Что означает пучок связка в критическом мышлении

Что такое критическое мышление и как его развить

Рассказываем, зачем нужен широкий кругозор и умение задавать вопросы

Что означает пучок связка в критическом мышлении. Смотреть фото Что означает пучок связка в критическом мышлении. Смотреть картинку Что означает пучок связка в критическом мышлении. Картинка про Что означает пучок связка в критическом мышлении. Фото Что означает пучок связка в критическом мышлении

Что означает пучок связка в критическом мышлении. Смотреть фото Что означает пучок связка в критическом мышлении. Смотреть картинку Что означает пучок связка в критическом мышлении. Картинка про Что означает пучок связка в критическом мышлении. Фото Что означает пучок связка в критическом мышлении

Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

Зачем нужно критическое мышление

Учёба

Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.

Работа

Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.

Повседневная жизнь

Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.

Настольные игры, развивающие логику и воображение

Методики развития нестандартного мышления

Что запомнить:

также встречается определение — латеральное мышление

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Тема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике

Общие сведения о критическом мышлении.

Развитие навыков критического мышления особенно важно в связи с огромным ростом в последние годы объемов информации. Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, студенты должны уметь «просеивать» информацию и принимать решения о том, что важно, а что нет. Им придется понимать, как различные части информации могут быть увязаны между собой, научиться рассматривать новые идеи и знания в соответствующем контексте, осмысливать значение того нового, с чем они сталкиваются, отвергать ту информацию, которая не имеет отношения к делу или является неверной. Таким образом, критическое мышление способствует переходу от первоначального «схватывания» смысла к глубинному пониманию материала, предмета, ситуации. Учащиеся должны научиться оценивать критически и продуктивно ту часть информационной вселенной, с которой они сталкиваются. Хотя термин «критическое» достаточно широко используется в международной практике, иногда недостаточно осведомленные участники обсуждений вкладывают в него разный смысл, например, приписывают ему даже негативный оттенок критиканства. Между тем, критическое мышление предполагает уважение к чужому мнению, толерантность, терпимость, неприемлемость навязывания своего мнения другим.

И.Г. Агапов считает (2001), что критическое мышление – это педагогическая технология, ориентированная на развитие у учащихся навыков работы с текстом, на овладение всеми видами звучащей и письменной речи, на взаимодействие со сверстниками по поводу данного текста (коммуникативные навыки, навыки групповой работы)… критическое мышление это способ изменить атмосферу в учебной аудитории, сделав ее творческой, а занятия – событием для обучающегося и преподавателя … В основе данной технологии лежат такие идеи, как множественность смыслов и интерпретации текстов, многопозиционность и рефлексивность процесса познания, современное понимание культуры. Принципиально важно идея ценности личности и безусловный приоритет создания благоприятных возможностей для ее развития, самопознания и самовыражения.

Критическое мышление – это активной процесс рассмотрения идей с многочисленных точек зрения, включая их значение и сравнение с другими. Это мышление высокого уровня – умственная деятельность, при которой особое внимание уделяется анализу, сравнению, применению, дебатам, инновациям, решению проблем или оценки хода мыслей. Критические мыслители менее подвержены манипуляциями и они находятся в большей безопасности, поскольку у них есть собственная система взглядов. Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями, и рассматривает возможные последствия их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей вежливого скептицизма и сопоставляет с противоположными точками зрения. Для их обоснования он выстраивает вспомогательные системы рассуждений, и на этом основании вырабатывает свою позицию. Критическое мышление – сложный процесс интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс, приходящий одновременно на нескольких уровнях.

Существуют четыре главных основания в пользу активных форм обучения в высшей школе:

Активное обучение и критическое мышление дают приложимые к жизни результаты,

Активное обучение развивает навыки самообразования,

Активное обучение способствует развитию толерантности и навыков социального взаимодействия,

При использовании активных форм обучения заинтересованность студентов выше.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания приобретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать. При подготовке к занятиям преподаватель должен определить круг стоящих перед студентами проблем, а в дальнейшем, когда студенты будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения, используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

Критическое мышление – это мышление социальное. Поэтому преподаватели, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Сочетание системного метода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний (педагогической технологии) и основ критического мышления создает новые возможности повышения качества учебного процесса. «Ядром» педагогической технологии является проектирование целей преподавателя и задач обучающихся, а методы развития критического мышления позволяют эффективно реализовать запланированные цели в конкретной учебной дисциплине, развить и расширить способности студентов индивидуально принимать хорошо аргументированные решения.

В конце XX века в педагогике возникло новое направление, связанное с развитием критического мышления. В его рамках разработано свыше 60 интерактивных стратегий, методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность обучающихся и повышающих продуктивность учебного процесса. Это направление систематизированно изложено в пособиях Ч. Темпла, К. Мередис и Дж.. Стил « Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ).

Критическому мышлению можно научить, это результат хорошо построенного учебного процесса, где целью преподавателя (подготовленного обучать критическому мышлению) является, во-первых, реализация программы обучения студентов и, во-вторых, развитие у них критического мышления на базе учебного материала преподаваемой учебной дисциплины. Могут также проводиться целевые курсы по развитию критического мышления. Освоение преподавателями методов развития навыков критического мышления студентов имеет определенные особенности. Проектом ЧПКМ предусмотрено проведение модельного занятия перед изложением основ критического мышления. Цель такой последовательности заключается в том, чтобы слушатели вначале выступили в качестве обучаемых, «пропустили через себя» и прочувствовали новый подход, и только затем приступили к освоению его теоретических положений.

Интерактивные методы Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – это «взаимный», «act» – действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студента и компьютера 1

Каковы основные характеристики «интерактива»? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на занятиях фокусируется на пяти основных элементах: позитивная взаимозависимость, личная ответственность, содействующее взаимодействие, навыки совместной работы и работа в группах. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивные методы обучения позволяют активизировать и использовать громадный образовательный потенциал обучающихся, внести в учебный процесс элементы состязательности и использовать свойство синергии, присущее позитивно функционирующим системам: интеллектуальная сила группы обучающихся больше суммы сил ее членов (т.е. групповой результат всегда выше, чем сумма индивидуальных результатов).

Что представляют собой методы интерактивного обучения? В настоящее время методистами и преподавателями-практиками разработано немало форм групповой работы. Вставить ХУТОРСКОГО

Интерактивные методы обучения дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства. Преподаватель, получивший в руки технологию, основанную на интерактивных методах, а не готовые рецепты хороших занятий, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений. Интерактивные методы обучения позволяют педагогу:

обеспечить интерес обучаемых к теме занятия,

достигнуть более прочного усвоения учебного материала,

развивать аналитическое мышление,

формировать коммуникативные навыки,

создавать условия для вовлечения всех обучаемых в активную учебную деятельность,

обеспечить благоприятный психологический микроклимат в учебной группе и др.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Заметим, что важнейшее условие для этого – личный опыт участия в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение преподавателем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

ВЫЗОВ: Организатор-авангард; Фокусирующие вопросы; Проблемные вопросы; Обдумайте/ Разбейтесь на пары/ Обменяйтесь мнениями; Спутник ожиданий; Мозговой штурм; Парная мозговая атака; Кластеры, Категориальный обзор, Свободное письмо (с обсуждением в парах или группах); Предварительные термины; Перепутанные логические цепи и др.

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ : Графические организаторы; Продвинутая лекция; Взаимное обучение; “Вопросы к автору”; Чтение/ Суммирование в парах; Знаю/ Хочу знать/ Узнал, Двухчастный дневник, Другие типы дневников с реакцией на прочитанное (с обсуждением в парах или группах), Чтение методом “Зигзаг”, ИНСЕРТ (метод пометок с обсуждением в парах или группах), Перекрестная дискуссия, Учебная дискуссия, Критические дискуссионные группы, Ролевые критические дискуссионные группы и др.

РАЗМЫШЛЕНИЕ (РЕФЛЕКСИЯ) : Совместный поиск; Введение в кооперативное об/учение (обучение сообща); Линия ценностей; Синквейн, Свободное письмо, Десятиминутное эссе, Аргументированное эссе, Таблица ИНСЕРТ, Кластер (с обсуждением в парах или группах); Категориальный обзор; Оставьте за мной последнее слово; Трехступенчатое интервью; Зигзаг 2; Концептуальная карта; Т-схема; Аналитический подход при написании реферата; Процедура РАФТ; Чтение и реакция на прочитанное и др.

Рекомендации по применению интерактивных методов обучения

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

ЛЕКЦИЯ № 5,6. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Методы, используемые на стадии Вызова.

Методы, используемые на стадии Осмысления.

Методы, используемые на стадии Размышления.

В результате изучения содержания этой лекции Вы:

узнаете о разнообразии методов, способствующих активизации учащихся;

определите дидактическую сущность каждой из стадий ВОР;

сможете определять целесообразность использования того или иного метода в процессе преподавания ваших (специальных) дисциплин;

овладеете техникой использования интерактивных методов.

Ключевые слова : Организатор-авангард; Фокусирующие вопросы; проблемные вопросы; Обдумайте/ Разбейтесь на пары/ Обменяйтесь мнениями; Спутник ожиданий; Мозговой штурм; Парная мозговая атака; Кластеры, Категориальный обзор, Свободное письмо (с обсуждением в парах или группах); Предварительные термины; Перепутанные логические цепи; Графические организаторы; Продвинутая лекция; Взаимное обучение; “Вопросы к автору”; Чтение/ Суммирование в парах; Знаю/ Хочу знать/ Узнал, Двухчастный дневник, Другие типы дневников с реакцией на прочитанное (с обсуждением в парах или группах), Чтение методом “Зигзаг”, ИНСЕРТ (метод пометок с обсуждением в парах или группах), Перекрестная дискуссия, Учебная дискуссия, Критические дискуссионные группы, Ролевые критические дискуссионные группы

Совместный поиск; Введение в кооперативное об/учение (обучение сообща); Линия ценностей; Синквейн, Свободное письмо, Десятиминутное эссе, Аргументированное эссе, Таблица ИНСЕРТ, Кластер (с обсуждением в парах или группах); Категориальный обзор; Оставьте за мной последнее слово; Трехступенчатое интервью; Зигзаг 2; Концептуальная карта; Т-схема; Аналитический подход при написании реферата; Процедура РАФТ; Чтение и реакция на прочитанное

Самостоятельная работа: Подготовить модельное занятие на тему:

«Обучение в сотрудничестве».

«Основы кейс метода».

Фаберман Б.Л.,Мусина Р.Г., Джумабаева Ф.А. Современные методы преподавания в вузах.-Т.,2001,193.

Фаберман Б.Л.,Мусина Р.Г. Методические рекомендации по развитию критического мышления.-Т.,2002,ч.1-2.

Педагогические технологии:понятия, принципы и методы внедрения.(Сб.материалов из интернета)/сост. С.Махкамова –Т.,2003

Методы, используемые на стадии Вызова.

Весьма уместно и ценно начать занятие с вопросов, которые устанавливают связь между тем, что студенты уже знают, и тем, что им предстоит узнать на данном занятии. Вопросы могут ставиться в форме больших проблем или даже тайн, которые надо решить или разгадать, или анекдотов, сопровождаемых интригующими вопросами. Фокусирующие вопросы срабатывают наиболее эффективно, когда они ставятся на довольно высоком уровне обобщения. Например: «Как тема занятия связана с вашим личным опытом?», «Как вы можете продемонстрировать то, что вы знаете по теме предстоящего занятия?» и т.д.

Приведем примеры вопросов преподавателя в фазе вызова:

“Какие сведения, предшествующие данной теме, вы знаете?”

“Что вы уже знаете об этом?”

“Почему вам нужно это знать?”

“Что вы не выяснили, но хотели бы узнать?”

Реакция после прочтения заданного текста

“На какие мысли это вас наводит?”

“Какие чувства это у вас вызвало?”

“Какое главное сообщение в этом материале?”

“Какие вопросы этот материал оставил без ответа?”

“Можете ли вы что-либо предложить?”

Согласно Стил и Мередис имеется прямая связь между количеством времени, которое преподаватели тратят на ожидания после того, как задали вопрос, и уровнем мышления обучающихся. Здравый смысл требует давать досточное время подумать о возможных вариантах ответов и привлекать к ответам как можно большее их число.

Проблемные вопросы позволяют создать особое пространство учебной деятельности, в котором студент в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности, к личностной оценке новых знаний, приобретает опыт творческого подхода к решению проблемы. Проблемная ситуация создается проблемным формулирование вопросов поискового характера.

Для создания учебной проблемы в фазе вызова можно использовать следующие методические приемы:

серия последовательных вопросов для подведения студентов к противоречию с целью самостоятельного поиска его решения;

вопросы, позволяющие рассмотреть проблему с различных позиций,

вопросы, побуждающие к сравнению, обобщению, анализу,

вопросы с неопределенностью в его постановке,

вопросы с противоречивыми, недостаточными или избыточными данными, стимулирующие студентов задавать уточняющие вопросы преподавателю.

Например: «Каковы наиболее актуальные перспективы развития вашей отрасли науки?», «Каковы различия в подходах к решению этой проблемы инженеров, дизайнеров, экономистов, экологов и чьи доводы представляются вам наиболее аргументированными?» и др.

Обдумайте / Разбейтесь на пары / Обменяйтесь мнениями (Kagan,1991) – коллективная учебная деятельность, при которой преподаватель предлагает студентам “открытый” вопрос – предпочтительно записать его на классной доске. Студентам отводится две минуты на то, чтобы ответить на него индивидуально (часто их просят сделать это в письменной форме). Затем студенты поворачиваются друг к другу и делятся своими ответами с партнером. Наконец, преподаватель предлагает двум или трем парам поделиться своими ответами со всей учебной группой. После чего они переходят к работе над новым материалом. В приеме “Обдумайте/Разбейтесь на пары/Обменяйтесь мнениями” каждый студент – даже если в потоке 100 или более студентов – активен, у него есть стимул думать о материале и обсуждать его с товарищами.

Спутник ожиданий. Преподаватель может подготовить набор вопросов с короткими ответами (например, с верными/неверными), которые выявляют важные аспекты темы (Estes и Vaughn,1986). Студентов просят индивидуально или в парах ответить на эти вопросы как можно точнее прежде, чем начнется главная часть занятия. Фактически это означает проведение предварительной диагностики по предстоящей теме занятия. Технически это проще всего осуществить путем применения устных тестовых заданий с ответами «Да» и «Нет», или «Верно» и «Неверно». В этом случае приближенное оценивание сразу всей группы в % может быть сделано при поднятии студентами рук на предложенный ответ «Да» или «Верно». Такой способ позволяет преподавателю получить обратную связь о степени информированности аудитории по теме. В конце занятия студенты возвращаются к этим вопросам, чтобы проверить, изменилась ли их точка зрения и сам подход к решению.

Например, на занятиях по повышению квалификации преподавателей им могут быть предложены следующие вопросы: «Требуется ли проявить критическое мышление при ответе на вопрос «Кто является главным героем романа «Минувшие дни» Абдуллы Кодири?», «Является ли критическое мышление строгим алгоритмом мыслительной деятельности для поиска единственно правильного пути?», «Можно ли развивать критическое мышление студентов в процессе преподавания любой учебной дисциплины?», и др.

Мозговой штурм – это действие по свободной выработке множества идей относительно темы, первоначально без их критики. Метод мозгового штурма претендует на универсальность применения. Задача “мозгового штурма”: использовать силу малой группы для генерирования идей (в целом малые группы более сильны, чем сумма сил отдельных ее участников). Мозговой штурм призван подтолкнуть людей, занятых решением проблемы, к выдвижению большого числа идей, в том числе, самых невероятных и фантастических. Принцип, заложенный в основу этой стратегии, заключается в том, что чем больше количество высказанных идей, тем больше вероятность, что, по крайней мере, одна из них окажется удачной. На рис.1 приводится алгоритм мозгового штурма при разработке каталога целей и задач занятия на основе педагогической технологии.

Правила “мозгового штурма”:

высказывание предложений без всяких ограничений, чем громче, тем лучше;

всякая идея позволительна;

идеи высказываются без мотивировки, только по существу задачи;

не допускается критика идей, их обсуждение и оценка до прекращения поступления предложений;

все предложения фиксируются.

После проведения мозгового штурма перечень возможных решений должен быть изучен, чтобы найти лучшее из них.

Шаги для эффективного мозгового штурма :

Рассадите участников в непринужденной манере.

Подготовьте доску или листы для записи идей.

Доведите проблему до участников мозгового штурма.

Определите правила работы :

а) никакой оценки идей в процессе их выдвижения,

б) полная свобода мысли,

в) чем больше идей, тем лучше,

г) «ловите», «схватывайте» и развивайте идеи других (комбинируйте, переделывайте и т.д.)

Спрашивайте об идеях и быстро их записывайте по мере их поступления.

Когда лист бумаги заполнен, перевешивайте его на стену.

Стимулируйте новые идеи, добавляя свои собственные.

Не допускайте смеха, ироничных комментариев или насмешек над идеями других.

Продолжайте как можно дольше, пока идеи не иссякнут.

Одна из разновидностей мозгового штурма – парная мозговая атака. Если предстоит работа с фактологической информацией, то студентам можно предложить составить списки фактов, которые они знают или думают, что знают, по теме занятия (Vacca, 1986). После двух минут индивидуальной работы студенты поворачиваются друг к другу, обсуждают и объединяют свои списки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *