Чем наградил петруша гринев вожатого капитанская дочка
Как отблагодарил Гринёв Вожатого?
По дороге в Оренбург Петр Гринев попал в сильный буран и ямщик остановил кибитку. По его словам дальше ехать было никак не возможно, вокруг царила беспросветная мгла.
Однако на счастье Гринева, им подвернулся человек, который согласился быть вожатым, показать дорогу. Этот странный человек по запаху дыма определил в какую сторону следует ехать и Гринев благополучно добрался до постоялого двора.
Утром Петр Гринев собирался отблагодарить вожатого полтиной, но этой трате воспротивился верный Савельич, а так как Гринев решил настоять на своем, проявить заслуженную вожатым благодарность, то он отдал вожатому заячий тулуп:
Бильярд- игра затяжная, Зурин изображал из себя невесть кого, наставлял Гринева во всех тонкостях, уговорил Петра на партию и выиграл у него сто рублей,( немалые- по тем временам- деньги!) Потом Зурин » отработал» эту сумму, помог убежать молодой паре Петру и Маше и жилье устроил им.
Когда Пугачев взял Белогорскую крепость и оставил в ней комендантом Алексея Швабрина, он тем самым сам того не подозревая отдал Машу Миронову в руки этого злодея.
О том, какими путями этот злодей склонял девушку к замужеству мы знаем из ее личного письма, адресованного Петру Гриневу и переданного Гриневу урядником.
Поэтому Маша слезно просила Гринева, единственного оставшегося у нее дорогого человека, помочь ей как можно скорее.
Капитанская дочка. Повесть Александра Сергеевича Пушкина (хотя есть источники, где произведение определяется как роман Александра Сергеевича Пушкина)переносит читателя во времена 1773-1775 годов, то есть во времена крестьянского восстания в России под предводительством Емельяна Пугачёва.
Касаемо мести Пугачёва, то можно с определённой долей уверенности сказатиь, что проявлялась она в противодействии со своими противниками, в частности Пугачёв мстил тем, кто отказывался служить ему и называл самозванцем.
В этом контексте очень характерна казнь защитников Белогорской крепости. Комендант крепости, капитан Миронов Иван Кузьмич был повешен вместе с поручиком Иваном Игнатьичем, а супруга капитана Миронова была зарублена саблей. Даю эпизод из текста в виде цитаты.
А. С. Пушкин не просто употребил слово «недоросль», он уточнил, в каком смысле его следует понимать:
После постановки пьесы имя Митрофанушка приобрело черты нарицательного слова, так стали называть подростков ленивых либо сильно обойдённых образованием, см. здесь.
А. С. Пушкин проводит параллель между недорослем Фонвизина и Петром Гринёвым:
Величайшая разница между Гринёвым и Митрофаном состоит в личных качествах. Пётр был простодушным малограмотным человеком, не знавшим жизни и не разбиравшимся в людях, но он не был порочным, знал, что такое честь офицера и верность присяге. Однако всё это выяснится лишь в будущих главах «Капитанской дочки».
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
Глава II. Вожатый
Почему глава начинается народной песней?
Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержание главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые оказавшегося в чужой стороне.
«Сторона незнакомая» — его ждут неизвестные приключения, может быть, испытания. Песня печальная, создает соответствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем спокойно на душе.
Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой характеру Савельича?
Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем. Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве- льйчу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка его человеческих качеств.
Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.
Он мало походит на слугу, больше на старшего товарища.
Дорога, буран, дорожный… Расскажите об этом.
Дорога в литературе часто ассоциируется с жизненным путем человека. Ту часть дороги, которую в этот момент проходит Петр Гринев, автор показывает печальною пустыней. Неуютно на ней, неизвестно, что ждет впереди.
Буран, изображенный в этой главе, предупреждает о возможных потрясениях. Буран все поглотил, налетев внезапно, быстро. Чуть не привел к гибели героя, но именно в этот момент происходит встреча Гринева с вожатым — Пугачевым.
Повествование лаконично, глаголы, передающие динамику действия, помогают представить картину. Мы вновь понимаем, что обстановка вокруг неспокойная.
Вожатый хорошо ориентируется в обстановке. «Сторона мне знакомая», — говорит он. Очевидно, он здесь свой человек. Он спокоен, знает, что делать и куда ехать. Внешность его не была особенно примечательной, рассказчик выделяет выражение лица: «довольно приятное, но плутоватое».
Сцена спасения Петра Гринева повторяется в произведении, это необходимо автору для того, чтобы показать переплетение судеб людей. Если при этом они поступают по-человечески, то их отношения всегда благополучны.
Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петра Гринева?
Сон — известный литературный прием. Основное назначение этого приема — показать подсознание героя, именно оно чащб всего помогает герою (и читателям) понять, что происходит в его’душе, какие события будут происходить дальше. Во сне Петр увидел, какую роль сыграет в его жизни провожатый (посаженый отец, у которого нужно целовать руку). Нежелание Петра делать это.
Жестокие действия провожатого, множество мертвых тел. Всё это произойдет в романе дальше, читатель не знает об этом, но атмосфера тревожности сгущается
Опишите портрет вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем иносказательность?
Портрет вожатого показан таким, каким его увидел рассказчик. Некоторые детали (худощав, но широкоплеч, живые большие глаза, глаза бегали, выражение лица приятное, но плутовское) говорят о том, что при довольно обычной внешности внутренний мир героя необычный: он содержит что-то тревожное, непонятное.
Говорит он загадочно. Использует пословицы. Его речь понятна только хозяину, но не понятна Гриневу. Ясно только, что вожатый говорит о каком-то противостоянии («заткни топор за спину: лесничий ходит»), рассказывает вожатый и о том, что он бродил по этим местам, подвергался опасности («швырнула бабушка камушком — да мимо»). Хозяин понимает о чем речь, это, очевидно, единомышленник вожатого.
Как отблагодарил Гринев вожатого?
Он отдал вожатому свой заячий тулуп, потому что тот был плохо одет. Это было сделано искренне, из чувства благодарности, которое должен иметь в душе каждый человек.
Чем интересен разговор Гринева с генералом?
Он интересен тем, что генерал плохо знал русский язык, был немцем. Из-за этого возникла комическая ситуация: Петр Гринев толкует ему поговорку «держать в ежовых рукавицах» нарочито ошибочно («обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли»). На самом деле поговорка имеет обратное значение: обходиться строго.
Но генерал, читая дальше, догадывается о неверном толковании. Может быть, этим обосновано его решение отправить Гринева в Белгородскую крепость, тем самым круг сужался: встреча с Пугачевым — бунтовщиком становилась неизбежной.
Капитанская дочка. Глава «Вожатый» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Сочинения
Вожатый — это название второй главы Капитанской дочки. Произведение Капитанская дочка читается быстро и каждая глава важна для главного героя. Так, в жизни Петруши события, что произошли во второй главе что именуется Вожатый, оказали влияние на дальнейшую судьбу главного героя.
Глава Вожатый Капитанская дочка
Почему эта глава важна для Петруши Гринева? А все потому, что именно в этой части он впервые встретится с Пугачевым — народным предводителем, который в дальнейшем еще ни раз поможет парню. Можно даже сказать, что Пугачев станет вожатым для Петруши по жизни, ну а пока Петруша не знает кто это и сама встреча произошла случайно, когда Гринев и Савельич заблудились в дороге, направляясь на будущее место службы Петруши. Именно в этот миг и появляется незнакомец, который вызвался проводить до ближайшего дома. Как выглядит незнакомец и какой рисует нам портрет Вожатого в Капитанской дочке автор произведения? Здесь мы видим, что это человек сорока лет, худощав, с широким плечами, черной бородой. Описывая портрет вожатого, стоит упомянуть и таинственный разговор с хозяином постоялого двора, который велся на непонятном для Петруши языке.
Хочется ответить на вопрос, почему глава начинается народной песней, и здесь, мне кажется, автор хотел нам показать драматичность момента, ведь как ни как, Гринев уезжает из родительского дома, для него начинается более взрослая жизнь вдали от родительского гнезда. И здесь с помощью песни, автор передает общее состояние души Петруши. Но, вернемся к встрече.
Незнакомец выполнил обещание и привел к дому заблудившихся в дороге, за что Петруша отблагодарил мужика, отдав свой тулуп и угостив вином. Далее каждый пошел своей дорогой и Петруша попал на прием к генералу.. Здесь состоялся интересный разговор Гринева с генералом, который в последствии направляет парня на службу в глушь, в Белгородскую крепость. Но, несмотря на то, что пути Петруши и незнакомца временно разошлись, в Капитанской дочке это только первая встреча с вожатым, а далее встречи будут еще и еще, но о них мы поговорим позже.
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
А какую оценку поставите вы?
Капитанская дочка. Глава «Вожатый» план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Тема: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», глава «Вожатый»
Цели урока: 1. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа.
2. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.
3. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О.Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
1. Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе?
2. Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
3. Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
4. Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь?
5. Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
6. Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
* Что привлекло Гринева в вожатом?
* А вам симпатичен этот герой?
Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
* Какую роль играет сон?
Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
* Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича?
Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
* Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв?
Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
* Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести?
Да, он поступил как человек чести.
* Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость?
* Что происходит в его душе?
Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.
Гринев и Пугачев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Нашли ошибку? Напишите нам
4.0/5, Голосов: 121 На уроке литературы мы познакомились с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этой повести описываются события одного из самых больших восстаний России-Пугачевского восстания. Главный герой произведения- русский солдат Петр Гринев. На протяжении повести Гринев и Пугачев встречались четыре раза Перед тем как отправить Петрушу на фронт отец сказал ему: «Береги честь смолоду». Именно эти слова стали его жизненным кредо. Первая встреча Гринева и Пугачева была во время метели. Пугачев предстал перед ним как вожатый. Хотя Петя воспитывался в дворянской семье, для него никогда не было расслоения общества на бедных и богатых. Гринев согрел вожатого и даже отдал ему свой заячий тулуп, что очень удивило Пугачева. Уже после этой встречи Пугачев начал понимать его приоритеты. Во всех последующих встречах Пугачев проверяет Гринева на смелость, он наблюдает как поведет себя Гринев в разных ситуациях. Несмотря то что Пугачев считался тираном, для Гринева он становится другом. В их беседах всегда есть прямолинейность, Гринев не боялся смерти, он всегда ставил себя как слугу императрицы. Пугачеву всегда хотелось иметь у себя в войске такого человека, ведь каждый из восставших был предателем и в любой момент могли предать его. Пугачев уважает Гринева за что, что он никогда не изменяет своим принципам. Даже на казни Гринев оказал ту поддержу Пугачеву, которая была ему необходима в такой не легкий момент. Мне очень нравится образ Гринева, он настоящий мужчина! Хотелось бы, чтобы таких людей было по-больше.
Как характеризует гринева решение подарить вожатому свой заячий тулуп
Яна Александровна Гайдукова. Сайт учителя.
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос. — Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне. — Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма… «Могила! — сверкнуло у меня в голове. — Вот куда она толкает меня!»
Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик…
«Ах! — думаю я… — эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!
«Стой! — думаю я. — Обману ж я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…
Одна тайная ссылка.
А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс
Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя. Выделить христианскую основу в отношениях Гринёва и Пугачёва.
Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.
Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.
Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.
В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринёв предстаёт в I-ой главе как человек чести.
На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.
Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги. Эпиграф обращён к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.
Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.
1.Какой момент в жизни героя (Гринёва) предстаёт во второй главе? 2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа? 3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нём могут быть и непоследовательность действий, и ошибки. 4.Что значит для Петра Гринёва вступление в жизнь? 5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия. 6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл? Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несёт человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринёва с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринёв столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасёт его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.
Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?
Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.
•Что привлекло Гринева в вожатом? •А вам симпатичен этот герой? Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.
•Какую роль играет сон? Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.
•Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринёва и Савельича? Бильярдный дом Гринёва обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринёв – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринёва есть его настоящий взрослый поступок. Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведённая до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.
•Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринёв? Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринёв поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие. Помня его добро, Пугачёв ответит тоже добром.
•Можно ли считать, что Гринёв не нарушил законов чести? Да, он поступил как человек чести.
•Как Петр Гринёв воспринимает известие о своём назначении в Белогорскую крепость? •Что происходит в его душе? Он огорчён, но чувство долга не даёт воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринёв принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение. Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринёва-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.
Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?
Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстаёт в них Петр Гринёв.