Что означает выражение в какой народ придешь такую и шапку наденешь
Что означает выражение в какой народ придешь такую и шапку наденешь
Татарская энциклопедия: татарские головные уборы
«В какой народ придешь, такую и шапку наденешь», – говорит русская пословица. Это значит, что у каждого народа свой национальный костюм, частью которого обязательно является головной убор – шапка, шляпа, платок или что-то другое. Можно ли представить себе татарина без тюбетейки? Круглая шапочка стала визитной карточкой и незаменимым атрибутом нашего народа.
Несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваемой. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский костюм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.
При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.
В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация. Самым популярным девичьим головным убором был калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину.
В какой народ придешь таку и шапку наденешь
Пословица про Родину и чужбину:
В какой народ придешь, таку и шапку наденешь.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про Родину и чужбину. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про Родину и чужбину
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Народный костюм.Мужские шапки
Шапка в пословицах и поговорках
— Выпьем?
— Выпьем!
— А деньги где?
— А шапка-то у тебя на что!
• Шапочно знакомство не пойдет в потомство.
• И под дырявой шапкой живет голова.
• Шапку как ни поворачивай, все шапкой будет
• Из спасиба шапки не сошьешь.
• То не пьян еще, коли шапка на голове.
• Баранья шапка на бараньей голове.
• Шапка три рубля, зато набекрень.
• Дома щи без круп, а в людях шапка в рупь.
• Замерзающему и тряпка — шапка и юбка шубка.
• Прости, колпак, а шапка и так.
• Была бы голова, а шапка будет.
• Обещанная шапка на уши не лезет.
• В брюхе солома, а шапка с заломом.
• По голове и шапка, по ноге и сапог.
• По Сеньке и шапка, по горшку и крышка.
• По Сеньке и шапка, по Ереме и колпак.
• Каков Пахом, такова и шапка на нем.
• На воре и шапка горит.
• Пришел к шапочному разбору.
• В голове нет – в шапку не накидаешь.
• В бородинском полку носят шапки на боку.
• Шапку выиграл, а кафтан проиграл.
• Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.
• Без рубля, как без шапки.
• Шапку в охапку и бегом.
• В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь.
Выражение «дело в шляпе» пришло в русский язык во времена, когда сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало лихого люда, и сумка с пакетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бумаги, или, как их называли, дела, зашивали под подкладку шляпы или шапки.
От hel_sim :
• Без шапки стоя не много наговоришь.
• С недруга — хоть шапка долой.
От tsibirinka :
• Без порток, а в шляпе!
Мужские головные уборы. Колпак, валенка
«В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь»
Николай Васильевич Неврев «Шут (Опальный боярин)» 1891
Мужские головные уборы не так разнообразны и богаты по декору, как женские.
В славянских курганах Киевской области найдены остатки мужских войлочных и кожаных шапок. Крестьяне носили валяныеколпаки суконные или войлочные с глубокой древности и до середины XIX века. Об этих колпаках этнографы замечали, что их даже в конце прошлого века «белорусы надевают в неприкосновенной целости, как носили ещё доисторические скифы и сарматы»
Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти ока Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.
Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)
Михаил Нестеров «Два лада»
А.Васнецов «В костюме скомороха» 1882
А.О.Орловский «Продавец блинов» литография 1826
По этнографическим данным, в XVIII – первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.
В деревнях великорусских губерний носили коричневые валяные шапки цилиндрической формы
с небольшими полями «черепенники», «грешневики», «гречушники».
А.О. Орловский «Колдун» литография
Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Пастушок» 1909
Перов Василий Григорьевич
Шапка с четырёхугольным верхом из сукна с меховым или текстильным околышем (в старину её называли рогулька», «рогатка») была известна всем. «Четвероугольная» низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра (а у бедняков с овчинкой). Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой.
Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета: избегая чёрного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.
Мужские головные уборы. 2. Шапка, мурмолка
В письменных источниках упоминается с Духовной грамоты Ивана Калиты 1327 — 1328 года. Верхняя часть Збручского идола, датируемого примерно X веком, оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой.
Шапка состояла из круглой конусообразной тульи высотой около 7 вершков и круглого мехового околыша. Вершина тульи иногда заламывалась на бок. В околе передней части шапки (а иногда и в задней) делали разрез, который назывался «прореха».
Шапка была широко распространена во всех слоях общества, и впоследствии все головные уборы начали называть шапкой.
А. П. Рябушкин «Стрелец»
Б.М.Кустодиев «Автопортрет» 1912
Б.М.Кустодиев «Автопортрет в шубе» 1912
К.Е.Маковский «Ямщик» 1900-е
К.Е.Маковский «Крестьянский мальчик» 1880-е
В.Е.Маковский «Дуется» 1901
С.С.Соломко «Любитель птиц»
К.В.Лемох «Крестьянский мальчик» 1897
Андрей Рябушкин (1861–1904) «Пожалован шубой с царского плеча. 1902
К.Е.Маковский «Старик» Конец 1890-х
В.Е.Маковский «Пастушок»
Богданов-Бельский Николай Петрович «Крестьянский мальчик»
Дрождин Петр Семенович «Портрет молодого человека в голубом кафтане (Автопортрет)»
Мужские головные уборы. 3. Треух, малахай, картуз
Архипов (Пыриков) Абрам Ефимович «Птицелов» 1895
Геннадий Спирин. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Каштанка»
«Треух».
Три акварели авторства Фёдора Григорьевича Солнцева
Сысоев Н.А. «Мальчик» 1950
Федот Васильевич Сычков «Гринька» Этюд. 1937
Жарков Борис Степанович «Так нельзя!»
В. Перов «Чистый понедельник» 1866
Андрей Ремнёв «Продавец лимонада»
Андрей Ремнёв «Продавец рыбы или Русалка» Диптих. Правая часть.
В.Е. Маковский «Рыбачки»1886
Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Плотник (Егор Терешкин)» 1916
Федот Васильевич Сычков «Автопортрет» 1893
И.Е.Репин «Косарь-литвин. Здравнёво» 1892-1897
В.М.Максимов «После обедни»
И.С.Куликов «Продавец павловских товаров (скобенщик)» 1936
Иван Куликов «Школьник» 1897
Мужские головные уборы. 4. Тафья, горлатная шапка
«Тафья в наряде очень господствовала в XVI ст., когда любил носить ее и царь Иван Грозный и когда дело дошло до того, что в тафьях стали входить и в церковь и стояли на богослужении, что строго было воспрещено правилами Стоглавого Собора». И. Е. Забелин
Павел Рыженко «Алексей Михайлович Тишайший»
Лебедев К. В. «К боярину с наветом» 1904
А. Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича» 1893
К.Е.Маковский «Боярин с кубком»
Журавлев Фирс Сергеевич «Автопортрет»
К.Е.Маковский «Портрет старика» 1890
К.Е.Маковский «Боярин с кубком»
Павел Рыженко «Тайна царя Феодора Иоановича»
Е.М.Бём «Буки из «Азбуки»»
Горлатную шапку пошили для Сеньки,
И взяли за шапку хорошие деньги.
А шилась горлатная шапка, бывало,
Из шкуры, что горло зверью закрывала.
Никто не считал его лобные пяди,
А шапка скрывала белесые пряди,
А может и плешь, коль такая имелась.
Но в шапке ему и гулялось, и пелось.
Боярское звание не было шатко,
Коль прочно сидела горлатная шапка,
А Сеньке жилось и доходно, и сыто,
Коль шапка по Сенькину званию сшита.
Вот мы поговорку с тобой получили,
Что в школьные годы еще заучили:
Что честь по заслугам, как шапка по Сеньке
Но честь не пошить, словно шапку, за деньги!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Мужские головные уборы. Колпак, валенка
Мужские головные уборы. Колпак, валенка
«В какой народ придёшь, такую и шапку наденешь»
Николай Васильевич Неврев «Шут (Опальный боярин)» 1891
Мужские головные уборы не так разнообразны и богаты по декору, как женские.
В славянских курганах Киевской области найдены остатки мужских войлочных и кожаных шапок. Крестьяне носили валяные колпаки суконные или войлочные с глубокой древности и до середины XIX века. Об этих колпаках этнографы замечали, что их даже в конце прошлого века «белорусы надевают в неприкосновенной целости, как носили ещё доисторические скифы и сарматы»
Богатые носили колпаки из атласа, обыкновенно белого; по окраине пристегивался околышек, называемый ожерельем, унизанный жемчугом и золотыми пуговками, иногда с драгоценными камнями. Сверх того, на передней стороне колпака прикалывали золотую запону. Зимой такой колпак подбивался мехом, который заворачивался наружу широкой полосой. Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти ока Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбитые овчиной или каким-нибудь недорогим мехом.
Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)
Михаил Нестеров «Два лада»
А.Васнецов «В костюме скомороха» 1882
А.О.Орловский «Продавец блинов» литография 1826
По этнографическим данным, в XVIII – первой половине XIX в. одним из основных народных головных уборов являлась валяная шапка «валенка», «шолом», «яломок» как праздничный и повседневный головной убор. Изготовлялась из белого или серого войлока и имела форму полусферическую или усеченного конуса.
В деревнях великорусских губерний носили коричневые валяные шапки цилиндрической формы с небольшими полями — «черепенники», «грешневики», «гречушники».
А.О. Орловский «Колдун» литография
Куликов Иван Семенович (1875 – 1945) «Пастушок» 1909
Перов Василий Григорьевич
Шапка с четырёхугольным верхом из сукна с меховым или текстильным околышем (в старину её называли «рогулька», «рогатка») была известна всем. «Четвероугольная» низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра (а у бедняков с овчинкой). Летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой.
Вершок её был чаще всего суконный вишнёвого, червчатого, зелёного и часто также чёрного цвета: избегая чёрного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.
В какой народ попадешь такую и шапку наденешь
Пословица про вежливость, приличие и обычаи:
В какой народ попадешь, такую и шапку наденешь.
Смысл пословицы
Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про вежливость, приличие и обычаи. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.
Похожие пословицы и выражения
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про вежливость, приличие и обычаи
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.