Что положено детям с овз без инвалидности
Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.
При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.
В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.
С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.
Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.
Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.
В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.
К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.
В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.
Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.
Что положено детям с овз без инвалидности
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на бесплатное питание и обеспечение техническими средствами реабилитации
Одним из приоритетных направлений работы органов прокуратуры является защита прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с детьми сиротами они являются одной из наиболее уязвимой категорией населения.
Что изменилось в этом законодательстве о правах данных детей за последнее время? Насколько полно реализуются сегодня их право на бесплатное питание и обеспечение техническими средствами реабилитации?
По состоянию на 01.01.2021 в республике зарегистрировано около 6,5 тыс. детей-инвалидов.
Какие вопросы чаще всего ставят родители и законные представители детей-инвалидов в жалобах в органы прокуратуры?
Как правило, обращения содержат жалобы на неполучение лекарств, бесплатного питания, технических средств реабилитации, качество оказания медпомощи, несогласии с решениями бюро МСЭ по вопросу о присвоении инвалидности.
Какими правовыми актами регулируются права детей-инвалидов и детей с ОВЗ? Что изменилось в этом законодательстве за последнее время?
Основными законами, является Конституция РФ и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 N 181-ФЗ, «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ, а также Указ Президента РФ «О дополнительных мерах господдержки инвалидов» 1992 года, постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», а также Закон РС(Я) «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в РС(Я)» и другими. Всего около 80 правовых актов.
К новеллам законодательства об инвалидах можно отнести: возможность получения технических средств реабилитации не только по месту регистрации, но и по месту фактического проживания (например, в социальных организациях) либо пребывания (в другом регионе); право использовать материнский капитал на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации детей-инвалидов.
Информацию о своих правах инвалиды, родители детей-инвалидов могут получить на портале Госуслуг (www.gosuslugi.ru), где запущен новый сервис информирования граждан о пособиях и льготах, для чего через личный кабинет нужно выразить своё согласие на получение такой информации.
Во всех ли случаях дети-инвалиды обеспечиваются необходимыми техническими средствами реабилитации? Если нет, то в чем причины и что делать гражданам?
К сожалению, не во всех случаях. Указанное бывает вызвано несколькими причинами. В частности, такими как недостаточность финансирования, изменение законодательства, как, например, в отношении ребёнка-инвалида в г. Якутске, который в течение трех лет не был обеспечен параподиумом, стоимость которого составляет от 150 до 200 тыс. руб. Только после вмешательства прокуратуры республики этот ребёнок был обеспечен таким техническим средством.
Еще одной причиной является ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, которые своевременно не обращаются по поводу переосвидетельствования инвалидности детей, что влечёт невыдачу лекарств, пенсии по инвалидности. В основном это касается, неблагополучных семей. Так, например, в одном из районов республики прокурором было установлено, что 7 летний ребёнок с ДЦП около 2 лет не получал памперсы, пенсию. Несмотря на то, что он не мог самостоятельно передвигаться, у него не было кресла-коляски. В отношении матери, которая злоупотребляла алкоголем, было возбуждено уголовное дело по ст. 156 Уголовного кодекса РФ (жестокое обращение с детьми), а медработники, которые знали об этом и не приняли мер к защите прав ребёнка, привлечены к дисциплинарной ответственности. Поэтому педиатры, работники бюро МСЭК должны обращать внимание на факты не прохождения переосвидетельствания детьми из неблагополучных семей, информировать о них КДНиЗП, органы опеки.
А кто должен контролировать обращение родителей за получением средств реабилитации и переосвидетельствованием?
Как обстоят дела с реализацией права на бесплатное питание? Какие органы могут и должны в этом помочь?
За питание детей-инвалидов ответственны органы здравоохранения и образования.
В соответствии с п. 7 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Финансирование мероприятий по организации двухразового горячего бесплатного питания осуществляется на основании постановления Правительства РС(Я) от 27.03.2010 № 132. К примеру, в бюджете республики на 2021 год на указанные цели выделено около 60 млн. руб.
Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому (рекомендации Минобрнауки РФ от 14.01.2016 № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому») должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Вопросы предоставления продуктов лечебного питания для детей-инвалидов закреплены в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ»О государственной социальной помощи».
Правительством Российской Федерации утверждён перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, (распоряжения № 2273р от 22.10.2018 и № 3053р от 31.12.2018), страдающих такими заболеваниями, как лейциноз, муковисцидоз, целиакия и др.
Обеспечение детей-инвалидов лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется по назначению врача (фельдшера) в соответствии с выданными рецептами (приказ Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. N 110), которые выписываются врачами (фельдшерами) медицинских организаций. В отношении хронических больных срок действия рецепта может быть установлен до одного года.
Прокуратура Булунского района
Категория граждан «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) означают, что серьёзная травма, увечья или тяжёлое заболевание не позволяют их обладателю полноценно осуществлять жизнедеятельность, самостоятельно передвигаться (например), быть независимыми в бытовом плане и не только. Другими словами, ОВЗ напрямую связаны с особым статусом, то есть с инвалидностью. На уровне закона (ст.1 ФЗ №181) гражданином с ОВЗ считается тот, кто имеет стойкие нарушения здоровья и функций организма, поэтому выполнение различных действий для него затруднительно или невозможно. При этом категория «дети-инвалиды» имеет некоторые особенности. Нюансы темы раскроем далее.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»
Как отмечалось ранее, ограничения при инвалидности являются следствием травмы, дефекта, тяжёлого недуга. На фоне таких состояний жизнеобеспечение, трудоспособность снижаются и нередко инвалиду требуется посторонняя помощь, социальная или иная реабилитация.
Понимание ОВЗ у детей с точки зрения закона отличается от повседневного, поверхностного восприятия данной темы окружающими. Дело в том, что ограничения возможностей у детей классифицируются по видам заболеваний и степени утраты жизнеобеспечения. Причём обозначенные стороны вопроса закреплены нормативно.
И даже при отсутствии внешних проявлений проблем со здоровьем в рамках законодательства выявленное состояние может быть признано критическим, что по факту подразумевает нуждаемость ребёнка в социальных гарантиях и реабилитации.
Законы РФ о статусе детей с ОВЗ
Рассматриваемая проблема курируется не только в России, но и в других странах посредством подписания конвенций, соглашений. К примеру, в 2006 году была принята Конвенция с утверждёнными в ней гарантиями для детей-инвалидов. В частности, согласно ст.7 Конвенции в отношении указанной категории должны быть реализованы:
— права на соцзащиту;
— свободы и права, одинаковые для всех детей независимо от состояния здоровья;
— привилегии первоочередного рассмотрения проблем социально-бытового плана, которые возникают у детей-инвалидов и их родителей;
— госпомощь для облегчения жизни ввиду ограниченных возможностей;
— преференции на создание необходимых условий социальной и иной адаптации.
С учётом Конвенции в России утверждены акты, также позволяющие детям-инвалидам получить гарантии с социальными льготами. В частности, ФЗ №124 гарантирует данной категории:
— медицинское обслуживание (бесплатно);
— образование (от ДОУ до проф. уровня);
— соцльготы, нацеленные на адаптацию инвалида.
Виды ОВЗ у детей
Чтобы инвалидность была установлена по закону, должны учитываться и иметь место определённые характеристики. По нормам Приказа Минтруда №1024н ограниченные возможности по здоровью фиксируют при утрате жизнеобеспечения (тотальной или частичной) на фоне стойкого нарушения работы организма. При этом выявленные нарушения подлежат классификации по следующим степеням:
1 — продолжительные нарушения до 30%;
2 — проблемы стойкого, но умеренного характера до 60%
3 — стойкие нарушения до 80%
4 — значительные отклонения от нормы до 100%.
Помимо указанных степеней специалисты оценивают уровень таких функций, как:
— психологические — интеллект, ориентация, эмоции, восприятие;
— сенсорные — сохранность зрения, слуха;
— вербальные — способность к речевому выражению;
— нейромышечные — воспроизведение действий, двигательные навыки.
Кроме того, играют роль сбои иммунной или эндокринной системы, нарушения деятельности печени, почек, сердца и сосудов, лёгких. Учитываются внешние дефекты.
В целом оценивают способность ребёнка-инвалида к:
— адекватному восприятию мира.
Правила оформления категории «ребёнок-инвалид»
Порядок установления рассматриваемого статуса представлен в Постановления №95. В частности, специалист в поликлинике (педиатр или семейный врач) должен не просто выявить отклонения, но и установить у ребёнка потерю жизнеобеспечения (хотя бы частичную). Если проблемы со здоровьем достаточно серьёзные, врач выдаёт направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) и первичную диагностику.
В рамках последней врачи комиссии осуществляют собственную оценку степени снижения трудоспособности по прописанным критериям. То есть могут быть назначены дополнительные врачебные консультации, анализы и тд. Если результаты подтвердили наличие отклонений, представитель ребёнка (родитель, опекун) пишет заявление на проведение МСЭ. Здесь члены комиссии учитывают все собранные сведения, чтобы получить максимально полную оценку состояния ребёнка.
МСЭ, как правило, осуществляется в бюро по месту жительства больного. Но в случае, когда эксперты из-за специфики недуга не могут принять однозначное решение, заявителя отправляют в бюро федерального уровня. Также, если нет возможности вывести ребёнка из дома, можно по заявлению запросить выезд специалистов к инвалиду.
В ходе МСЭ формируется протокол с указанием в нём как сведений медицинского характера, так и мнений экспертов. При необходимости по инициативе руководителя бюро в обследовании участвуют профильные специалисты. Плюс, возможно присутствие на комиссии родителей ребёнка с ОВЗ.
По итогу путём голосования принимается окончательное решение, которое вносят в протокол. К данному документу прикрепляют акт, отражающий диагностические данные, выводов специалистов и других значимых аспектов. Все важные сведения фиксируются в документах, а на их основании оформляется заключение об установлении инвалидности с соответствующими подписями и печатями. Его в результате получают представители инвалида.
Отметим, что при фиксации ОВЗ у детей в силу п.7 Постановления №95 учитывают только 2, 3 и 4 степень нарушений жизнедеятельности организма без назначения группы (1, 2 или 3). То есть несовершеннолетнему дают статус «ребёнок-инвалид», который, начиная с 18 лет, изменится на конкретную группу инвалидности.
Льготы и привилегии для детей с ОВЗ
Чтобы улучшить качество жизни детей с особенностями, для них и их семей действуют различные льготы, практикуются помогающие стратегии. В частности:
— гарантируется материальная и социально-бытовая поддержка;
— за счёт медорганизации разрабатываются и реализуются индивидуальные программы реабилитации (ИПР) инвалида;
— на безвозмездной основе выделяются медикаменты, вписывающиеся в стандартную программу;
— выдаются инвалидные коляски, протезы, а также другие необходимые приборы и средства без оплаты или по скидке до 70%;
— благодаря подъёмникам, пандусам и прочим спец. механизмам предоставляется доступ к социальной инфраструктуре;
— открываются все виды информации, требуемые для обеспечения жизнедеятельности нездорового ребёнка;
— создаются возможности для получения надомного или специального образования;
— внедряются преференции по оплате КУ, улучшению жилищных условий;
— предоставляются налоговые вычеты и льготы по кредитам для развития семейного дела.
Социальная поддержка детей с ОВЗ
Очевидно, что ограничения по здоровью в некоторых случаях являются препятствием для посещения детьми-инвалидами образовательных учреждений. Кроме того, процесс обучения для них нередко требуется выстраивать по специальной программе, учитывающей различные особенности развития и не только. Плюс, необходимо подготовить преподавательский состав, обладающий навыками взаимодействия с детьми с ОВЗ, их обучения. Всё это в сумме обуславливает создание специализированных центров, где предоставляются указанные возможности. Данная обязанность предусмотрена ст.79 ФЗ №273.
Более того, в ДОУ должны не просто адаптировать детей-инвалидов к социуму, преподавать, но также предлагать развивающие программы, включая возможность посещения оздоровительных классов. Например, для детей с ОВЗ, которые не могут долго находиться в сидячем положении, полезны перерывы с выполнением особых упражнений.
Помимо всего прочего закон допускает надомное обучение по стандартным программам, если состояние ребёнка не позволяет ему ходить в школу. Чтобы воспользоваться данной преференцией, родителям инвалида следует сообщить о данной потребности в форме заявления.
Проблемы адаптации детей с ОВЗ
Процесс адаптация несовершеннолетних инвалидов отличается трудоёмкостью и не осуществим без государственной помощи. Но даже социальная поддержка не отменяет всех трудностей. Прежде всего, сохраняется такая проблема, как нехватка финансов для создания оптимальных условий жизни детей с ограничениями в социуме.
То есть в медицинском центре или школе потребности этой категории граждан стараются учитывать, а за пределами данного пространства подобное встретишь не часто. По факту имеется в виду, к примеру, что метро во многих городах не оснащено поручнями, пандусами. Нередко детям-инвалидам сложно просто выйти на улицу и прогуляться со сверстниками в парке, не говоря уже о поездках в общественном транспорте и тд.
В качестве ещё одной яркой проблемы стоит отметить неосведомлённость обычных граждан в плане культуры поведения, понимания особых потребностей детей с инвалидностью. К данной категории следует проявлять сочувствие, дружелюбие и адекватное отношение. Таким образом можно помочь особым детям жить наиболее полноценно без ощущения собственных ограничений.
Департамент образования Еврейской автономной области
Официальный сайт
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» — что подразумевает этот статус?
Особые дети имеют особенные права. Чтобы ими воспользоваться, необходимо получить определенный статус. Какие бывают статусы, кто их присваивает и какие права они дают?
Закон об образовании предусматривает две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями — дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Условия признания ребенка инвалидом и лицом с ОВЗ различаются, различны и меры поддержки, которые им предоставляются. Оба термина упоминаются в текстах законов, но статус ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ вовсе не обязательно будут у одного лица. Законы учитывают разницу между понятиями «ОВЗ» и «инвалид».
Понятие «Ребенок-инвалид»
К данной категории относят детей до 18 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности, приводящее к потере социальной адаптации в результате нарушения работы организма по причине патологии.
Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).
ИПРА ребенка-инвалида содержит разделы, касающиеся медицинской, психолого-педагогической, профессиональной, социальной реабилитации (или абилитации). Также в программе указываются технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.