации нынешней России. Качественными элементами такого состояния являются:
1. Суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией. Согласно ст. 71 Конституции, федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а ч. 1 ст. 4 жестко фиксирует: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию».
Это означает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти и никакая другая власть на ее территории не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти или, тем более, поставить себя над нею. При этом государственная власть России распространяется на всю без исключения территорию Федерации: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой Российской Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т.д.).
Среди функций Российского государства особое значение имеет обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
Принцип верховенства и единства государственной власти Российской Федерации предполагает обязательность актов федеральных органов власти и управления для всех граждан и иных физических лиц, находящихся на ее территории. Решения федеральных органов власти адресованы каждому гражданину страны, на территории какого бы из субъектов Федерации он ни находился. В этом кардинальное отличие от конфедеративной модели, при которой акты совместных органов конфедерации (если они созданы) адресуются не гражданину субъекта конфедерации, а органам власти и управления субъектов конфедерации, которые вправе распространить действие этих актов на свою территорию или нет.
Конституция России закрепила достаточно строгую концепцию единого суверенитета Российской Федерации, который распространяется на всю территорию страны. Однако противоречие при сочетании суверенитета РФ с декларируемым суверенитетом входящей в состав России республики не нашло своего конституционного разрешения. В Аналитическом обзоре «О соответствии конституций республик Российской Федерации Конституции Российской Федерации», подготовленном по итогам парламентских слушаний, прошедших в Государственной Думе 24 мая 1994 г., был сделан вывод, что в Конституции России закреплены следующие принципиальные положения:
— о целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
— о равноправии всех субъектов Российской Федерации;
— о строительстве и развитии Российской Федерации на двух равнозначных принципах: национально-государственном и территориально-государственном;
— о суверенитете Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными.
Отсюда вывод: есть совместное ведение Федерации и республики, но совместной компетенции нет. В рамках совместного ведения различаются отдельно федеративная (союзная) и отдельно республиканская (субъектов Федерации) компетенция. Согласно замечанию В.А. Ржевского, «вся компетенция, безусловно, связана с осуществлением суверенитета государства и является одной из сторон его правового статуса как верховной и полновластной организации на своей территории, независимой на международной арене. Но вместе с тем она имеет свою правовую специфику как относительно самостоятельная, подвижная форма реализации суверенитета, осуществление которой может быть распределено между несколькими субъектами».
Проблема обеспечения суверенитета Российской Федерации, территориальной целостности и единства правового пространства не ограничивается вопросами распределения предметов ведения между субъектами Федерации, урегулирования взаимоотношений федеральных властей и властей субъектов Федерации. Сложное внутреннее положение страны привело к усилению посягательств и извне. Помимо старой проблемы Курильских островов в последнее время появляются свидетельства о претензиях на территории, пограничные с Финляндией, Прибалтийскими республиками, Грузией и др.
2. Целостность государственной территории. Уже преамбула Конституции Российской Федерации подтверждает исторически сложившееся государственное единство, а в ст. 1 говорится о Российской Федерации как о государстве демократическом, федеративном, но не как о федерации (конфедерации) государств. Хотя в ч.1 ст. 3 сказано, что территорию Российской Федерации составляют территории ее субъектов, ст. 3 (а она включена в главу «Основы конституционного строя») твердо провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст. 3), и никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3).
Считаем уместным обратить внимание на следующий момент. Если, например, ч.1 ст. 3 Федерального конституционного закона Австрийской Республики от 10 ноября 1920 г. говорит, что территория этого федеративного государства включает в себя территории земель Федерации, то по ч. 1 ст. 67 Конституции России территория Российской Федерации включает в себя не только территории ее субъектов, но также внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними. Таким образом, в России не только территориальное море, но и внутренние воды, как и воздушное пространство над ними, являются конституционной федеральной территорией. Без сомнения, это крайне важный рычаг в борьбе против национального и регионального сепаратизма.
И в довершение этого механизма ч. 3 ст. 4 Конституции закрепляет именно за Российской Федерацией право и обязанность обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.
3. Верховенство па всей территории Российской Федерации Конституции России и федеральных законов. Из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, которая, в свою очередь, обеспечивает государственную целостность как одну из основ федеративного устройства России, прямо вытекает принцип верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции России и федеральных законов.
4. Прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Федерации. Важное значение для режима территории России имеет норма 4.1 ст. 15 Конституции, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Конституция России не просто является базой федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, но его нормы не могут быть изменены какими-либо законами и действуют на всей территории Российской Федерации непосредственно.
На практике внутренняя и внешняя стабильность взаимосвязаны и обеспечиваются различными правовыми гарантиями и юридическими механизмами.
6. Конституционное закрепление порядка изменения внешних и внутренних границ государства. Регулирование вопросов территории находится непосредственно в ведении Российской Федерации (п. «б» ст. 71), которая только и вправе определять статус и осуществлять защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства (п. «н» ст. 71). Но, если применительно к внутренним границам четко сказано, что границы между субъектами Федерации могут меняться только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67), а при изменении границ территорий местного самоуправления учитывается мнение проживающего на соответствующей территории населения (ч. 2 ст. 131), то применительно к внешним границам России порядок их изменения скрыт за упомянутым в Конституции словом «статус».
В связи с проблемой изменения внешних и внутренних границ государства считаем исключительно важным следующее. Принимая 12 июня 1990 г. Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», I Съезд народных депутатов РСФСР в п.8 жестко закрепил: «Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».
7. Единство правового режима территории Российской Федерации в вопросах экономики (единство экономического пространства).
Это обязательный момент, обеспечивающий единство территории, выступает единство правового регулирования в вопросах экономики. Территориальное единство невозможно без единства правового регулирования в вопросах экономики, без единства экономического пространства страны. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Подобная конституционная формулировка включает в себя следующие основные составляющие:
во-первых, в Российской Федерации установлен режим единого экономического пространства, на всем протяжении которого применяются единые правила хозяйственного оборота и деятельности. На всей территории Российской Федерации обеспечивается единство правового регулирования гражданских отношений, применяются единые стандарты;
во-вторых, Российская Федерация в лице своих органов государственной власти обязуется обеспечивать это единство и не допускать введения на территории своих субъектов каких-либо механизмов, ведущих к нарушению принципа единства правового пространства;
в-третьих, при нарушении принципа единства экономического пространства государственная власть обязуется восстановить это единство и не допустить нарушения принципов экономического оборота на своей территории;
в-четвертых, потерпевший от нарушения принципов единства экономического пространства вправе рассчитывать на защиту государственных органов в восстановлении его законных прав и интересов.
Особое место современное российское законодательство отводит вопросу единства экономического пространства, основой которого служит ст. 8 Конституции РФ. Под гарантией единства экономического пространства прежде всего подразумевается обеспечение государством единства правового регулирования гражданских отношений, а также форм и методов защиты нарушенных прав на всей территории Российской Федерации, единства гражданского и гражданско-процессуального законодательства (ГК РФ, ГПК РСФСР), поскольку эти отрасли права отнесены к ведению Федерации.
Единство экономического пространства обеспечивается также единством стандартов, метрической системы, статистики и бухгалтерского учета. Все эти вопросы регулируются федеральными законами в соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции РФ. Принцип свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств, кроме ст. 8 Конституции, зафиксирован в ч. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ним товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с Федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Составной частью принципа свободы экономического пространства служит также единство денежного обращения. Статья 140 ГК РФ устанавливает, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России.
Кроме Гражданского кодекса, существует также ряд иных федеральных законов, устанавливающих единство экономического пространства на территории Российской Федерации, регулирующих предпринимательскую деятельность, порядок создания и деятельности предприятий, единые правила лицензирования тех или иных видов предпринимательской деятельности, об ограничениях монополистической деятельности.
Отношения, носящие внешнеэкономический характер, упорядочиваются Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Данный акт подчеркивает конституционно-правовой статус субъектов в составе РФ и определяет право субъектов РФ на осуществление международных и внешнеэкономических связей в рамках конституционных норм. В соответствии со ст. 1 указанного закона «субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств».
Важность обеспечения экономического единства правового пространства подтверждает и тот исторический факт из новейшей истории России, что уже 12 декабря 1991 г., в день ратификации Соглашения о создании СНГ и денонсации Союзного договора 1922 г., был подписан Указ Президента РСФСР № 269 «О едином экономическом пространстве», в котором подтверждалось свободное движение товаров, услуг и работ на всей территории тогдашней РСФСР. Указом было поручено органам власти и управления всех субъектов Российской Федерации, обеспечить на всей территории Российской Федерации свободное перемещение товаров, работ и услуг, принять меры по соблюдению прав граждан и юридических лиц по свободной реализации или приобретению товаров, работ, услуг на всей территории России. Любые нормативные акты органов власти и управления, решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем российском рынке, противоречащие федеральному законодательству, признавались недействительными и подлежащими немедленной отмене. Должностные лица, ограничивающие в нарушение законодательства Российской Федерации свободное перемещение товаров, работ и услуг, подлежали привлечению к ответственности.
В Российской Федерации установлен режим свободного и беспрепятственного перемещения капитала, всех видов денежных средств, в том числе в иностранной валюте, при соблюдении ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. На всей территории Российской Федерации используется единая денежная единица (рубль) как средство финансовых расчетов, денежного обращения, кредитования и иных видов финансовых операций.
Гражданам Российской Федерации вне зависимости от их места постоянного жительства гарантируются единые условия приема на работу, увольнения, служебного продвижения, оплаты труда, социального обеспечения. Предприятия всех организационно-правовых форм, зарегистрированные в Российской Федерации, имеют право беспрепятственно создавать на всей территории Российской Федерации дочерние предприятия, филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения.
Вместе с тем в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации ст. 73 Конституции РФ, они осуществляют собственное финансовое, кредитное, валютное регулирование. Отнесение финансового, валютного, кредитного регулирования к ведению Российской Федерации не препятствует органам государственной власти субъекта Федерации осуществлять (в пределах своих полномочий) меры по мобилизации и расходованию собственных финансовых средств: средств бюджета края, области, областных внебюджетных и валютных фондов, кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета.
Конституция РФ отражает понятие «территориальная целостность» в положениях ч.З ст. 4: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность территории». Как справедливо полагает Б.С. Эбзеев, вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета Российской Федерации. Внутригосударственный аспект выражен в следующих положениях: 1) в юридической невозможности уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам; 2) в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности Российской Федерации; 3) в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности; 4) в невозможности выхода субъекта Российской Федерации из ее состава; 5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта Российской Федерации.
В.Е. Гулиев обоснованно считает, что «в порядке исторического толкования статьи 4 Конституции все три ее части подверглись нелегким испытаниям под воздействием факторов, появившихся задолго до принятия ныне действующей Конституции. Отдельные субъекты Российской Федерации закрепляли в своих конституциях суверенитет данных субъектов, включая его полную международную правосубъектность (Республика Татарстан), либо право субъекта на выход из состава России (Республика Тыва)».
Еще до принятия Конституции 1993 года проблемы во внутреннем территориальном делении привели к принятию Верховным Советом Российской Федерации Закона РФ от 3 июля 1992 г. № 3198-1 «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации». Закон, «учитывая обострение общественно-политической обстановки и межнациональных отношений, изменившиеся правовые основы государственного устройства в Российской Федерации после подписания Федеративного договора, а также отсутствие сбалансированных механизмов государственно-территориального разграничения в России и территориальной реабилитации репрессированных народов», установил переходный период по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации до 1 июля 1995 г., запретил самовольные захваты территорий и изменение территориальных границ, предусматривая, что необходимо: «В течение переходного периода: подготовить и осуществить необходимые правовые и организационные мероприятия, направленные на разрешение спорных территориальных вопросов только путем согласования интересов сторон на основе действующего законодательства; разработать законодательные акты Российской Федерации о границах в Российской Федерации и о порядке решения вопросов, связанных с изменением государственно-территориального и административно-территориального деления Российской Федерации».
Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации осуществляется юридическим механизмом со структурными и материально-правовыми элементами международного и внутреннего характера. К структурным элементам международного характера относятся Совет Безопасности ООН, Международный суд, специальные органы ООН и др. К структурным элементам внутреннего характера относятся система федеральных и субъектов РФ государственных органов, муниципальных органов. Особое место заслуженно отводится Конституционному Суду Российской Федерации.
В материально-правовых элементах внутреннего характера в Российской Федерации можно выделить пять основных:
1. Закрепление государственной целостности как принципа федеративного устройства Российской Федерации.
«Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. » (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
2. Признание и необходимости единства и целостности территории России.
Понятие целостности применимо и в юриспруденции, например, как одна из важнейших дефиниций используемых в Конституции Российской Федерации 1993 г. Конституция содержит следующие положения с использованием понятия «целостность»: «целостность и неприкосновенность своей территории» (ч. 3 ст. 4), «государственная целостность» (ч. 3 ст. 5), «нарушение целостности Российской Федерации» (ч. 5 ст. 13) «независимость и государственная целостность» (ч.2 ст. 80), «целостность государства» (ч. 1 ст. 82).
Без территориальной целостности немыслимо не только государственное единство, но и само существование современного государства. Как жизнь человека невозможна вне тела, так и полноценная жизнь государства неосуществима вне территории. Проблематика территории чрезвычайно широка и затрагивает как общие для юриспруденции вопросы, так и специальные, требующие обращения к международному праву, различным отраслям национального права. Причем, в этом перечне вопросов есть и ключевые, из «действительности которых необходимо вытекает действительность других суждений или идеи (следствия).
3. Обеспечение высшей юридической силы федеральной Конституции и федерального законодательства.
Под высшей юридической силой нельзя понимать обязательность какого-либо акта, превышающую обязательность другого акта. Нет степени обязательности какого-либо акта. Соотносительность (релятивизм) актов не в этом. Федеральное законодательство сопоставимо в этом смысле с любым другим актом, от какого бы органа субъекта Федерации он ни исходил. Суть дела в другом.
Высшая юридическая сила федеральной Конституции состоит в том, что все законы и иные акты издаются на ее основе и в ее исполнение и не должны ей противоречить (ст. 15 Конституции РФ). Антиконституционные акты не могут порождать никаких правоотношений, в силу того, что они юридически ничтожны, т.е. не являются юридическими актами.
4. Укрепление единства государственной власти и единой вертикали исполнительной власти.
Источником единой государственной власти является многонациональный народ России. Большой проблемой для постсоветской России является отсутствие единства органов власти, единства и в действиях, и в структуре. Сохранена единая вертикаль исполнительной власти в России (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Но единой вертикали законодательной (представительной) власти в Российской Федерации нет, если не считать возможности представительных органов субъектов РФ направлять по одному своему представителю в Совет Федерации.
Тем не менее, Конституция РФ не исключает возможности изменения субъектного состава Федерации. В ч.2 ст.65 указывается, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Таковой был принят в середине декабря 2001 г.. О возможности изменения субъектного состава Российской Федерации свидетельствует ч.5 ст.66 Конституции РФ, согласно которой статус субъекта Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.
Следовательно, Конституция РФ прямо указывает на два варианта изменения субъектного состава России: в количественном и в статусном отношениях. Причем, из формулировки ч.2 ст.65 Конституции РФ можно сделать вывод о том, что количество субъектов РФ может только возрастать. Обращение к тексту Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. позволяет выявить возможность и увеличить (посредством принятия в состав РФ нового субъекта), и уменьшить (путем объединения субъектов) численность субъектов.
Конституция России своим п. «б» ст. 71 федеративное устройство отнесла к ведению Федерации. Однако изменение статуса субъекта Федерации производится по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта. Границы между территориями субъектов могут быть изменены только по их взаимному согласию, Федерация же по своему усмотрению изменять их не может.