Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс

Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Смотреть фото Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Смотреть картинку Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Картинка про Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Фото Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс

Что такое федеративное устройство

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Смотреть фото Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Смотреть картинку Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Картинка про Что присуще федеральному государственному устройству 9 класс. Фото Что присуще федеральному государственному устройству 9 классФедеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Источник

Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ

Понятие и признаки федеративного государства

По способу образования различают федерации:

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный ха­рактер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характе­ризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъект­ности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равнопра­вия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются госу­дарствами, а другие в лучшем случае только некими государствен­ными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноцен­ным конституции, и если да, то почему они по-разному называют­ся, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Озна­чает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее за­конно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Консти­туцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что оз­начает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношени­ях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Феде­рации?

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

Государственная целостность РФ

Государственная целостность РФ обеспечивается:

Единство системы государственной власти

Разграничение предметов ведения и полномочий

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Равноправие и самоопределение народов РФ

Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.

В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.

Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение. В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.

Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:

Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов. «.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.

Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом » О национально-культурной автономии» (1996 г.). Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.

В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».

Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.

Таким образом, путем издания федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.

Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.

Источник

Основы конституционного строя РФ

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Что такое федерация? В чём смысл разделения властей?

Федерация – это государство, состоящее из субъектов – республик, краев, областей, штатов.

Смысл разделения властей заключается в том, чтобы каждая из ветвей власти решала вопросы в соответствии с компетенцией и была самостоятельна, не подвергалась давлению со стороны другой, принимала решения в соответствии с законом.

От кого государство получает власть? Зачем народу суверенитет? Какие у государства основы?

Государство получает власть от закона. В Конституции РФ определена иерархия государственных органов и ветвей власти, которые функционируют в своей сфере.

Суверенитет — это независимость государства.

Он необходим для того, чтобы каждое государство было самостоятельно, решало внутренние вопросы без давления со стороны и обеспечивало свою безопасность и невмешательство в государственные дела.

Основой государства является народ и закон. Народ государство создает, обозначив органы власти, а закон обеспечивает справедливое и эффективное управление государством со стороны государственных органов.

Какие три условия, по мнению автора, необходимы народу, чтобы осуществить демократию? Какие последствия ждут народ, не научившийся соблюдать закон?

Главным условием является способность править государством.
Для того чтобы править государством необходимо второе условие – чувство государственной ответственности.

Третьим необходимым условием является «элементарная честность». Дело в том, что только честный народ способен на жизнь в демократии. Если народ не будет соблюдать закон, то тогда, он перестанет уважать и государственное устройство и закон, который был создан им, потеряет авторитет.

Вспомни, в чём смысл разделения властей.

Смысл разделения властей заключается в том, чтобы каждая ветвеь власти при принятии решений была независима друг от друга, не оказывала «давления».

Если власть сосредоточена в руках одного человека, это может привести к коррупции, что крайне вредит эффективному развитию государства в целом. Разделение властей обеспечивает справедливость и четкую и стройную систему управления государством.

Какие основные требования к принятию в Российскую Федерацию нового субъекта закреплены в федеральном конституционном законе? Почему эти требования необходимо соблюдать?

Из Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», ст. 3:

Главное требование — добровольность.
Также, обязательно должны соблюдаться государственные интерсы РФ, а также, принципы федеративного устройства.

Вступление субъекта в состав РФ – сложный и очень важный процесс. Необходимо соблюдать интересы РФ, ведь вхождение субъекта было добровольным, во избежание народных волнений и внутренних противоречий внутри страны.

1. Чем определяется правовой статус человека и гражданина?

Статус человека и гражданина определяется его правами и обязанностями. Основные права и обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции РФ – в основном законе.

Статья 3 Конституции говорит о том, что многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти.

«Суверенитет» означает независимость, самостоятельность, а также верховную власть.

Конституция РФ утверждает, что наш народ в своей стране обладает независимостью, самостоятельностью и верховной властью — суверенитетом.

2. Что означают слова: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ России»?

Согласно Конституции, народ даёт начало всей государственной власти, от народа исходит власть.

В Конституции РФ сказано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».

Народ выбирает главу государства, народ выбирает депутатов парламента. Далее Президент и Федеральное Собрание формируют все остальные органы власти. Из отдельных голосов складывается решение том, кто будет управлять государством и осуществлять власть в стране.

Это и есть власть народа, или народовластие, демократия.

3. Почему Россию нельзя назвать союзом субъектов Федерации?

Часть 3. статьи 5. Конституции РФ гласит: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности».
Следовательно, Россию нельзя считать союзом субъектов Федерации.
Это не союз, а единое государство, обладающее целостностью и суверенитетом.

Россия включает в своем составе субъекты, которые все относятся к РФ, и являются ее составной частью.

4. Как достигается государственная целостность России?

Часть 3 статьи 5 Конституции РФ гласит: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности»
В Российской Федерации существует единая система власти.

Следовательно, что все органы власти субъектов самостоятельны на своей территории, но подчинены федеральным органам власти. К ним относят: Президента РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и судебную власть.

Итак, вместе они составляют единую систему власти.
В Российской Федерации обеспечивается верховенство федеральных нормативных актов.

Следовательно, все нормативные акты субъектов Федерации строго подчинены Конституции, всем законам, принятым Федеральным Собранием, а также нормативным актам Правительства РФ и высшей судебной власти РФ.

Кроме того, в Российской Федерации единый государственный язык — русский; единая денежная система, единое народное хозяйство (или единое экономическое пространство).

5. Какие цели ставит социальное государство?

Согласно Конституции РФ:

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государство, которое объявило себя социальным, должно обеспечить гражданам достойную жизнь и развитие.

6. Какое государство считается светским?

Понятие «светское государство» отображает взаимоотношения государства и религий.

Светским является такое государство, в котором не существует какой-либо государственной или обязательной религии.

Наиболее прогрессивной формой взаимоотношений светского государства с церковью является отделение церкви от государства. Именно об этом и сказано в статье 14 Конституции РФ.

Религиозные объединения в РФ не могут вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и т. д.).

Вместе с тем религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества. Государство же обязано охранять законную деятельность религиозных объединений.

1. Иногда правоведы называют главу 2 Основного закона нашей страны «маленькой конституцией внутри большой конституции». Подумай и объясни смысл этого высказывания.

Я считаю, что речь идет о том, что в главе 2 закрепляются основные права и обязанности граждан. Глава 2 называется «Права и свободы человека и гражданина» и включает в себя статьи 17- 64.

Дело в том, что в остальных главах Конституции речь идет о государственном устройстве, форме правления, о федеральных органах государственной власти, а именно эта статья обозначает права и свободы народа – движущей силы власти.

2*. Учёные утверждают, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Найди обоснования данного утверждения.

Я считаю, что управлять государством так намного удобнее. Дело в том, что Россия – очень большая страна. И управление Россией эффективнее всего с помощью управления в каждом субъекте на региональном, а затем местном уровне.

Унитарными являются в основном небольшие государства, управление которыми не составляет большого труда.

3. Прочитай стихотворение Евгения Евтушенко:
В чём основная мысль этого четверостишия? Какие черты, по мнению автора, должны быть свойственны народу? Какие мысли поэта созвучны идеям, высказанным философом И. А. Ильиным (перечитай текст в рубрике «Мнения»)

Основная мысль заключается в том, что народ должен быть честен, активен, только тогда он может называть «народом». Народу должны быть свойственны такие черты, как честность, активная жизненная позиция и эрудиция.

И.А. Ильин пишет: Народ, лишённый чувства ответственности, не способен к народоправству: он поведёт себя безответственно и погубит всё дело. … Народоправство неосуществимо без… элементарной честности. Народ, не научившийся чтить закон и добровольно соблюдать его за совесть, не будет уважать ни своего государственного устройства, ни им самим изданных законов;

4. Составьте дома схему (в форме постера, плаката) под названием «Основные принципы конституционного строя Российской Федерации». Принесите её в класс на следующий урок и обсудите, в чём заключается смысл каждого из принципов.

Схему можно взять здесь на Яндекс картинках

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *