Что означает понятие управление безопасностью жизнедеятельности человека в среде обитания
Понятие об управлении БЖД
В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному управлению безопасностью. На соответствующей методологической основе с учетом практического опыта, накопленного у нас в стране и за рубежом, должна быть создана эффективная система управления (государственная, региональная, отраслевая, предприятия), предусматривающая обеспечение безопасности человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему «человек-среда» в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
При этом объективно соблюдаются условия экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.
Система управления безопасностью жизнедеятельности (СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.
С точки зрения кибернетики СУБЖ, как и всякая система управления, представляет собой совокупность управляющей части – субъекта управления и объекта управления, связанных каналами передачи информации.
Принципиальная схема СУБЖ
Деятельность (и труд) как целенаправленный процесс взаимодействия человека с природой и антропогенной средой может быть представлена в виде системы «человек – среда обитания», между элементами которой существуют реактивные взаимосвязи.
Бинарная система «человек-среда» многоцелевая. Одна из целей, стоящих перед данной системой, – исключение в результате деятельности нежелательных последствий. С точки зрения безопасности к ним относятся различные формы причинения ущерба жизни и здоровью людей: несчастные случаи и заболевания, аварии, пожары, техногенные и экологические катастрофы. Естественно, что каждая система имеет и некоторую конкретную цель, связанную с достижением определенного результата. согласование целей и устранение возможных противоречий между ними – весьма сложная задача, которая должна быть решена при разработке систем.
Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания». Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:
Исходя из сферы деятельности, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:
Объектом управления в СУБЖ является процесс обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания». Подсистема «среда обитания» включает в себя всю совокупность элементов, с которыми взаимодействует человек и которые могут оказывать на него какое-либо влияние. К таким элементам относятся предметы, орудия и продукты труда (деятельности), технология, энергия, флора, фауна, природно-климатические условия, люди. В более узком смысле под средой понимают производственную среду, характеризующую условия трудовой, производственной деятельности человека. В СУБЖ следует рассматривать все элементы как производственной, так и непроизводственной среды обитания. Объекты управления делятся на уровни в зависимости от иерархической структуры управления.
Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Урок 5
Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания»
Вопросы для обсуждения
• системный подход к проектированию систем управления безопасностью;
• система принципов обеспечения безопасности, стратегия управления безопасностью жизнедеятельности;
• эргономические и психологические основы проектирования систем безопасности.
Ключевые понятия темы:
управление безопасностью жизнедеятельности; гигиеническое нормирование; уровни безопасности; виды совместимости.
Управление безопасностью жизнедеятельности — это организованное воздействие на комплекс условий и факторов жизнедеятельности человека (людей) с целью приведения всего комплекса в состояние, соответствующее требованиям безопасности. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — управление риском, минимизация его вредного влияния на систему «человек — среда обитания». Управлять безопасностью жизнедеятельности — значит переводить объект из опасного состояния в менее опасное при соблюдении Концепции приемлемого риска, экономической и технической целесообразности.
Система безопасности объекта — это система мероприятий комплексного характера по осуществлению технических, организационных, административных и экономических методов (страхование, компенсации), направленных на минимизацию рисков.
Для изучения всего комплекса факторов объекта «человек — среда обитания» используют общие и специальные методологические подходы, принципы, методы проектирования и внедрения моделей в практику.
Теоретическая модель системы «человек — среда обитания» — это бинарная многоцелевая система, взаимодействие элементов которой обеспечивает потребности жизнедеятельности человека (работы, учёбы, отдыха и др.).
Человек в системах безопасности жизнедеятельности является одновременно объектом защиты, средством обеспечения безопасности и источником опасности. Поэтому в рамках системного анализа устанавливают некоторые ограничения (допущения) — характеристики человека принимаются за относительно постоянные, а характеристики среды изменяют «под человека».
Принципы, методы, средства — основные логические этапы любой деятельности, включая сложный, многостадийный проект системы безопасности жизнедеятельности. Проект начинается с системного анализа факторов среды, с выделения в сложной системе более простых элементов. Это принцип декомпозиции деятельности (её детализации). В трудовом процессе, как правило, выделяют следующие элементы: предметы труда (сырьё), средства труда (механизмы, оборудование рабочих мест, здания и др.), энергию, технологии, средства связи (информации), природные ресурсы местности, витальные (жизненные) ресурсы работников. Каждый компонент, в свою очередь, также подвергается декомпозиции. Уровень декомпозиции зависит от целей и задач проекта, технических и финансовых средств.
Основные этапы проектирования системы безопасности жизнедеятельности:
1) анализ объекта, разделение элементов системы «человек — среда обитания»;
2) идентификация опасностей (перечень опасностей);
3) построение «дерева причин и опасностей»;
4) системный анализ и оценка параметров опасностей (перечень опасностей, от которых защита необходима);
5) определение целей проекта (системы условий безопасности жизнедеятельности);
6) проектирование модели в разных вариантах;
7) выбор оптимального варианта модели и его внедрение (апробация) на практике;
8) анализ эффективности и устранение недоработок;
9) выработка технического регламента по управлению безопасностью объекта.
Эффективность разработки и внедрения системы безопасности жизнедеятельности зависит от умения специалистов выявить и учесть все опасные факторы в системе. Проектирование систем управления безопасностью жизнедеятельности начинается с определения принципов научно-исследовательской и проектной деятельности.
Система обеспечения безопасности труда включает в себя следующие принципы:
1) ориентирующие — диктуют основополагающие идеи поиска решений безопасной деятельности;
2) технические — блокировку, герметизацию, экранирование, защиту расстоянием и др.;
3) организационные — защиту временем, несовместимость, нормирование, подбор кадров, эргономичность (соблюдение требований охраны труда, комфортности и безопасности условий труда);
4) управленческие — плановость, стимулирование, адекватность, компенсацию, контроль, обратную связь и др.
Система принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности объекта применяется последовательно, от ориентирующих до управляющих. Принцип системности (ориентирующий) определяет системный подход к моделированию и системный анализ факторов среды; принцип деструкции (разрушения) — выявление и исключение фактора опасности, способного разрушить «систему»; принцип снижения опасности — меры снижения рисков; принцип ликвидации опасности — устранение опасных факторов за счёт совершенствования техники, условий труда и отдыха.
Принципы технические — основа разработки правил техники безопасности, СНиПов, эргономических требований к дизайну рабочего места. Принципы управленческие — основа управления персоналом, уровнем культуры безопасности жизнедеятельности. Принципы организационные определяют режим труда, отдыха, поощрения, компенсации. Принцип несовместимости определяет пространственное и временное разделение объектов реального мира (материалов, сырья, людей, оборудования) с целью предупреждения опасных ситуаций. Принцип нормирования регламентирует (задаёт) требуемый уровень безопасности конкретных факторов среды.
Гигиеническое нормирование — метод определения гигиенических нормативов условий среды, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и безопасность организма. Гигиенические нормы определяют предельно допустимые уровни (ПДУ) и предельно допустимые концентрации (ПДК) абиотических факторов среды. Различают уровни безопасности, оптимальный, допустимый, предельно допустимый, предельно переносимый и уровень выживания. Обязательный этап проектирования системы безопасности жизнедеятельности объекта — научный прогноз поведения системы «человек — среда обитания» в ЧС. Он позволяет определить наиболее опасные факторы и предусмотреть меры защиты («барьеры») от развития опасных процессов.
Выделяют разные виды совместимости характеристик человека с параметрами среды: антропометрическую, биофизическую, энергетическую, информационную, социальную, технико-эстетическую, психологическую. Антропометрическая совместимость — соответствие размеров тела человека и минимально необходимого комфортного пространства для выполнения работы при различных положениях тела. Биофизическая совместимость — соответствие биофизических параметров среды комфортным условиям для нормальной работоспособности организма человека (тепло, освещение, воздух, вибрация и др.). Энергетическая совместимость — соответствие силовых и энергетических возможностей организма человека требуемым энергетическим затратам для выполнения технологических операций.
Информационная совместимость — это соответствие средств отображения информации (СОИ) и управления техникой норме сенсомоторного восприятия информации человеком (управляющей системой). Именно информационная совместимость СОИ передающей системы и СОИ принимающей системы — важнейшее условие эффективности мер безопасности жизнедеятельности в обычной и экстремальной ситуациях. Нарушение информационной совместимости — фактор опасности, ведущий к неправильной интерпретации сигнала, к неправильным действиям человека.
Технико-эстетическая совместимость — удовлетворённость человека эстетическим видом пространства среды трудовой деятельности (например, эргономическим дизайном рабочего пространства).
Социальная совместимость — соответствие социального статуса человека характеру выполняемого им труда, удовлетворённость отношениями в социальной группе, комфорт межличностного взаимодействия. Социальная несовместимость — риск конфликтов и опасных ситуаций в рабочем процессе. Социальная совместимость тесно связана с психологической.
Психология деятельности — интегративная область научных знаний, раздел теории безопасности жизнедеятельности, изучающий психологические причины возникновения аварийных, экстремальных ситуаций по вине так называемого человеческого фактора. Психологические причины — психологические особенности здоровья и развития человека, психические процессы и состояния его психической деятельности. К психологическим особенностям здоровья и развития относят недостатки социального воспитания (слабую дисциплину и ответственность), низкую мотивацию на соблюдение правил техники безопасности, другие особенности личности и болезненные состояния.
К психическим процессам и состояниям относят разные степени структурной организации и эмоционального напряжения психики человека, которая выполняет функцию активного взаимодействия человека с внешней и внутренней средой в конкретный момент времени и ситуации.
Психические процессы — основа психической деятельности человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы: ощущение, восприятие, память и др.
Главная функция психики — адаптация человека к меняющимся условиям среды, управление организмом в разных видах деятельности. Состояние психического напряжения называется стрессом.
Стресс — защитная реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки, мобилизующая энергетические возможности всех систем для успешной адаптации к воздействию раздражителя — стрессора. Адаптацию человека рассматривают в двух аспектах: биологическом и социальном. Цель биологической адаптации — регулировать все процессы, протекающие в организме человека в условиях изменений внешних и внутренних раздражителей. Процесс саморегуляции осуществляется на основе «золотого правила» — любое отклонение от нормы жизненно важного фактора является сигналом к немедленной мобилизации всех ресурсов соответствующей функциональной системы, чтобы восстановить норму.
Изменение привычных параметров среды — температуры, влажности, химического состава воздуха, шума и др. — активизирует стресс-синдром организма (мобилизационное общее нервное напряжение), который активирует деятельность гомеостатических систем и адаптивную реакцию организма. Если уровни воздействия стрессоров выходят за пределы адаптационных возможностей человека, то включаются дополнительные защитные механизмы (компенсаторные), корректирующие функциональные сдвиги и противодействующие возникновению и развитию патологического процесса в организме. Компенсаторные механизмы — важная часть резервных сил организма.
Стресс оказывает положительное влияние на деятельность до тех пор, пока он не превысил критического уровня. Превышение критического уровня стресса активирует гипермобилизацию, нарушение механизмов саморегуляции и резкое снижение работоспособности. Стресс, превышающий предельный уровень, называют дистрессом. В условиях дистресса особенно страдает ориентация, неверно оцениваются сигналы поступающей информации, нарушается контроль за процессом труда — наступает период повышения рисков опасных ошибок. Уровень стресса зависит от дозы стрессоров и от индивидуальных особенностей переносимости стресса организмом (стрессоустойчивости).
Переносимость стресса зависит от наследственных (генетических) особенностей организма, продолжительности и силы воздействия стрессоров. Длительные и повторяющиеся экстремальные ситуации (дома, на работе и т. д.) трансформируют стресс в дистресс и ведут к истощению компенсаторных механизмов, к срывам адаптации, травмам, болезням, несчастным случаям. В такой момент человек ощущает себя обессиленным, и даже отдых не даёт ощущения восстановления сил. Это сигнал для организма о наступлении состояния дистресса.
Стресс-синдром при чрезмерных воздействиях стрессоров может стать причиной патогенеза, развития болезней — от язвенных до тяжёлых сердечно-сосудистых и иммунных. Отсутствие стрессоров также может привести к снижению адаптационных возможностей организма. Например, гиподинамия ведёт к детренированности сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной систем. «Мышечный голод» запускает патологические процессы.
Человек долгое время может не ощущать изменений, так как не вся сенсорная информация осознаётся, большая часть внутренних функциональных процессов проходит автоматически. Мозг мгновенно реагирует только на боль. Биологический смысл боли — сигнал организму об опасности, активация стресс-синдрома для самосохранения организма.
Неблагоприятные психогенные факторы:
• физиологический дискомфорт человека в среде;
• биологический страх;
• дефицит времени на выполнение задачи;
• повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибочных действий (тревожность);
• дефицит нужной информации для принятия решения; перегруз информацией;
• конфликтные условия межличностного взаимодействия и др.
Психогенные факторы провоцируют психогенные изменения настроения, пароксизмальные расстройства сознания (снижение настроения до апатии, заторможенность, безразличие, снижение самоконтроля технологических операций и др.). Эти психогенные расстройства — риск опасности ошибок человека.
Причинами психогенных состояний (тревоги, страха, утомления, паники и т. д.) могут быть перенесённые сильные психоэмоциональные нагрузки, связанные с гибелью родных и близких людей, после конфликтных ситуаций; побочное действие от употребления лекарственных препаратов (сонливость, апатия); вредные привычки. Вредные привычки обязательно отразятся на поведении человека, что может им не осознаваться, но создать проблемы безопасности жизнедеятельности на работе (например, водитель, врач, авиадиспетчер и др.).
В оптимальных условиях продуктивность труда обеспечивается невысокими нервно-психическими затратами. В экстремальных условиях, при длительном воздействии негативных факторов, продуктивность обеспечивается чрезмерно высоким напряжением всего организма: интеллектуальным, сенсюрным, физическим, эмоциональным, мотивационным и т. д.
Эргономика доказала целесообразность нормальной нагрузки рабочих в течение рабочего дня на 40-60% от максимально возможной. Это оптимальные условия трудовой деятельности, в которых работник проявляет необходимую готовность к продуктивной деятельности. Кратковременно, в особых случаях, допускается 80%, а оставшиеся 20%, по мнению специалистов, — резерв (только для ЧС, когда есть опасность для жизни). Практика доказала, что стратегия оптимизации труда гораздо выгоднее стратегии его интенсификации, а научная организация труда — дорогостоящий, но выгодный метод повышения его эффективности.
В зависимости от условий среды стрессоры оказывают на организм раздельное, комбинированное, комплексное или сочетанное действие. Раздельное действие — это влияние одного фактора (например, температуры воды). Комбинированное — одновременное воздействие нескольких факторов из одного источника (например, нескольких химических веществ). Комплексное — когда один фактор (вещество) действует на организм из разных источников. Сочетанное действие — одновременное действие на организм разных стрессоров из разных источников среды.
Подводя итоги, отметим, что основные пути обеспечения безопасности жизнедеятельности — это:
• совершенствование технических систем и объектов;
• внедрение систем управления безопасностью; подготовка персонала (профотбор, обучение, страхование, компенсации);
• повышение общей культуры безопасности жизнедеятельности людей в быту и на работе.
Вопросы и задания
1. Что означает понятие «управление безопасностью жизнедеятельности человека в среде обитания»?
2. Назовите основные этапы проектирования системы безопасности жизнедеятельности.
3. Какие принципы используют специалисты для выявления опасных факторов в системе «человек — среда обитания»?
4. Кратко охарактеризуйте каждый вид совместимости характеристик человека с параметрами среды.
5. Назовите суть «золотого правила» деятельности систем саморегуляции организма.
Темы учебного исследования
1. Социальная и психологическая совместимость в команде.
2. Влияние эстетики гаджета на потребительский спрос.
3. Пути и средства развития в себе эстетического чувства.
4. Теория К. Марбе о наследственной предрасположенности к невезению.
Презентация «Основы управления безопасностью в системе «Человек- среда обитания»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Основы управления безопасностью
в системе
«Человек- среда обитания»
Описание слайда:
Управление безопасностью жизнедеятельности — это организованное воздействие на комплекс условий и факторов жизнедеятельности человека (людей) с целью приведения всего комплекса в состояние, соответствующее требованиям безопасности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Схема управления безопасностью жизнедеятельности
Описание слайда:
МЧС России
Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий
27 декабря 1990 год – дата создания МЧС
Описание слайда:
Теоретическая модель системы «человек — среда обитания» — это бинарная многоцелевая система, взаимодействие элементов которой обеспечивает потребности жизнедеятельности человека.
Принципы, методы, средства — основные логические этапы любой деятельности, включая сложный, многостадийный проект системы безопасности жизнедеятельности.
Описание слайда:
Проект начинается с системного анализа факторов среды, с выделения в сложной системе более простых элементов. Это принцип декомпозиции деятельности (её деталиации).
Декомпозиция — разделение целого на части.
Описание слайда:
Основные этапы проектирования системы безопасности жизнедеятельности:
1) анализ объекта, разделение элементов системы «человек — среда обитания»;
2) идентификация опасностей (перечень опасностей);
3) построение «дерева причин и опасностей»;
4) системный анализ и оценка параметров опасностей (перечень опасностей, от которых защита необходима);
5) определение целей проекта (системы условий безопасности жизнедеятельности);
6) проектирование модели в разных вариантах;
7) выбор оптимального варианта модели и его внедрение (апробация) на практике;
8) анализ эффективности и устранение недоработок;
9) выработка технического регламента по управлению безопасностью объекта.
Описание слайда:
Система обеспечения безопасности труда
Описание слайда:
Принцип системности (ориентирующий) определяет системный подход к моделированию и системный анализ факторов среды;
принцип деструкции (разрушения) — выявление и исключение фактора опасности, способного разрушить «систему»;
принцип снижения опасности — меры снижения рисков;
принцип ликвидации опасности — устранение опасных факторов за счёт совершенствования техники, условий труда и отдыха.
Описание слайда:
Принципы технические — основа разработки правил техники безопасности, СНиПов, эргономических требований к дизайну рабочего места.
Принципы управленческие — основа управления персоналом, уровнем культуры безопасности жизнедеятельности.
Принципы организационные определяют режим труда, отдыха, поощрения, компенсации.
Описание слайда:
Уровни безопасности
-оптимальный
-допустимый
-предельно допустимый
-предельно переносимый
— уровень выживания.
Описание слайда:
Виды совместимости человека с средой:
Антропометрическая совместимость — соответствие размеров тела человека и минимально необходимого комфортного пространства для выполнения работы при различных положениях тела.
Биофизическая совместимость — соответствие биофизических параметров среды комфортным условиям для нормальной работоспособности организма человека (тепло, освещение, воздух, вибрация и др.).
Энергетическая совместимость — соответствие силовых и энергетических возможностей организма человека требуемым энергетическим затратам для выполнения технологических операций.
Описание слайда:
Информационная совместимость — это соответствие средств отображения информации (СОИ) и управления техникой норме сенсомоторного восприятия информации человеком (управляющей системой).
Технико-эстетическая совместимость — удовлетворённость человека эстетическим видом пространства среды трудовой деятельности (например, эргономическим дизайном рабочего пространства).
Социальная совместимость — соответствие социального статуса человека характеру выполняемого им труда, удовлетворённость отношениями в социальной группе, комфорт межличностного взаимодействия.
Социальная несовместимость — риск конфликтов и опасных ситуаций в рабочем процессе. Социальная совместимость тесно связана с психологической.
Описание слайда:
Психология деятельности — интегративная область научных знаний, раздел теории безопасности жизнедеятельности, изучающий психологические причины возникновения аварийных, экстремальных ситуаций по вине так называемого человеческого фактора.
Психические процессы — основа психической деятельности человека. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы: ощущение, восприятие, память и др.
Описание слайда:
Главная функция психики — адаптация человека к меняющимся условиям среды, управление организмом в разных видах деятельности. Состояние психического напряжения называется стрессом.
Описание слайда:
Стресс — защитная реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки, мобилизующая энергетические возможности всех систем для успешной адаптации к воздействию раздражителя — стрессора.
Стресс оказывает положительное влияние на деятельность до тех пор, пока он не превысил критического уровня.
Дистресс- превышающий предельный уровень стресса.
Описание слайда:
Неблагоприятные психогенные факторы:
• физиологический дискомфорт человека в среде;
• биологический страх;
• дефицит времени на выполнение задачи;
• повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибочных действий (тревожность);
• дефицит нужной информации для принятия решения; перегруз информацией;
• конфликтные условия межличностного взаимодействия и др.
Описание слайда:
Переносимость стресса зависит от наследственных (генетических) особенностей организма, продолжительности и силы воздействия стрессоров.
Стресс-синдром при чрезмерных воздействиях стрессоров может стать причиной патогенеза, развития болезней — от язвенных до тяжёлых сердечно-сосудистых и иммунных. Отсутствие стрессоров также может привести к снижению адаптационных возможностей организма.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.