Что посмотреть в охотске
Загадки окрестностей Охотского
Но тогда я наметил ряд объектов для дополнительных обследований. Сами обследования отложил на бесснежный период.
Гора Императорская
В упомянутой статье «Контрасты зимы», главе «Озёра Седых, Тунайча и протока Красноармейская», я рассказывал о том, как 10 января побывал на склонах горы Императорской, высотой 92 метра над уровнем моря, расположенной между озёрами Тунайча и Седых. Тогда была выявлена дорожка, которая, скорее всего, могла вывести и к вершине горы — начало той дорожки отметил в навигаторе.
Утром 23 мая выехал в Охотское с целью попытаться достичь вершины. Прошёл на юг от села около двух километров по дороге, ведущей в сторону полуострова Бойля. В нужном месте повернул направо на боковую дорожку и через 200 метров оказался на берегу озера Тунайча.
Я уже знал, что надо преодолеть расстояние ещё около двух километров на запад по берегу, который там вполне проходимый. Рядом тянулась старая дорога, наверное, японского происхождения, но вся заваленная буреломом. Наконец, в нужном месте по отметке в навигаторе повернул на едва заметную тропу.
Ещё примерно через 100 метров тропа вывела к просёлочной дороге, ведущей от одной из охотничьих баз к мысу Дуркина. Сам мыс остался в стороне, мне надо было двигаться по дороге наверх. Вспомнил место, где дорогу преграждала глубокая лужа, к счастью, в январе полностью замёрзшая. Но на месте той лужи струился лишь маленький ручеёк.
По следующей отметке в навигаторе достиг поворота ещё на одну боковую дорожку, которая должна была вывести на саму гору.
Так и есть: пройдя ещё около 200 метров, оказался на вершине. Там обнаружил вероятные следы пребывания японцев: плиту и поваленную лестницу.
Всё вокруг было завалено буреломом, поэтому никакие виды с вершины не наблюдались. Но я знал, что по возвращении на главную дорогу можно было пройти по ней вверх ещё около 200 метров, чтобы наблюдать хоть издали озеро Седых, а с того места на заднем плане слегка просматривалось побережье залива Мордвинова.
Таким образом, одна загадка разгадана. Наиболее красивые виды наблюдались по пути лишь с берега озера Тунайча, а наверху ничего особенного не заметил. Хотя как знать: вдруг около вершины горы и на её склонах можно было бы найти какие-нибудь артефакты японского происхождения? Тем более что по её склонам куда-то на север вели дополнительные дорожки. Так что появился повод побывать там как-нибудь снова.
Вернулся прежним путём. Главное — проложил рациональный маршрут на гору.
Озёра Орлиное и Забайкалец
Полуостров Пузино (на некоторых картах Пузина) протянулся с запада на восток, окружённый заливом Мордвинова, протокой Красноармейской (на иных картах проливом Красноармейским) и озером Тунайча. Хорошо известна цепочка небольших озёр, расположившихся на полуострове вдоль дороги по южному берегу залива и в обиходе называемых Тёплыми. Первое из таких озёр, которое можно увидеть с дороги — это Орлиное. Как раз из него вытекает единственный ручей, впадающий в залив на промежутке от села Охотского до подножия Тонино-Анивского хребта.
Зимой берега озера Орлиного имеют симпатичный вид. Ранее в бесснежное время я там бывал 23 июня 2015 года, и местность оставила приятное впечатление.
22 июля нынешнего года выдалось жарким солнечным днём. Используя такие погодные условия, с утра я выехал в Охотское, задавшись целью обследовать максимально возможное число объектов в его окрестностях: последний автобус в Южно-Сахалинск уходил в 20 часов. При этом если в каких-то озёрах вода окажется прогретой, можно было бы в них искупаться.
Вначале вышел на морское побережье. Прилив только закончился, песок на берегу был вязким, поэтому пришлось снова подняться. Прошёл по боковой дорожке, протянувшейся южнее основной дороги около котлованов и через час достиг берега озера Орлиного. Попав туда, был разочарован: ближайший залив озера оказался заболоченным.
Вдалеке слева виднелась чистая вода. Никаких троп в ту сторону не нашёл, поэтому вернулся.
Но тогда озеро Орлиное не было самоцелью. Ведь на самом деле первым из Тёплых озёр, если считать с запада на восток, всё же является Забайкалец, которое я ранее не посещал. Дело в том, что оно находится в глубине полуострова, примерно в 600 метрах от побережья залива Мордвинова. Ещё зимой я нашёл боковую дорожку, возможно, ведущую к озеру, и её начало отметил в навигаторе. Но проследовать по ней помешали наддувы снега и сугробы.
В этот раз, пройдя назад в сторону Охотского около двух километров, без труда достиг той дорожки. Бурелом на ней был пропилен — значит, неспроста.
Вскоре дорожка привела на луг и вроде закончилась.
Далее она всё-таки продолжалась в виде малозаметной тропы. Прошёл по ней около 150 метров. Ура! Вот оно, озеро Забайкалец во всей красе! Итак, разгадана следующая загадка.
На берегу озера обнаружил небольшое бревно. Вокруг были заросли невысокой травы, которую легко прополол и на бревне расположился. Вокруг — чистота: значит, те места редко посещаемы, всё же к ним надо идти только пешком. Лишь рядом были старые остатки костровища.
Вода в озере оказалась достаточно прогретой, и в нём с удовольствием искупался.
Но долго засиживаться на одном месте — не в моих привычках (поэтому я к рыбалке полностью равнодушен). В тот день задался целью обследовать ещё места к северо-западу от Охотского. А там тоже есть озёра, возможно, пригодные для купания.
Окрестности озера Щукинского
В этот раз дорожка к сохранившейся бетонной японской стеле «Тюконхи» была скошена — отрадно, что за этим памятником следят.
Рядом стоит православная церковь, недействующая более года из-за отсутствия прихожан: многие коттеджи в тех местах сдаются внаём.
Дорожка к основанию отдельного креста перед церковью также оказалась скошенной. В основании — табличка. Хотя неоднократно там бывал нынешней зимой, но тогда табличка была припорошена снегом. Наконец удалось её сфотографировать крупным планом.
Второй абзац того текста вызывает сомнение, настоящие ли православные его составляли. А кто именно — загадка. Действительно, в Послании к Римлянам святого апостола Павла, начале главы 13 указано: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены».
Прошёл далее на север, пересёк улицу Строительную. Вдоль площадки, заросшей невысокой травой, вела малозаметная тропка. В темнохвойном лесу тропа уже явно видна. Двигаясь по ней, достиг таблички — подобных табличек там расположено ещё несколько штук.
Впоследствии навёл справки. Этот памятник археологии создан распоряжением министерства культуры Сахалинской области №5-р от 21 января 2015 года, и представляет собой 111 жилищных впадин — видимых на поверхности остатков древних жилищ полуподземного типа и скрытый в земле культурный слой.
Тропа же тогда привела к западному берегу озера Щукинского: ещё три года назад, бывая в тех местах, я не знал название озера, впоследствии обнаружив его на подробных картах.
Попробовал воду в озере. Поверхностный слой глубиной до 0,5 метра был настолько прогрет, что чуть ли обжигал плечи! Так что с удовольствием там искупался.
На карте путь от полуострова Бойля к горе Императорской (высотой 92 метра) отображён зелёным цветом, путь от побережья залива Мордвинова к озеру Забайкалец — красным. Чтобы не загромождать карту, дополнительно отметил цифрами, выделенными красным цветом, ряд озёр: 1 — Крестоножка, 2 — Орлиное, 3 — София, 4 — Охотничье, 5 — Щукинское, 6 — Седых.
В тот день, 22 июля, ещё успел заглянуть на озеро Седых. Но… глубина дна озера рядом с его южным берегом составила более метра, чуть ли не по грудь! Почему — загадка.
Тогда я не успел разгадать ещё одну загадку. В прошлые годы без труда преодолевал небольшой маршрут: следуя по восточному берегу озера Изменчивого на север, достигал побережье Охотского моря южнее протоки озера, и далее по этому побережью через два мыса, безымянный и Тунайча, возвращался в село. Нынешней зимой смог так пройти, лишь когда морской припай был прочным: из-за изменения местности путь на юг вдоль побережья загораживала вновь образовавшаяся осыпь. Можно ли обойти её сейчас по морскому берегу, хотя бы в низкий отлив, пока не знаю. А если и нет, то со стороны озера мелькала обходная тропа, которая вела куда-то круто вверх. Полагаю, при очередном посещении Охотского это легко выясню — но надо будет дождаться низких отливов в середине дня, которые начнутся с 31 июля, и благоприятных погодных условий.
Вообще, загадок в той местности может быть достаточно. Одни лучше разгадывать в бесснежное время, а другие — наоборот, зимой.
Охотск
Содержание
Охотск находится на крайнем севере Хабаровского края, на берегу Охотского моря.
Понять [ править ]
История [ править ]
Население 3400 человек. Первое русское поселение на Дальнем Востоке. В 17-18 веках был главным портом на тихоокеанском побережье Российской империи, через который осуществлялись перевозки на Камчатку, Аляску и другие территории.
Климат [ править ]
Охотск расположен в Северном Приохотье, всего в 400 км к западу от Магадана, на одной с ним широте. Климат и природные условия во многом схожи с магаданскими. Весна солнечная и ветренная, но с наступлением лета, когда ветра начинают дуть с холодного моря, погода становится сырой, прохладной и пасмурной. Осень долгая, заморозки наступают позже, чем в континентальных районах. Зимой температура на побережье выше, но дело портят сильные ветра и метели.
Лёд в Охотском море у Охотска начинает образовываться в ноябре, но его постоянно отгоняет в открытое море господствующими северными ветрами. В результате чего, почти всю зиму вдоль побережья бывает полоска чистой воды. Зато весной с моря может нагнать к берегу дрейфующие льды и заблокировать побережье для движения маломерных судов. Те же южные ветры в первую половину лета изрядно портят охотский климат, но к августу пригоняют к побережью относительно тёплые слои воды. Удивительно, но вода здесь прогревается лучше, чем на расположенном намного южнее охотоморском побережье Сахалина, и в августе даже бывает короткий купальный сезон с температурой воды до +16.
Местный колорит [ править ]
Охотск и Охотский район относятся к районам Крайнего Севера.
Как добраться [ править ]
По железной дороге и автодороге добраться нельзя, так как их нет, но есть Охотский аэропорт, он принимает самолёты Хабаровских авиалиний (+7 42135 30 610) из Хабаровска и из Николаевска-на-Амуре. Самолёт – единственный доступный вид транспорта для попадания в Охотск. Все остальные варианты смело можно отнести к сфере экстремального или приключенческого туризма. Рейсы из Хабаровска осуществляются несколько раз в неделю на самолётах Ан-26 и Ан-24. Стоимость на 2019 год составляет около 12,5 тыс. руб. в одну сторону. Самолёт вылетает в десятом часу утра. Через 1 ч 50 мин. полёта над рекой Амур, он делает посадку в аэропорту Николаевска-на Амуре, где дозаправляется в течение примерно получаса, а затем, в течение 2 часов, продолжает полёт над открытым Охотским морем вне видимости берегов. Примерно с 13.30 до 15.00 самолёт находится в Охотске, после чего вылетает на Хабаровск, где приземляется в восьмом часу вечера.
Аэропорт Охотска находится в посёлке с одноимённым названием – п. Аэропорт, расположенном в нескольких километрах от Охотска. Но из-за того, что их разделяет р. Кухтуй, добраться не так просто. Поездка по пыльной грунтовке в объезд, протяжённостью 30 км, занимает немало времени. Несколько проще добираться зимой, по зимнику, проложенному по льду Кухтуйского лимана, через п. Булгино. Помимо Хабаровска, летом бывают рейсы в Якутск.
Транспорт [ править ]
Достопримечательности [ править ]
Чем заняться [ править ]
В самом посёлке, помимо краеведческого музея, не так много мест, куда можно сходить любознательному туристу, и не так много развлечений, которые могли бы его заинтересовать. Пожалуй, единственное развлечение на все времена года – рыбалка. Можно, конечно, совершить поход за пределы посёлка на целый день. Либо на м. Марекан, где можно поискать загадочный минерал мареканит или рассмотреть морскую живность на литорали во время отлива. Либо взобраться на Ланжинский хребет, откуда открывается прекрасный вид на Охотск, Нижнекухтуйскую равнину, Уракское нагорье и хр. Сунтар-Хаята.
Праздники, отмечаемые в Охотске – День Рыбака и День Металлурга. Конечно, только ради них приезжать сюда не стоит. На Большой Земле есть города, где они отмечаются более интересно и с большим размахом. А вот на День Севера, отмечаемый в марте в п. Арка, расположенном в сотне километров к северу от Охотска, стоит приехать. Здесь можно угоститься весьма аутентичными блюдами, и приобрести изделия из выделанных оленьих шкур. И просто повеселиться, наблюдая за гонками на оленях и другими конкурсами и соревнованиями. Если повезёт, то здесь можно даже увидеть отблески полярного сияния.
Охотские будни. Ч.2. Прогулка по Охотску.
Более-менее неплохо выглядит центр Охотска:
Основная движуха, конечно, здесь. Есть даже городской автобус.
В прошлом году наметились положительные сдвиги в местном дорожном хозяйстве. Улицу 40 лет Победы закатали в бетон.
Вообще, в Охотске имеется памятник первооткрывателям. Простенький обелиск на берегу Кухтуйской лагуны, со словами Михайло Ломоносова: «Колумбы российские, презрев угрюмый рок, меж льдами новый путь отворят на восток»:
Охотск известен и недавней историей. В 1923 году здесь отгремели последние отголоски Гражданской войны, когда экспедиционный отряд Вострецова ликвидировал один из отрядов Сибирской добровольческой дружины генерал-лейтенанта Пепеляева. Обелиск на фото ниже, напоминает об установлении советской власти в Северном Приохотье:
Вообще-то, если бы не японские автомобили на улицах, в Охотске легко потеряться во времени. До сюда очень медленно добираются новомодные стройматериалы. Очень много ветхого жилья, почти все дома родом из Советского Союза, с сохранившимися на них коммунистическими лозунгами.
Владимир Ильич, конечно, тоже присутствует. В-принципе, справедливо, так как в советский период Охотск хорошо увеличил своё население, обзавёлся современными по тем временам производствами и местным сельским хозяйством.
Центральная площадь и ДК также носят имя основателя страны Советов.
Остальные районы посёлка выглядят не так оптимистично:
Вообще, на самом берегу хотя и красиво, но жить здесь немного страшновато. Шторма с открытого Охотского моря изредка налетают такие, что волны, бывает перехлёстывают через гребень пляжа и стекают по посёлку в лагуну. А если ещё учесть, что в море дрейфуют мощные льдины. Однажды даже приходилось эвакуировать жителей близлежащих домов, когда гигантскими волнами швыряло многотонные льдины на берег, они разбивались и осколками побило стёкла в окнах. А вообще, зимой и весной, когда открытое море сковано льдами, здесь обычно тихо:
Затем, в начале июня, когда будут садить картошку, в каждую лунку бросят по куску тухлой рыбы. Так решается проблема удобрений. Картошка вырастает отменная, даже в этих суровых местах. Тут один чел высыпал себе на огород целый камаз тухлой рыбы, а сам уехал в отпуск, чтобы уже по приезду заняться посадками. На целый месяц крыша его дома и нескольких соседних, превратилась в птичий базар. Соседи тихо материли огородника-инноватора под неумолчный гомон довольных чаек. Когда он вернулся из отпуска, рыбы, собственно, уже и не было, почти всю сожрали наглые птицы. Зато в двухсотлитровых бочках под водосточными желобами дома, где собиралась вода для полива, плескалось отменное гуано. Байку рассказал, конечно же, Алексеич. А я уже немного перевёл её в литературную форму.
odynokiy
Дороги.
Забытая история бывшего портового города Охотска.
Далеко не все знают маленький посёлок Охотск — куда больше известно Охотское море, на берегу которого и расположен этот самый северный райцентр Хабаровского края. Сегодня почти забыто, что в прошлом на протяжении двух веков, до появления Владивостока, именно Охотск был главными воротами России в огромный Тихоокеанский регион.
«Ламское» море
Впервые русские люди на берегу Охотского моря появились летом 1639 года. После трудного, занявшего много месяцев пути с берегов реки Лены три десятка казаков под началом атамана Ивана Москвитина вышли, как тогда говорили, «на большое мере окиян, по тынгускому языку на Ламу». В то время на берегах моря, которое вскоре назовут Охотским, жили немногочисленные племена эвенов, о которых один из казаков Москвитина позднее так рассказывал начальству для доклада в страшно далёкую Москву: «А бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало, и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорами…»
Роды эвенков жили ещё в каменном веке, русские первопроходцы называли их «тунгусами-ламутами», то есть «приморскими тунгусами», от эвенкского слова «ламу» — «море». Поэтому первое русское название солёных вод, раскинувшихся между берегами современного Хабаровского края, Магаданской области и Камчаткой, звучало как «Ламское море». Уже осенью 1639 года казаки Москвитина, двигаясь вдоль берега «Ламского моря», достигли устья большой, по местным меркам реки, которую, не мудрствуя, назвали просто «Охота». По одной версии, название происходит от эвенского «охат» (река), по другой — от эвенского «ахоть», что значит «большая». Так «ламутское» название «Ахоть охат» (Большая река), превратилось в русскую Охоту… Казаки атамана Москвитина отметили, что река Охота «собольна», то есть её берега полны пушным зверем — главной целью русских первопроходцев, двигавшихся на Восток «встречь солнцу». Особое впечатление произвёл на русских людей впервые увиденный ими здесь нерест тихоокеанского лосося. «А рыба большая, в Сибири такой нет, по их языку кумжа, голец, кета, горбуня, столько её множество, только невод запустить и с рыбою никак не выволочь. А река быстрая, и ту рыбу в той реки быстредью убивает и вымётывает на берег, и по берегу лежит много, что дров, и ту лежачую рыбу ест зверь, выдры и лисицы красные…» — так в январе 1646 года докладывал якутскому воеводе Василию Пушкину казак Колобов, первым вернувшийся в освоенные русскими районы с берегов Охотского моря.
К тому времени у «Ламского окияна» побывало уже несколько отрядов первопроходцев. В начале 1642 года к устью реки Охоты, пройдя через якутский Оймякон, полюс холода, вышел отряд казака Андрея Горелого, 18 русских и 20 якутов. Осенью 1645 года на берегах Охотского моря зазимовал отряд Василия Пояркова, первым в русской истории проплывшим по Амуру и теперь искавшим пути возвращения на реку Лену. Известно, что Поярков родился в самом центре европейской России, в городке Кашин (ныне в Тверской области), так что место его зимовки от места рождения отделяло пять с половиной тысяч вёрст — расстояние огромное и в наше время, а тогда просто фантастическая даль, на преодоление которой требовались годы…
Ещё казаки Москвитина, первыми оказавшиеся на берегах «Ламского моря», советовали начальству, «чтоб на той Охоте реке поставить острожек крепкой, и соболей и лисиц будет много». Поэтому летом 1646 года, изучив полученные от людей Москвитина «скаски»-донесения, из Якутска к берегам Охотского моря отправился большой отряд — 40 человек — под командованием казачьего десятника Семёна Андреевича Шелковникова. В мае 1647 года казаки Шелковникова, двигаясь по пути, разведанному отрядом Москвитина, вышли к «Ламскому окияну». Здесь к ним присоединились остатки отряда Пояркова, и совместными силами шесть десятков первопроходцев 23 мая 1647 года в устье реки Охоты, в трёх верстах от морского побережья, на берегу протоки Амунки, основали укреплённое зимовье. На дальневосточном побережье современной Российской Федерации возникло первое русское поселение.
Рождение будущего Охотска не было мирным. Казакам Шелковникова пришлось выдержать настоящую битву с местными «ламутами»-эвенами, которые не желали платить пришлым чужакам дань мехом соболей и лисиц. Как позднее докладывали казаки начальству в Якутск, «ясачной сборщик служилый человек Семейка Шелковник за большим боем Охоту взял и зимовье поставил».
Охотское зимовье стало базой для дальнейшего освоения берегов «Ламского моря-окияна». Летом следующего, 1648, года отправленный Шелковниковым из Охотска отряд под началом Алексея Филипова и Ермила Васильева, двигаясь на северо-восток, достиг побережья Тауйской губы, то есть района современного города Магадан. Там они обнаружили лежбища тысяч моржей, «где зверь морж ложится» — моржовые клыки, или «рыбья кость», как их тогда называли, ценились не меньше, чем самые драгоценные меха. За пару моржовых клыков, привезённых с берегов Охотского моря, в XVII веке в Москве можно было купить целый дом. Но доставались такие богатства нелегко. К 1649 году, когда в устье Охоты был построен «косой острожек», укреплённый частокол из заострённых бревен, почти треть отряда Шелковникова погибла в боях с эвенами или умерла от голода и лишений. Скончался и сам Шелковников, ему на смену с берегов реки Лены вместе с подкреплениями прибыл «служилый человек, приказный Якутского зимовья» Семён Епишев, ставший вторым главой Охотска. Весной 1651 года Епишев обнаружил в острожке лишь «чуть живых двадцать человек». Весной 1652 года, когда большая часть охотских казаков разъехалась собирать меховую дань с окрестных племён, «острожек» осадили восставшие «ламуты». Небольшой русский гарнизон, около 30 казаков, пробился из окружения и отступил южнее — к реке Улье. Постройки и укрепления первого Охотского острога «ламуты»-эвены сожгли.
Охотский путь «в Камчатку»
В начале XVIII столетия казаки Охотского острога продолжали осваивать побережье одноимённого моря. Собирая меховой «ясак», они на построенных в устье Охоты небольших кораблях-«кочах» доходили до реки Ямы — в 200 км северо-восточнее от современного Магадана. Якутские казаки уже открыли и Камчатку, но первые изведанные дороги на полуостров были крайне трудны, путешествие по ним занимало более полугода. Один путь шёл на кораблях от устья реки Лены по водам Северного Ледовитого океана к устью реки Колымы, далее вверх по колымскому руслу и затем сушей к чукотской реке Анадырь. Второй «путь» пролегал по суше, от Якутска более 2 тысяч км северной тундрой при помощи оленьих караванов через зимовья на берегах заполярных рек — Яны, Индигирки, Алазеи, Колымы и Анадыри. В районе Анадырского острога в центре Чукотки оба «пути» соединялись и далее на оленьих или собачьих упряжках шёл путь свыше тысячи вёрст до первых острогов на Камчатке. Даже в наши дни совсем непросто пройти такими путями, тем более опасными и долгими они были три века назад. Известно, что за первые 15 лет XVIII века по пути из Анадырского острога на Камчатский полуостров погибли более 200 русских первопроходцев. Поэтому требовалось найти более безопасную и удобную «дорогу» на Камчатку, и здесь свою роль сыграл Охотск — тогда единственный русский порт на дальневосточном побережье.
В 1713 году вышел указ царя Петра I об изыскании удобного морского пути из Охотска на Камчатский полуостров: «Идти с людьми в Камчатку морем». Но первые попытки пересечь воды «Ламского окияна» были неудачны: ранее первопроходцы плавали лишь вдоль берегов на маленьких речных «кочах», опыта строительства больших морских кораблей в Охотске не было. В единственном русском поселении на берегах Охотского моря не имелось даже компаса. Поэтому по новому указу царя Петра I в Охотск с Балтики и Белого моря направили группу опытных моряков и кораблестроителей. «С теми мореходцы и с плотники, — гласил грозный указ, — итти через Ламское море на Камчатский Нос без всякого промедления, а буде вы в том пути учнёте нерадение и мешкоту чинить для каких своих прихотей, или, не хотя великому государю служить, в тот путь вскоре не пойдёте, или не быв на Камчатке и не взяв на Камчатке от государевых людей сведения, возвратитесь, за то вам, по указу великого государя, быть в смертной казни без всякого милосердия и пощады». Опытные кораблестроители с необходимыми инструментами и снастями, включая компас, прибыли в Охотск осенью 1714 года. История сохранила для нас их имена: архангельские поморы Никифор Треска, Иван Бутин, Кондратий Мошков, Яков Невейцын, Кирилл Плоских, Варфоломей Федоров, Иван Каргопол и голландский матрос Андрей Буш. На морском берегу у Охотска устроили «плотбище», первую верфь. И 300 лет назад, в мае 1716 года, был готов первый в тихоокеанских водах настоящий русский корабль, получивший символическое имя — «Восток».
Как писали в XVIII веке, «Восток» был построен «наподобие русских лодий, на которых прежде сего из Архангельского города ходили на Новую Землю». Именно этот корабль стал первенцем Тихоокеанского флота России, а Охотск — его колыбелью.
В июне 1716 года «Восток» вышел в первое плавание на Камчатку. Охотское море — второе по величине море России (после Берингова), его северная часть по характеру сходна с морями Северного Ледовитого океана: плавания здесь трудны, нередки большие льды. Но путешествие на Камчатку завершилось удачно: корабль «Восток» благополучно достиг берегов полуострова и перезимовал в устье реки Колпакова, пока участники его экспедиции ездили по камчатским острогам, собирая «меховую казну». В мае 1717 года «Восток» отправился в обратный путь, имея в трюмах почти 6 тысяч драгоценных шкурок камчатских соболей. Возвращение в Охотск затянулось, Охотское море показало свой нелёгкий нрав — корабль почти два месяца был зажат плавучими льдами и лишь чудом смог вернуться в родной порт. Однако первый морской путь на Камчатку был проложен, и с тех пор он действовал непрерывно почти полтора века.
Тихоокеанские ворота России
По замыслам Петра I далёкий Охотск должен был стать не только связующим звеном с Камчаткой, но и главными морскими воротами России в Тихий океан, к дальним странам от Китая до Америки. Незадолго до смерти царь-реформатор задумал большую экспедицию по поиску «дороги через Ледовитое море в Китай и Индию» и поиску новых земель за Чукоткой, «где оная сошлась с Америкой, чтобы доехать до какого города европейских владений
В историю это предприятие, осуществлённое уже после смерти Петра I, вошло под названием «Первая Камчатская экспедиция» Витуса Беринга. Именно она подтолкнула власти Российской империи принять меры к развитию далёкого Охотска. Маленький городок на берегах «Ламского моря» отделяли от Петербурга свыше 5500 вёрст — более года пути в XVIII столетии! Поэтому указ Правительствующего Сената от 10 мая 1731 года предписывал развивать Охотск при помощи сосланных в Сибирь каторжников: «Для умножения людей, таких кои осуждены на каторгу и ссылки, ссылать в означенный Охотск на житье, а как оные в Охотск привезены будут и тамо их определить в службу, в мастерство и работы, и на пашню, кто к чему будет способен». Пополнять Охотск ссыльными власти Российской империи принялись с самого верха — «начальником» города был назначен Григорий Писарев, сосланный в Сибирь бывший соратник Петра I. Новый «начальник Охотска» (именно так он именовался в официальных документах) был типичным представителем бурной петровской эпохи: из простых крестьян взлетел до обер-прокурора империи. Писарев участвовал во всех петровских войнах, отличился в Полтавском сражении, участвовал и в суде над несчастным царевичем Алексеем. После смерти Петра I новые фавориты и властители Российской империи скинули Писарева с вершин власти, его разжаловали, приговорили к битью кнутом и ссылке в якутскую тундру. Когда власть в Петербурге снова поменялась, вспомнили, что Григорий Писарев когда-то при Петре I преподавал в морской академии, поэтому и решили назначить его главой самого дальнего в стране Охотского порта. К тому же в Петербурге резонно сочли, что сосланный в якутские земли Писарев уже находится достаточно близко к охотскому побережью. Так появился именно указ Сената:
Григорья Писарева, который сослан в Сибирь и ныне за Якутском, определить в Охотск и дать ему полную команду над тем местом, и чтоб он то место людьми умножил и хлеб завёл, и пристань с судовою верфью, также несколько судов для перевозу на Камчатку и оттуда к Охотску казённой мягкой рухляди и купеческих людей, дабы оное место с добрым порядком, к пользе и прибыли Государственной приведено было…
В 1731 году вместе с Писаревым в Охотск прибыли ещё 153 сосланных в Сибирь каторжника, значительно увеличив население небольшого городка. Вскоре к ним присоединились прибывшие с Запада полторы сотни семейств казаков и якутов — Охотск стал большим по сибирским меркам городом. Охотские жители даже начали строить первую большую церковь, которая должна была стать главным православным храмом не только для берегов Охотского моря, но и для Камчатки с Чукоткой. Целое десятилетие ссыльный Писарев был «начальником Охотска», пока в 1741 году царица Елизавета не вернула в Петербург старого сподвижника своего отца. К тому времени в Охотске было 73 частных дома, 6 казарм, 6 складов-магазинов, 5 торговых лавок, 3 мастерские, кузница, церковь и другие здания, в том числе канцелярия и «государев двор», резиденция начальника города и порта. Кроме того, возле города был устроен солеваренный «завод», где из морской воды вываривали соль. Охотская солеварня производила почти 2 тысячи пудов соли в год и снабжала этим необходимым продуктом как близкий острог, так и все русские поселения на Камчатке и Чукотке. На местной верфи активно строились суда. Всего за XVIII столетие в Охотске было построено более 30 мореходных кораблей. По итогам правления ссыльного Писарева город стал настоящими морскими воротами России в Тихий океан.
Охотск на пути в «Русскую Америку»
К середине XVIII столетия в Охотске по инициативе нового городского начальника Афанасия Зыбина появилась начальная школа и училище штурманов. Ещё в 1748 году Зыбин писал далёкому начальству в Якутск, Иркутск и Петербург: «Для обучения детей служащих Охоцкого порта цифири и некоторой части геометрии надобно прислать в Охоцк одного человека студента искусного и те науки знающего, снабдя его книгами арихметикой, дабы здесь дети без обучения не остались дураками и для употребления в службе ея императорского величества могли всегда годны быть…»Попробовали в Охотске наладить и своё сельское хозяйство — присылали из Сибири и европейской части России крестьян и несколько раз пытались сеять ячмень и рожь. Однако, как по итогам этих экспериментов Охотские власти докладывали начальству, «От оных севов ничего не родилось, токмо вышло соломой…» Но охотские жители сумели наладить выращивание картофеля и капусты, а присланные в Охотск 37 семей «пашенных крестьян» переключились на разведение оленей.Хотя Охотск не преуспел в хлебопашестве, зато он был главным портом нашей страны на Тихом океане.
О значимости маленького Охотского порта свидетельствует такой факт: за четверть века, в 1746−70 годах, купцы доставили сюда из европейской части России товаров на фантастическую по тем временам сумму в 3,2 миллиона рублей серебром!
Охотск стал главным связующим звеном не только с Камчаткой, но и с недавно открытой Аляской. Ещё в 1750 году приписанный к Охотскому порту унтер-офицер Михаил Неводчиков, вернувшись из многолетнего плавания по северной части Тихого океана, представил первое описание и карту цепочки островов, протянувшихся между Камчаткой и Аляской. Именно тогда в Охотске этот архипелаг впервые получил своё имя, навсегда став «Алеутскими островами».В 1783 году в Охотске построили три морских корабля-галиота: «Святой Симеон», «Архистратиг Михаил» и «Три Святителя». За следующие три года именно они доставили на Аляску первые экспедиции, фактически основавшие всю «Русскую Америку» и положившие начало знаменитой Российско-Американской компании. В следующие десятилетия Охотск выполнял функцию главного порта для кораблей и экспедиций, осваивавших просторы Северной Америки от Аляски до Калифорнии.Император Павел I сделал город Охотск центром большой области, включавшей в себя все российские берега Охотского моря, Чукотку и Камчатку. В самом начале XIX столетия в Охотске базировались «Юнона» и «Авось» — принадлежащие Российско-Американской компании корабли, которые в будущем, в конце ХХ столетия, прославит популярная рок-опера, названная по их именам.
Осенью 1812 года, когда далеко на западе в ходе войны с Наполеоном сгорела Москва, Охотск тоже был разрушен, но не врагом, а природной стихией: разбушевавшееся море затопило почти все городские постройки. И весной 1815 года город в который раз перенесли на другое место — на противоположный берег реки Охоты. Тут Охотск стоит и сегодня. На морском берегу вблизи устья реки впервые построили современное для тех лет укрепление — береговую батарею для обороны порта.К тому времени торговый оборот Охотского порта достигал довольно значительной суммы — 155 тысяч рублей ежегодно, а в состав приписанной к Охотску флотилии входило 5 мореходных кораблей. В течение следующих 5 лет на городских верфях построят еще 3 морских брига. Процветала в те годы и Российско-Американская компания, чьи корабли были постоянными гостями Охотска. Так, в 1821 году, комендант российского форта Росс в Калифорнии Иван Кусков, на корабле «Мария» доставил в Охотск двадцать тысяч испанских пиастров (свыше 500 кг серебра), вырученных от торговли на тихоокеанском побережье Америки.В том году в Охотске насчитывалось 982 жителя, спустя десятилетие, к 1833 году, их число вырастет до 1100 человек. Это будет пик развития Охотска как главного порта России на Тихом океане.
«Охотский порт по неудобности онаго упразднить…»
В будущем Корсаков станет дальневосточным генерал-губернатором, оставит немалый след в истории края, его фамилия и ныне видна на картах России (например, город Корсаков на Сахалине или несколько сёл Корсаково в Хабаровском крае и Приморье). Но тогда молодой офицер всего лишь вёз новые приказы из Петербурга на Камчатку, а попутно ему было поручено осмотреть город Охотск и дать рекомендации о целесообразности существования здесь порта.
Михаил Корсаков оставил любопытные записи в личном дневнике о том, как жилось в Охотске в последние годы его существования в качестве важного транспортного центра. «Город имеет правильные улицы, — пишет Корсаков, — пересекающиеся в перпендикулярном направлении. Строения все деревянные и одноэтажные… Строений много очень ветхих, дома не обиты тёсом и крыши не крашены и имеют вид очень несчастный… Строений всего в городе казённых и частных не более 200». Поразил столичного офицера и нелёгкий климат: «Лето коротко и довольно холодно, часто во время лета приходится одевать шубу. Осенью и зимою бывают сильные метели… Холод зимой бывает более 40 градусов. В нынешнюю весну цинга сильно свирепствовала и тем более развивалась, что долги ниоткуда нельзя было достать свежего мяса и зелени. Огородная зелень с трудом поспевает в Охотске, потому что сеять ее ранее июня нельзя, а в начале августа уже начинаются морозы-утренники…» Немало удивил Корсакова и быт охотских горожан: «Жители едят рыбу вместо хлеба круглый год и так привыкли к ней, что едят её с чаем и со всяким кушаньем… Собак в городе множество. Жители на собаках ездят всюду, возят тяжести, воду, дрова, словом собаки заменяют совершенно лошадей в Охотске, которых там вовсе нет в зимнее время».Не менее удивляли его и нравы местных чиновников, те буквально дичали на столь далёком берегу. «Здешний стряпчий огромная махина, — записывает в дневнике Корсаков. — Он называет себя Царское око в Охотске. Часто очень, однако, царское око бывает сильно пьян. Если задор к вину бывает большой, то выпив из рюмки, он ест самую рюмку. Ещё есть жалоба стряпчего на почтмейстера за то, что тот вырвал ему бакенбарду, причём и сама бакенбарда к жалобе прилагается…»Удивили Корсакова и огромные, даже по столичным меркам, цены в Охотске. Например, сахар тут стоил 100 рублей за пуд — в 10 раз дороже, чем в Москве или Петербурге, а за хорошую ездовую собаку платили 30 рублей — больше, чем стоила крестьянская лошадь в европейской части России.Доклад капитана Корсакова решил судьбу Охотска. Появившийся 2 декабря 1849 года царский указ гласил: «Охотский порт по неудобности онаго упразднить…»Впрочем, окончательную судьбу Охотска предопределили не только сложности жизни и трудности дороги к нему. В середине XIX века Российская империя уже нацеливалась на устье Амура и Приморья, где было немало гораздо более удобных бухт и гаваней для тихоокеанского флота. В этих условиях Охотск как большой порт был уже не нужен.
Закрытие в городе государственного порта быстро сказалось на численности населения. Через 25 лет после царского указа об упразднении «по неудобности» число жителей в Охотске уменьшилось в 10 раз, теперь их число едва достигало 170 человек.Однако старинное поселение в устье реки Охоты не исчезло. Охотск официально лишился городского статуса лишь спустя целый век, в 1949 году, став всего лишь «рабочим посёлком». Но именно в советское время местное население достигло здесь исторического максимума — более 9 тысяч человек. Оно вновь резко сократилось лишь с распадом СССР.Сегодня первое русское поселение на дальневосточном берегу является райцентром на самом севере Хабаровского края — почти безлюдный Охотский район по площади превышает многие европейские страны и равен половине Германии. Сам же райцентр, с населением чуть более 3 тысяч человек, ныне представляет из себя небольшой порт и рыбокомбинат. О славном прошлом Охотска напоминают лишь книги по истории и старинный герб города, утверждённый ещё царицей Екатериной II в 1790 году. На гербе Охотска красуются два скрещённых якоря и штандарт, как гласит старинный указ, «в знак того, что в сём городе находится Порт».
Подробно на сайте Дальний Восток:
https://dv.land/history/pervyi-na-dalnevostochnom-beregu