Что понимал файоль под единоначалием ответ
Тесты по «Менеджменту»
Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:09, тест
Описание работы
Работа содержит ответы на 188 экзаменационных вопросов по дисциплине «Менеджмент»
Работа содержит 1 файл
Менеджмент тестовые задания с ответами.doc
Тестовые задания для проверки и самопроверки знаний по дисциплине «Менеджмент»
2. Верно ли утверждение: менеджмент — это деятельность в организации по достижению поставленных целей?
3. Какие исторические обстоятельства повлияли на становление менеджмента?
4. Возникновение науки менеджмент приходится на
5. Кто был основателем административной школы?
6. К какой школе менеджмента относится Г.Эмерсон?
7. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного
менеджмента?
8. Что понимал А.Файоль под единоначалием?
9. Какой ученый первым выделил роль разделения труда в становлении
современной экономики и организации?
11. «Отцом» менеджмента называют:
12. Возникновение науки менеджмент приходится на
13. Основателем современного менеджмента считается
14. В основе какого из перечисленных учений лежит механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности:
а) школа человеческих отношений;
б) теория «X» и теория «Y»;
г) теория потребностей Маслоу
15. Какой из перечисленных ученых выделил управление как особый вид деятельности и определил, что деятельность по управлению включает в себя следующие обязательные функции: планирование, организация, распорядительство, координация и контроль:
16. Для какой из перечисленных теорий характерна следующая предпосылка: обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы:
г) теория бюрократического построения организации?
17. Теорию «Z» выдвинул:
18. К «одномерным» учениям об управлении относятся:
19. К «синтетическим» учениям об управлении относятся:
20. В наибольшей степени зависят от национальной культуры следующие
концепции менеджмента (выберите несколько):
а) трудовая мотивация
б) системный подход к организации
в) подбор персонала
г) отношение к власти
21. Маркетинговый подход в управлении означает
22. Решающее влияние на формирование практической концепции менеджмента оказывает следующий фактор:
23. Механизм антикризисного менеджмента должен предполагать:
№ Вопроса | ответ |
1 | В |
2 | А |
3 | В |
4 | Б |
5 | А.Файоль |
6 | Б |
7 | Б |
8 | Б |
9 | В |
10 | В |
11 | А |
12 | Б |
13 | Д |
14 | В |
15 | Г |
16 | Б |
17 | Б |
18 | А,В,Г,Д |
19 | Б, Е |
20 | А,В,Г,Д |
21 | А |
22 | Г |
23 | Д |
Организационная структура управления. Полномочия
1. К основным типам организационных структур относят:
2. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным:
3. Преимуществами функциональной структуры управления являются
а) возможность углубленной деловой и профессиональной специализации персонала
б) ясность в распределении полномочий и ответственности
в) хорошие условия для внедрения внутриорганизационного хозрасчета г) возможность адекватного учета региональных условий бизнеса д) создание условий для децентрализации в структуре управления.
4. Преимуществами матричной структуры управления являются
а) упрощение управленческих коммуникаций
б) гибкость и адаптивность
в) усиление управленческой вертикали
г) улучшение использования интеллектуальных ресурсов
д) межфункциональная интеграция деятельности
5. Что из нижеперечисленного относится к недостаткам матричной структуры управления:
а) ослабление творческого потенциала;
б) высокие накладные расходы;
в) приоритет группового мышления;
г) снижение производительности
6. Какая структура является более централизованной?
Менеджмент. Тест 20
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Ступени мотивации по Маслоу — это
потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности
2. Тактика — это
краткосрочная стратегия
3. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяются в таких компаниях как
«Боинг»
4. Трехфазная модель управления изменениями К. Левина (размораживание — движение — новое замораживание) предполагает необходимость создания у работников ощущения дискомфорта
при «размораживании» ситуации
5. Укажите, что характерно для японской компании «Сони» в отношениях между руководителями и подчиненными
отсутствие дифференцированного отношения к людям
6. Функцией чего является неопределенность внешней среды
недостатка информации для принятия решений
7. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля отличает следующее
временные рамки, конкретный критерий
8. Целью контроля является
обеспечение руководства информацией для корректировки плана
9. Чем опасно чрезмерное число подчиненных
Потерей управляемости коллектива
10. Чем характеризуется компромисс при принятии решения
Уменьшение выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другом
11. Что не входит в пирамиду потребностей А.Маслоу
потребность во власти
12. Что означает стратегия «центрированной диверсификации»
когда фирма осуществляет производство нового продукта на основе той же технологии
13. Что относится к категории «Внутреннего вознаграждения»
сама работа
14. Что понимал А.Файоль под единоначалием
один подчиненный должен подчиняться только одному руководителю
15. Что согласно теории Ф.Герцберга является мотивирующим фактором
содержание работы
14 принципов Файоля — для эффективного менеджмента
Запрос «Файоль» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
(фр. Henri Fayol; 29 июля 1841 (1841-07-29), Константинополь, Османская империя — 19 ноября 1925, Париж, Франция) — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.
Биография[править | править код]
Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville
, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.
А. Файоль — 14 принципов управления
Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.
Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это «разноплановые» подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно «сходу» опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.
Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция).
В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.
1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.
3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.
7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.
8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.
9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.
10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».
11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.
Хотелось бы отметить одно очень примечательное высказывание классика: «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов. »
Данный афоризм принадлежит Анри Файоль, и высказывание раскрывает одну из сторон управления. Соль этого высказывания в том, что оно соединяет в себе два уровня управления «операционный» и «стратегический». В идеальном управлении все едино и одно плавно переходит в другое. При обучении управлению, или как рассматривают управленческие приемы, принято разделять их на 3 уровня — операционный, тактический, стратегический. Это делается с целью облегчить разбор ситуаций и процесс обучения. В реальной жизни такого разделения нет. Любые действия на операционном уровне должны быть связаны со стратегическим уровнем, и как нам говорит Анри Файоль — «…все это должно нас вести к цели…». Хочу обратить внимание на последнее слово «цель», ибо большинство руководителей и людей считающих себя управленцами не до конца понимают суть этого понятия, соответственно суть афоризма.
Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа «больше клиентов=больше денег», но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.
Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.
Управленческая концепция[править | править код]
Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления[5].
Управлять по Файолю означает[6]:
Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления
. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые[5].
Принципы управления по Файолю:
Анри Файоль
Анри ушёл в отставку в 1918 году, сделав свой концерн самым успешным и что немаловажно, стабильным предприятием во Франции. Как вы помните, с 1914 года по 1918 была первая мировая война. И именно благодаря существованию горнодобывающего завода удалось поддержать обороноспособность страны.
Поэтому не удивительно, что Анри был удостоен массы наград, среди которых был и орден Почетного легиона. Его учредил ещё сам Наполеон Бонапарт в 1802 году.
Научная деятельность
Файоль пришел в фирму как стажер, но ум и трудолюбие в скором времени выделили его из ряда работников. Мони сделал Анри своим протеже, а в 1888 году молодой француз встал у руля компании. За время пребывания на производстве инженер изучил причины подземных пожаров, научился их предотвращать, узнал, как восстановить пострадавшие в огне места добычи.
Начиная с 1870-х годов ученый написал ряд статей, связанных с развитием горного дела. В работах теоретик рассматривал темы формирования угольных пластов, саморазогрева угля и другие. Ранние труды автора публиковались во французском Бюллетене социальной науки, а с 1880-х — в сборнике, издаваемом Академией наук Франции.
Задумываясь об эффективности работы фирмы, мужчина стремился улучшить условия для рабочих, в частности, выступал за разделение труда. В 1900 году Файоль стал членом организаций Comité Central des Houillères de France, Comité des forges, связанных с металлургическим бизнесом и угольными шахтами. К тому времени у теоретика сформировалось четкое представление о необходимости тщательного изучения администрирования бизнеса.
Мужчина считал, что управлять компанией по наитию нельзя. Для этого требовались научно-обоснованные методы, повышающие качество работы, производительность труда. В 1916 году Анри постарался описать эти механизмы в книге «Общее и промышленное управление». Здесь француз представил собственную теорию, которую назвал файолизмом.
Согласно концепции ученого, процесс менеджмента представляет собой пять связанных между собой и в то же время являющихся автономными функций. Прежде всего, руководитель предприятия должен уметь планировать спектр работ, далее — выступать грамотным организатором. Для этого необходимо научиться отдавать распоряжения.
Чтобы поручения были понятны персоналу, выполнялись вовремя и в полном объеме, начальнику требуется координировать и контролировать рабочий процесс. На основе этого мужчина сформулировал 14 принципов управления. Часть из них ранее называлась в других научных статьях, что-то обобщено, а оставшееся сформулировано Файолем впервые.
A post shared by TUDOADM_ (@tudoadm_) on May 11, 2020 at 10:30am PDT
Портрет Анри Файоля
Среди названных в работе пунктов отмечалось разделение труда, о котором ученый задумывался в ранние годы работы в компании. Понимая деятельность предприятия как единого механизма, француз уделял большое внимание вопросам корпоративной культуры. Анри выступал против текучки кадров, отмечая, что это ослабляет организацию.
Некоторые тезисы автора содержали указания конкретно для верхушки руководства. Так, руководителю фирмы необходимо не превышать полномочия и отвечать за последствия собственных приказов. Теория Файоля быстро привлекла внимание фирм и корпораций, стала ориентиром для менеджеров.
Одновременно с ученым вопросами менеджмента заинтересовался и инженер Фредерик Тейлор. Этого мужчину называют основоположником Школы научного управления. По аналогии с файолизмом идеи автора назвали тейлоризмом. Работами Анри вдохновился и исследователь Гаррингтон Эмерсон, создав труд «Двенадцать принципов производительности».
В числе единомышленников учения француза оказался и предприниматель Генри Форд. В частности, бизнесмен использовал в работе принципы, перечисленные в теории Файоля. Среди них дисциплина, вознаграждение и другие. Теоретик Линдалл Урвик на основе идей представителя французской горной промышленности в 1943 году написал книгу «Элементы делового администрирования».
рекомендую статью: «Как создается устойчивая монархия или единовластие»
Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.
Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это «разноплановые» подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, но работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно «сходу» опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.
Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция).
В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.
1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.
3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.
7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.
8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.
9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.
Скалярная цепь — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ. Принцип скалярной цепи. Иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль — «скалярную цепь»
10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».
11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.
Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа «больше клиентов=больше денег», но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.
Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.
Эффективный Черчилль.
Принцип единоначалия.
В 1916 году французский ученый, основоположник классической школы управления Анри Файоль опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», в которой сформулировал четырнадцать принципов менеджмента. Принципы Файоля оказались настолько хорошо продуманы, что некоторые из них не потеряли своей актуальности и по сей день. Одним из таких положений является принцип единоначалия, согласно которому каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ: принцип единоначалия — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
На самом деле этот принцип был известен задолго до Анри Файоля. Еще в Древнем Риме было регламентировано, что раб, имеющий двух хозяев, уже не раб, а свободный человек.
Популярность этого принципа, который смог пройти через века, не случайна. При его нарушении подчиненный сталкивается с противоречивыми требованиями разных начальников, что может привести к катастрофичным последствиям. По словам профессоров Гарольда Кунца и Сирила О’Доннела, «чем полнее официальное отношение между индивидом и его единственным начальником, тем меньше возможность возникновения конфликта и тем больше чувство личной ответственности за результаты»[558].
А как к принципу единоначалия относился Уинстон Черчилль? В начале своей управленческой карьеры он иногда нарушал этот принцип, что, как и следовало ожидать, приводило не к самым благоприятным результатам. В 1913 году секретарь Черчилля в Адмиралтействе сэр Фрэнсис Хопвуд жаловался личному секретарю короля Георга V лорду Стэмфордхэму:
«Черчилль беседовал с лейтенантом из школы „Вернон“[559] и убедил его произвести какие-то работы, связанные с торпедами. Капитан „Вернона“ был против начала этих работ, тогда лейтенант заявил ему: „В таком случае, я буду отчитываться перед мистером Черчиллем, который поручил мне это сделать“. И здесь началось». Капитан школы написал в жестких выражениях письмо главнокомандующему Нором[560]. Тот в свою очередь составил не менее жесткое письмо первому морскому лорду, адмиралу флота Джону Джеллико. Не трудно догадаться, что темой обоих писем была критика в адрес Черчилля.
Узнав об этой переписке, сам Черчилль отправил к Джеллико своего личного секретаря, чтобы тот передал — если придет какая-то корреспонденция от главнокомандующего Нором, Черчилль хочет видеть ее немедленно.
Когда Джеллико получил письмо, то, во избежание скандала, отправил его обратно в Нор, сопроводив ответом. Ответное послание, составленное в мягких выражениях, должно было успокоить главнокомандующего. Копию ответа и отчет о своих действиях адмирал передал Черчиллю.
Узнав, что письмо ушло обратно в Нор, Черчилль пришел в бешенство. Он телеграфировал на почту, чтобы письмо нашли и немедленно вернули в Военно-морское министерство. Также он связался с главнокомандующим Нором, сообщив ему, чтобы при получении письма из Адмиралтейства тот отправил послание обратно, не распечатывая.
Итогом всей этой суеты стало резкое обострение отношений между Черчиллем и его заместителями — четырьмя морскими лордами. Черчилль даже пригрозил отправить их в отставку, если они и впредь будут ставить ему палки в колеса. К счастью, до этого не дошло.
Обо всех этих перипетиях Фрэнсис Хопвуд участливо сообщил в письме-доносе лорду Стэмфордхэму[561]. Не вдаваясь в нравственную сторону поступка сэра Хопвуда, отметим лишь, что с точки зрения менеджмента Черчилль поступил неправильно. Такое поведение явно не достойно человека, занимающего пост министра. Черчилль и сам это поймет. В последующие годы он будет сдерживать свою безмерную активность и постарается не обращаться к подчиненным через голову их руководителей. Вспомните пример с письмом к Сталину в апреле 1941 года. Черчилль давил не на британского посла в СССР Стаффорда Криппса, а на его непосредственного начальника и своего подчиненного министра иностранных дел Энтони Идена.
В современном мире положения Файоля хотя и сохранили свою актуальность, но носят уже не столь догматический характер. «Компьютерные технологии представляют работникам все больше возможностей независимо от местонахождения связаться и общаться с любыми другими сотрудниками, минуя формальные каналы и игнорируя командную цепочку, — замечает профессор Стивен Роббинз. — Более того, понятие властных полномочий, ответственности и командной цепочки постепенно теряет свое значение, по мере того как работники наделяются все большими полномочиями принимать решения, которые раньше входили в компетенцию менеджеров»[562].
Во времена Черчилля внешняя среда была не столь турбулентной, однако в некоторых случаях политик сознательно нарушал принцип единоначалия. Только в отличие от вышеприведенного примера с капитаном «Вернона» это приводило не к конфликтным ситуациям, а к оптимизации управленческого процесса. Например, при создании военно-морского штаба в 1912 году Черчилль решил упростить процесс коммуникации между первым морским лордом и штабными офицерами. В одном из своих меморандумов он следующим образом описывал, как это следовало реализовать на практике:
«Начальник штаба подчиняется первому морскому лорду и работает под его началом как главный помощник и доверенное лицо. Однако это не означает, что начальник штаба является единственным связующим звеном между первым морским лордом и штабными офицерами. Первый морской лорд в любой удобный для него момент может связаться с директорами подразделений и другими штабными офицерами. Это позволит избежать целой группы неприятных проблем, известных как система „узкого горлышка бутылки“»[563].
Данные примеры — и с капитаном «Вернона» и с военно-морским штабом — наглядно демонстрируют, что единоначалие представляет собой очень гибкий инструмент. В тех случаях, когда во главе угла ставятся личные амбиции, неоправданное упрямство и чрезмерная эмоциональность в принятии решений, нарушение принципа единоначалия может привести к серьезным проблемам. Если же менеджер собирается повысить эффективность рабочего процесса, избежав при организации коммуникационных каналов лишних уровней иерархии, гибкое использование принципа единоначалия может оказать ему в этом огромную услугу.
ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ: если же менеджер собирается повысить эффективность рабочего процесса, избежав при организации коммуникационных каналов лишних уровней иерархии, гибкое использование принципа единоначалия может оказать ему в этом огромную услугу.