Что означает праздник двунадесятый праздник

Что такое двунадесятый праздник?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Что такое двунадесятый праздник? Почему их двенадцать? В чем отличие от великих? Почему именно эти праздники были так названы, что их объединяет?

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Церковь каждый день празднует память какого-либо святого или какое-то событие. И любое церковное праздненство имеет глубокий смысл — именно этим, кстати, наши праздники отличаются от светских. Дело в том, что церковные праздники всегда назидательны, они воспитывают человека, настраивают на нужный лад и побуждают к добрым делам.

Скажу словами Иустина Поповича: мы каждый день празднуем память какого-то святого — и они словно передают нас друг другу с рук на руки. Для того чтобы мы возрастали в Боге, от силы в силу, восходили по духовной лестнице.

Чтобы лучше понять, что такое двунадесятые праздники, поищем аналог им в светском календаре. День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла. Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом, а на утро подмести с пола посуду, которую побили гости. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Перечислим их:

Догматически эти праздники тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа, нравственно нас настраивают на позитивный лад, воспитывают. И, главное, через содержание свое приводят нас ко Христу.

Вообще в церковном календаре есть своя иерархия памятных дат. Праздников Праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, а стоит как бы во главе всех них. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Кроме того, сами двунадесятые праздники делятся на Господские и Богородичные. Они особые и по богослужению, и по символике.

Для нас эти дни — вершины радости в году, вершины ликования, приближения ко Христу, нашего спасения. Мы празднуем то, что на нас обратил внимание Господь. То, что Божия Матерь, такая же, как и мы, будучи человеком, стала в Царствии Небесном той, к кому мы обращаемся «Спаси нас», а не просим о молитве перед престолом Божиим, как других святых.

Мы празднуем в двунадесятые праздники то, что человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом, обожиться. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру. Ну, а о мудрости — софии — я и не говорю: в каждом церковном празднике сокрыта чрезвычайная глубина премудрости.

Источник

Двунадесятые праздники

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник
Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). – М. : Издательство Сретенского монастыря, 2009. – 248 с.

Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. Они, несмотря на объективную индивидуальную специфичность, характеризуются рядом общих особенностей, которые являются уникальным источником по истории богослужения, а также литургической гимнографии, агиографии и эортологии.

В настоящем учебном пособии представлено сравнительное диахронно-синхронное описание корпуса двунадесятых праздников по следующим признакам: событие праздника, история его установления, святоотеческая экзегеза праздника, его динамика в православном богослужении, а также в неправославной традиции (например, в дохалкидонской и западной) и нек.др.

Для студентов духовных учебных заведений, преподавателей литургики, а также для всех, кому интересны и небезразличны вопросы истории и современности православных праздников.

Содержание

Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. Они, несмотря на объективную индивидуальную специфичность, характеризуются рядом общих особенностей, которые являются уникальным источником по истории богослужения, а также литургической гимнографии, агиографии и эортологии – причем не только византийской, но и славянской.

В связи с этим учебно-научное издание, содержащее сведения о формировании системы двунадесятых праздников, их событийной, исторической и литургической преемственности, этимологии названий, а также конкретный разбор качественного и количественного наполнения разновременных богослужебных формуляров, в том числе и исконных, которые зачастую восстанавливаются с известной степенью вероятности, представляется весьма актуальным и полезным для богословско-прикладных дисциплин.

Целостный корпус двунадесятых праздников в целом и каждое из празднований в отдельности чрезвычайно красноречиво свидетельствуют о непрерывной динамике эортологического круга, то есть прежде всего об этапах формирования памятных событий и христианских праздников, а также о фазах становления церковного календаря.

Кроме того, систематический очерк истории важнейших православных празднований актуализирует давно назревшую необходимость в конструктивной критике подходов, с помощью которых анализируется эортология Русской Церкви. Нужно признать, что многие вопросы получали до сих пор преимущественно духовно-нравственную оценку (освящение плодов и ветвей, чины колепреклоненных молитв, погребения Пресвятой Богородицы и проч.), которая в полной мере не может удовлетворить ни специалистов-литургистов, ни приходское священство, ни православную общественность.

Стоит особо отметить, что публикуемые справочные материалы не решают, в отличие от традиционных учебников литургики (схиархимандрита Иоанна (Маслова), Г.И. Шиманского и т.д.), практических задач, связанных с развернутым представлением современных чинопоследований. Принципиальным было показать широкую историческую панораму двунадесятых праздников – исходя из строгих научно-богословских позиций. Именно они вкупе с непротиворечивыми уставными рекомендациями должны стать в будущем основой не только для написания разнообразных учебных книг по литургике, но и для составления богослужебных указаний для священно- и церковнослужителей.

Таким образом, становится очевидной богословско-научная и практическая новизна данного пособия.

Его основным содержательным центром, безусловно, является сравнительное диахронно-синхронное описание корпуса двунадесятых праздников по следующим признакам: событие праздника, история его установления, святоотеческая экзегеза праздника, его динамика в православном богослужении, а также в неправославной традиции (например, в дохалкидонской и западной) и нек.др.

Источниками для этого учебного справочника послужили Типикон, богослужебные книги – комплект Миней, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, используемые ныне в Русской Православной Церкви, а также материалы (греческие и славянские, печатные и рукописные), которые извлечены из трудов свящ. Михаила Желтова, А.А. Дмитриевского, А.А. Лукашевича, Ю.И. Рубана, М.Н. Скабаллановича, Н.Д. Успенского и др. Их разыскания и составляют научно-методологическую основу настоящего пособия.

В нем будут освещены следующие вопросы: этапы общего формирования богослужебного календаря в связи с двунадесятыми праздниками; поступательное введение в месяцесловы празднований, причисленных позже к двунадесятым; условия (богословские, литургические, внешние и проч.), побудившие к динамическому выделению среди великих празднований тех, которые отличаются сугубой значимостью и торжественностью.

Кроме того, будет представлено детальное описание всех двунадесятых праздников, построенное по единой схеме, которая, однако, в конкретных случаях может расширяться, а также выборочно рассмотрены некоторые спорные вопросы описательной и исторической литургики: праздничный статус (Господский или Богородичный), эортологический синкретизм, формулировки отдельных уставных предписаний и их целесообразность и нек.др.

Эти проблемы находятся в непосредственной связи с логикой учебного времени, которое отводится на изучение двунадесятых праздников в рамках дисциплины «Литургика» на третьем курсе духовных семинарий. Именно для ее учащихся в первую очередь и предназначено данное пособие.

Заявленные научно-богословские проблемы и учебно-методические цели определили структуру настоящей учебной книги. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Вторая и третья главы построены по единообразному плану, что значительно облегчает усвоение учебного материала и способствует его систематизации.

Библиографический список может быть рекомендован студентам для дальнейшего изучения и осмысления.

Помимо этого, пособие снабжено четырьмя приложениями: «Святоотеческая экзегеза двунадесятых праздников»; «Праздники, причисляемые Русской Православной Церковью к двунадесятым, в дохалкидонской и западной традициях», «Иконография двунадесятых праздников». Они – конечно, вместе с основными разделами, наглядно иллюстрируют междисциплинарные связи (литургики и догматического богословия, истории Церкви, гомилетики), установление которых чрезвычайно важно в контексте современного богословского образования.

В помощь учащимся приведен краткий словарь, в котором разъяснены некоторые богословские, литургические и общенаучные термины.

Надо надеяться, что данное пособие послужит надежным справочником по истории двунадесятых праздников, став тем самым еще одним дополнениям к уже имеющимся учебникам по литургике.

Источник

Двунадесятые праздники — список в православии, значение и виды

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября):

Большинство двунадесятых праздников непереходящие, то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими, либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Двунадесятые праздники в календарном порядке

Хотелось бы для начала уточнить, что календарный год в церкви начинается не с привычного людям первого января, а с первого сентября. Также, согласно Юлианскому календарю (новому стилю), чтобы понять точную дату празднования, нужно прибавить тринадцать дней к дате по старому стилю.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Во многих источниках происходит расхождение в датировании празднования, поэтому в данной статье будут указаны обе.

Православная церковь, в отличие от католической, празднует все двунадесятые праздники, используя дату нового стиля. Но встречаются и исключения, которым более предпочтителен старый стиль. Стоит учитывать это, прежде чем идти на литургию.

Вообще, двунадесятые праздники – это празднества, установленные в честь Сына Божьего — Иисуса Христа. Также в их состав входят праздники, касающиеся Пресвятой Богородицы — Девы Марии.

Примите во внимание: среди них есть как фиксированные, чья дата закрепилась за века, а есть и те, которые зависят от других. К примеру, как минимум три праздника зависят от Пасхи.

Интернет-магазин православных икон Svyatsy.

Структура праздников

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.

Значимость Двунадесятых праздников в Православии

Список Двунадесятых праздников с датами мы уже указали. А каково значение несут эти торжества, и что означается слово «двунадесятый»? Термин несёт в себе символичное значение. «Двунадесятый» означает «двенадцатый». То есть, это те 12 Церковных праздников, которые отмечаются после Святого Воскресения — Пасхи.

Все торжества олицетворяют жизнь Иисуса Христа и Богородицы на земле.

Стоит рассказать и о днях, которые тоже непосредственно связаны с этими Божественными праздниками. Это предпразднование, попразднование и отдание.

В первом случае люди подготавливаются к торжествам, настраиваются на нужный лад, духовную волну. Попразднование, или попразднество означает продолжение праздника. Отдание – это прощание с торжеством, или заключительный день. В церкви проводится повтор молитв и песнопений, посвящённых Иисусу Христу и Богородице.

Двунадесятые непереходящие праздники

Рождество Христово — 7 января

Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

Крещение Господне — 19 января

Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.

Сретение Господне — 15 февраля

Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.

Преображение Господне (Яблочный пас) — 19 августа

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 сентября. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.

Введение во храм Девы Марии — 4 декабря

Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Список 12 православных праздников

Список Двунадесятых праздников невелик и насчитывает всего 12 праздников. Каждый опишем подробно.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Двунадесятые праздники могут быть переходящими. Это те церковные торжества, которые не имеют точной даты и отмечаются церковью в зависимости от Пасхи.

К переходящим относят:

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Двунадесятые непереходящие праздники

Непереходящие торжества имеют точные даты и отмечаются всегда в один и тот же день.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Особенности двунадесятых праздников

В переводе со старославянского «двунадесять» означает двенадцать. «Двунадесятые праздники» — дни празднования тех или иных событий из жизни и смерти Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. В отличие от обычных дней почитания святых или церковных событий, двунадесятый праздник отмечается три дня и включает:

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Икона Двунадесятые праздники

Православные празднования, входящие в состав двенадцати главных, делятся на переходящие и непереходящие. В перечне событий, касающихся жизни и смерти Спасителя и Божьей Матери есть еще одно разделение на Господские и Богородичные.

Важно! Следует заметить, что Пасха не входит в список двенадцати главных православных празднований, ибо Воскресение Господне является самым важным и главным событием в человеческом существовании.

Значение Пасхи трудно переоценить, в ней весь смысл христианства, поэтому на иконах в честь 12-ти великих православных праздников Пасха изображается в центре.

Господские празднования

Каждый христианин может назвать Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса и явлениями, произошедшими после Его смерти.

Богородичные празднования

В Богородичные празднования православный мир воздает хвалу и почитание Той, Которая дала жизнь Иисуса и стала Матерью всех христиан, принявших Ее Сына своим Спасителем:

Переходящие праздники

Святые дни, связанные со светлым Воскресением Христовым, которое отмечается в воскресение после первого весеннего полнолуния, отмечаются в разные дни. За неделю до Пасхи православные всего мира отмечают Вербное Воскресение.

Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть фото Что означает праздник двунадесятый праздник. Смотреть картинку Что означает праздник двунадесятый праздник. Картинка про Что означает праздник двунадесятый праздник. Фото Что означает праздник двунадесятый праздник

Вход Господень в Иерусалим

По прошествии сорока дней после Своего воскресения Иисус поднялся на облаке, это день Вознесения. На пятидесятый день после Пасхи или десятых день после Вознесения Христова Дух Святой сошел на землю, чтобы явить в Троице Бога Отца, Сына, Святого Духа.

Непереходящие праздники

Девять дней в году в определенные дни вот уже много веков Православная Церковь проводит торжественные Литургии в честь Спасителя Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, ставшей Божьей Матерью, Богородицей.

Иконография

Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Источник

Часть 1. Становление богослужебного годового календаря в связи с двунадесятыми праздниками

Под словосочетанием «двунадесятые праздники» (греч. Δωδεκάορτον) понимаются 12 праздников, которые считаются в православной традиции наиболее важными после Пасхи.

Прежде чем приступить к систематическому описанию каждого из них, необходимо предпринять историко-литургический экскурс, связанный с общим диахроническим становлением церковного календаря.

Первые христиане в Иерусалиме постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ). Весь их день был непрерывным богослужением, которое состояло прежде всего из повествований о жизни и проповеди Спасителя, которые впоследствии составили содержание письменных Евангелий, и в наставлениях самих апостолов, изложенных потом некоторыми из них в посланиях. На этой почве сугубой набожности и началось постепенное формирование особого христианского богослужения, в том числе и становление церковного года.

Очевидно, что сперва апостолы и верующие соблюдали еврейские праздники, однако со временем эта традиция вполне закономерно пресеклась. Несомненно также и следующее: начало христианскому церковному году, который стал постепенно заслонять иудейский, положило празднование воскресного дня.

Первое определенное упоминание об этом факте при апостолах находится в Первом послании к коринфянам, написанном, должно быть, около 58 года, в конце двухлетнего пребывания апостола Павла в Ефесе. Апостол советует коринфским христианам делать благотворительный сбор в пользу палестинских братий в первый день недели, как он это ранее установил в галатийских церквах. Иными словами, здесь следует указание на освящение воскресного дня только благотворительностью. Но от того же года имеется свидетельство о проведении и богослужебного собрания. Когда апостол Павел возвращался в Иерусалим и сделал остановку в Троаде, то в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, он, намереваясь отправиться на следующий день далее, беседовал с ними до полуночи. Воскресный день освящается Евхаристией (преломление хлеба, которое совершается вечером). В горнице, где собрались верующие, было довольно много светильников. Освещение это объяснялось не только вечерним временем суток, но праздничным поводом, которым обусловлена также и длительность богослужения – от вечера до рассвета.

Есть, однако, основания полагать, что чествование воскресного дня апостолами началось задолго до указанного времени. Итак, в первую Пятидесятницу после Вознесения Господня апостолы и верующие не идут ни в храм на торжественное утреннее жертвоприношение, ни в синагогу, а устраивают свое молитвенное собрание в частном доме ( Деян.2:46 ). Пятидесятница же в тот год приходилась на первый день недели.

При этом нужно подчеркнуть еще раз: вначале новый христианский праздник едва ли совсем вытеснил из богослужебной практики верующих субботу.

Воскресным днем, по-видимому, и исчерпывался круг праздников апостольской Церкви I века.

II век можно охарактеризовать как неуклонный переход от апостольской свободы и первообразования к твердым литургическим нормам.

По поводу Пасхи нужно сказать следующее. Она все еще продолжала оставаться скорбно-радостным пощением в честь Страданий Христовых. Однако разрешение этого поста в ночь после субботы обставляется теперь чрезвычайно торжественно. Иначе говоря, несмотря на известный синкретизм постного и праздничного контекстов, в III веке Пасха в целом приобретает свое нынешнее содержание.

В анализируемый период получил начало праздник Крещения Господня, или Богоявления. О нем впервые непротиворечиво упоминает свт. Климент Александрийский.

Таким образом, III век ознаменован рядом вех, которые имеют принципиальное значение для композиционного и смыслового формирования корпуса двунадесятых праздником. В первую очередь Пасха, достаточно резко изменив свой характер, приобретает самое видное, исключительное положение в календаре. К двум празднествам, зафиксированным ранее (Пасха и Пятидесятница), прибавляется еще одно – Богоявление.

Как известно, IV-V вв. отмечены прекращением жестоких гонений на Церковь, активизацией богословского знания, бурным развитием разных форм монашеской жизни. Все это самым благоприятным образом повлияло на формирование богослужебного канона. Именно на данном этапе возникает развернутый месяцеслов святых, а цикл великих праздников, роль которых по сравнению с III столетием возрастает, значительно увеличивается – почти до нынешнего количества.

Самые ранние сведения о Вознесении Господнем содержатся у свт. Григория Нисского и Иоанна Златоуста. Блж. Августин свидетельствует, что праздник чтится везде, Сократ называет его всенародным. Авторитетные Апостольские постановления указывают на Вознесение как на праздник, свободный от работ. Возможно, установлению празднества способствовало сооружение царицей Еленой на Масличной горе базилики; кроме нее, на самом месте Вознесения была церковь. Вместе с тем в описаниях паломницы Этерии служба данного праздника, который она называет 40-м днем после Пасхи, а не Вознесением, отсутствует.

Положение Пятидесятницы в IV-V столетиях существенно не изменилось. Она, в духе традиции III века, трактуется то как 50-дневный период от Пасхи, то как его заключительный день. Также не отмечено новаций в отношении поста и коленопреклонений.

При этом Пятидесятница, согласно «Путешествию по Святым местам», имела выдающееся даже между великими праздниками по времени и величественности богослужение.

Наряду с расширением почти до современного количества важнейших подвижных праздников в рассматриваемое время было введено три новых неподвижных: Рождества Христова, что явилось эортологическим утверждением догмата о Боговоплощении, Сретения и Воздвижения.

Праздник Рождества Христова выделился из Богоявления – в первую очередь по причине многочисленных воспоминаний со сложным содержанием.

Тогда же Иерусалимская Церковь начала праздновать день Сретения Господня. Правда, назывался он описательно: «40-й день от Богоявления».

Таков же исток и Обретения (и Воздвижения) Честного Креста. Данное празднование находилось в тесной связи с Обновлением храма Воскресения, поскольку их события непосредственно связаны друг с другом.

В связи с этим становится понятным, почему во многих обрядах дни, посвященные прославлению Богородицы, стоят в непосредственной близости к Рождеству. Например, в Иерусалиме в V столетии посвященное Божией Матери общее празднество совершали 15 августа.

Создание стройного и вариативного лишь с функциональной точки зрения формуляра праздников стало первоочередной задачей для литургистов и гимнографов VI-VIII вв. И действительно эти столетия нужно, без преувеличения, назвать наиболее важным периодом в образовании богослужебного Устава. Церковный год, как и суточное богослужение, приобретает свой нынешний вид. И впоследствии происходят только второстепенная детализация и частные корректировки.

Так, несторианский церковный год, который имеет всегда 52 недели, или 364 дня (недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней седмицей через семь лет), насчитывает только несколько неподвижных праздников. Поэтому эортологический круг чрезвычайно зависим от Пасхи. Началом года у несториан считается Рождество Христово. Есть четыре подготовительные к нему недели, которые называются благовещенскими (Благовещение и празднуется в эти недели, а под 25 марта имеется только календарная отметка события). Новый год отмечается в первое из этих четырех воскресений. Праздник Рождества Христова – самый торжественный и составляет с Богоявлением особый период в 12 дней (как в Русской Православной Церкви).

Неподвижными праздниками являются Преображение Господне – 6 августа, Прехождение Девы – 15 августа, Рождество Владычицы Марии – 8 сентября, Обретение Креста – 13 сентября.

Таким образом, из 12 праздников, которые считаются в Русской Православной Церкви главнейшими, нет только Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Армянский месяцеслов по преимуществу подвижный. Преображение празднуется в седьмую неделю по Пятидесятнице и вместе с Неделей арачаворац (соответствует Неделе мытаря и фарисея) образует состоящий из 24 недель пасхальный круг года. Пасха, как и у православных, располагается между 22 марта и 25 апреля. Для остальных 28 недель счет идет по праздникам и постам, приходящимся на этот период. Успение и Воздвижение празднуются в воскресенья, ближайшие к датам греческого календаря. Остальные праздники – неподвижные: Рождество Христово и Крещение приходятся на 6 января; Сретение – на 14 февраля, Благовещение – на 7 апреля, Рождество Пресвятой Богородицы – на 8 сентября, Введение – на 21 ноября. Праздники в честь Спасителя, Креста (кроме Воздвижения – Обретение, Явление), церкви (Обновление Эчмиадзинского храма), Богородицы (с учетом Зачатия, Обретения ризы, пояса) считаются Господскими. Они имеют предпразднство (вигилию) и восемь дней попразднства, которые по торжественности ничуть не уступают самому празднику и воскресенью, так что можно насчитать 140 Господских дней в году.

Итак, анализ месяцесловов VI-VIII столетий показывает, что церковный год и на Востоке, и на Западе сложился уже вплоть до самых мелких подробностей и был весьма разветвленным.

Естественным следствием умножения памятей, как было показано выше, явились попытки установить их градацию. Святые отцы IV-V вв. выделяют из корпуса всех памятей праздники в честь Спасителя и приписывают отмечать их с особой торжественностью. Свт. Епифаний Кипрский (почил в 403 году) в слове на Вознесение говорит о четырех великих праздниках: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение, Вознесение. Свт. Прокл Константинопольский прибавляет сюда еще и Сошествие Духа. Георгий Амартол и свт. Иоанн Златоуст насчитывают уже семь главнейших празднований: Рождество Христово, Богоявление, Воскресение, Вознесение, Сошествие Духа, а также спасительные Страсти и седьмой великий непрестающий ожидаемый день всеобщего воскресения мертвых. Прп. Иоанн Дамаскин в первом слове об иконах (728 год) говорит об иконах, посвященных Благовещению, Рождеству, Крещению, Преображению, Вознесению. Иоанн, епископ Эвбейский (VIII век), называет и важнейших праздников: это все нынешние двунадесятые, исключая Введение, Успение и Неделю ваий, со вставкой Зачатия (в другом месте он к этим праздникам присоединяет и Успение).

Выражаясь иначе, святые отцы были близки к выделению праздников в честь Спасителя и Богоматери в разряд важнейших и даже приближались к идее священного числа – 12. Тем не менее говорить о резком их обособлении в VI-VIII столетиях еще преждевременно. Косвенным доказательством служит праздничное Евангелие, писанное золочеными буквами, из Синайской библиотеки. В нем, наряду со всеми нынешними 12 праздниками (исключая Ваий), есть Евангелия на целый ряд дней в году: 1 сентября, 24 декабря, 5 января, 7 февраля, 9 марта, 23 апреля, 8 мая, го мая и др.

Нужно непременно упомянуть о том, что распространению и возвышению некоторых праздников способствовала светская власть. Так, император Юстиниан в 534 году возобновил запрещение судебных заседаний для 25 декабря и 6 января. В 542 году он же, по-видимому, впервые совершил в Константинополе праздник Сретения и сделал его обязательным для всего государства – в благодарность за избавление Константинополя от трехмесячной моровой язвы и Антиохии от землетрясения (критический разбор этой эортологической версии см. ниже). Императору Маврикию (582–602) приписывается введение праздников Рождества Богородицы, Благовещения и Сретения (для последних двух – должно быть, возобновление их).

Из двунадесятых праздников в эту эпоху получили начало Преображение, Рождество Богородицы (самые ранние подлинные беседы на эти праздники принадлежат св. Андрею Критскому) и Введение (отмечено в праздничном Евангелии 715 года).

Как уже указывалось, начиная с IX века, можно говорить о полных, исчерпывающих сводах богослужебного Устава почти для всей Восточной Церкви. И отныне в него вносились только незначительные изменения.

Постепенно установилось синхронное деление праздников по степени торжественности. Еще в предшествующий период празднования в честь Спасителя и Богоматери заняли самое почетное положение среди других, и даже наметилось приблизительно и нынешнее количество этих праздников – 12. Однако данному числу не приписывалось символичности, более того не было и задачи его достичь.

Криптоферратский Типикон (XI-XII вв.) насчитывает 14 Владычних праздников: Благовещение, Рождество Христово, Обрезание, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Неделя ваий, Преображение, Тайная Вечеря, Распятие, Воскресение, Неделя новая, Вознесение и Пятидесятница. Но уже Феодор Продром (XII век) удаляет из этого перечня Тайную Вечерю и новую Неделю. И таким образом получается 12 праздников. Никифор Каллист в XIV веке заменяет Обрезание Успением и приходит к числу 12. Византийский поэт первой половины XIV столетия Мануил Фил пишет о праздниках Δωδεκάορτον. Никифор Каллист Ксанфопул перечисляет 12 праздников, включая Успение.

Следовательно, Богородичные праздники, к которым не причислялось и Благовещение, совпадающее с Зачатием Христовым, не вносились в разряд двунадесятых. В Типиконе Великой Константинопольской Церкви Введение только названо под 21 ноября, но относительно службы ему не сделано никаких замечаний, даже не указано Апостола и Евангелия, что здесь делается для многих святых. Но все другие Типиконы, начиная с древнейших Студийских, дают для Богородичных праздников службу такой же торжественности, как для Господних праздников, при тех исключениях, которые в данном отношении делаются и нынешним Уставом (отсутствие антифонов на Литургии, что древние Кодификации допускали и для некоторых Господских празднований, а также более короткое попразднство).

Самое пристальное внимание должно быть уделено иконографическим свидетельствам (см. выше труды прп. Ноанна Дамаскина). С XI-XII вв. в византийском церковном искусстве получила широкое распространение иконографическая программа, состоящая из 12 праздников, пусть и не вполне совпадающая с позднейшей системой двунадесятых праздников. В этот ряд обычно помещали Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение Пресвятой Богородицы. Данная иконографическая программа получает название Δωδεκάορτον. В ней, как и в подавляющем большинстве святоотеческих списков, почти отсутствуют Богородичные праздники, кроме Успения (Благовещение можно понимать как Господский праздник – см. ниже).

Примечательно, что в сочинении «На Господские праздники» Иоанна, митрополита Евхаитского (почил не позже 1095 года), перечисляются 12 праздников, включая Обрезание Господне, но без Успения Пресвятой Богородицы. Но оно входит в число 12 изображений праздничного тетраптиха XIII столетия. В диптихе конца XIII – начала XIV вв. Успение пропущено, зато наличествует икона Рождества Христова. С XIV столетия Успение Богородицы постоянно присутствует в праздничных рядах.

К XVI веку в иконографическую программу входили изображения Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также Воздвижения Креста Господня, хотя и в эту эпоху изображения упомянутых Богородичных празднований могли опускаться.

Однако нужно отметить: иконографические программы иногда составляли более, чем 12 образов, особенно в позднее время, но ядро было, как правило, неизменным (хотя в ранних перечислениях в названное число включались иконы Обрезания Господня и Уверения Фомы).

Никон приводит в своем сочинении таблицы трех разрядов праздников, в которых не просто суммирует материал, отмечая великие – крестом в круге, средние – крестом и малые – тремя точками, но и дает сравнительное сопоставление Студийского, Иерусалимского и Святогорского Уставов, причем и с точки зрения количества празднований, и с точки зрения их субординации. При этом нужно отметить, что термина «двунадесятые праздники» он не употребляет. Следовательно, Никон Святогорец предлагает первый древнейший опыт полной классификации праздников. И ее сравнение с нынешним Уставом показывает, какое развитие получил в этом отношении церковный год с X-XI вв.

Следует подробнее остановиться на сравнении Богородичных праздников в Православной и Католической Церкви, где, как известно, имеется весьма дробный рубрикатор, развернутый разбор которого не предусмотрен современным курсом литургики. В Западной Церкви все Богородичные праздники (кроме, возможно, Благовещения) установлены несколько позднее, чем на Востоке, часто под восточным влиянием. Первый Богородичный праздник – Рождество Святой Марии – был введен в Риме во второй половине VI века и праздновался 1 января, в день октавы. В современном католическом месяцеслове присутствуют все Богородичные праздники, относящиеся в византийском обряде к двунадесятым, но не все празднуются одинаково торжественно 19 : Рождество Богородицы 8 сентября не относится к великим, а Введение (празднуется только с XIV века) вообще считается малым праздником.

Есть и ряд других Богородичных празднований: на следующий день после Воздвижения – память Пресвятой Девы Марии Скорбящей; 1 января (в день октавы Рождества Христова) – общая память Пресвятой Девы Марии, аналогичная празднику Собора Богородицы в византийском обряде; 31 мая – память Посещения Пресвятой Девой Марией прав. Елисаветы.

Также отмечается ряд праздников, отражающих особенности католической догматики: в субботу после праздника Сердца Иисусова – память Пренепорочного Сердца Пресвятой Девы; 22 августа – праздник Пресвятой Девы Марии Царицы (праздник относится к разряду малых); 7 октября – память Пресвятой Девы Марии Розария. Великим праздником считается Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии 9 декабря (в Православной Церкви, не признающей догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, в этот день празднуется событие естественного зачатия прав. Иоакимом и Анной Пресвятой Богородицы).

Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – С. 47.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *