Что означает подчеркните соединительную букву о

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый.

Соединительная гласная О

После основ на твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: мировоззрение, вольнолюбивый.

В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, кровообращение.

Соединительная гласная Е

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е, например: мореплаватель, краеведение, пешеход, птицеводство, синеглазый, большекрылый.

В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление.

Примечание

Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с буквой и.

Сложные слова с числительными

Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пятилетка (пяти лет), одиннадцатиметровый (одиннадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие.

С буквой о пишется и слово сороконожка.

Числительное тысяча, входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е, например: тысячелетие.

Источник

Соединительные гласные О, И, Е в сложных словах

Сложное слово — что это в русском языке

Сложное слово — вид слов, в структуре которых сочетается две и более корневых основы. Как правило, образуются сложные слова от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе либо его часть, либо слово целиком.

В русском языке выделяют два вида словосложения:

К собственному сложению относится сложение с помощью соединительных гласных «о» и «е». Например: водопровод, землетрясение.

Несобственное сложение характеризуется соединением основ слов без помощи соединительных букв «о» и «е». Вместо них для связи используются «и», «ь», «я», «а» и др.

Также к несобственному сложению относятся слова, образованные приставочным способом: глаголы с приставками (приходить), а также слова с «не», «ни», «наи» (наидобрейший, никто).

Соединительные гласные в сложных словах

В большинстве своем сложные слова соединяются буквами «о» и «е», но бывают случаи, когда соединительной оказываются следующие гласные:

В каких случаях они употребляются?

«Впервые испытывал он это чувство, оно страшно бесило его, оскорбляло его безграничное самолюбие или, вернее, себялюбие».

(Гейнце Н.Э. «Под гнетом страсти»)

«Услышав, что ему предстоит отойти от дома еще верст пять, решительно отказался и возвратился домой через силу, с полным убеждением, что охота не может служить ему времяпрепровождением.

(Писемский А.Ф. «Тюфяк»)

Употребляется как соединительная гласная в словах «умалишенный», «сумасшедший»;

со словами, первой частью которых является «сорока», «полутораста», «полутора».

«Я ухожу. Или вы правы, и я — несчастный сумасшедший. Или вы сошли с ума — и я одинокий, непонятый вздыхатель. Носи меня, вьюга, по улицам! О, вечный ужас! Вечный мрак!»

(Блок А.А. «Балаганчик»)

«Когда приближалось мое сорокалетие, я просил его прислать мне календарь с отметками и тут только узнал, что незаметным образом прожил год, который в официальных моих актах был скрыт при моем поступлении в Лицей». (Пущин И.И. «Записки о Пушкине. Письма»)

Употребляется в словах, имеющих основу от числительных с «пять» по «двадцать», также в эту группу входят числительные «тридцать», «пятьдесят»;

в словах с основой числительного «три»;

в формах притяжательных прилагательных «дяди Ванин (магнитофон)»;

в словах, первая часть которых совпадает с повелительным наклонением глагола (сорвиголова).

«Между тем как костоправка вытягивала и ломала в бане Марфу Андревну, сенная девушка, разделявшая с боярыней ужасы этой ночи, родила еле дававшего признаки жизни семимесячного мальчика». (Лесков Н.С. «Старые годы в селе Плодомасове»)

«Правда, кладут смородинный лист, нечу́й-ветер, трилистник; но чтобы клали канупер… нет, я не слыхивал об этом». (Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

«—Хорошенько его, барышня, — обратился он к Крюковской, — а то у барина глаза-то больно завидущи. Чтобы эта тут вертихвостка, с позволения сказать, не шлялась».(Гейнце Н.Э. «Цена и жизнь»)

БУКВАСЛУЧАЙ УПОТРЕБЛЕНИЯПРИМЕР
«Я»Буква «я» ставится в словах, первой частью которых являются слова «себя», «время», «имя», «семя», а также с другими существительными на «-мя».
«Ь»Если в основе слова употребляется мягкий знак, в случае соединения он остается и является соединительным элементом.«Всего лучше, что Бог вливает бодрость в наших солдат там, да и здесь не уныли, а публика лжет в свою пользу и города берет, и морские бои и баталии складывает, и Царьград бомбардирует». (Гейнце Н.Э. «Князь Тавриды»)

Буквы «а» и «и» могут выступать соединительными также в случаях:

«Приготовив все банки, цирюльник зажигал пробку и при помощи ее начинал ставить банки. Через две-три минуты банка втягивала в себя на сантиметр и более тело». (Гиляровский В.А. «Москва и москвичи»)

«Например, вы купили авиабилет для своего знакомого. В этом случае и вы, и ваш знакомый являетесь потребителями». (Вилена Смирнова. «Защита прав потребителей»)

«Вы смотрите на фортификационные чертежи как на стереометрию, а они только планиметрия». (Куприн А.И. «Юнкера»)

«Планирование народного хозяйства началось с разработки плана электрификации страны как основы развития всех отраслей экономики». (Алексей Краснопивцев. «Жажда справедливости. Политические мемуары. Том I»)

Особенности правописания соединительных гласных

СЛУЧАЙ УПОТРЕБЛЕНИЯПРИМЕР
В первых частях слов иностранного происхождения. К ним относятся: «авиа», «макси», «аква», «милли», «миди», «мега», «медиа», «квази», «санти» и т.д.
Буква «и» также может быть соединительной буквой для слов со второй частью типа «-метрия», «фикация», «фицировать»; а также с названиями государств, которые заканчиваются на «стан» (Туркменистан, Узбекистан).
БУКВА «О»БУКВА «Е»
После твердых согласных, исключая «ж», «ш» и «ч».После мягких согласных, а также букв «ж», «ш», «ч».
Тепловоз, мусоровоз, животновод, пароход.Пешеход, землетрясение, птицелов, нефтепровод.
«В нем грузились, идя на Дальний Восток, желтые толстотрубые пароходы Добровольного флота, поглощавшие ежедневно длинные поезда с товарами или тысячи арестантов». (Куприн А.И. Гамбринус)«Всё еще продолжалась оттепель; унылый, теплый, гнилой ветер свистал по улицам, экипажи шлепали в грязи, рысаки и клячи звонко доставали мостовую подковами, пешеходы унылою и мокрою толпой скитались по тротуарам». (Достоевский Ф.М. «Идиот»)

Итак, для того, чтобы правильно определить соединительную гласную, можно пользоваться следующим алгоритмом:

Источник

Соединительные гласные

Безударные беглые и соединительные гласные

При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е.

Ср. образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о: кровеносный и кровоподтёк, коне водство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение, шерстеобрабатывающий и шерстопрядильный, камне дробилка и камено ломня.

Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея, напр.: бактерионоситель (ср. бактерия), историография (история), религиоведение (религия), химиотерапия (химия), елеопомазание и елеосвящение (елей), трахео бронхит (трахея), музеология (музей), но: музееведение, музеефикация.

Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:

В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа (авиабаза, авианосец, авианесущий), аква (акванавт, акватехника), мега (мегатонна, мегаватт, мегапроект), медиа (медиакомпания, медиахолдинг), макси (макси юбка), миди (миди платье), милли (миллиметр, миллиграмм), мини (мини турнир), санти (сантиметр), деци (дециметр), поли (поливитамины, политехнический), квази (квазиизлучение, квазинаучный ); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но ср. сейсмометрия, спектрометрия), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация ; но ср. теплофикация, радиофикация ); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан ); в словах центрифуга, агрикультура (но ср. агрокультура с другим значением).

Примечание 1. Проверкой написания букв на месте соединительных гласных могут служить только сложные существительные с ударными соединительными о, и перед -лог (тексто́лог, вулкано́лог), -граф (лексико́граф, карто́граф, сейсмо́граф), -метр (рентгено́метр, таксо́метр, калори́метр, дози́метр), -лиз (электро́лиз, гидро́лиз).

Примечание 2. В словах минерало́г (из первоначального «минералоло́г ») и минерало́гия перед -лог пишется буква а; то же в словах генеало́г, генеало́гия.

Источник

Что означает подчеркните соединительную букву о

Упражнение 14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова.
Г. Граник

• Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поёт синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова.

Упражнение 15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркните в первом предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.

Автор употребил повествовательные предложения (в них сообщаются сведения о растении чистотел), вопросительное предложение (в нём автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос), побудительное предложение (автор побуждает к действию).

Как образовалось слово чистотел? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о.

• Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.

Повествовательные, вопросительные и побудительные.

• Как образовалось слово чистотел? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о.

Источник

Упражнения для работы по теме Соединительные гласные в сложных словах

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Может быть, не обязательно для всех делать все упражнения: кого-то больше увлекает техника, кого-то – биология; ученики могут иметь выбор. Но предложенные темы упражнений в целом более или менее полно охватывают круг проблем, связанных со сложным словом.

Использование различных методических приемов позволяет детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.

Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

четкое планирование всей работы;

систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

разнообразные тренировочные упражнения;

постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.

учитель начальных классов

II . Алгоритм работы над сложными словами:

1. Прочитай (произнеси) слово.

2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.

— соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после шипящих (пешеход, пищевод);

— соединительная буква «о» пишется:

после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется « Е ».
А после
твёрдых пишется « О » –
Не перепутает буквы никто!

III . Упражнения для закрепления

Объясните, почему их так зовут:

Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?

2. Теремок. Вспомните, как называли себя жители сказочного теремка:

– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка!

Каким способом образованы их названия?

Почему они так названы? Какие из названий – сложные слова?

кашевар , дровосек, следопыт, трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей , костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода, летописец , водовоз, стеклодув, солевар, каменотес, сталевар, мукомол , звездочет, воздухоплаватель.

Сравните старые и новые названия (устно). Значение старого названия часто оказывается более конкретным и узким, значение нового – более общим и широким: парикмахер – тот, кто стрижет волосы и делает прически и мужчинам, и женщинам, и детям.

Вспомните, как называют людей по качествам и привычкам. Объясните, как вы понимаете следующие наименования:

Обратите внимание! Слова с окончанием – общего рода, т.е. могут относиться к лицам и мужского, и женского пола (кроме вертихвостка с суффиксом женского рода -к- ).

Вспомните слова, образованные по этой модели:

Сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом.

Кого или что обозначают эти наименования?

Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.

Какие слова не укладываются в схемы?

Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод.

Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести.

Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.

Снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.

Чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.

14. Какие мы? Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных:

Синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший.

Объясните их значения, используя схему Такой, у кого. Такой, кто.

Опишите свою внешность. Опишите свою или знакомую собаку или кошку.

Попробуйте придумать свое сказочное существо: дайте ему название, опишите его внешность и характер, используя сложные слова, существующие в русском языке и составленные вами.

Многие из них пришли к нам из старославянского языка, где были построены по модели греческих слов.

Образуйте эти сложные слова и попробуйте объяснить различия в их значениях.

1-классник, 2-классник, 3-классник, 4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник, 100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний, 1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный, 4-угольник, 5-угольник.

Какие основы использованы в этих словах? В каких словах возможны две разные основы?

18. Запишите полностью :

2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион, 3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник, 2-властие, 2-недельные курсы, 3-значное число.

19. Найдите в текстах все сложные слова. Определите способы, которыми они образованы.

а) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

б) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?

д) Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретенного аппарата, помогающего слышать чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир Булычев. «100 лет тому вперед»)

е) Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читай: М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)

21. Угадай слово. Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

22. Игра «Кто больше?» Образуйте сложные слова с данными словами:

Снег, сам, птица, падать, катать, ловить, летать, вода, камень, ферма, фабрика, чистка.

Специалист по разведению садов.

Локомотив с паровым двигателем.

Канал для выхода дыма из трубы.

Русская народная игра-пляска.

Лес, поваленный бурей.

Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *