Чем наградил морской царь садко
«Садко» — краткое содержание новгородской былины
Одним из самых замечательных произведений старинной русской народной поэзии считается былина «Садко». Краткое содержание для читательского дневника позволяет отразить ее тематику: описание торговой жизни и быта Великого Новгорода, а также сказочных приключений купца-гусляра. Эта былина уникальна: в ней причудливо переплетаются языческие и христианские идеи. Похожие персонажи встречаются в финских, греческих, французских сказаниях.
Анализ былины
У Садко имеется реальный прототип — новгородский купец Содко Сотынець. Согласно летописи 1167 века, он построил Борисоглебскую церковь. Талантливые народные сказители создали фантастическую повесть о его приключениях и чудесном спасении благодаря вмешательству высших сил.
По жанру «Садко» относится к былинам — русским эпическим песням о героях и примечательных эпизодах истории. Необычно, что главный персонаж — не могучий богатырь, а бедный гусляр. По композиции сказание делится на 3 части, занимающие разный временной промежуток.
По мнению исследователей, былина неоднократно подвергалась переработке. В наиболее древнем варианте прослеживаются языческие мотивы — образ морского царя, его дочерей-рек. Это олицетворение морской стихии, не доброй и не злой. Она приносит людям богатство и, в то же время, губит их. Ее можно умилосердить жертвой.
В более позднем варианте пленника спасают христианские высшие силы. Николай Угодник помогает Садко вырваться от морского царя и вернуться домой. В произведении используются многочисленные выразительные средства:
Эти средства позволяют описать события легенды образным и ярким народным языком.
Встреча с морским царем
Действие сказки происходит в Великом Новгороде, могучем и процветающем. Туда везут товары со всех концов света. Богатые купцы постоянно устраивают пиры, на которые приглашают молодого гусляра Садко. В его жизни приключается неудача: день, другой, третий не зовут на «почестен пир». Юноша приходит к Ильмень-озеру, где играет и поет песни. Вода начинает колыхаться, поднимается буря, и гусляр уходит.
Трижды играет и поет Садко на Ильмень-озере, и на третий раз из воды появляется сам морской царь. Он благодарит гусляра за игру и хочет наградить его. Для этого он предлагает «побиться о велик заклад» с новгородскими купцами на то, что в Ильмень-озере водится «рыба золотые перья».
На пиру Садко ставит об заклад свою «буйну голову», а трое богатых купцов — лавки с «красным товаром». Трижды закидывает гусляр невод в озеро и трижды добывает «рыбу с золотыми перьями». Проигравшие купцы отдают ему свои лавки, и он начинает торговать.
Дела у Садко шли хорошо, и вскоре он сильно разбогател. Гусляр женился и построил себе палаты, украшенные солнцем, месяцем и звездами. Но в один день на пиру у «настоятелей новгородских», когда его участники хвастались всем, что у них есть, Садко заявил, что может купить все товары, которые продаются в Новгороде. Ему тут же предложили побиться об заклад.
Три дня гусляр-купец пытался скупить все товары, которые были в Новгороде, но чем больше он покупал, тем больше привозили новых. И Садко понял, что город так велик и богат, что ему, даже с бессчетный золотой казной, никогда не удастся скупить все товары, которая туда привозятся.
Пленение и возвращение домой
Тогда Садко построил 30 кораблей, погрузил на них приобретенные товары и отправился в путешествие по морям и рекам до самой Золотой Орды. Торговал он с большой выгодой и собрался домой с бочками, набитыми золотом и серебром.
На пути в Новгород он с дружиной попал в страшную бурю. Его корабли встали на месте и не могли двигаться. Садко понял, что ему нужно принести жертву морскому царю. По его приказу высыпали в море целую бочку золото, но это не помогло.
Тогда гусляр предложил принести живую жертву. Он изготовил «жеребья» — себе на золоте, а остальным «вольжаны» (обрубки дерева с написанными на них именами). Когда их опустили в воду, «жеребья» всех моряков поплыли по морю, а у Садко опустился на дно. Тогда он приказал команде сделать жребии на золоте, а себе взял «вольжаный», но это не помогло — его жребий все время тонул.
Садко понял, что его требует к себе морской царь. Он завещал свое имение церквям, нищим и молодой жене, а сам опустился в море на дубовой доске. Корабли уплыли, а измученный купец заснул. Проснулся он на дне, в палатах морского царя.
Царь потребовал, чтобы Садко играл на гуслях, а сам начал плясать. Его пляска продолжалась несколько суток, отчего в море началась сильная буря. Корабли стали тонуть, и погибло много людей.
Садко стал молиться «Миколе Можайскому» (Николаю Угоднику). Тот явился к нему в образе седого старика и дал совет, как обмануть морского царя и вернуться домой. Певец порвал на гуслях струны и вырвал шпенечки. Царь, видя, что инструмент сломался, перестал плясать и предложил гусляру жениться на одной из своих дочерей. Тот согласился и, следуя совету святого, выбрал девушку Чернаву.
Царь устроил огромный пир. Садко заснул рядом со своей невестой, а утром проснулся на крутом берегу речки Чернавы, текущей возле Новгорода. Он увидел, что его корабли, целые и невредимые, плывут по Волхову. Дружинники Садко, которые уже не чаяли его увидеть, очень удивились тому, что он раньше них добрался до города. Гусляр-купец радостно встретился с возлюбленной, устроил пир, а затем построил церковь во имя спасшего его святого. Основная мысль произведения состоит в том, что человек, обладающий талантом, преуспеет в жизни, если не будет поддаваться соблазнам и не сойдет с прямого пути.
Характеристика героев
В былине «Садко» главные героя — молодой гусляр и морской царь. Их отличительные черты:
Опера Римского-Корсакова
Былина «Садко» многократно печаталась и издавалась. Иллюстрации к ней рисовали известные художники. Образ гусляра, побывавшего в гостях у морского царя, вдохновил композитора Римского-Корсакова. По мотивам легенды автор написал оперу «Садко».
Сюжет музыкального произведения основан на различных вариантах сказания. Речи и песни героев взяты из народного эпоса, в них сохранен былинный стих вместе с особенностями старинного языка. Сказания о Волхве Всеславиче и Соловье Будимировиче принадлежат народному эпосу. Также примечателен цикл песен иноземных гостей:
Исполнителями этих арий были выдающиеся певцы: Шаляпин, Хворостовский, Козловский и многие другие.
В былине, похожей на сказку для детей, отражен историко-гражданский облик гусляра, победившего богатых купцов и преодолевшего соблазны жизни у морского царя. Слава родного Новгорода — вот главное для Садко, патриота и христианина.
«Садко» Автор Неизвестен Кратко
Русская народная былина
«Садко» Краткое содержание
Садко – это история о простом гусляре, который, благодаря своей игре, смог стать богатым человеком, и спастись от Морского владыки.
Сюжет повествует о том, как музыка, играющая от души, может поразить всех: как простой люд, так и владыку подводного мира
Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»
Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.
Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.
На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.
По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.
Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.
Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.
Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно
Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.
Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.
Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.
На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.
Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.
Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба – золоты перья плавает.
Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.
Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.
Так бедный гусляр стал богатым купцом.
Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.
Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.
Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.
Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.
Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.
Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.
Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.
Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.
Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены – Чернавушку.
После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.
Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.
Кратко об истории создания произведения «Садко»
Происхождение этой замечательной былины неизвестно, но есть предположение, что создание этой сказки опиралось на древнейшую песню о новгородском торговце по имени Содко Сытинець, который построил церковь Бориса и Глеба. Первое упоминание этой песни относиться к 1167 году.
Эта восхитительная былина передавалась на протяжении многих лет из уст в уста, от крестьянина к крестьянину, поэтому можно лишь строить догадки о первоначальном источнике этого рассказа.
Чем наградил морской царь садко
ДВУХКЛЮЧЁВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА запись закреплена
Ответы на викторину «Викторина по былине «Садко»
1.
Кем был главный герой сказки Садко?
Гусляром
2.
Кто из сказочных существ решил наградить Садко за то, что он, сам того не зная, развлекал своей игрой гостей на пиру?
Водяной
3.
Чем Водяной научил Садко похвалиться на пиру у купца?
Тем, что он может выловить рыбу-золотое перо
4.
Что будет с тем, кто съест уху из рыбы-золотое перо?
Из старого молодым станет
5.
Чем похвалялся Садко на пиру после того, как разбогател?
Что сможет скупить все товары в Новгороде
6.
Оказался ли Садко богаче господина Великого Новгорода?
Нет
7.
Что случилось с кораблями Садко на обратном пути?
Они сели на мель
8.
Что захотел получить Морской царь в качестве выкупа?
Голову самого Садко
9.
Что случилось с морем, когда Садко стал играть на гуслях для морского народа?
Море разбушевалось от плясок морских жителей, и потонуло много кораблей
10.
Как Садко смог успокоить море?
Он оборвал струны на гуслях и сказал Морскому Царю, что больше не сможет играть
Легенда о Садко как отголосок чего-то очень давнего и реального
Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.
До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.
Былина о Садко слагается из трех частей.
И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.
Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.
Это очень старая история…и не совсем новгородская
Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.
В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.
Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты. Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.
Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.
Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.
И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди!
Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».
Где на самом деле записана эта былина?
По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение. Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.
Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку
Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.
Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом
Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.
На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.
Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани.
Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.
Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.
Третье – переход в иной мир
Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.
Четвертое – сила Божества
Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.
Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.
Пятое – брак с существом нечеловеческого мира
Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.
Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок.
Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка. Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.
В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).
Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.
Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.
Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.
Это настолько старая история, что она вполне может оказаться правдой, свидетельством тех древних времен, когда люди и их возможности были другими.