Что объединяет детей и родителей

Значение совместной деятельности родителей и детей

Значение совместной деятельности

родителей и детей

Современные родители оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Зачастую, родители мало интересуются успехами своих детей. Заинтересовать их очень трудно, а привлечь к совместной деятельности практически невозможно. А ведь именно в совместной деятельности и происходит полноценное развитие ребенка. Дошкольный возраст – это период, очень восприимчивый ко всему, что происходит вокруг. Все, абсолютно все, что происходит с ребенком до 5 лет, оставляет свой след на всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период детям особенно необходимо внимание родителей. Упущенное в это время уже не восполнится никогда.

Очень трудно донести до современных, образованных и очень – очень занятых родителей мысль о том, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе — играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки, читать книжки и даже смотреть мультики. Для ребенка в возрасте 3 – 4 лет взрослый – это целый мир, такой загадочный и неизведанный. Ему интересно все, что мама и папа делают, о чем они говорят и т. д. И если родители будут делать то, что малышу нужно и полезно, то и малыш будет воспринимать это как норму. Это полезно и для становления адекватной самооценки детей. Ведь когда ребенок получает похвалу от значимого взрослого, он чувствует себя действительно важным и ценным, понимает, что старался не зря. А когда мама в процессе совместного творчества немного помогает и направляет его, он понимает, что нет ничего невозможного, было бы желание.

Итак, чем же заняться с ребенком?

1. Чтение книг. Такая форма может быть как ритуал перед укладыванием ребенка спать или в течение дня (вечера, по выходным. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А главное, находясь в таком единении с родителями, у ребенка часто возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.

2. Посещение театров, кинотеатров. На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Далее дети сами выбирают место и темы просмотров. Это интересная и увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Познавая себя, окружающий мир, других людей ребенок в любую минуту может получить понимание и поддержку близкого человека.

3. Совместные развивающие детско-взрослые игры.Любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т. д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается.

4. Совместное детско-родительское творчество. Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ).

Зачастую в бешеном ритме современной жизни мы забываем о самом главном. Нам не хватает времени на самых дорогих и любимых людей. Мы очень мало проводим с ними времени.А потом удивляемся: «Почему мы такие разные? Почему не понимаем друг друга?».

Какими бы хорошими не были воспитатели, работающие с вашими детьми, вашего внимания и заботы вашим детям не заменит никто! В современных условиях детского сада так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы и детского сада. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать!

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителейФотоотчёт о совместной творческой деятельности детей и их родителей «О чём просит природа?» Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Естественно, что дошкольники.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителейКонспект совместной деятельности детей и родителей «Я и моя мама» Конспект занятия совместной деятельности детей и их родителей. «Я и моя мама».Получения ребенком новых знаний не должен ограничиваться только.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителейМастер-класс «Чудесные превращения» для совместной деятельности родителей и детей Мастер-класс «Чудесные превращения» предназначен для совместной деятельности родителей и детей Задачи: • Учить родителей вместе с детьми.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителейКонспект совместной творческой деятельности родителей и детей 2 лет «Затон — мой дом, мой край родной!» Совместная творческая деятельность родителей и детей 2 лет «Затон мой дом, мой край родной!» Цель: Сформировать эмоциональный образ и.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителейЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Источник

Будем дружить со своими детьми или О том, что объединяет семьи

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Прошедшая 26 января 2016 года в рамках Рождественских чтений секция «Семейное душепопечение на приходах: формы, подходы, опыт» была задумана с целью рассказать не только о воцерковленных семьях, но и о способах удержания в ограде храма молодежи, которая отходит от церковной жизни. Предлагаем вашему вниманию доклад Татьяны Николаевны Соболевой, директора духовно-просветительского центра храма Рождества Христова (г. Обнинск Калужской епархии), который назывался «Воскресная школа как комплексный инструмент организации работы с семьей на приходе». За скучными словами «инструмент» и «работа» на самом деле скрывается очень простая истина – для укрепления семьи нужно любить, дружить и понимать своих детей и делать все ВМЕСТЕ с ними.

На информационной доске нашего центра можно прочитать такие слова: «Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты и как бы ни уставали», «Если дети будут знать, что их интересы – это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или в сомнительные компании». «Будем дружить со своими детьми, и тогда они будут доверять нам».

Эти слова отражают основную направленность деятельности нашего центра. В последние два года эти идеи реализуются при работе с семьей и на занятиях в воскресной школе. А началось все три года назад, когда мы познакомились с деятельностью семейного центра «Рождество», и, в частности, с автором программы «Введение в традиции» Анастасией Алексеевной Абрамовой. Это знакомство принесло свои плоды. Сегодня в воскресной школе у нас три группы из пяти занимаются по этой программе. Главное в ней то, что непременным условием является участие в занятиях родителей. Теперь у нас невозможна ситуация, когда родители могут привести своих детей на занятия и уйти заниматься своими делами.

Родители помогают своим детям на занятиях, причем это не только беседа по Закону Божьему, но игры, сказки, размышления, обсуждения, музыка, рукоделие. Кроме того, как правило, эти занятия задают определенное направление в жизни на следующую неделю. Например, в период Рождественского поста мы двигались по ступенькам добродетелей и старались, чтобы обсуждения и размышления по поводу этих добродетелей не ограничивались рамками занятий. Мы рекомендуем родителям, чтобы сама жизнь в семье была организована в соответствии с этими рассуждениями. Надо заметить, что родители сначала очень осторожно подключались, входили в ритм этих занятий, а сейчас очень активно участвуют в них, и дети в этих трех группах с нетерпением ждут, когда начнутся занятия.

В двух других группах дети 9-10 лет и 11-13 лет занимаются пока по стандартным программам. Но и их родители не оставлены без нашего внимания: в расписание воскресной школы включена достаточно большая программа занятий для них. Это и беседа по страницам Евангелия, и дискуссии, и встречи-обсуждения, например, с Анастасией Алексеевной Абрамовой, которая приезжает к нам в гости. Когда нужно что-то сделать в воскресной школе, мы обсуждаем и свои внутренние дела. Эти две группы мы объединяем раз в месяц, когда родители и дети вместе смотрят мультфильм или какой-то фильм, а потом обсуждают их. Чаще пока не получается. Пока это эксперимент, но мы хотим постоянно объединять детей и родителей.

В жизни воскресной школы очень важны праздники. Мы все знаем, как они обычно готовятся: дети становятся участниками, а родители – зрителями. У нас есть, например, несколько вариантов празднования Рождества Христова. Один из них – это рождественский бал-маскарад для детей, родителей и их приглашенных родственников. Есть два непременных условия: они должны взять уроки танцев под руководством танцмейстера в воскресной школе, и, конечно же, у них должна быть нарядная одежда, которая создает настроение праздника. Перед началом бала дети работали вместе с взрослыми, организовывали и ярмарки, и фотоателье с рождественский елкой, и рождественский музыкальный видеосалон. Все вместе готовили музыкальные вокальные программы, концертные номера, классические танцы. Второй объединенный вариант празднования, когда мы все делаем вместе с родителями, – это рождественский концерт-подарок. На нем дети тоже выступали вместе с родителями и педагогами.

На Рождество Христово у нас появилась еще одна новая традиция. Обычно Рождество празднуется в семье. Но как-то так получилось, что многие семьи, объединившись, привыкли собираться вместе и они пожелали встретиться 7 января в воскресной школе. И мы подумали, что это было бы интересно для всех. Каждая группа продумала свою программу празднования. Оно достигло апогея, когда возле каждой группы вдруг оказывалась Рождественская Звезда – своего рода эстафетная палочка, которая переходила с поздравлениями от группы к группе. И потом все вместе с песнями шли к настоятелю, священнослужителям и работникам нашего храма.

Еще у нас был родительский литературный вечер «Божий дар» памяти Федора Михайловича Достоевского. Также в 2015 году у нас появился родительский хор. Часто говорят: «Вот мы приводим в воскресную школу детей, научите их, пожалуйста, петь праздничные тропари». Когда мы стали разучивать на музыкальных занятиях рождественский тропарь, оказалось, что и не все родители его знают. Тогда родители объединились и сделали подарок детям. В этом году у нас перед началом праздника очень мощно прозвучало пение тропаря. Это было очень здорово! А как старались дети, чтобы каждому гостю все понравилось, чтобы их таланты оценили.

Масленицу мы тоже приглашаем провести всей семьей, причем приглашаем не только тех, кто ходит в нашу воскресную школу, но и жителей города, чтобы они приходили со своими семьями. Здесь и чай, и блины, и песни, и стрельба из лука, и ходьба на ходулях, и ярмарка с современным коробейником из числа наших родителей. Масленицу мы смело гуляем, пост Великий привечаем, памятуя, что «семь Царских седмиц Великого поста – дорожка к спасению, души цветенье во имя Христа.

Теперь о спектаклях и литературно-музыкальных композициях. В них тоже обычно участвуют одни дети, а мы умиленно смотрим и хлопаем в ладоши. У нас все это теперь превращается в праздник с привлечением и родителей и педагогов. Замечательно, когда дети и родители вместе поют и играют. Когда нам понадобились папы для спектакля «Маланья – голова баранья», они пели и репетировали вместе с детьми. Поначалу оказалось, что это не так просто, но в итоге все получилось очень здорово.

На празднование 70-летия Победы нас вдохновил семейный центр «Рождество». Этот праздник объединил сразу несколько поколений, чего мы не ожидали. Готовились всем миром, и результат превзошел все ожидания. Кто-то принес патефон со старыми пластинками, кто-то – раритетный фотоаппарат, разучивали фокстрот 30-х годов «Рио Рита», а наши папы провели мастер-класс по начальной военной подготовке.

Также мы проводим разные конкурсы. Остановлюсь на двух. Это долгосрочный проект «Фотоохота», которая проводится постоянно, и «В гости к сказке».

Главная особенность фотоохоты – это то, что дети «охотятся» вместе с родителями: вместе ищут ракурс и сюжеты для съемки, вместе учатся фотографировать. Каждой группе воскресной школы в определенный период дается индивидуальное задание, например, запечатлеть все красное или все круглое.

Зимой многим семьям очень хочется со снегом поработать. Пока до лесу дойдешь, замерзнешь, а наша территория позволяет этим делом заниматься. Если замерз, то можно чайку выпить, если промок, можно переодеться. Объявив конкурс снежных скульптур, мы предложили тему «Православная семья». Какая она – снежная православная семья? Оказалось, что она гостеприимная и хлебосольная. С каким же удовольствием и дети, и взрослые высыпали во двор храма на это мероприятие!

Второй конкурс назывался «В гости к сказке». Здесь были и Чудо-юдо Рыба-кит, и говорящий бобр из «Хроник Нарнии», и печка из сказки «Гуси-лебеди», и пирожки, и дрова, и избушка лубяная.

И конечно, хочется сказать о наших тематических экскурсиях по итогам занятий. Акцент опять же на то, чтобы дети и родители воскресной школы получали общие впечатления. Например, если мы говорили о празднике Крещения Господня, то ехали потом в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть знаменитую картину Иванова «Явление Христа народу». С маленькими детьми мы ездим в планетарий.

Очень давняя наша традиция – это выход в лес в день Святой Троицы. Здесь не только взрослые, но и каждый ребенок может прочитать замечательный акафист «Слава Богу за все». И, разумеется, не обходится без праздничной программы с участием детей и родителей.

Есть у нас и занятия по фитнесу, куда вместе с маленькими детьми приходят молодые мамы, которые хотят быть в форме, хотят хорошо выглядеть. Мы даем им возможность и форму поддерживать, и с детьми не расставаться, что не так часто встречается. После занятий мамы с детьми общаются и даже устраивают мастер-классы.

Очень важен для нас выезд в молодежный православной центр «Златоуст». На 2-3 дня туда выезжают родители и педагоги вместе со своими семьями. Вместе готовим программу пребывания, вместе читаем утреннее и вечернее правила, вместе готовимся к причастию, вместе причащаемся. Некоторые именно там впервые исповедаются и причащаются. И в конечном итоге у нас получается такой инструмент работы с семьей. Но это только начало, потому что мы очень хотим, чтобы наша воскресная школа превратилась в семейный клуб.

Родители часто стесняются прийти и сказать, что они могут что-то сделать. А мы хотим, чтобы все было сделано своими руками, чтобы мы нашли одаренных, талантливых людей. Иногда приходится их выискивать, но потом они сами приходят с необыкновенной радостью и готовы во всем помогать. Теперь у нас нет традиционного разделения на участников и зрителей. Спасибо за внимание.

Подготовила Ирина Ахундова
Фото автора

Источник

Семья и семейные отношения

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Семья и семейные отношения

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Семья, в которой присутствуют сразу три поколения. Дети, их родители и дедушка с бабушкой.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа ( 10-11 класс)

Жизненный цикл семьи ( 10 класс)

Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья ( 10 класс)

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Многопоколенная семья — семья, состоящая из 3 и более поколений родственников.

С точки зрения социологии, нуклеарная семья делится на два вида: элементарную и составную.

Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком ( 10-11 класс)

Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль ( 10 класс)

Семья под защитой государства

Семья – это небольшая группа людей, которые связаны браком или кровным родством. Члены семьи так же связаны бытом, общими интересами, взаимной помощью и ответственностью.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений.

Что делает государство?

Семейное право

Отношения супругов в РФ регулируются особой отраслью российского права — семейным правом.

Семейное право — это система правовых норм, регу­лирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, при­нятия детей в семью на воспитание.

Приемная семья – это одна из форм воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Защита семьи государством осуществляется семейным кодексом и конституцией.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемными родителями в этом случае считаются супруги или отдельные граждане, которые хотят взять детей на воспитание в семью, а ребенок, который передается на воспитание в приемную семью, называется приемным ребенком.

Семья является основой любого общества и одновременно является местом, где происходит воспитание детей и формирования их личности. Семья играет важную роль в жизни общества. Государство считает заботу о семье очень важной задачей и подчеркивает ее первостепенное значение.

Государство и общество проявляют особую заботу о семье, оказывают ей поддержку и защиту. Причем такая помощь оказывается семьям в разных сферах жизнедеятельности.

Виды семей. Отношения между поколениями

Стили семейных взаимоотношений

Нравственные требования к членам семьи

Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи. Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития. Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях. Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Поколение

Поколение – это интервал времени между средним возрастом родителей и из детей; это группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».

Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в.

Смена поколений:

Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.

Типы семей по количеству членов:

По количеству детей:

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Многодетная семья, где родители воспитывают пятерых детей

Виды приемных семей

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Семейные ценности и нормы

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки. Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Источник

Семья глазами ребенка

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Для этой «семейной системы» характерно то, что несогласованность психологических потребностей, способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей. Именно они обеспечивают основные его потребности. Это в равной степени относится к физиологическим потребностям (пища, тепло и т. п.) и потребностям психологическим (любовь, внимание, безопасность).

Если родители показывают способы и средства для удовлетворения потребностей физиологических (показывают, как он должен питаться, как утолить жажду, оградить себя от холода), то по отношению к потребностям психологическим такое воспитание практически отсутствует. Маленький человек сам должен найти способы поведения, которые вызывают одобрение родителей, которые дают ему ощущение собственной значимости.

Уже в конце первого и начале второго года ребенок становится настоящим «экспертом» своих родителей, он по-разному ведет себя с матерью и отцом, вырабатывает в себе различные «стратегии» влияния на поведение родителей.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок предвосхищает, как окружающие будут поступать с ним, интерпретирует, что чувствуют другие люди по отношению к нему. Сценарии очень стабильны, часто человек несет их с собой на протяжении всей жизни.

На основе своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям:

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.

Эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим его людям. Возникновению такой позиции способствует обобщенный положительный опыт отношений с людьми, особенно с отцом и матерью. Она может формироваться в семье, в которой ребенок постоянно чувствует собственную близость к родителям, в которой дети и родители часто включены в общую деятельность и вместе испытывают радость.

Внешне родительским отношениям с ребенком, как правило, характерны такие три особенности:

а) общий положительный эмоциональный фон взаимодействия;

б) признание автономности, своеобразности личности ребенка, его права на выбор;

в) признавая права ребенка, родители в то же время не забывают о своих желаниях и устремлениях, стремятся реализовать собственные жизненные планы.

При таких, относительно постоянных, условиях жизни в семье ребенок чувствует себя так:

Такие базисные установки являются большим достижением всего дошкольного детства. Их можно вычленить из высказываний детей в возрасте шести-семи лет.

Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.

Такая внутренняя позиция чаще возникает в семьях с преобладающим культом ребенка, в которых все дела и заботы сосредоточены вокруг малыша. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим, он для родителей, как они любят его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако поведение ребенка уже в дошкольном возрасте часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям.

Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему ему надо поступать иначе, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными. Ребёнок воспринимает себя как центр, так как родители все время служат его прихотям, жертвуя своими интересами, временем и материальными ресурсами.

Раз возникнув, позиция «я – всё, вы – ничто» укореняется, так как ребенок начинает защищать свое привилегированное положение. Формируются внутренние установки:

Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам.

Эта позиция часто встречается среди так называемых проблемных детей. Их самочувствие в среде близких людей зависит не от видимых особенностей жизни семьи, а от более глубоких психологических ее особенностей.

1. Отсутствие ребенка в жизненных планах родителя (родителей).

Беременность воспринимается как существенное препятствие, как камень преткновения и тем самым вызывает сложный внутренний конфликт, сопровождаемый негативными эмоциями. Нерешенный внутренний конфликт после рождения ребенка решается внешними средствами, то есть через отношения с малышом.

Общение чаще матери (реже отца) с ребенком по причинам, непонятным ей самой, вызывает неудовлетворенность, раздражение, напряжение. И проявляется в самых различных формах: авторитарности, чрезмерной требовательности или чрезмерной близости с целью постоянно контролировать ребенка, вмешиваться в мир его личных переживаний или же отвержения ребенка, отгорожения от него.

2. Недовольство ребенком таким, каков он есть.

Нередко родители, строя свои жизненные планы, представляют себе достаточно конкретный образ, каким должен быть ребенок. Однако, родившись, малыш не соответствует ожиданиям, и родители пытаются исправить «недостатки природы» воспитанием.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

3. Неправомерное требование внимания.

Во второй половине первого года жизни крик, плач ребёнка могут означать не только то, что он плохо себя чувствует или что-то хочет, но и становятся способом позвать к себе родителей, выражением желания пообщаться с ними.

Однако уже в этом раннем периоде ребенок может приучиться быть спокойным, веселым лишь только в присутствии взрослого. Такой ребенок впоследствии чувствует себя комфортно только тогда, когда на него обращают внимание.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Ребёнок может использовать самые различные способы – это зависит от возраста, личностных особенностей и от того, что больше всего затрагивает родителей. Усиленное требование внимания может проявляться в каждом случае по-разному. Одни дети непрерывно хнычут, что чего-то не могут сделать; другие назойливо пристают с разговорами, пытаются рассмешить или даже применяют физические меры – дергают за рукав; третьи создают угрозу для своей жизни – висят на дереве на одной руке.

Родители испытывают неудобство, потому что ребенок постоянно им мешает, что от него ни минуты нельзя оторваться. Пытаясь огородить себя от назойливого малыша, взрослые применяют различные наказания, но ребёнок не успокаивается и больше обращает на себя внимание. Образуется замкнутый круг:

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Детская «месть» часто имеет скрытое содержание – «посмотрите, как мне плохо» и это крик о помощи, обращенный к родителям.

Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.

Ребёнок полностью теряет веру в то, что кто-либо может его любить, что он сам чего-то стоит, он впадает в необычное состояние. Теряя чувство собственной значимости, ребенок стремится отгородиться от всего: от людей, от новых, казалось бы, интересных занятий. Такие дети совершенно не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, что привлекло бы внимание других, чтобы заслужить их похвалу. Наоборот, всем своим поведением, выражением лица они говорят: «Оставьте меня в покое».

Внутренняя установка ребёнка такая: «Вы мне уже доказали, что я недостоин вашего внимания; что я недостаточно силен, чтобы заставить вас заниматься мною; что я не могу поступать с вами так же жестоко, как вы со мной, – так оставьте меня в покое».

Ребенок демонстрирует свою глупость, неуклюжесть, плохие привычки – все ради того, чтобы быстрее «отпугнуть» взрослого от себя. Естественная реакция взрослого раздражение от своего бессилия и его бездарности.

Можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют большое влияние на развитие личности ребёнка, на его восприятие себя в семейной системе. Так как ссоры между взрослыми не создают в семье тёплой, безопасной атмосферы, родители уделяют меньше внимания воспитанию или их требования несогласованны и необоснованны, случайны. Недовольство взрослых друг другом и семьёй превращается в негативные воздействия по отношению к ребёнку, и могут проявляться в стратегиях поведения: механизм «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребёнок – член «военного союза», ребенок – объединяющее родителей звено.

Механизм «козла отпущения».

Наиболее распространенный способ выплеска излишнего психического напряжения, недовольства супругов друг другом — механизм «козла отпущения». Можно выделить два варианта его исполнения:

Ребенок же, постоянно ощущает недовольство со стороны родителей. Постепенно он начинает осмыслять себя как плохого, ни на что не способного, как человека, достойного всяческих порицаний. Одни дети принимают роль «серой мышки» — пытаются как можно меньше попадаться на глаза, другие – развивают в себе способность противостоять нападкам родителей, с помощью агрессии.

Отвержение супруга через ребенка.

Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания, раздражают повышенная или пониженная активность, манера речи, неопрятность, особенности поведения и т. п. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. А раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка, в виде перевоспитания, «исправления». Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено одному из родителей, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать похожим на него.

Ребенокчлен «военного союза».

Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами неизбежно возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Таким образом, создаются два враждующих лагеря — муж и жена. Ребёнок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой – с кем быть?

В семьях, в которых двое и больше детей, вследствие указанных причин создаются своеобразные альянсы.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Ребенок – объединяющее родителей звено.

Трения между родителями, очевидные или менее заметные, вызывают негативные эмоциональные переживания и других членов семьи. Дети чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны ее изменения связывать либо с происходящими внешними событиями, либо с собственным поведением. Даже не понимая, что он делает, ребенок интуитивно находит способы, устраняющие его психологический дискомфорт, то есть обнаруживает средства, уменьшающие трения между родителями, помогающие всем вместе почувствовать общность, избавиться от эмоционального напряжения.

В дальнейшем ребенок неосознанно стремится воспроизвести приятное ощущение общности, которое он испытал, заболев.

Подобный психологический механизм может привести к тому, что ребенок окажется, сам того не замечая в плену разных недугов: ночной энурез, головные боли, показывая родителям полную неспособность заботиться о себе.

Если ребёнок чувствует, что его неуспех принесет большое огорчение родителям, то он, как правило, прилагает максимум усилий, чтобы этого не произошло и старается за двоих. Поэтому первое следствие повышенной ответственности – перенапряжение. Второе – большая вероятность «застревания» на препятствиях, так как чувствительность к неудаче у такого ребёнка повышена.

Что объединяет детей и родителей. Смотреть фото Что объединяет детей и родителей. Смотреть картинку Что объединяет детей и родителей. Картинка про Что объединяет детей и родителей. Фото Что объединяет детей и родителей

Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности «официально» и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные пути, например, посредством болезни. У некоторых детей перед занятиями начинает болеть голова, живот, их тошнит, они испытывают слабость и другие болезненные симптомы.

Другой отрицательной стороной выполнения детьми нереализованных родительских желаний является нестабильность семейной системы. Достаточно ребенку стать неуспешным, отношения между супругами опять резко ухудшаются. Один из родителей начинает обвинять другого в том, что он стал препятствием в достижении его жизненных планов и является причиной неудач ребёнка.

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Несомненно, что ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Но нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под девятью замками, пагубно воздействуют на ребёнка, нарушают его эмоциональное состояние, меняет его взаимоотношения с окружающими.

Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем, так как они прямо вплетены в ваши отношения с ребенком и являются важным фактором развития его личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *