Что проверяет счетная палата
Что проверяет счетная палата
Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
1. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления, иных объектов контроля в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ, от 29.05.2019 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
Что проверяет счетная палата
Статья 16. Методы осуществления деятельности Счетной палаты
1. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг.
2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
2.1. Проверки подразделяются на камеральные и выездные.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
2.2. Под камеральной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных по запросу Счетной палаты.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
2.3. Под выездной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается проверка, проводимая по месту нахождения объекта аудита (контроля).
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
3. Ревизия применяется в целях комплексной проверки деятельности объекта аудита (контроля), которая выражается в документальной и фактической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.
4. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.
5. Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.
6. Обследование применяется в целях анализа и оценки состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).
7. Результаты анализа, обследования оформляются заключением.
8. Мониторинг применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.
9. Счетная палата анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Экспертно-аналитическая деятельность осуществляется посредством проведения экспертно-аналитических мероприятий по актуальным проблемам финансовой системы Российской Федерации, формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также посредством исследования причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Счетная палата в пределах своей компетенции вправе инициировать перед субъектами права законодательной инициативы предложения о совершенствовании бюджетного законодательства Российской Федерации и развитии финансовой системы Российской Федерации, а также участвовать в законопроектной деятельности государственных органов.
12. Информационная деятельность Счетной палаты осуществляется посредством направления палатам Федерального Собрания отчетов о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регулярного предоставления информации о своей деятельности средствам массовой информации, издания бюллетеня Счетной палаты, представления Совету Федерации и Государственной Думе ежегодного отчета о работе Счетной палаты, утверждаемого Коллегией Счетной палаты и подлежащего обязательному опубликованию.
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Материалы по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанные с сохранением государственной тайны, представляются палатам Федерального Собрания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
Статья 15. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты, объекты аудита (контроля)
Информация об изменениях:
1. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов), органов государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием Российской Федерации в их уставных (складочных) капиталах, хозяйственных товариществ и обществ с участием государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах.
Информация об изменениях:
2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении государственных органов субъектов Российской Федерации (в том числе их аппаратов), органов местного самоуправления, иных объектов контроля в пределах компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. N 11-ФЗ в часть 4 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения
4. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) также в отношении иных организаций. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении иных организаций осуществляется в соответствии с поручениями Совета Федерации и Государственной Думы, оформленными соответствующими постановлениями, а также обращениями или поручениями Президента Российской Федерации и обращениями Правительства Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Классификатор нарушений,выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (одобрен Коллегией Счетной палаты РФ 18 декабря 2014 г.)
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Что проверяет счетная палата
Статья 26. Представление Счетной палаты
1. При выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Представления Счетной палаты принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются аудиторами Счетной палаты либо Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты в случаях, установленных Регламентом Счетной палаты.
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Представление Счетной палаты должно содержать информацию о выявленных недостатках и нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
(в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Представление Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 07.02.2017 N 11-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. О принятых мерах по результатам выполнения представления Счетная палата уведомляется в письменной форме руководителем объекта аудита (контроля) или лицом, исполняющим его обязанности.
(в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 341-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ)
Счетная палата анонсировала проверки в 2021 году
4 февраля Счетная палата опубликовала план проверок на 2021 год. В него вошло 414 мероприятий на текущий год, 84 мероприятия, которые перешли из плана на прошлый год, и 41 мероприятие, которое планируют завершить уже в 2022-м или позже.
В 2021 году ведомство планирует 284 контрольных мероприятия, 100 экспертно-аналитических и 30 иных мероприятий. Значительная часть из них будет относиться к социальной сфере.
В частности, Счетная палата оценит влияние мер по поддержке на фоне коронавируса на уровень доходов населения и потребительский спрос, поддержку ипотечного рынка. Аудитор СП Дмитрий Зайцев отметил, что по итогам 2020 года реальные доходы упали на 3,5%, потребительский спрос на товары – на 4,1%, на услуги – на 17,3%. Палата проверит, можно ли было избежать такого сокращения.
СП оценит влияние коронавируса и антикризисных мер на объем налоговых поступлений. Планируется проверить эффективность налоговых льгот и других мер поддержки для малого и среднего бизнеса.
Счетная палата приступила к анализу эффективности мер поддержки для больных ВИЧ в 2018-2020 годах. Завершить проверку планируют в апреле. Речь идет о расходовании выделенных средств, о демографических и экономических потерях от заболевания.
На фоне эпидемии COVID-19 выросла значимость дистанционного и цифрового образования. Поэтому СП планирует оценить результаты внедрения цифровых технологий в школы. Между разными регионами, между городами и сельской местностью в этом отношении сохраняется сильный разрыв.
На 2021 год запланированы мониторинг газификации страны, оценка эффективности обращения с твердыми отходами и ряд других мероприятий.
В план включено 20 проверок по поручению президента и 58 – по поручениям и предложениям Совфеда.