Что приносит движущийся воздух ветер
Ветер — определение, виды и названия, как образуется
Ветер — это поток воздушных масс, который стремительно движется параллельно Земле. Он является частью неживой природы, принимает непосредственное участие в ее естественных процессах и в поддержании жизни на планете. Еще более 300 лет назад великий астроном и географ Эдмунд Галлей попробовал объяснить природу возникновения ветра с помощью закона Архимеда, когда теплое и легкое поднимается, а холодное и тяжелое прижимается к Земле. Насколько он был прав — мы можем судить уже сегодня.
Происхождение ветра
Ветер является природным явлением. Изменения, которые происходят в окружающей среде, побуждают атмосферные массы двигаться, и так люди идентифицируют ветер. Он вызван перепадами давления и его неравномерным распределением в атмосфере Земли. На нестабильность давления влияют такие природные факторы, как океан, Солнце и суша.
Рис. 1. Циркуляционные процессы Земли, которые приводят к ветрообразованию Воздушные массы начинают свое движение от высокого давления к низкому и если бы не этот факт, то воздух имел бы одну температуру, влажность и полный штиль.
Почему движутся воздушные массы?
В течение дня поверхность Земли нагревается. Учитывая разную структуру и особенности верхнего слоя планеты, прогревается она неравномерно:
Таким образом, поглощенное за день тепло возвращается в атмосферу с разной интенсивностью. К примеру, вода прогревается медленнее суши, и днем тепло с земли поднимается, а холодный воздух с моря перемещается на его место. Ночью происходит наоборот: воздушные массы с остывшей суши передвигаются к более теплой воде. Так происходит потому, что теплый воздух легче и стремится вверх, а холодный — тяжелый и стелется у поверхности Земли. Когда теплый воздух встречается “по дороге” с холодным, образуется перепад температур и возникает ветер. Чем больше разница в температуре, тем он сильнее и порывистее.
Важно! Самым теплым местом на Земле является экватор. Именно там все время образуется самый теплый и прогретый воздух, который уходит в верхние слои атмосферы и оттуда рассредотачивается по полюсам. На определенных широтах он опускается и начинает свое движение, становясь ветром, который может двигаться дальше к полюсам либо возвращаться к экватору.
Также на движении воздушных масс сказывается вращение планеты вокруг своей оси. Так, на Северной части Земли ветра двигаются в правом направлении. На Южном полушарии ветра предпочитают дуть в левую сторону.
Рис. 2. Ветроуказатель — простейшее устройство для определения скорости и направления ветра, использующееся на аэродромах
Виды ветров
Ветер — одно из самых непостоянных явлений в природе. Предугадать силу, направление и характер весьма сложно простому обывателю. Однако специалисты выделили определенную закономерность и классифицировали движения воздушных масс на:
Ветра постоянных течений
К такому типу ветров относят пассаты. Они формируются в тропических широтах обоих полушарий, где главенствует область высокого давления, и движутся по направлению к экватору, где встречаются с зоной низкого давления. В связи с вращением Земли, пассаты отклоняются от курса. Особенность этого ветра — он зарождается над океаном и несет с собой обильные осадки в близлежащие районы. Каждый сезон зоны атмосферного давления смещаются и с ними отклоняются области действия постоянных ветров. В зоне действия пассатов находятся такие территории:
Важно! Пассат, который зарождается в центральной Азии, сухой и жаркий. Он оказывает влияние на климат Северной Африки, и благодаря ему на этой территории образовалась пустыня Сахара.
Рис. 3. Выточенная ветром скальная формация на Альтиплано. Боливия
Западные
Средние широты планеты полны воздушными массами такого характера. Они берут свое начало в тропиках и движутся к 60-градусной широте. Из-за вращения планеты, западные ветра тяготеют к восточной стороне света и устремляют свой поток в эту сторону с запада.
Переменные ветра
Самый известный представитель этих ветров — муссон. Он два раза в год меняет направление движения: с моря на сушу, и наоборот. Происходит это потому, что в межсезонье над разным типом поверхности возникает давление неоднородного типа. Летом суша прогревается больше и теплый воздух, устремляясь в верхние слои атмосферы, образует зону пониженного давления. Океан, прогреваясь медленнее, способствует образованию области высокого давления. Так ветер начинает свой путь с воды на материк. Он приносит теплую и влажную погоду с дождями и грозами.
Рис. 4. Дюны в пустыне Намиб Зимой над материком образуется зона высокого давления, так как она остывает намного быстрее океана, и муссон уносит в море сухой и прохладный воздух с материка. Наблюдать действие истинного муссона можно на территориях дальнего востока России.
Важно! Переменные и постоянные воздушные течения являются частью общей системы циркуляции воздуха.
Местной циркуляции
Ветра местной циркуляции можно разделить на несколько отдельных видов.
В переводе с французского языка означает легкий. Зарождается такой ветер над поверхностью рек, морей, озер и других местных водоемов, где образуется зона высокого давления. На солнце суша прогревается значительно быстрее водных объектов и над ней устанавливается область низкого давления, куда и устремляется бриз. В темное время суток ситуация меняется и все происходит в обратном направлении.
Важно! Этот ветер считался очень благоприятным для начала плавания во времена парусного судоходства.
В переводе с итальянского — северный. Бора воспринимается людьми как порывистый и мощный. Движется в холодные сезоны со стороны прибрежных скал в сторону моря. Образуется на материках со скалистыми берегами. В таких случаях прохладный воздух со стороны суши собирается у подножия хребта и, набрав необходимую массу, срывается вниз к воде. Этим явлением объясняется разительно низкая температура в зонах его действия. Области преобладания: побережья Адриатического и Черного морей.
Рис. 5. Золовые столбы (парк Брайс каньон, Юта) — пример работы ветра
Сарма
Считается разновидностью боры, назван в честь реки, которая впадает в Байкал. Появляется из арктического воздуха, который скапливается у хребтов Сибирских гор. Является ураганным ветром, прилетающим внезапно, потому метеорологи с его приближением объявляют о штормовом предупреждении.
Порывистый и неспокойный ветер с гор, который преимущественно наблюдается в зимнее и весеннее время года. Он сухой и теплый, поэтому с его появлением связывают таяние снегов. Чаще всего встречается:
Самум
Сильный ветер, который появляется в циклонах при сильном нагревании поверхности суши. Возникает шквал, который несет с собой разогретый песок и может продолжаться до 4 часов. Во время самума температура воздушных масс может достигать 50 градусов. Бедуины научились распознавать приближение самума по постепенно ускоряющемуся движению песков с характерным звуком трения. Наблюдается ветер в пустынях Северной Африки и в центральных областях Аравийского полуострова.
Сирокко
В переводе с итальянского сильный. В отдельных областях этот ветер имеет сухой и жаркий характер. При передвижении воздушных масс, вызванных вращением Земли, ветер меняет свойства и приобретает влажные и теплые оттенки, когда следует в направлении юго-востока. Чаще всего встречается:
Рис. 6. Пыльная буря в Техасе. 1935 год
Суховей
Распространенные места пребывания — территории пустынь и степей, где небольшая растительность. Этот ветер довольно жаркий и способен спровоцировать засуху. От пагубного влияния суховея страдают урожаи всех культур. Такой ветер можно встретить:
Бурей
Разновидность суховея. Это — мощный ветер, который переносит песок и частички почв на огромные расстояния. Вызывая клубы пыли, он ухудшает видимость, а срывая плодородный слой земли, наносит непоправимый ущерб аграриям.
Ураган
Ураган является очень сильной бурей. Его вызывают воздушные массы, которые на очень большой скорости движутся в разных направлениях. Скорость такого ветра составляет минимум 33 м/с.
Тайфун
Очень мощный ветер, разрушительной силы. Образуется в основном в таких частях планеты:
Рис. 7. Тропический циклон Катарина над южной частью Атлантического океана
Интересные факты
Ветер — мощная сила природы, способная, будучи альтернативным источником энергии, как облегчать нам жизнь, так и осложнить ее своей разрушительной силой. Еще больше интересной информации об этом природном явлении смотрите в предложенном видео.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветер – движущийся воздух»
Ход организованной образовательной деятельности
Под песню «Я, ты, он, она, вместе целая страна» дети входят в группу.
Придумано кем-то и просто, и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Здравствуйте!», — скажем, мы солнцу и птицам
«Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером!
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Показ презентации «Земля – наш общий дом».
Звучит муз «Рождение природы».
Дети читают стихотворение
Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной зовется этот дом!
Дети садятся на стулья
Воспитатель. Ребята, а что такое природа?
Посмотри, наш юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе уплывает.
Поле, речка и трава,
Скалы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа.
Воспитатель. Дети, всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир живой природы и Мир неживой природы. Сейчас мы выслушаем сообщения юных ученых. Они расскажут нам о живой и неживой природе.
Игра «Живая и неживая природа»
Воспитатель. Правильно, живая и неживая природа тесны взаимосвязаны друг с другом. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, солнца, питания. Сейчас об этом мы узнаем на примере роста растения.
Игра «Как растет растение»
Звучит песня «Звёздная страна» входят девочки – звёздочки, Маленький принц и танцуют танец.
Принц. Здравствуйте, ребята. Я – Маленький принц. Прилетел к вам с далёкой, маленькой планеты. Очень удивился, когда увидел, как прекрасна Земля, на которой вы живёте.
Принц. Ребята, я слышал, что есть на свете ветер. А что такое ветер?
Воспитатель. Маленький принц сейчас мы всё узнаем. Ребята, сегодня я предлагаю, вам отправится в путешествие в киножурнал «Хочу всё знать», где речь пойдёт о ветре. Но, для путешествия нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.
Звучит муз «Шум ветра».
Упражнение «ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)
Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)
Ну, а сейчас затихну я пока.
Звучит муз «Весёлый ветер» дети садятся на коврик.
Показ презентации «Почему дует ветер».
Воспитатель. Дети, мы знаем, что ветер бывает разный. Какой бывает ветер?
Дети.
Южный ветер, бывает скромным и тихим,
Прохладным и добрым.
Северный ветер бывает холодным, колючим,
сильным, сердитым, могучим.
Всюду по белому свету летает,
Как хорошо, что он разным бывает!
Воспитатель. Сильные и опасные ветры называются как?
Дети. (Бури, ураганы, торнадо, смерч.)
Воспитатель. Они угрожают людям во всём мире, так как появляются внезапно. Ветер, бывает таким сильным, что несёт разрушение: срывает крыши на домах, вырывает с корнем деревья и швыряет их на большие расстояния. Но учёные следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников и передают людям.
Воспитатель. А какую пользу приносит ветер?
Дети. Ветер заставляет работать крылья мельницы. С помощью ветра люди получают свет. Ветер приносит на землю живительную влагу, переносит семена, пыльцу различных видов деревьев, растений.
Игра «Детки с ветки»
Воспитатель. Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети. На дереве – маме долго висели,
Нас ветер примчался, и мы полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Но ветер подхватит, и мы улетим.
Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадём,
Земля нас накормит, земля – это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастём мы зелёным ростком
И маме помашем зелёным листком.
Нам дерево – мама помашет в ответ.
Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево – мама, качаясь, шумит,
Советы давая, листвой шелестит.
Воспитатель. Ребята, так что же такое ветер?
Дети. Ветер – это движущийся воздух.
Воспитатель. А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу. Сегодня я предлагаю вам стать учёными – исследователями и отправиться в нашу лабораторию. Там мы будем проводить разные опыты и узнаем много интересного о воздухе.
Под песню «Где водятся волшебники» дети идут в лабораторию.
(Дети проходят за столы, прикрепляют значки «Учёный – исследователь».)
Звучит муз «Прохладный ветерок»
Опыт №1. Как обнаружить воздух
Воспитатель. Ребята, вспомним, что ветер – это движущийся воздух? Можно увидеть воздух?
Дети: Воздух нельзя увидеть глазами.
Воспитатель. Правильно, но его можно почувствовать, если создать «искусственный» ветер. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером. (Воспитатель раздает детям веера.)
Воспитатель. Попробуйте создать легкий ветерок.
Воспитатель. На столе, у каждого из вас стоит ёмкость с водой. Это ваше «маленькое море». Какое сейчас море?
Дети: Спокойное, на море нет волн, вода не движется.
Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель. Правильно, подуйте на воду. Вот видите, образуются «маленькие волны».
Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель. Я предлагаю вам спустить на воду маленький игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?
Дети. Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети. Надо, чтобы подул ветер.
Воспитатель. Дуйте на воду. Посмотрите, кораблик начинает двигаться.
Воспитатель. Парус — это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Давайте вспомним стихотворение А.С.Пушкина про кораблик.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Воспитатель. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, посадить на мель.
Воспитатель. Какой мы сделаем вывод? Что такое ветер?
Дети. Ветер – это движущийся воздух.
Воспитатель. Дети, а ещё, воздух можно «поймать». Возьмите в руки пакетик. В нём есть что-нибудь?
Дети. Нет, он пустой.
Воспитатель. Начнём его скручивать. Что происходит? (Ответы детей.) Почему?
Дети. Там воздух.
Воспитатель. А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали открытие: воздух бесцветный, прозрачный газ.
Воспитатель. Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах?
Дети. Нет.
Воспитатель. Правильно, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху».
Опыт № 3. «Имеет ли воздух вес?»
Возьмём кусочек резинки и бросим в воду. Что произошло? (Резинка утонула.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Ответы детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)
Ребята, а ещё я вам раскрою маленький секрет. Оказывается, воздух может звучать.
Опыт №4 «Человек дышит воздухом»
Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
Воспитатель. Человек дышит воздухом. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Но жизнь и здоровье человека зависит ещё и от того, каким воздухом он дышит. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух? (Ответы детей.) Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети. Сажать деревья, цветы, беречь лес.
Воспитатель. Давайте весной в нашем городе посадим много деревьев, кустарников, цветов, чтобы в нашем городе был воздух чистый.
Воспитатель. Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнали о некоторых основных свойствах воздуха. На сегодня наша лаборатория закрывается.
Принц. Теперь я знаю, что ветер – это воздух. Но ветром он становится только тогда, когда начинает двигаться. Когда я прилечу домой, то обо всём расскажу своим друзьям.
Воспитатель. Маленький принц, ты почему такой грустный?
Принц. Мне так у вас понравилось, что мне не хочется с вами расставаться.
Воспитатель. Ребята, давайте развеселим маленького Принца и потанцуем.
Под песню «Новый день придёт»
дети танцуют танец
Принц. Спасибо, вам ребята. Мне с вами было так интересно, но меня ждут дома. На прощанье я хочу подарить вам маленькую звёздочку (сладкое угощение). До свидания.
Воспитатель. Вот и подошло к концу занятие. А вы, ребята, растите большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы живёте. И она вам вспомнит заботой о себе: хорошим здоровьем, богатым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства природы.
Список использованной литературы:
Откуда появляется ветер
Какие бывают ветры?
Есть ветры мирового значения — муссоны и пассаты. Они дуют через параллели и меридианы. Другие же ветры дуют на небольших территориях — их называют местными, например бризы.
Ветры мирового значения
Виды местных ветров
Местной циркуляции
Ветра местной циркуляции можно разделить на несколько отдельных видов.
В переводе с французского языка означает легкий. Зарождается такой ветер над поверхностью рек, морей, озер и других местных водоемов, где образуется зона высокого давления. На солнце суша прогревается значительно быстрее водных объектов и над ней устанавливается область низкого давления, куда и устремляется бриз. В темное время суток ситуация меняется и все происходит в обратном направлении.
Важно! Этот ветер считался очень благоприятным для начала плавания во времена парусного судоходства.
В переводе с итальянского — северный. Бора воспринимается людьми как порывистый и мощный. Движется в холодные сезоны со стороны прибрежных скал в сторону моря. Образуется на материках со скалистыми берегами. В таких случаях прохладный воздух со стороны суши собирается у подножия хребта и, набрав необходимую массу, срывается вниз к воде. Этим явлением объясняется разительно низкая температура в зонах его действия. Области преобладания: побережья Адриатического и Черного морей.
Видео
Глобальные эффекты
Во многих районах планеты преобладают воздушные массы, обладающие определенным направлением движения. В районе полюсов, как правило, преобладают восточные, а в умеренных широтах – западные ветры. При этом в тропиках воздушные потоки принимают снова восточное направление. На границах между данными зонами – субтропическом хребте и полярном фронте – расположены так называемые области затишья. Преобладающие ветры в этих зонах практически отсутствуют. Здесь движение воздуха осуществляется главным образом вертикально. Это объясняет появление зон высокой влажности (близ полярного фронта) и пустынь (около субтропического хребта).
Как движутся воздушные массы
На протяжении дня поверхность нашей планеты неравномерно нагревается. Это касается не только предметов, которые находятся на расстоянии друг от друга, но и тех, которые расположены совсем рядом. Например, за один и тот же период времени вещи более тёмного цвета нагреваются (впитывают тепло) намного больше, чем светлые. То же самое можно сказать, сравнивая воду с сушей (последняя отражает меньшее количество солнечных лучей).
В свою очередь, нагретые предметы неравномерно передают тепло воздуху, который их окружает. Например, поскольку земля нагревается намного больше, чем вода, то днём воздух с земли поднимается вверх, а более холодный – с моря, идёт на его место. Ночью происходит обратный процесс – тогда как земля остыла, воды моря остаются тёплыми. Соответственно, тёплый воздух над морем, уходит вверх, а воздух с суши идёт на его место.
Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дул ветер. Таким образом, возникает не только лёгкий ветерок, но и небольшие вихри, ураганы и даже смерчи.
Сам воздух всюду стремится быть одинаковым. Когда образовывается некая неоднородность (в одном месте теплее, в другом холоднее, в третьем – частичек газов больше, в четвёртом – меньше), он горизонтально перемещается, пытаясь ликвидировать «неравенство».
Подобный процесс происходит по всей территории земного шара. Наиболее тёплое место на нашей планете – это экватор. Именно здесь нагретый тёплый воздух всё время уходит вверх, а оттуда направляется или к Северному, или Южному полюсам. После этого он на определённых широтах спускается снова на землю и начинает двигаться. Куда именно ветер дует – смотря по обстоятельствам. Может, дальше к полюсам, а может – возвращаться к экватору.
Вращение Земли
На потоки движения воздушных масс действует вращение нашей планеты. Именно из-за него все ветры, которые дуют в Северном полушарии, сдвигаются в правую, а в Южном – в левую стороны.
Атмосферное давление
Наш организм, даже не зная этого, всё время ощущает на себе давление воздуха – несмотря на то, что он кажется нам абсолютно невесомым. Согласно последним научным данным, вся атмосфера нашей Земли (иначе говоря, слой газов), состоящая преимущественно из азота и кислорода, весит пять квадриллионов тонн.
Атмосферное давление в разных местах Земли – разное. Молекулы газов стремятся возместить это, и постоянно на огромной скорости двигаются в разных направлениях (эти частицы из-за силы притяжения Земли полностью к ней привязаны, и улететь в космос никак не могут).
Вот так и получается, что ветер – это перемещение огромного количества молекул атмосферных газов в одном направлении. Воздушные массы обычно перетекают из зоны повышенного давления (когда воздух холодный – антициклон) в район пониженного (когда он тёплый – циклон), заполняя тем самым пустоты разреженного воздуха.
Виды ветров
По основной классификации ветры делятся на постоянные (или преимущественные) и сезонные.
Интересно: Почему весна наступает с опозданием? Причины, фото и видео
Постоянными называются ветры, которые не меняют своего направления. Они образуются благодаря соприкосновению зон высокого и низкого давления. Сезонные ветры, соответственно, меняют свое направление в зависимости от текущего времени года.
Также отдельную категорию составляют местные ветры. Это воздушные массы, которые циркулируют только на определенных территориях планеты. При этом они определяют климатические условия данной зоны.
Постоянные
Разновидности преимущественных ветров:
Пассаты – ветры, дующие с востока между тропиками и устремляющиеся к экватору. Они разделены безветренной полосой. Именно пассаты направляют тропические циклоны в западном направлении.
Западные ветры умеренного пояса представляют потоки воздуха, которые преобладают на умеренной широте – в зоне между 35 и 65 градусами северной и южной широты. Движутся они с запада на восток.
Восточные ветры полярных районов направляются из зон высокого давления в зоны низкого давления.
Сезонные
Сезонные ветры представлены одной категорией – муссонами. Они дуют в области тропиков на протяжении нескольких месяцев. При этом дважды в год муссоны резко меняют свое направление.
В летний период воздушные потоки движутся с океана на сушу, а зимой, наоборот – с материковой части в сторону океана. Муссоны приносят с собой большое количество осадков в теплое время года. Формирование ветров происходит на востоке и юго-востоке Азии.
Местные
Наибольшим разнообразием отличаются местные ветры. Среди них можно выделить следующие виды:
Также бывают необычные виды ветров, такие как торнадо (ураган, встречающийся в Северной Америке), хабуб (африканские песчаные бури), близзард (канадский буран наподобие сибирской пурги), хамсин (горячий штормовой ветер в Саудовской Аравии, длящийся около 50 дней) и другие.
Как появляются ветры?
В течение светового дня Солнце дарит поверхности Земли огромное количество тепловой энергии, нагревая сушу и толщу Мирового океана. Но этот нагрев крайне неравномерен и зависит от многих факторов.
Важнейшим из них является расстояние до Солнца: экваториальные области, за счет того, что ось вращения Земли располагается вертикально к ее орбите, оказываются немного ближе к светилу, и на их долю достается больше энергии, чем полюсам.
Суша прогревается в течение дня лучше, чем водное пространство, зато вода лучше удерживает тепловую энергию.
Откуда появляется ветер?
Все это приводит к тому, что атмосферный воздух, который нагревается в основном от поверхности планеты, в одних местах оказывается более теплым, чем в других. Нагретый воздух устремляется вверх, создавая разреженное пространство. А на его место устремляется более холодный воздух из соседней зоны.
Сталкиваясь друг с другом, теплые и холодные воздушные потоки порой образуют шквалы. Эти процессы идут над всей поверхностью планеты, которая при взгляде сверху напоминает бурлящий котел. Там сталкиваются и кружатся в различных направлениях воздушные течения, увлекая за собой белую пену облаков.
Как образуется ветер?
Солнечное излучение, достигнув планетарной поверхности, нагревает сушу и океан. Увеличение температуры неравномерное, что обусловлено разным расстоянием до Солнца: экваториальные пояса, находясь ближе к звезде, получают больше энергии, чем полярные области. Нагрев суши более активный, чем океанических вод, но в водной среде тепло сохраняется дольше.
В итоге воздушные массы, нагреваемые планетарной поверхностью, на разных участках оказываются неодинаково теплыми. Теплые потоки воздуха поднимаются в высокие атмосферные слои, освобожденное пространство заполняется холодными потоками, поступившими с менее нагретых областей.
Схема образования ветра
Столкновение теплых и холодных воздушных масс – причина образования ветра разной степени интенсивности. Процесс глобальный. Земная атмосфера пребывает в постоянном движении: воздушные потоки сталкиваются, изгибаются, закручиваются, формируют облака, вихри, ураганы, торнадо.