Что предполагает трансформируемая среда выберите три варианта
Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в младших группах
Ползикова
Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в младших группах
Трансформация предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС в младших группах.
Предметно-развивающая среда в современном дошкольном учреждении обустроена таким образом, чтобы эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка. По этой причине одно из требований ФГОС для детских садов – трансформируемость пространства.
Поэтому целью является:
создание предметно-развивающей среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечить полноценное развитие дошкольников. 2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой)
Среда, в которой находятся дети, влияет на их воспитание и развитие в целом. Пространство в группе малыши часто используют одинаково. К примеру, в комнате справа у стены стоят столы для занятий, слева мягкие модули, а в дальнем углу игрушки. И так каждый день. Подобная обстановка не мотивирует детей и не располагает к творчеству. Трансформируемая среда позволит педагогам создавать внутри одной комнаты пространство под разные задачи и не ограничиваться стандартной расстановкой мебели. Взрослые вместе с детьми могут менять облик помещения, по желанию превращая его в игровую комнату, комнату для занятий или зону отдыха.
Создавая трансформируемую среду в детском саду, важно показать детям, что с пространством тоже можно играть и преобразовывать. Для этого делим помещение на зоны и оборудуем его подходящей мебелью.
Разделение группового пространства на зоны поможет эффективнее использовать помещение. Каждая часть комнаты выполняет свои функции, но при необходимости зоны можно объединять, увеличивая пространство, например для игрили наоборот для проведения занятий,где детей ничего не будет отвлекать.
Трансформируемое пространство должно обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также удовлетворять потребность в уединении. В группе создан уголок уединения, в который ребенок в любой необходимый для него момент может отлучиться. Оформлен он в виде шалашика, а на полу постелено мягкое покрытие, чтобы малышам было комфортно проводить время.
Создать среду, в которой дети смогут вести себя максимально естественно и открыто поможет мебель. Столы, передвижные модули, стулья и бескаркасную мебель можно расставить в помещении в зависимостиот поставленных задач.
Для групповых занятий достаточно соединить или разъединить столы и получится большое рабочее пространство, а после занятий
столы задвигаются, освобождая место для другой деятельности.
Таким образом можно сделать вывод, что трансформируемость образовательной среды в детском саду предполагает больше свободы действий. Но это не значит, что в группе будет хаос. Воспитатель контролирует процесс, создает условия и направляет малышей. Если развивающее пространство организовано грамотно, то детский сад будут покидать дети, проявляющие самостоятельность, способные выбрать себе занятие, учитывать интересы и чувства других.
Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста по ФГОС и Сан ПиН Важной частью предметно-пространственной среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книг» осуществляет роль.
Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.
Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).
Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.
Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.
Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность
Татьяна Гукк
Вариативность предметно-пространственной среды, её трансформируемость и полифункциональность
Приоритет общекультурного и личностного развития, заявленный в ФГОС означает, что дошкольное образование должно быть ориентировано не на формальную результативность, а на поддержку способности ребёнка, на его самореализацию. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходима та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
1. Насыщенность
Насыщенность среды соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения, различными материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием.
Предметное содержание выполняет информативные функции об, окружающим мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки и оборудование разнообразны.
Игры – разной степени сложности, что обеспечивает высокий развивающий потенциал. Использование гендерных игр и игрушек для девочек и мальчиков.
Учитываем индивидуальные особенности детей, применяем игры разного уровня сложности.
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействий с предметно пространственным окружением и возможности самовыражения детей.
2. Трансформируемость
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. (Столы трапеция, ромашка, квадратные, прямоугольные, лепестки)
За счет кроватей трансформеров пространство спальной комнаты используем для двигательной активности и индивидуального развития.
Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.
Оперативное изменение пространства необходимо для полноценного функционирования развития предметно – пространственной среды.
Например: на месте природного уголка организовать можно (лаборатория творческая, мастерская, музей, путешествие).
В группах имеются природные уголки – трансформируются, в лабораторию могут, патриотический уголок, выставка детского творчества.
В образовательном процессе возможна, трансформировать столы (объединять, индивидуально).
В спальнях позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы.
3. Полифункциональность
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, детской мебели, мягких модулей, мобильные книжные полки, игровые маркеры.
Учебную доску используем для рисования маркерами, составления узоров, выставка детских работ.
Все игровые средства используются в коллективных играх, в том числе с участием взрослого.
Например: Игровые маркеры могут использоваться в детской игре по замыслу ребенка (Магазин, банк, автобус из стульчиков).
4. Доступность
ФГОС учитывает доступность для дошкольников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;(Музыкальный зал, изо студия, кабинет учителя- логопеда, кабинет педагога – психолога, музей ДОУ, игровые площадки, спортивный зал.)
свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5. Вариативность
Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств разнообразных материалов, игр игрушек и оборудования, обеспечивающий свободный выбор детей.
Группы детского сада условно разделены на центры активности: центр литературы, науки и природы, художественно – эстетический, центр математики.
Благодаря высокому развивающему потенциалу, игровые средства используются для детей с различными уровнями развития. Чем выше потенциал, тем выше развивающая возможность.
6. Безопастность
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
С целью организации содержательной деятельности дошкольников, на воздухе оборудованы прекрасные теневые навесы отвечающие требованиям САНПина.
Вариативность предметно – пространственной среды и ее трансформируемость и полифункциональность дает возможность дошкольникам самостоятельно организовать собственную деятельность, проявляют познавательную активность и интерес.
Консультация для педагогических работников МБДОУ по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Трансформируемость пространства»
Содержимое публикации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Г.ВОЛГОДОНСКА
Консультация для педагогических работников МБДОУ по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды
в соответствии с ФГОС ДО. Трансформируемость пространства»
Разработал старший воспитатель Р.В.Земскова
Консультация для педагогов МБДОУ на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Трансформируемость пространства»
Консультация для педагогов МБДОУ на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Трансформируемость пространства»
Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности. Основные положения личностно –ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды. Сегодня мы рассмотрим принцип трансформируемости.
П. 3.3.4. ФГОС ДО говорит нам: «Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей».
Рассмотрим показатели данного принципа:
— Это предметы среды легкие и безопасные, которые могут быть перенесены, переставлены самим ребенком (столы, стулья, мягкие и игровые модули, коврики, ширмы и т.п.) Считается, если 50-80% детского оборудования (кроме стеллажей) могут быть перенесены детьми, в группе соблюдается принцип трансформируемости
— Наличие возможности у детей выделить пространство для индивидуальной или парной, совместной игры, другой деятельности (мягкие и игровые модули, коврики, ширмы и т.п.) Использование их детьми для организации своих пространств.
— Наличие возможности легкого преобразования игровой, продуктивной и прочей деятельности, самостоятельной организации игры: доступность атрибутов и материалов для разных видов деятельности. Активное использование их детьми.
— Возможность детьми самостоятельно размещать продукты своей деятельности (доступные места и способы крепления).
— Педагоги анализируют и вносят изменения в среду не реже 2- 3 раз в месяц в соответствии с комплексно-тематическим планом и актуальным состоянием детей и их интересами
При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды воспитатель постоянно сталкивается с проблемами: недостаточно места для размещения нужного игрового материала.
Хочу представить вам «Методическое пособие «Моделирование предметно-пространственной среды в детском саду» О.В.Дыбиной,Л.А.Пеньковой,Н.П.Рахмановой.
В пособии представлено моделирование предметно-пространственной развивающей среды посредством модульных конструктов и мебели, раскрываются требования и принципы создания конструктов. В нем содержатся фотографии игровой модульной мебели, универсальных модулей, авторские чертежи и примерные варианты сборных игровых конструкций, организации игрового пространства.
Хочу представить вам Модульные конструкты, которые были представлены на ГМО воспитателей. Использование модульных конструктов обеспечивают реализацию различных видов детской деятельности и решению развивающих задач с учётом возрастных особенностей детей.
Игровой модульный конструкт, который предлагает Дыбина О.В., может служить и мебелью, и игрушками, и использоваться детьми и воспитателями в разных целях. Его можно собрать перед запланированной деятельностью (игровой, сенсорной, двигательной и др.), а после проведения разобрать и сложить в контейнер.
Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, можно разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.
Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:
• Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;
• Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;
• Способствовать развитию мышления ребенка, стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;
• Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;
• Формировать элементарные математические представления;
• Работать над звукопроизношением и связной речью.
Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2, 5 см.
Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки. На одной из сторон имеются 12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок, счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.
Данная многофункциональная ширма была представлена Екатериной Лам воспитателем из Московской области.
незамысловатых узоров, способствующие развитию мелкой моторики, подходит для детей среднего и старшего возраста.
Ширмы, для развития тактильно-кинестетических ощущений, связанных с мыслительными процессами для работы с детьми с ОВЗ.
Ширмы могут быть двух и трёхстворчатые, они лёгкие и безопасны в использовании.
Ширма «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребенку ограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму. Ширма для мальчиков «Кораблик» может иметь угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал, спасательный круг) помогут быстро организовать игру.
Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. В них также легко размещаются плотницкие и столярные инструменты: ножовка, молоток, отвертка.
Ширма для девочек может выполнена из легкой вуали, которая собрать так, чтобы напоминала форму легкой воздушной юбочки. Ширма дополнена атрибутами для маленькой барышни (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Ширмы удобно хранить, легко складывать, что позволит переносить их. Ширмы многофункциональны и универсальны.
Модули-трансформеры. Актуальность применения модулей-трансформеров, изготовленных своими руками, заключается в необходимости изменения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, и позволяет не приобретать дорогостоящее оборудование, а используя творческий потенциал педагога и помощь родителей, вносить изменения в соответствии с потребностями детей, прибегая к малозатратным технологиям изготовления. Данные модули были представлены Рогозенко Юлией Витальевной.
Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.
Изготовление игрового поля:
«Лесная поляна», оснащение набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.
Педагогическими работниками были разработаны и сшиты специальные чехлы на столы для организации настольных режиссерских игр. Боковые кармашки на чехлах для игровых атрибутов позволяют видоизменять игровую среду с учетом пожеланий и интересов детей. Настольные игровые поля легко трансформируются в пространстве группы.
Маркеры игрового пространства. Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д.
В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Информацию по маркерам игрового пространства вы можете найти в интернете.
На методическом объединении старших воспитателей й в декабре 2018 в МБДОУ ДС «Журавлик» коллеги также поделились новинками при разработке развивающей среды. Ими были представлены трансформируемые книги. Атрибуты детям предлагаются в коробках. На коробках имеются символы, обозначающие игру. Эти пособия были представлены в двух видах: напольные и настольные.
Таким образом, становится очевидным, что для развития детей от 2-х до 7 –ми лет в игре нужна разная внешняя обстановка, которая содействует переходу от овладения условным замещающим действием к ролевому действию, а затем к сюжетосложению или игре-фантазированию.
Презентация «Трансформируемая развивающая предметно-пространственная среда в ДОП»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Трансформируемая развивающая предметно-пространственная среда в ДОП ГБОУ Школа № 2122 Воспитатель ГБОУ Школа № 2122 ДОП «Ручеёк» Зенкевич Елена Владимировна
Понятие «Развивающая среда» Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Актуальность Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации… 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе ПРОСТРАНСТВО; ВРЕМЯ; ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде выделяются следующие зоны для разного вида активности: рабочая; активная; спокойная
Насыщенность среды Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Полифункциональность Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
доступность Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Вариативность Вариативность среды предполагает: наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Безопасность Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования
Организация предметно-пространственной среды ДОП Принцип небольших полузамкнутых микро пространств (чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек.) Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.