Что произошло в армении 27 сентября
Что произошло в армении 27 сентября
Утром 27 сентября города Нагорного Карабаха подверглись обстрелу, сообщили в пресс-службе МИД непризнанной республики. Вскоре власти Нагорного Карабаха ввели военное положение.
Правительство Армении также ввело военное положение, сообщает премьер-министр Никол Пашинян. Он утверждает, что Азербайджан использовал «авиацию, ракеты и сухопутные войска» и «нацелился на мирные поселения».
Азербайджан же объяснил решение о начале «контрнаступательной операции» необходимостью пресечь «боевую активность вооруженных сил Армении». Сначала в стране сочли, что необходимости в мобилизации населения нет, но потом все же ввели военное положение.
Армения и Азербайджан обвинили друг друга в нападении
Утром 27 сентября министерство обороны Азербайджана сообщило, что Армения обстреливает населенные пункты вдоль границы стран.
Как утверждают в ведомстве, армия провела «контрнаступательную операцию» после нападения Армении.
Армения сообщила, что сбила два азербайджанских вертолета и три беспилотных летательных аппарата. В министерстве обороны Азербайджана подтвердили потерю одного вертолета.
Нагорный Карабах и Армения ввели военное положение. По словам омбудсмена Нагорного Карабаха Артака Бегларяна, погибли ребенок и женщина. Он добавил, что ударам подверглись школы в Степанакерте, а «Масштабные повреждения гражданских объектов есть в многочисленных населенных пунктах».
Конфликт между армянами и азербайджанцами по национальному признаку обострился в последние годы существования СССР: за историю советского государства азербайджанское население Нагорного Карабаха — автономной области в составе Азербайджана — выросло с 6% до 23%.
В 1988 году в Сумгаите неподалеку от Баку произошли погромы, в которых погибли несколько десятков человек, после чего из Армении начали автобусами вывозить азербайджанцев, а из Азербайджана — армян. После нападений на армянское население Баку в 1990 году в столицу Азербайджана ввели советскую армию.
Через месяц после Беловежских соглашений, закрепивших распад СССР, о своей независимости объявила Нагорно-Карабахская республика, после чего регион на несколько лет охватила война. Соглашение о прекращении огня было подписано только в 1994 году, под контролем непризнанной НКР осталась большая часть территории бывшей автономии.
Сейчас население НКР (другое армянское название — Республика Арцах) практически целиком состоит из армян, там используются армянская валюта; тем не менее официально Армения ее независимость не признает.
Конфликт Армении с Азербайджаном. Что важно знать
Главное к 18:50 9 ноября
Азербайджанская армия продолжает наступление с юга Нагорного Карабаха, постепенно приближаясь к столице непризнанной НКР Степанакерту.
Днем 9 ноября власти НКР признали полную утрату контроля над городом Шуши (Шуша). Днем ранее о его занятии заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Со взятием Шуши азербайджанские власти поздравил президент Турции Реджеп Эрдоган.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что «бои за Шуши продолжаются».
Падение города позволило азербайджанским частям выйти на дорогу, связывающую Степанакерт с Арменией (так называемый лачинский коридор).
Как возобновился конфликт
Как отреагировало международное сообщество
Конфликт между двумя странами обострился в июле 2020 года, когда военные начали обстреливать позиции друг друга на границе. Армения и Азербайджан выдвинули взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня. На протяжении следующих двух недель конфликт интенсифицировался: стороны обменивались ударами с применением тяжелого вооружения. Потери были с обеих сторон.
Противостояние из-за Нагорного Карабаха длится между Ереваном и Баку почти 30 лет. Этот регион, чье население составляют преимущественно армяне, провозгласил независимость от Азербайджана в 1991-м. С 1992 по 1994 год тот пытался вернуть его под свой контроль, однако в итоге страны договорились о прекращении огня.
К этому моменту армянские формирования контролировали в том числе несколько районов Азербайджана, которые до начала конфликта не входили в Нагорно-Карабахскую АО и отделяли регион от территории самой Армении: Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский и Зангеланский — полностью, Агдамский и Физулинский — частично. Под контролем Баку осталось около 15% территории на северо-западе Нагорного Карабаха.
За счет чего Азербайджан победил Армению в прошлом году
Боевые действия в Нагорном Карабахе, 27 сентября 2020 года
Анализ боевых действий в ходе 44-дневной войны между вооруженными силами Азербайджана и армянскими формированиями обычно начинают с перебора тактико-технических характеристик турецких беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа Bayraktar TB2 и барражирующих боеприпасов израильского производства типа IAI Harop. Чаще всего этим дело и заканчивается. Однако успех любого вооруженного противоборства зависит далеко не только от боевого применения инновационных образцов вооружения.
Победу Азербайджану принесли не столько Bayraktar TB2, сколько грамотно выстроенная линия поведения высшего военно-политического руководства страны. Причем задолго до начала конфликта.
Злая шутка первой победы
В годы существования Советского Союза военная служба была не популярна среди представителей Азербайджанской ССР. Количество азербайджанцев среди старших офицеров и генералов в кадровом составе советской армии было минимальным по сравнению со многими другими национальностями. Показательный пример: до 1991 года Военную академию Генерального штаба СССР закончил всего-навсего один азербайджанец — Валех Баршадлы, ставший первым министром обороны Азербайджана.
Поэтому после обретения независимости в 1991 году даже руководящие должности в Минобороны Азербайджана часто занимали лица с очень экзотическими и невоенными биографиями. Квалифицированных кадров, чтобы укомплектовать Минобороны и Генеральный штаб Азербайджана, катастрофически не хватало. Опыта военного строительства и оперативно-стратегического планирования у новых выдвиженцев быть по определению не могло.
У Еревана, напротив, бывшие советские кадровые военные были в избытке. Достаточно сказать, что главой армянской армии стал знаменитый военачальник генерал-лейтенант Норат Тер-Григорянц — один из руководителей афганской военной кампании СССР.
Победа окрылила армянские вооруженные формирования, но в дальнейшем сыграла с ними откровенно злую шутку. Военно-политическое руководство Армении и НКР решило, что отныне так будет всегда и «проспало» последующее рождение в Азербайджане современной и боеспособной армии.
Ильхам Алиев против Никола Пашиняна
Президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал две важных вещи для будущей победы. Во-первых, он создал действенный инструмент для реализации своих политических целей — собственно вооруженные силы Азербайджана. Это стоило огромных усилий и ресурсов. Во-вторых, Алиев заручился поддержкой Турции. Без всякого преувеличения, Анкара сегодня — региональный лидер.
Похоже, никто не задумался в Ереване и над тем, что надо формировать стратегические резервы, создавать необходимые запасы материальных средств, прорабатывать, как восстанавливать их (а также вооружение и технику) в ходе войны. Очень было мало сделано армянской стороной и в плане подготовки территории региона в интересах вооруженных сил (оперативного оборудования театра военных действий), в первую очередь в сфере защиты войск, важных военных и тыловых объектов от ударов противника.
А без боеспособных вооруженных сил любые политические заявления ничего не стоят. Рассчитывать же на чью-то бескорыстную помощь Еревану, по всей видимости, не стоит. Запад от Армении далеко и ничего кроме озабоченности не генерирует. России же ввязываться в эту историю по полной программе и целиком на стороне Еревана — совершенно не с руки. Москва много раз заявляла, что для нее партнерами являются одновременно и Армения, и Азербайджан.
Ереван без военной авиации
Азербайджанская армия в ходе Второй карабахской войны почувствовала вкус победы. Значение этого факта трудно переоценить. Теперь в Баку не намерены обсуждать вопрос о статусе Нагорного Карабаха. Более того, Ильхам Алиев заявил, что «вопрос статуса вообще должен быть исключен из повестки дня».
А это означает, что точка в карабахском конфликте пока не поставлена. На пути очередного обострения обстановки в Нагорном Карабахе пока стоят две тысячи российских миротворцев. Срок пребывания миротворческого контингента Москвы в зоне конфликта – пять лет с возможностью автоматического продления на следующую пятилетку при отсутствии возражений какой-либо из трех сторон (России, Азербайджана, Армении). Сколько миссия продлится на самом деле – сегодня не может сказать пока никто.
В целом ситуация для Еревана пока складывается откровенно неблагоприятно. Страна с весьма небольшим (причем к тому же еще убывающим) населением и ограниченными финансовыми ресурсами просто не может создать функционально законченной современной армии.
Большая печаль Еревана – создание национальных военно-воздушных сил. К примеру, более или менее готовыми к боевому применению в условиях этого театра войны считались бы ВВС Армении, насчитывающие примерно 100 боевых самолетов.
Что касается Азербайджана, то его военно-экономический потенциал значительно превосходит соответствующий армянский и этот разрыв продолжает стремительно возрастать. И чем больше он возрастает, тем больше у Баку соблазна прибегнуть к силе. В этом смысле третья война в Карабахе неизбежна. Вопрос только в сроках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).
Алгоритм поражения: Армения провалила испытание войной
К первой годовщине начала войны в Карабахе, продлившейся осенью прошлого года 44 дня, Армения подошла далеко не в лучшей военно-политической форме. За крайне чувствительным поражением последовали новые вызовы в виде эскалации практически по всей протяжëнности границы с Азербайджаном. Итоги боевых действий вывели войска соседней республики впритык к озеру Севан, стратегическим Капану и Мегри в Сюникской области. Еревану пришлось срочно «латать дыры» на увеличившейся до 520 километров линии соприкосновения с противником, что до сих пор удаëтся ему с большим трудом. Дело дошло до кратковременной, но чувствительной для армян блокады со стороны азербайджанских войск двух участков межгосударственной трассы М-2 (Армения — Иран) в Сюнике.
Кстати, о ней. Предыдущие власти Армении совершили массу ошибок и не решились сделать шаги на карабахском направлении, которые или обещали, или требовались от них в конкретной ситуации. Одной из фундаментальных ошибок, лëгшей в основу будущего поражения в Карабахе, стал предпринятый командой Сержа Саргсяна переход к парламентской системе правления. Находившаяся к тому моменту уже более 20 лет в состоянии ни войны, ни мира страна позволила себе на отрезке 2015−2016 годов такую «роскошь». Третий президент Армении дважды обманул свой народ. Первый раз, когда обещал не занимать премьерское кресло по результатам инициированной им конституционной реформы, заточенной на его воспроизводство у руля государства. Второй — в апреле 2016 года, когда в Карабахе разразилась четырëхдневная война. Задолго до неë Серж Саргсян не раз предупреждал своего азербайджанского коллегу о том, что если тот предпримет новую агрессию против Нагорного Карабаха, Ереван незамедлительно признает независимость второй армянской республики. Ничего подобного не произошло. Более того, бывший армянский лидер не решился даже на усечëнную форму признания НКР в виде подписания между Ереваном и Степанакертом большого договора, который бы включал положения о гарантиях безопасности и взаимной помощи. В тактических вопросах Серж Саргсян также оказался, мягко говоря, нерасторопным. К примеру, в запуске гражданского авиасообщения между Арменией и карабахской столицей, хотя во всеуслышание обещал стать первым пассажиром рейса Ереван — Степанакерт.
Армения имела четверть века, чтобы сделать из Нагорного Карабаха неприступную в военном отношении крепость, официально признать или его независимость, или пойти путëм воссоединения двух республик. Винить в этом только нынешние власти в Ереване, безусловно, нельзя. Но именно они показали «чудеса» провоцирования Баку на конфликт танцами в Шуши и заявлениями в Степанакерте о том, что «Карабах — это Армения, и точка!». Премьер-министр Никол Пашинян предпринял крайне неудачную попытку «обнулить» длившийся два десятилетия переговорный процесс по карабахскому урегулированию, вместе с тем переняв у бывших властей тезис о том, что отказ от переговоров означает неминуемую войну. На поверку же оказалось, что Армения сама дала азербайджано-турецкому тандему множество поводов решиться на развязывание войны, находясь при этом в неподготовленном к ней состоянии. При огромных демографических проблемах, остром дефиците боеспособного мобилизационного резерва, крайней скудности финансовых возможностей, проблем со стабильным транспортным сообщением с внешним миром всем своим видом демонстрировать «неминуемый» разгром вооружëнного до зубов и сильно мотивированного на реванш Азербайджана, нельзя воспринимать иначе, как безрассудство.
Неспособность рассчитывать последствия своих шагов стала для нынешнего правительства Армении одним из определяющих элементов в общем алгоритме поражения в войне. Ни до, ни во время 44-дневного противостояния Ереван не продемонстрировал условный код самосохранения на карабахском направлении, которым отличались предыдущие власти республики. Двадцатилетний период правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна был нацелен на сохранение статус-кво в зоне конфликта, и им с переменным успехом, но удавалось сводить к минимуму риск возобновления войны, не утрачивая при этом позиции в переговорном процессе. После войны Пашинян оправдывался тем, что она была неизбежна. Вполне возможно, но именно при его нахождении у власти в Баку вселилась близкая к уверенности надежда, что военная кампания имеет высокие шансы оказаться успешной. Возбуждение уголовного дела против действующего генсека Организации Договора о коллективной безопасности, рейды армянских правоохранителей в офис «дочки» РЖД в Ереване, довоенные заявления о том, что России следует «адаптироваться» к новой ситуации в Армении, где свершилась «бархатная революция», а также куча других совершенно неуместных действий явно не способствовали общему укреплению позиций республики в регионе в целом и на карабахском треке в частности. Сложная среда безопасности при заведомо неблагоприятных для Армении стартовых экономических и демографических факторах не то место, где можно поддаваться «революционной» эйфории и давать противнику веские основания предположить охлаждение отношений с Россией.
Результаты досрочных парламентских выборов 20 июня придали алгоритму поражения Армении в войне фактически завершëнный вид. Воспроизводство власти, при которой произошло то, что произошло, сродни отказу армянского народа не только от военного реванша, но и от самой «карабахской идеи». Это означает, что случившееся не было воспринято в качестве национальной катастрофы. Имеет право на жизнь и другое объяснение сохранения «революционного» правительства у власти: люди напуганы войной и не в состоянии принимать рациональные решения. А для возвращения в лоно такой рациональности нужно время, в котором при нынешней сверхдинамичной ситуации в мире и вокруг Южного Кавказа армянский народ также ограничен.
Поражение — не означает разгром. Даже при худшем сценарии, если вдруг Армении придëтся окончательно потерять Карабах, еë государственность сильно пошатнëтся, но не перестанет существовать. Концом государственного суверенитета станет невосстанавливаемость боеспособности армянской армии хотя бы до предвоенного уровня, в то время как Ереван обречëн ставить перед собой более амбициозные цели в вопросе военного строительства. Это глубокая модернизация вооружëнных сил, возвращение им репутации наиболее подготовленных в регионе.
Армения фактически продолжает находиться в состоянии войны, пройдя осенью прошлого года лишь еë горячую фазу. Азербайджан несколько ослабил свою хватку в регионе, но не отказался от достижения максималистских целей. Если в предшествовавший 44-дневной войне период максимализм Баку имел большей частью теоретический характер, выражаясь за столом переговоров условной формулой «не более широкой автономии для Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской Республики», то после удачной для него военной кампании он нашëл своë практическое воплощение. Причëм с задействованием того же военного инструментария давления на ослабленного соседа. «Перерезать» Армению по Сюнику, достигнув прямой сухопутной связью с Турцией единства тюркского мира от Стамбула до Бишкека и китайского Синьцзяна, — нынешняя задача-максимум, свидетелями поступательного решения которой совместными усилиями Баку и Анкары мы являемся. Обе столицы, которые уже не первое десятилетие строят «два государства для одной нации», развернули далеко идущий процесс склонения Еревана, с одной стороны, к мирному договору на условиях Баку, с другой — к похожей фиксации и дальнейшего открытия с позиции силы нынешних границ на западном направлении путëм армяно-турецкой нормализации. Как резонно опасаются политики и эксперты в армянской столице, результатом взятия республики в тиски азербайджано-турецкого тандема может стать повторение грузинского сценария поглощения «промежуточной страны» турецким капиталом с сильным азербайджанским нефтегазовым «привкусом».
Залогом успешного противостояния этим далеко идущим вызовам для Армении является консолидация внутренних сил на прочной основе национального единения. К сожалению, этого не происходит. Напротив, страна продолжает сползать к глубокой поляризации общества, досрочные выборы 20 июня не стали решением политического кризиса, а скорее лишь временно снизили его накал.
Рациональный коллективный разум требует построения такой армянской государственности, когда решению судьбоносных задач подчинены все прослойки общества и государственные институты. Нечто вроде системы реагирования во времена Британской империи, когда, начиная от последнего портового грузчика в Ливерпуле до королевы, действовал отлаженный механизм госуправления. Сохранение того, что осталось от Нагорного Карабаха, и защита Сюника не оставляют армянам иного пути, как только всеобщим напряжением сил восстановить репутацию своей армии и государственности.
Год без войны. Как Россия спасла Карабах от полного коллапса
Москва помогла Армении. Почему при этом Ереван может «уйти на Запад»
Шуши мог остаться под контролем Карабаха
10 ноября 2020 года при посредничестве президента Владимира Путина лидеры Армении и Азербайджана остановили боевые действия. Это произошло в тот момент, когда Армения потеряла стратегически и символически важный город Шуши (Шуша – с точки зрения азербайджанцев), и угроза нависла над Степанакертом (Ханкенди – по версии Баку), а значит и над всем Нагорным Карабахом. По оценкам армянского аналитика Гранта Микаэляна, территориальные потери НКР составили 72% от той территории, которую непризнанная республика контролировала в начале Второй карабахской войны.
Массовое сознание – феномен инфантильный. В любой стране оно похоже на ребенка, минимально опирающегося на рациональность в анализе событий. Массовым сознанием всегда движут эмоции. При этом в состоянии фрустрации массовое сознание неизбежно ставит вопросы, ответы на которые дает либо собственная власть, либо иностранные государства.
Потерявшая более 2/3 территории НКР и несколько тысяч молодых людей, Армения после поражения во Второй карабахской войне столкнулась с масштабной фрустрацией, которая вопрос «что делать?» отодвинула на второй план. Несмотря на явные попытки отдельных армянских интеллектуалов сделать его «точкой сборки» нации, он оказался вытесненным на периферию обсуждений внутри Армении, поскольку главным стал вопрос «кто виноват?»
Ответ на него быстро подсказали отдельные армянские медиа, прозападные политики и финансируемые Западом НКО. Конечно – Россия. «Если мы союзники в рамках ОДКБ, а Россия еще и подчеркивала все эти годы собственный статус как гаранта нашей безопасности, то почему за нас не заступились?» – примерно так можно реконструировать первую часть общественного ответа при выявлении виновных.
С планом был согласен президент Алиев, но армянская сторона предпочла продолжить войну. При этом, как свидетельствуют отдельные источники, основные части армянской армии в конфликте не участвовала – оборону держали армия НКР, местное ополчение и армянские добровольцы. «Почему не участвовали?» – вопрос военно-политическому руководству в Ереване.
За прошедший год массовое сознание в Армении сделало кульбит, столкнувшись с реальностью поражения. После 1994 года, когда Армения победила при благожелательной позиции России, получив и сам Карабах, и семь районов азербайджанской территории вокруг него, армянское общество смотрело на азербайджанцев свысока, дескать, «они воевать не умеют», и воспитывало свои поколения в духе победителей.
Азербайджан все это время, планомерно увеличивая военный бюджет и закупая новые виды вооружений в Израиле и Турции, готовился к войне. В октябре 2020 года выяснилось, что Азербайджан воевать умеет.
Только вмешательство и помощь России спасли нынешние власти и население Нагорного Карабаха от полного коллапса и перехода региона под полный контроль Азербайджана.
Российский баланс в Закавказье
Баку за прошедший год начал строить международный аэропорт в возвращенном Зангелане и уже построил международный аэропорт в Физули, которому присвоен код международной организации гражданской авиации (ICAO) и в который допущены рейсы «Ираэро» из Москвы. Новую воздушную гавань президент Алиев открывал вместе с президентом Эрдоганом – символичность сложно переоценить.
Турция, по словам азербайджанского лидера, — великая страна. Интеллектуалы обоих государств активно продвигают концепт «одна нация, два государства». Два президента подписали декларацию о союзнических отношениях. Не приходится сомневаться в том, что турецкая экспансия на Южный Кавказ находит живой отклик у элит и общества Азербайджана.
В Армении весь прошедший год политики занимались сведением счетов. Политический год открылся не перевыборами в парламент, а избиением его спикера, когда 10 ноября 2020 года недовольные соглашением о прекращении огня пассионарии выбрали громить не врага на фронте, а мебель внутри правительственных зданий.
На перевыборах победил Никол Пашинян. Несмотря на поражение в войне, армянское общество оказалось настолько неготово к возвращению прежних руководителей в лице экс-президентов Кочаряна и Саргсяна, что даже «сдавший Карабах» Пашинян на их фоне смотрится лучше. Многие мои армянские коллеги в кулуарах говорят, что власти попросту нарисовали результат. Но, видимо, ситуация сложнее. Сергей Маркедонов, ведущий кавказовед России, предлагает отличную метафору: «Представьте, что в России на выборы выйдут чиновники времен Горбачева и Ельцина – они уже не диктуют правила игры».
Тут возникает вторая часть ответа на вопрос «кто виноват?» В Армении активно промотируется нехитрый тезис: «Если Россия нам союзник только на словах и не смогла нас защитить от врага, то зачем вообще дружить с ней? Вот рядом есть сильная Турция. Да, геноцид был, но если Россия ничем не лучше Турции, то пора уже налаживать отношений со второй, а первую можно попросить на выход».
«Русские – новые турки» – такую надпись на русском языке я видел в декабре 2021 года в Ереване. Часть моих собеседников из экспертного сообщества заверяли, что тренд маргинален. Но их более молодые коллеги, которых я никак не могу назвать симпатизантами Турции и недругами России, бьют тревогу: «Сначала Пашинян сдал Карабах, теперь готовит общество к расставанию с Россией. И в этом ему активно помогает Запад: чтобы вывести вашу базу и сделать Армению своим форпостом». Сюда же можно добавить малоэффективные попытки ЕС и Франции (Шарля Мишеля и Эммануэля Макрона) быть посредниками в разрешении конфликта.
Россия проводит на Южном Кавказе сбалансированную политику, не желая портить отношения ни с союзником Арменией, ни с партнером Азербайджаном, ни с усиливающейся Турцией, экспансия которой на север (а за христианской Арменией находится российский Северный Кавказ) явно не соответствует российским национальным интересам.
В отношении связей с общественностью Армении Россия работает хуже. Популярный нарратив внутри российского политического класса, занимающегося делами Кавказа («Армения никуда не денется из-за турецкой угрозы»), уже не соответствует реалиям. В условиях постоянной западной работы с массмедиа, НКО и обществом Армения вполне «денется», если Россия не скорректирует соответствующую медиаполитику, отношения с интеллектуалами и экспертным сообществом, работу с НКО и посольством.
Самая простая, понятная, черно-белая позиция у Азербайджана: мы возвращаем то, что принадлежит нам по международному праву, ведь даже Армения не признаёт Карабах, равно как и все члены ООН.
В этом смысле действия России, являющейся единственным гарантом сохранения нынешнего статуса НКР, непонятны населению Азербайджана. «Если Россия наш друг, то почему она не позволяет нам самим вернуть то, что нам принадлежит?» – именно эта позиция в массовом сознании, которому нет дела до рационального понимания сложных дипломатических и геополитических раскладов, и будет толкать президента Алиева к окончательному урегулированию Карабахского вопроса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Газеты.Ru».