Что означает pq для северных конвоев

Арктические конвои серии PQ/QP. Помощь союзников (31 августа 1941 г. — 2 сентября 1942 г.)

Для доставки ленд-лизовских грузов в СССР рассматривались три основных маршрута: северный, тихоокеанский и трансиранский. Наиболее удобным и коротким из них являлся северный маршрут, проходящий из Великобритании или Исландии в порт Мурманск, который имел незамерзающую акваторию, или Архангельск, который, хотя и мог функционировать зимой только с применением ледоколов, зато находился на значительном расстоянии от линии фронта.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Первый конвой, состоящий из шести британских и одного датского судна, вышел из Ливерпуля 12 августа 1941 г. На их бортах наряду с прочими грузами находились упакованные в деревянные ящики детали и узлы для сборки 15 истребителей «Харрикейн». Для защиты конвоя с моря и воздуха Адмиралтейство выделило эскорт в составе зенитного корабля и нескольких эсминцев. 21 августа конвой взял курс к берегам СССР и спустя десять дней благополучно достиг Архангельска. В Адмиралтействе эта операция получила наименование «Дервиш», а впоследствии ей было присвоено стандартизированное для северных конвоев наименование — PQ-0.

По проторенной дорожке

Очередной британский конвой PQ-1 вышел из Исландии в Архангельск 28 сентября 1941 г. Он состоял из 10 судов, сопровождаемых крейсером «Саффолк» и 2 эсминцами. 29 сентября навстречу ему из Архангельска вышел первый обратный конвой QP-1, состоявший из 6 судов конвоя «Дервиш» (PQ-0), дополненных танкером и 8 советскими пароходами. Основными грузами в их трюмах были пиломатериалы и руда — то, чем расплачивался СССР с Великобританией по кредиту. Переход конвоя PQ-1 прошел относительно спокойно, и он прибыл в архангельский порт 11 октября.

Колебания британцев

9 ноября 1941 г. со ставшей уже традиционной задержкой (на этот раз в 18 дней) в море вышел британский конвой PQ-3 (PQ-2 был отправлен 17 октября 1941 г. и достиг порта 30 октября 1941 г.). 21 ноября все 8 кораблей прибыли в Архангельск. Британская сторона объясняла нерегулярность поставок необходимостью ремонта судов, участвующих в перевозках, хотя более очевидным было то, что у англичан гораздо большую тревогу вызывала обстановка под Москвой. Лишь после того, как ситуация на Восточном фронте прояснилась и стало ясно, что Москва сдана не будет, Адмиралтейство приняло решение отправить в Россию сразу три каравана с интервалом до 10 суток: PQ-4 (8 кораблей) — 17 ноября — 29 ноября, PQ-5 (7 кораблей) — 27 ноября — 15 декабря, PQ-6 (9 кораблей) — 08 декабря — 21 декабря. Всего в порт Архангельска в течение 1941 г. прибыло 7 конвоев, состоящих из 56 транспортов.

Помощь из США

6 января 1941 г. президент США Ф. Рузвельт направил в конгресс «Закон в интересах укрепления обороны Соединенных Штатов» (или «Закон о ленд-лизе»). Этот документ предоставлял президенту право продавать, отдавать в долг или передавать в аренду военную технику, вооружение, боеприпасы, стратегическое сырье и продовольствие тем странам, оборона которых, с точки зрения США, представляется важной. Несмотря на то что противники закона указывали, что его принятие приведет к вовлечению США в войну, а сторонники Рузвельта, напротив, критиковали документ за его половинчатость, 11 марта президент все же подписал его.

Гиганты – грузовозы

Открытие мурманского порта

Наращивание объемов помощи, оказываемой союзниками Советскому Союзу, вызвало крайнюю озабоченность в ставке Гитлера. Для нарушения работы морских коммуникаций союзников германским командованием была разработана операция, которая проходила под кодовым названием «Шпортпаласт» («Стадион»). Для ее реализации в Норвегию, в Трондхейм, 16 января 1942 г. прибыл самый крупный корабль Германии линкор «Тирпиц», позже сюда же подтянулись и остальные наиболее мощные корабли. Кроме того, немцы существенно увеличили численность частей люфтваффе, дислоцирующихся в Норвегии.

Счастливое стечение обстоятельств

1 марта 1942 г. очередной британский конвой, носящий порядковый номер PQ-12, вышел из Рейкьявика. В его состав входили 16 транспортных судов. В то же время навстречу ему из Кольского залива в Исландию вышел конвой QP-8.

В полдень 5 марта конвой PQ-12 был замечен дальним разведчиком Focke-Wulf Fw.189 Uhu. Для его уничтожения вышли шесть германских подводных лодок и линейный корабль «Тирпиц» в сопровождении трех эскадренных миноносцев. Командование операцией было возложено на вице-адмирала О. Цилиакса. Из-за шторма и тумана «Тирпиц» не обнаружил конвоя, который к этому времени столкнулся с тяжелыми льдами и был вынужден повернуть на юго-восток, чтобы выйти на чистую воду. Утром 6 марта Цилиакс отправил свои эсминцы произвести поиск в северо-западном секторе, где предположительно мог находиться конвой. Сам он на «Тирпице» следовал чуть западнее. В это время конвой, который искали немцы, находился в 100 км к северу от «Тирпица» и двигался на северо-восток. Поэтому корабли Цилиакса оказались далеко за кормой у него.

12 марта счастливо избежавшие опасности транспорты конвоя PQ-12 благополучно добрались до Кольского залива и бросили якоря в порту Мурманска. Они доставили самую крупную партию стратегических грузов, полученную СССР в одном караване: 200 самолетов, 160 танков и 180 бронемашин, 24 пушки, сотни грузовиков, станков, тысячи тонн оборудования, сырья и продовольствия. QP-8 прибыл в Исландию двумя днями раньше.

Состав конвоя PQ-17

Гораздо трагичнее оказалась судьба конвоя PQ-17. 27 июня 1942 г. его корабли покинули побережье Исландии и взяли курс на север. Его 35 транспортов несли 297 самолетов, 584 танка, 4246 грузовиков и тягачей, а также другие грузы весом 156 тыс. т. Всего груза конвоя, оцененного в 700 млн долларов, хватило бы для снаряжения 50-тысячной армии.

Непосредственное прикрытие конвоя было возложено на соединение капитана 2-го ранга Д. Брума. Оно состояло из 6 эсминцев, 4 корветов, 3 тральщиков и 4 траулеров. Кроме того, в состав конвоя были включены 3 корабля ПВО, а также 2 подводные лодки. Ближнее прикрытие осуществляла эскадра контр-адмирала Л. Гамильтона, состоящая из 2 британских и 2 американских крейсеров, которые сопровождали 3 эсминца. Дальнее прикрытие было возложено на соединение, которым командовал адмирал Д. Тови. В него входили 1 британский и 1 американский линкоры, авианосец «Викториес», 2 крейсера и 14 эсминцев. 29 июня в составе конвоя PQ-17 уже находилось 33 судна — один из транспортов сел на мель при выходе из Рейкьявика, а второй был поврежден плавучими льдами в Датском проливе, что вынудило его вернуться.

Германское командование к этому времени успело сосредоточить в Северной Норвегии флот, состоявший из линкора «Тирпиц», крейсера «Хиппер» и «карманных» линкоров «Шеер» и «Лютцов».

Гибель конвоя

В полдень 1 июля конвой был обнаружен немецким самолетом-разведчиком и с этого момента почти непрерывно находился под наблюдением противника. 4 июля британское командование отдало приказ кораблям ближнего прикрытия и эскадренным миноносцам охранения возвратиться, а транспортам конвоя PQ-17 рассеяться и следовать самостоятельно в советские порты. Это решение, ставящее под сомнение безопасность судов конвоя, было продиктовано опасностью прорыва крупных надводных кораблей противника на коммуникации в Атлантический океан. В этот же день последовали первые немецкие удары по конвою. Атакуемые подводными лодками в тесном взаимодействии с авиацией союзники в течение трех дней потеряли 23 судна конвоя PQ-17.

Последний конвой из этой серии — PQ-18 — отправился из Шотландии 2 сентября 1942 г. и прибыл в Архангельск 21 сентября. В дальнейшем союзники начали направлять с СССР арктические конвои серии JW/RA. А всего с августа 1941 г. по май 1945 г. по «северному» маршруту было проведено 78 конвоев. В сумме это составило около 1400 торговых судов, которые доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу.

Источник

Заметки на манжетах

Арктические конвои. Как это было

«Для многих англичан, – писал Ральф Паркер, – война за одну ночь 22 июня сразу отодвинулась куда-то далеко. Бомбардировки английских городов прекратились. Возвращались эвакуированные, и в это лето Лондон, заполненный английскими и колониальными войсками, веселился почти беззаботно, отдыхая после напряжения прошлой зимы. И все это потому, что Россия приняла на себя основной удар…»

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Двадцать второго июня 1941 года Англия издала вздох облегчения…

Многие из англичан не сомневались тогда, что Гитлер победит. Однако русские выдержали первое, самое тяжкое, испытание «блицем». Тогда же (почти с первых дней войны) и возник вопрос об открытии второго фронта в Европе!

Самые короткие пути поставок в СССР через Чёрное и Балтийское моря были блокированы противником. Оставались только три пути: северный, тихоокеанский и иранский. Относительно безопасным был только тихоокеанский, однако переход по нему занимал 18—20 суток, после чего грузы по железной дороге нужно было везти через всю территорию СССР. Кроме того, после вступления в войну Японии доставкой грузов по этому пути могли заниматься только советские суда, которые, несмотря на нейтралитет СССР, подвергались нападениям японцев. Ещё более длительным был путь через Иран: суда из Нью-Йорка через мыс Доброй Надежды шли 75 суток, затем грузы приходилось везти по территории Ирана и через юг СССР. Самым коротким из доступных был путь из Великобритании вокруг оккупированной немцами Норвегии, составлявший 1800—2000 миль, на преодоление которых требовалось 10—14 суток.

После вступления в войну СССР был сформирован первый арктический конвой из семи транспортов (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота).

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Официально конвой не получил буквенной литеры PQ, но в литературе и СМИ встречаются упоминания об этом конвое под литерами с номером PQ-0.

12 августа 1941 года, конвой вышел из порта Ливерпуль (Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

В качестве охранения шли 2 тяжелых крейсера, 5 эсминцев, 3 корвета, 3 тральщика и 2 авианосца.

Весь конвой в полном составе прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

По северному маршруту с июля по декабрь 1941 года в СССР было доставлено 154 000 тонн грузов из общего количества 360 778 тонн, что составило более 40 %. Первое время маршрут был сравнительно безопасным. С сентября по декабрь 1941 года в составе 7 конвоев серии PQ без единой потери было проведено 53 судна, доставившие 750 танков, 800 самолётов, 2300 автомобилей и более 100 000 тонн других грузов. Первым конвоем, подвергнувшимся атакам подводных лодок, стал PQ-7A. 2 января 1942 года подводной лодкой U-134 был потоплен британский транспорт «Вазиристан». Все последующие арктические конвои подвергались атакам немецких подводных лодок и авиации. К февралю 1942 года в составе 12 конвоев было проведено 93 судна и одно потеряно. Первые потери в Арктике понесли и ВМС Великобритании. 17 января 1942 года при проводке конвоя PQ-8 в результате атаки подводной лодки U-454 был потоплен эсминец HMS «Matabele».

Вскоре после этого возникли конвои с индексацией РQ и QP, а неспособность (или нежелание) немцев на тот момент воспрепятствовать движению караванов привела к снижению численности сил сопровождения до одного крейсера и двух эсминцев. Аббревиатура PQ (и QP соответственно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.

С наступлением темного периода полярной ночи движение арктических караванов стало набирать темпы, немцы же не вмешивались, так что к началу февраля 1942 г. из 93 судов в 12 отправленных в северном направлении РQ до цели добрались все, за исключением одного, потопленного подводной лодкой. Когда в марте 1942 г. светлый период суток стал продолжительнее. РQ12 и QP8 едва избежали встречи с недавно переброшенным на север линкором Кригсмарине (ВМФ Германии) «Тирпицем» и действовавшими во взаимодействии с ним эсминцами.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Конвои PQ

PQ-1 Конвой состоял из 10 торговых судов загруженных стратегическим сырьем (20 танками и 193 истребителями Hawker Hurricane, разобранных и упакованных в ящики) и одного вспомогательного судна RFA Black Ranger (A163), загруженного топливом.

PQ-2 Конвой, вышедший из Скапа-Флоу состоял из 6 грузовых судов. Его сопровождали крейсер, 2 эсминца и 5 тральщиков военно-морского флота Великобритании.

PQ-4 В состав входило 8 грузовых судов (четыре британских и четыре советских). Его сопровождали крейсер и 2 эсминца, два тральщика и два вооруженных траулера. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.

PQ-5 В состав входило 7 грузовых судов. Его сопровождали крейсер и 4 тральщика. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.

PQ-6 В состав входило 8 грузовых судов. Его сопровождали крейсер, два эсминца, два тральщика и два вооружённых траулера. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.

PQ-7а состоял из двух торговых судов: панамского SS Cold Harbor и британского SS Waziristan, в сопровождении двух вооруженных траулеров. SS Waziristan был потоплен немецкой подводной лодкой U-134 2 января 1942 года.

PQ-7b состоял из девяти торговых судов под эскортом 2 эсминцев и двух вооруженных траулеров. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.

PQ-8 В состав входило 8 грузовых судов. Его сопровождали крейсер Trinidad, два эсминца — Matabele и Somali и два тральщика. Один транспорт был торпедирован, но взят на буксир и препровождён в порт назначения. 17 января 1942 года при проводке конвоя PQ-8 в результате атаки подводной лодки U-454 был потоплен эсминец «Matabele». Это была первая потеря ВМС Великобритании при проводке конвоев в СССР.

PQ-9/10 Объединенный конвой из десяти транспортов вышел из Рейкьявика 1-го февраля. Он прошёл незамеченным немецкими самолетами и подводными лодками и благополучно прибыл в Мурманск 10 февраля.

PQ-11 В состав входило 13 грузовых судов. Его сопровождали 3 эсминца, два корвета и 4 вооруженных траулера. Конвой достиг своего места назначения в полном составе.

PQ-12 В состав входило 16 грузовых судов. Один траулер погиб при переходе, один транспорт был потоплен германской авиацией уже в порту. Его сопровождали: линейный крейсер «Ринаун» (флагман), линкор «Дьюк оф Йорк», легкий крейсер «Кения», 6 эсминцев, линкор «Король Георг V» вместе с авианосцем «Викториес», тяжелым крейсером «Бервик» и 6 эсминцами.

PQ-13 В состав входило 19 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Всего из этого конвоя благополучно дошли 14 грузовых судов, противнику удалось потопить 5 транспортов и один корабль сопровождения.

PQ-14 В состав входило 24 грузовых судов. 16 судов и 2 корабля сопровождающих были вынуждены повернуть назад в результате полученных повреждений от арктических льдов. Одно судно было потоплено немецкой подводной лодкой. 19 апреля семь судов прибыло в Мурманск.

PQ-15 В состав входило 25 грузовых судов. Его сопровождали две группы прикрытия. Три грузовых судна при переходе были потоплены.

PQ-16 В состав входило 35 грузовых судов. Его сопровождали 17 эскортных кораблей союзников, до острова Медвежий конвой прикрывала эскадра из 4 крейсеров и 3 эсминцев. Конвой достиг своего места назначения, за исключением семи потопленных судов и ещё одного, которое повернуло назад в начале похода.

PQ-17 — арктический конвой времён Второй мировой войны, печально знаменитый большими потерями. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. 22 транспорта и 2 вспомогательных судна из состава конвоя были потоплены.

PQ-18 В состав входило 39 грузовых судов, одно спасательное судно, один танкер, три минных тральщика и три танкера ВМФ. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников, первый конвой в сопровождении авианосца. Противнику удалось потопить 13 транспортов. 27 транспортов доставило в Архангельск 150 тыс. тонн грузов.

Конвой PQ-18 стал последним под литером PQ.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Всего с августа 1941 года по май 1945 года в СССР было проведено 40 конвоев (хотя в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили в рамках программы ленд-лиза важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов было потоплено. В арктических конвоях погибло около 3000 моряков.

В ходе выполнения миссии арктических конвоев обнаружилась колоссальная разница между англичанами и русскими.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Однако советские моряки не оставили судно. Героическими усилиями они погасили пожар и спасли такое необходимое вооружение. Нашим людям не приходило в голову, что оборонный груз можно бросить, ведь его ждала Красная Армия.

Арктические конвои оставили в СССР получил почти 5 млн тонн груза. Это порядка 30% всей помощи союзников за все годы войны. Груженые корабли конвоя шли по намеченному маршруту колонной. Корабли сопровождал «эскорт» — эсминцы и тральщики, которые должны были отбивать яростные атаки фашистов.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

Несмотря на все усилия, потери союзников были огромны. Фашисты буквально истребляли британский флот. Со временем в конвои стали снаряжать самые старые торговые суда. Оценивая свои утраты — как финансовые, так и человеческие, — Великобритания поняла, что взялась за невероятно трудное дело.

Впервые эту мысль озвучил сэр Дадли Паунд, адмирал британского флота. Перед выходом в море очередного арктического конвоя РQ-16 он сказал, что эта миссия повисла на шее Англии тяжелым камнем.

Замечание английского морского волка не осталось незамеченным на его родине. Великобритания продолжала регулярно отправлять конвои в СССР, но между странами установились натянутые отношения, проникнутые подозрительностью.

Русско-арктические конвои PQ (и позднее — IW и RA) приковали к нашему Северу главные ударные силы германского флота, и, рассуждая объективно, они могли быть только выгодны для союзников, ибо такая расстановка морских сил противника развязывала союзникам руки для более активных действий в Атлантике, в Средиземноморье и в борьбе с японским флотом на Тихом океане. А в том, что Германия собрала возле русских коммуникаций свои главные силы, в этом не приходится сомневаться.

Источник

Гибель конвоя PQ-17

Северные конвои – один из известных в нашей стране эпизодов отгремевшей Второй Мировой войны. В 1971 году на русский язык была переведена книга «Разгром конвоя PQ-17» английского историка Дэвида Ирвинга, которую англичанин написал за 2 года до аналогичной книги Валентина Пикуля. В Великобритании она вызвала не меньший резонанс, чем его «Реквием каравану PQ-17» в СССР. В Великобритании книга Ирвинга была запрещена, так как по решению суда содержала клевету в отношении ВМС королевства. Что же столь необычного произошло в северных широтах 5 июля 1942 года, что вокруг этого события до сих пор ломают копья?

Линкор в стоге сена

Полярные конвои из транспортных судов и военных кораблей создавались в Исландии, огибали по дуге Скандинавию и достигали Мурманска или Архангелска, доставляя в СССР военные грузы (ленд-лиз). Немцы старались помешать этому как могли. С аэродромов на территории оккупированной Норвегии по кораблям конвоев действовали торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики из состава 5-го воздушного флота Люфтваффе. На базах в Нарвике и Тронхейме базировались немецкие подлодки и надводные корабли. 16 конвоев прошли в СССР фактически без потерь, на очереди был конвой PQ-17

PQ-17 вышел в море из залива Хвальфьорд на северо-западе Исландии 27 июня 1942 года. В состав конвоя входили 35 транспортов (из них 2 советских), 3 спасательных судна и 2 танкера. Непосредственно эскорт конвоя осуществляли 6 эсминцев, 4 корвета, 4 противолодочных судна, 3 тральщика, 2 подводные лодки и 2 корабля ПВО, командовал силами эскорта коммандер (капитан второго ранга) Джек Брум. Именно он после окончания войны подал иск на писателя-историка Дэвида Ирвинга в суд и отсудил у него 40 000 фунтов стерлингов, большие деньги для 60-х годов прошлого века. Группу ближнего прикрытия конвоя под командованием контр-адмирала Гамильтона составляли 4 крейсера и 3 эсминца, дальнее прикрытие обеспечивал флот метрополии – 2 линкора, 3 крейсера, 14 эсминцев и 1 авианосец.

При этом весь флот соединенного королевства не мог спать спокойно, пока у берегов Норвегии курсировал немецкий линкор «Тирпиц». Если бы в 1942 году опытный психиатр протестировал командный состав английских ВМС, он бы наверняка поставил бы всем офицерам диагноз «Тирпицофобия». Этому были свои причины, в мае 1941 года немецкий линкор «Бисмарк» однотипный «Тирпицу» на 6 минуте боя отправил на дно гордость королевского флота линейный крейсер «Худ», имевший на вооружении почти такие же 381-мм орудия главного калибра.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

В первые дни после отправки 3 судна из состава конвоя вынуждены были повернуть назад. 4 июля в результате налета немецкой авиации были потоплены 2 судна и повреждены 3, среди них был и советский танкер «Азербайджан», который благодаря самоотверженным действиям экипажа скоро был возвращен в строй. Но все эти «мелочи» не волновали перового лорда Адмиралтейства – адмирала Дадли Паунда, который постоянно интересовался данными военно-морской разведки по «Тирпицу», но разведка хранила молчание, над всей территорией Норвегии висела непробиваемая облачность.

Выбор Дадли Паунда

Днем 4 июля одному самолету-разведчику улыбнулась удача, он смог сделать снимок гавани Тронхейма (западные области Норвегии находятся почти напротив Исландии), где обычно стоял «Тирпиц». В этот раз стоянка была пуста!

После завершения войны Ирвинг, а за ним и Пикуль обвинили Дадли Паунда, который в 1943 году скончался от инфаркта, в почти всех смертных грехах. Англичанин назвал его тупым службистом и бездарью, а Пикуль обвинил в некомпетентности и трусости. Но что будет, если мы поставим себя на место первого лорда и попытатемся решить обвинение с бесконечным количеством неизвестных. Данные: немецкий линкор «Тирпиц» исчез со свой стоянки. Где он находится неизвестно, но необходимо предполагать худшее. Худшим является то, что линкор вышел в море для перехвата конвоя PQ-17. При этом нам не известно и время выхода линкора в море…

Так думал адмирал, принимая решение о судьбе полярного конвоя. У него было два варианта. Первый ничего не предпринимать и дать конвою спокойно дойти до России, но в таком случае «Тирпиц» мог сначала позавтракать крейсерами и эсминцами ближнего прикрытия, а затем отобедать беззащитными транспортами. Второй вариант давал больше риска, но в случае успеха обещал навсегда успокоить немецкий линкор на дне моря. Чтобы это осуществить достаточно было «всего лишь» связать «Тирпиц» боем с соединением адмирала Гамильтона и промурыжить его до подхода основных сил флота Великобритании.

Тогда Дадли Паунд выбрал второй вариант. Он приказал транспортным судам рассредоточиться, как можно быстрее покинуть строй и следовать в северные порты России по одиночке. Подобная практика, когда корабли шли в СССР самостоятельно уже не раз применялась и не без успеха, такие рейсы назывались «капельными».

Выбор адмирала Редера

Трагедия конвоя PQ-17 заключалась в том, что Дадли Паунд решил представленное ему уравнение неверно. Он не мог знать, что немецкий линкор по приказу главнокомандующего Кригсмарине гросс-адмирала Эриха Редера был перебазирован в Альтен-фьорд, который находился недалеко от острова Медвежий, около которого проходили маршруты всех полярных конвоев. Именно из-за этого разведка не обнаружила линкор на своей постоянной стоянке. Эрих Редер имел на руках два приказа от Гитлера. Один приказывал атаковать полярный конвой силами надводных кораблей, второй запрещал делать это, если адмиралу не будет известно местоположение ближайших английских авианосцев.

Что означает pq для северных конвоев. Смотреть фото Что означает pq для северных конвоев. Смотреть картинку Что означает pq для северных конвоев. Картинка про Что означает pq для северных конвоев. Фото Что означает pq для северных конвоев

По этому поводу у немцев существовал свой военно-морской кошмар, связанный с гибелью «Бисамрка». Вскоре после своей триумфальной победы над «Худом» линкор настигли самолеты с английского авианосца «Викториес». Отправить на дно бронированную громадину они не смогли, но одна из выпущенных торпед повредила линкору руль. После чего «Бисамарк» буквально на части был разорван английским надводным флотом. Что-то подобное собирался проделать с «Тирпицем» и адмирал Дадли Паунд. Чему Эрих Редер всеми силами собирался противодействовать. Ранним утром 5 июля, самолет разведчик нашел флот метрополии в 220 милях к северо-западу от острова Медвежий и Редер пошел на риск, в 3 часа дня 5 июля «Тирпиц» в сопровождении 10 кораблей эскорта вышел в море.

Через несколько часов немцы были обнаружены советской подлодкой К-21, командиром которой был капитан второго ранга Николай Лунин. Лодка произвела по линкору залп из 4 торпед, которые, скорее всего, прошли мимо цели.

Однако, несмотря на это, подлодка К-21 доложила о выходе эскадры противника в море. Возможно именно из-за этого позднее она была превращена в музей, который и по сей день можно посетить в Североморске. Уже через час после выхода немецкую эскадру обнаружила и английская подлодка, а чуть позднее и самолеты-разведчики. Немцы смогли перехватить все три отправленных радиограммы, смогли расшифровать их и поняли, что их ждут. Редеру не оставалось ничего другого, как вернуть эскадру обратно на базу. В этот момент судьба сохранила «Тирпиц», но никакой славы это ему не принесло. Гордость немецкого флота продолжала коптить небо Альтен-фьорда до 1944 года, пока там его наконец-то не «достали» английские бомбардировщики.

Что произошло дальше хорошо известно российским читателям. Крейсера охранения Гамильтона еще длительное время искали «Тирпиц», пока немецкие самолеты и подводные лодки в течение 3 дней топили беззащитные суда полярного конвоя. Из 32 транспортов на дно отправилось 21 судно. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из состава команд судов погибло 153 человека. Глава британской военно-морской миссии в Полярном контр-адмирал Фишер на встрече с командующим Северным флотом СССР адмиралом Головко краснел и прятал глаза, хотя сам не нес никакой вины за гибель конвоя PQ-17.

Несмотря на такой уровень потерь, гибель конвоя PQ-17 это лишь «капля в море» той большой войны, при проводке конвоев на Мальту, подобный уровень потерь считался самими англичанами вполне допустимым. Всем, кому интересна эта тема, можно рекомендовать книги Дэвида Ирвинга «Разгром конвоя PQ-17», Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» и более художественное, но от этого, пожалуй, даже лучшее произведение Алистера Маклина «Полярный конвой».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *