Что произошло в гостинице астория
История «Астории»
В начале XX века одним из самых модных архитекторов Петербурга был последователь стиля «северный модерн», шведский подданный Федор Иванович Лидваль. Одним из самых известных его творений стала гостиница «Астория» на Исаакиевской площади.
Лидваль был человеком амбициозным. В 1912 году акционерное общество «Палас-Отель» заказало ему проект петербургской гостиницы с дорогими номерами, а Федор Иванович создал самый прогрессивный в техническом отношении отель России. Его стены были оборудованы пробковой звукоизоляцией, здесь была устроена система автоматической пылесборки, из кранов текла горячая и холодная вода, а прислугу можно было вызвать с помощью световой сигнализации.
Обслуживающего персонала в «Астории» было очень много, причем всегда. Забегая далеко вперед, заметим: когда в 1997 году сэр Рокко Форте, владелец одноименной гостиничной сети, принял управление «Асторией», больше всего его поразил тот факт, что в штате его отеля оказалось 800 человек.
23 декабря 1912 года произошло громкое открытие гостиницы, и с него, собственно, началось череда торжеств, посвященная празднованию 300-летия Дома Романовых, а оно, в свою очередь, растянулось на весь 1913 год. В «Астории» останавливался, встречался и обедал весь высший свет и довольно одиозные личности. Так, Григорий Распутин, который вообще был частым гостем отеля, провел здесь ночь с княгиней Долгорукой, женой камер-юнкера высочайшего двора. И об этом, к несчастью для последнего, стало известно всему миру. Кстати, официанты, которые обслуживали Распутина, продержались на своей работе удивительно долго. Их застал еще Андрей Миронов, когда снимался в «Астории» в сценах из «Необыкновенных приключений иностранцев в России».
Благополучный период «первой жизни» отеля длился всего четыре года – да и то был омрачен Первой Мировой войной. Тогда «Астория» стала военной гостиницей и принимала только высших офицеров. В Февральскую революцию здание было расстреляно пьяными солдатами. Собственно, на весь 1917 год взрывы, выстрелы и солдатня стали обычным явлением для прекрасного отеля. Летом, например, здесь разместился штаб Лавра Корнилова, и большевики предприняли кровавый штурм гостиницы. После октября страсти поутихли. Вожди нового режима превратили «Асторию» в респектабельный «Первый Дом Петросовета» и зажили здесь в комфорте со своими семьями.
Во время блокады Ленинграда в отеле устроили госпиталь для писателей, художников и музыкантов. Направление сюда можно было получить только у заведующего Ленгорздравотделом. К счастью, во время бомбежек гостиница не пострадала. Есть версия, что Гитлер собирался устроить в «Астории» банкет по случаю взятия Ленинграда, говорят, он даже распорядился напечатать пригласительные билеты. Так это было или нет, но немцы во время своих авианалетов на Ленинград «Асторию» не бомбили.
Астория: Знаменитые гости
Подписаться:
Поделиться:
А СТО РИЯ
Сто лет назад открылась гостиница, биография которой повторила все изгибы истории турбулентного ХХ века.
Текст: Анна Сметанина
ГЛАВА 3. ЖЗЛ в «АСТОРИИ»
Они все время от кого-то скрывались: в 1930-х от агентов НКВД, в 2000-х — от зевак и папарацци. Они заходили инкогнито через непарадный вход, записывали в гостевой книге выдуманные имена. И, как любой уважающий себя отель, «Астория» никогда не расскажет секретных и компрометирующих подробностей о своих гостях, какими бы важными или не очень они ни были. Тем более если они были действительно важными. Остается только то, что уже стало достоянием официального гостиничного архива, шпионских отчетов и сведений очевидцев.
С момента открытия модная «Астория» сразу стала популярной у знаковых ньюсмейкеров начала века. Сергей Есенин входил в холл, обнимая узкую талию Айседоры Дункан, и пил в ресторане с поэтом Сергеем Городецким. Григорий Распутин прокрадывался по ночам в постель к княгине Долгорукой, жене камер-юнкера. Стареющие донжуаны — певец социализма Максим Горький с фантастом Гербертом Уэллсом — все никак не могли поделить проворную эмансипе из села Березова Рудка Марию Будберг.
Позднее в гостях у секретаря бюро партии большевиков Стасовой о судьбе петроградской культуры спорили скульптор Гинцбург и комиссар отдела театров Андреева.
За Львом Троцким и британским священником-марксистом Хьюлеттом Джонсоном по прозвищу Красный Настоятель следили сотрудники НКВД, проверяя номер последнего, пока тот прогуливался по бывшим царским дворцам Детского Села с молодой переводчицей.
Безусловно, особый лоск отелю-легенде придают не пикантные подробности агентурных сводок, а жизнь трогательных звезд ушедшей эпохи. Александр Вертинский не мог себе даже на минуту представить остановку в другом отеле. Однажды, в 1957 году, он ждал номера с одиннадцати утра до десяти вечера и очень жаловался на собственную не устроенность в письме жене: «Тут что-то ужасное. Наплыв делегаций — чернокожих, белых и желтых… Несмотря на то что меня здесь и знают, и любят, и уважают, ничего сделать было нельзя. Директор просил подождать до девяти, когда какая-нибудь сволочь уедет. Скоро нам, советским людям, придется спать на вокзалах. Поразительно это наплевательство на своих! Приглашают чуть ли не весь мир, а гостиниц не строят. Вот головотяпство! В десять мне дали номер, и я был счастлив». Приехав в Ленинград на концерт, который стал последним в его жизни, Вертинский тоже остановился в «Астории».
В разные эпохи Сергей Дягилев продумывал здесь логистику и бюджеты «Русских сезонов», Осип Мандельштам читал в ресторане стихи Ольге Ваксель, а Валерий Чкалов играл в бильярд с веселыми футболистами из Турции. В 1932 году медовый месяц со своей Маргаритой, Еленой Нюренберг, решил провести в гостинице Михаил Булгаков. Впечатления от поездки пригодились в работе над программной притчей писателя, и теперь гостиница навсегда осталась в его строчках: «Пришел ответ к вечеру пятницы, что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы “Астория”, в четвертом этаже… в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение» («Мастер и Маргарита»).
В послевоенные годы «писательский генерал» Сергей Михалков угощал в ресторане «Астории» обедом скромного ленинградского коллегу, драматурга Евгения Шварца.
Известна фамильная привязанность к гостинице семейства Мироновых. Мария Владимировна сильно удивилась однажды, когда для нее не оказалось номера — гостиница была переполнена: «Из своих семидесяти девяти лет я пятьдесят приезжала сюда. И нынче должна жить не в “Астории”?!» Андрей Миронов, привыкший к «Астории» с детства, всегда назначал встречи приятелю Рудольфу Фурманову только здесь, а как-то раз сообщил: «Старик, только не падай, я приеду в Питер вместе с Ларисой Голубкиной!» Ухаживая за будущей женой, артист хотел познакомить ее с дорогими ему местами. Фурманов вспоминает, что в «Астории» они с Мироновым застали официантов, которые обслуживали еще Распутина.
В последние два десятилетия «Астория» — отель, где останавливаются кино-звезды, президенты, оперные певцы и рок-кумиры. В президентском люксе с балконом, выходящим на Исаакиев скую площадь, жили Пласидо Доминго, Марчелло Мастроянни и Лучано Паваротти. В дни празднования трехсотлетия Петербурга на крыше отеля дежурили снайперы, охранявшие Джорджа Буша, — таковы стандарты службы безопасности президента США. Элтон Джон написал в гостевой книге: «Всегда удовольствие останавливаться в “Астории”». Кевин Костнер хвалил персонал за «профессиональное внимание», у Моники Беллуччи здесь «все было великолепно». А Владимир Машков сделал краткое признание: «Вы мой дом».
Астория: гостиница и бурный ХХ век
Флагман «Интуриста» украшен к празднованию 1 Мая. 1934 год
Сто лет назад открылась гостиница, биография которой повторила все изгибы истории турбулентного ХХ века.
В 1908 году стоящий на участке дом князя А.Л.Львова был разобран для строительства гостиницы. Заказчиком строительства было лондонское акционерное общество «Палас-Отель».
«Новый грандиозный отель в Петербурге. В марте настоящего 1908 г. будет приступлено к сломке старого дома на углу Морской и Вознесенского пр., принадлежащего страховому обществу «Россия», и к возведению на его месте огромного отеля со всеми новейшими усовершенствованиями. Хозяином предприятия является образовавшееся в Лондоне акционерное общество под названием «Палас-Отель» с капиталом в 4 милл. руб., причем три четверти этого капитала будут подписаны в Англии, а на остающийся миллион будет, по легализации этого общества у нас, открыта подписка в России.»
Строилась гостиница в 1911-1912 г.г. по проекту архитектора Федор Ивановича Лидваля, инженера Н.П.Козлова, инженера-архитектора Константин Германовича Эйлерса(проеткт 1908 г.). Проект отеля с самого начала был рассчитан на интернациональное использование. Строили «Асторию» вместе с русским шведом Федором Лидвалем его ассистентки, студентки Политехнического института, первого в России технического вуза, в который принимали женщин.
Фёдор Иванович Лидваль
Фёдор Иванович Лидваль (1870 — 1945) — русско-шведский архитектор шведского подданства и происхождения.
Самый плодотворный период творчества Лидваля связан с Санкт-Петербургом. С 1899 года он стал членом Петербургского общества архитекторов.[5] В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады присудила Лидвалю серебряную медаль за фасад дома Н. А. Мельцера (угол Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка) и почётный диплом за фасад доходного дома А. Ф. Циммермана (угол Каменноостровского проспекта и Вологодской улицы). С 1909 года Ф. И. Лидваль — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств. В Санкт-Петербурге по его проектам построено более 30 зданий и сооружений.
Гостиница была построена с использованием элементов стиля модерн и неоклассицизма. 6-этажное с мансардным этажом здание выделяется своими размерами среди окружающей застройки. Нижние этажи облицованы гранитом, 3—4-й и 5-й этажи объединены широкими каннелированными пилястрами, несущими сильно выступающий карниз. Сдержанное декоративное убранство (высеченные в граните овальные медальоны с гирляндами, маски над окнами, рельефные вазы) гармонирует со скромной архитектурой фасадов.
Инвесторы не поскупились на железобетонные конструкции с внушительным фундаментом, на огнестойкую внутреннюю отделку, на красноватый гранит фасадов из каменоломен Восточно-Финляндского гранитного общества под Выборгом. Проектировщики как будто предвидели будущие экстремальные события в этих стенах и стремились сделать здание покрепче.
Однако известный искусствовед Георгий Лукомскийи неодназначно высказался о гостинице: «К сожалению, общий силуэт гостиницы, не вполне внушительный своею архитектурою, вызывает справедливые нарекания. Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади». Но Лукомский остался в одиночестве,
Большинство критиков отмечали по-европейски «элегантные и аккуратные» фасады «Астории», а коллеги Лидваля по цеху всячески хвалили архитектора, который к тому времени стал признанным лидером направления северный модерн.
Федор Иванович (он же Иоганн Фредерик) был автором проектов множества доходных домов, начиная с дома собственной матери на Каменноостровском проспекте, 1–3, и заканчивая Толстовским домом набережной Фонтанки, зданий Азовско-Донского банка на Большой Морской и Товарищества братьев Нобель на углу Екатерининского канала и Итальянской улицы. Семейство Нобель вообще заказывало ему все, что строило в городе: особняки, здания при заводе, литейные мастерские и все те же доходные дома. А незадолго до сооружения «Астории» Лидваль занимался внутренней перестройкой и отделкой интерьеров ее главной конкурентки — «Европейской».
На открытие гостиницы 23 декабря 1912 года были приглашены «именитое купечество, представители адвокатуры, прессы здешней и иностранной». «После молебствования все приглашенные обозревали грандиозный отель, вызвавший восторг присутствовавших», — писала пресса. По сути, именно с открытия отеля началось грандиозное празднование трехсотлетия династии Романовых, растянувшееся на весь предвоенный 1913-й год.
За четыре года исправной работы «Астория» получила миллионные прибыли.
С началом Первой мировой войны стала военной, в ней жили высшие офицеры.
Во время юнкерского мятежа 1917 г. гостиница захватывалась мятежниками.
После Октября в «Астории» обосновались вожди советской власти, устроив в самом комфортабельном здании города «1-й дом Петросовета» с вахтой ГПУ. Здесь жили с семьями первые лица зарождающегося аппарата, непременно останавливался Владимир Ленин, приезжая из Москвы в командировки, размещались участники II конгресса Коммунистического интернационала.
Во времена нэпа задумались, что «Астории» неплохо было бы и самой что-то зарабатывать, и в 1926 году гостиница перешла под управление общества «Интурист», принимая сочувствовавшего советской власти британского писателя-фантаста Герберта Уэллса и сотрудничавшего с ней американского бизнесмена Арманда Хаммера, занимавшегося вывозом и продажей за границу картин из собрания Эрмитажа и яиц Фаберже.
Герберт Джордж Уэллс
Герберт Джордж Уэллс (1866 года- 1946 года, Лондон) — английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Представитель критического реализма. Сторонник фабианского социализма. Трижды посещал Россию, где встречался с Лениным и Сталиным.
В дни блокады Ленинграда «Астория» не была подвержена бомбардировке немцев. Существует легенда, что Гитлер берег отель для банкета в ресторане «Зимний сад» в честь своей победы.
Здесь были развернуты военный госпиталь и стационар для самых заслуженных блокадников — писателей, художников, музыкантов, направление туда на лечение можно было получить только у заведующего Ленгорздравотделом. Новые чуть живые «постояльцы» шутили: «В ―Астории‖ слет дистрофиков».
Сразу после войны гостиница вновь ненадолго стала элитным жилым домом, на этот раз для деятелей искусств. Иллюзионист Эмиль Кио вспоминал, что каждой квартировавшей здесь семье был выделен небольшой участок в сквере на Исаакиевской площади, превращенном в огород.
В послевоенное время «Астория» жила по-советски ровно. Наспех провели восстановительные работы, вновь наладил свою деятельность «Интурист», но номера прослушивались на случай заезда вражеских шпионов или местных «врагов народа». Что, в общем-то,не мешало отелю играть роль полуофициального клуба интернациональной дружбы, закрытого для рядовых советских граждан и доступного для народных артистов, секретарей Союза писателей, фарцовщиков и путан.
В те годы «Астория» регулярно блистала в кино с участием западных актеров. Андрей Миронов спускался из ее окна, уцепившись за край ковровой дорожки, в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» режиссеров Эльдара Рязанова и Франко Проспери. Юрий Соломин и японская кинозвезда Комаки Курихара проникновенно смотрели здесь в глаза друг другу, снимаясь в мелодраме Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». Марчелло Мастроянни отдыхал в гостинице после съемок в ленте Никиты Михалкова «Очи черные»
В августе 1991-го, сразу же после проведенной финнами реконструкции, из окон отеля можно было наблюдать за возведением на улице Герцена (Большая Морская) баррикад из ящиков, колес, проволоки и железных бочек.
В начале 1990-х отель приватизировали, а впоследствии он обрел новых хозяев в лице аккуратных англичан и зажил по-европейски размеренной жизнью, став со временем членом ассоциации «Ведущие отели мира» (The Leading Hotels of the World).
Гостиница «Астория»
Историческое здание в кольце главных площадей Петербурга — Исаакиевской, Дворцовой, Сенатской. Гостиница «Астория» построена в 1912 году признанным лидером направления «северный модерн», архитектором Федором Лидвалем. Название свое она получила в честь популярного нью-йоркского отеля братьев Асторов. Отель в стиле модерн задумывался в начале ХХ века как лучший в российской столице. Стал в итоге лучшим не только в России, но и в Европе.
История создания
На месте меблированных комнат «Бристоль», известных после взрыва бомбы революционера Швейцера, выросло шестиэтажное здание. Изысканные номера, зимний сад, библиотека, самое современное по тем временам оснащение (от лифтов до системы вентиляции) сочетались с высоким архитектурным стилем. Утонченности требовало соседство с Исаакиевским собором и зданием германского посольства. Чтобы вписать высотное по тем временам здание в шесть этажей в ансамбль Исаакиевской площади, архитектор визуально его занизил. Первые два этажа облицованы гранитом, что придает зданию монументальность, а верхние опоясаны массивным карнизом. И хотя проект получил одобрение Академии художеств, известный искусствовед того времени Георгий Лукомский здание раскритиковал: «Хотелось бы большей гармонии силуэта дома с окружающим его архитектурным пейзажем; мансардные перекрытия портят вид площади». Впрочем, большинство его коллег отметили по-европейски «элегантные и аккуратные» фасады нового отеля.
Первая мировая и Великая Отечественная
Открытие «Астории» совпало с 300-летием императорского дома Романовых. Во время Первой мировой войны отель, невзирая на миллионные прибыли, переоборудовали в военную гостиницу для прибывавших с фронта офицеров. Во время Февральской и Октябрьской революций «Астория» оказалась в центре событий, генерал Корнилов в ней разместил свой штаб. А революционно настроенные массы брали стратегически удобно расположенное здание штурмом. Новая власть открыла в престижных апартаментах «Первый дом Петросовета». Здесь, будучи в Петербурге, останавливались Ленин и участники конгресса Коммунистического интернационала. Времена НЭПа расставили экономические приоритеты. Отель снова стал принимать постояльцев. В 1926 году здание отдали «Интуристу». Именно в эти годы в «Астории» останавливался английский писатель-фантаст Герберт Уэллс.
Во время Великой Отечественной войны «Астория» становится госпиталем. Как утверждают современники, свои виды на исторический отель были и у фашистов. Гостиницу не бомбили, Гитлер намеревался устроить в «Зимнем саду» «Астории» банкет в честь своей победы. Были уже изготовлены билеты, которые, к счастью, не пригодились.
«Астория» в послевоенное время
Послевоенная «Астория» сначала — элитный дом для деятелей искусств, а впоследствии — снова гостиница. Не раз знаменитый отель бывал съемочной площадкой. Из окна «Астории», ухватившись за ковровую дорожку, спускался Андрей Миронов в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Эпизод картины «Мелодии белой ночи» с участием Юрия Соломина и Комаки Курихара также снимали в «Астории». Историческими столовыми приборами, переданными отелем на «Ленфильм», пользовались Шерлок Холмс и доктор Ватсон в картине Игоря Масленникова. А булгаковский персонаж финдиректор Римский, по роману, скрывался в этих стенах от нечистой силы: «Пришел ответ к вечеру пятницы, что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже». К слову, жил в «Астории» и сам автор «Мастера и Маргариты» Михаил Булгаков.
Просторные холлы отеля помнят раскатистый бас Федора Шаляпина, по парадной лестнице поднимались первые лица многих стран. Историческое здание отреставрировано в 1990 году и вошло в ассоциацию «Ведущие отели мира». В 2009-м Мадонна во время своего мирового турне поставила условие — проживание в «Астории», вслед за коллегами-музыкантами из Rolling Stones и Depeche Mode. «Астория» и спустя столетие после открытия остается самой популярной из пятисот петербургских гостиниц.
Почему Гитлер запретил бомбить ленинградскую гостиницу «Астория»
Петербургская гостиница «Астория», построенная в начале ХХ века, до сих пор не только стоит на своем прежнем месте, но и так же, как и больше 100 лет назад, продолжает принимать гостей Северной столицы. Это здание, расположенное на Исаакиевской площади, уцелело даже во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что Гитлер запретил немецким летчикам сбрасывать снаряды на «Асторию».
История «Астории» и ее звездные постояльцы
Как пишет Евгений Голомолзин в издании «Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России», здание гостиницы «Астория», которое «врезалось» под острым углом в Исаакиевскую площадь, было возведено в 1911 году под руководством архитектора шведского происхождения Федора Лидваля. Торжественное открытие отеля состоялось 23 декабря 1912 года. Первым владельцем «Астории» числился немец Отто Мейер, а первым управляющим – француз Луи Терье. Именно при Терье петербургская «Астория» заняла верхние строчки в рейтингах отелей России.
Недаром, если верить Оксане Усольцевой, автору книги «Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга», именно в «Астории» останавливались многие знаменитые личности как прошлого, так и современности. По словам Усольцевой, здесь снимали номера писатели Герберт Уэллс и Михаил Булгаков, певец Леонид Утесов, балерина Майя Плисецкая, актер Ален Делон, шахматист Гарри Каспаров, генерал Антон Деникин, а также Владимир Ленин, Маргарет Тэтчер, Тони Блэр и многие другие. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Адольф Гитлер тоже положил на «Асторию» глаз: у фюрера были грандиозные планы насчет здания гостиницы.
Гостиницы «Англетер» и «Астория» в 1930 году
Если верить автору книги «Ленинград в борьбе за выживание в блокаде», уже в сентябре 1941 года Гитлер заявил, что Ленинград стал второстепенной целью и принялся готовить наступление на Москву. Фюрер был уверен в том, что судьба Северной столицы предрешена. Именно поэтому он уже мечтал о предстоящем праздновании взятия города. По словам Соболева, торжественный банкет в честь этого события должен был состояться в лучшей гостинице города, то есть в «Астории». Тем паче, что и местоположение здания, как казалось Гитлеру, было более чем удачным: на Дворцовой площади он собирался устроить парад.
Вообще у немцев все уже было расписано до мельчайших подробностей. По данным Кевина Уолкера, автора книги «The Grand Food Bargain: and the Mindless Drive for More», с балкона «Астории» Адольф Гитлер планировал произнести свою победную речь. Более того, как пишет в своей книге «Кольцо Гитлера» Владимир Титомиров, заранее были отпечатаны и пригласительные билеты на это «мероприятие». Все усилия пошли бы прахом, если бы от отеля остались одни руины. По этой причине Гитлер и распорядился не сбрасывать бомбы на здание. Данный приказ германского лидера упоминает в своей книге «Номера с видом: тайная жизнь Гранд Отелей» и Адриан Морби.
Гостиница во время и после войны
Стоит отметить, что пока Гитлер строил планы на ленинградскую гостиницу, в ее здании располагался госпиталь, начальником которого был назначен Е. Л. Шульман. По крайней мере, так утверждает на страницах издания «По Петербургу с книгой в руках. Путеводитель по Северной столице на все случаи жизни», Андрей Гусаров. По словам Гусарова, в блокадные годы именно здесь лечились от дистрофии многие знаменитости из числа интеллигенции: ученые, писатели, архитекторы, художники и композиторы. Правда, немногим из пациентов «Астории» суждено было дожить до окончания блокады. Так, известный архитектор Оскар Мунц скончался в стенах отельного госпиталя от истощения.
Тем не менее, пышное торжество, о котором грезил фюрер, в «Астории» так и не состоялось. Ленинград выстоял и после войны вернулся к мирной жизни, также, как и гостиница. Впрочем, в 1987 году «Астория» закрывалась на несколько месяцев на реконструкцию, зато вскоре предстала перед своими постояльцами обновленной. Сегодня, как отмечает Наталья Землянская в путеводителе «Петербург в кармане», пятизвездочный отель функционирует, как и прежде. В «Астории» имеются 169 номеров, 86 из которых класса «люкс» и 6 президентских. Есть также библиотека, Зимний сад, бизнес-центр, икорный бар, чайная комната, тренажерный зал.