Что объединяет лисичку единорога малого пса жирафа зайца и кита
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Анатолий Павлович Кондрашов
Большая книга занимательных фактов в вопросах и ответах
Все мы невежды, только в разных областях.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать за вздор все то, чего не знаешь.
В сказке «Алиса в Зазеркалье» – второй части знаменитой детской дилогии Льюиса Кэрролла, ныне вошедшей в классику литературы для взрослых, – есть забавное стихотворение (исполняемое Траляля, братом Труляля) о том, как Морж и Плотник, заманив доверчивых устриц на прогулку, полакомились ими. Перед тем как приступить к пиршеству, Морж пообещал устрицам потолковать с ними о множестве вещей: о башмаках, кораблях, сургуче, капусте и королях, а также о том, почему в море кипит вода и бывают ли крылья у свиней. Однако своего обещания он так и не исполнил. Обсуждению некоторых из этих тем, а также двух с половиной тысяч других посвящена книга, которую вы сейчас держите в руках.
Эта книга – не справочник и тем более не учебник, хотя и может быть полезна в качестве неформального учебного пособия старшекласснику. Главная ее задача – не столько проинформировать читателя о различных фактах, сколько вызвать интерес к той или иной области знания или сфере человеческой деятельности. Давно уже установлено, что изначально бездарных людей нет, что каждый рождается с каким-то талантом, однако слишком часто даже не подозревает о нем. И если упустить время, то, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, «глина, из которой ты слеплен, высохнет и отвердеет, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Автор будет очень рад, если кто-либо из читателей данной книги внезапно поймет, что на свете нет ничего интереснее, например, биологии – или географии – или рекламного бизнеса – или политики – или астрофизики – или…
Книга эта предназначена не только школьнику, но и человеку, давно вышедшему из школьного возраста. Для последнего она – надежное средство отрешиться от повседневных забот. Вопросы и ответы дадут ему возможность задуматься о поразительном многообразии окружающего мира и об удивительной способности человека познавать его, о безграничном могуществе разума и унизительной его зависимости от нелепых предрассудков, о благородстве и низости человеческой души и о многом-многом другом.
Единственное требование к читателю этой книги – любознательность. А поскольку указанное качество присуще подавляющему большинству потомков Адама и Евы, то можно смело утверждать, что книга предназначена для очень широкого круга читателей.
А. Кондратов
1. Астрономия и астрофизика
1.1. В чем Иоганн Кеплер видел назначение астрологии?
Великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший законы движения планет, действительно составлял гороскопы для влиятельных лиц. Однако нужно учесть обстоятельства его жизни, значительная часть которой была омрачена скитаниями и бедностью. Вот как он сам оценивал эту сторону своей деятельности: «Конечно, эта астрология – глупая дочка; но, боже мой, куда бы делась ее мать, высокомудрая астрономия, если бы у нее не было глупенькой дочки. Свет ведь еще гораздо глупее и так глуп, что для пользы своей старой разумной матери глупая дочь должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать, несомненно, голодала бы, если бы дочь ничего не зарабатывала». О значимости астрологии как науки Кеплер отзывался довольно презрительно: «Астрология есть такая вещь, на которую не стоит тратить времени, но люди в своем невежестве думают, что ею должен заниматься математик». Главное назначение астрологии Кеплер определял так: «Для каждой твари Бог предусмотрел средства к пропитанию. Для астронома он приготовил астрологию».
1.2. Как древнегреческий философ Фалес продемонстрировал, что занятия астрономией могут приносить деньги?
В своем историческом сочинении «Политика» Аристотель поведал потомкам следующую историю. Фалеса (около 625–547 до нашей эры) попрекали бедностью, утверждая, будто занятия философией никакой выгоды не приносят. Фалес решил опровергнуть это утверждение. Предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, он еще зимой раздал в задаток имевшуюся у него небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен в Милете и на Хиосе и дешево законтрактовал их, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок и спрос на маслобойни резко возрос, он собрал много денег, отдавая маслобойни на откуп на выгодных для себя условиях. Так Фалес доказал, что философы могут при желании легко разбогатеть, но не это является предметом их стремлений.
1.3. В чем Платон усматривал причину кругового движения небесных тел?
В своих «Законах» Платон утверждал, что все небесные тела – звезды и планеты, в том числе Земля, – живые существа, огромные шароподобные животные. А круговое движение небесных тел совершается по их же (небесных тел) воле, чего не способны понять тупоумные астрономы, тщетно пытающиеся открыть причину и законы этого движения.
1.4. Что философ Огюст Конт считал наиболее ярким примером такого знания, которое навсегда останется скрытым от человека, и почему он ошибался?
В 1844 году философ Огюст Конт (1798–1857) подыскивал пример такого знания, которое навсегда останется скрытым от человечества. Он остановился на химическом составе далеких звезд и планет. Конт полагал, что человек никогда не посетит их и, не имея на руках образцов вещества, навсегда лишен возможности узнать его состав. Огюст Конт выбрал на редкость неудачный пример. Всего через три года после его смерти выяснилось, что для определения химического состава удаленных объектов можно использовать спектр их излучения. Астрономическая спектроскопия позволила определить состав газовых оболочек планет Солнечной системы, химический состав Солнца, далеких звезд и галактик.
1.5. Какие современные представления о Вселенной предвосхитил греческий философ Демокрит еще в V веке до нашей эры?
Древнегреческий философ-материалист Демокрит (около 460 – около 370 до нашей эры) вошел в историю как один из первых представителей атомизма, однако занимался он всеми существовавшими тогда науками – этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Астрономические познания Демокрита просто поразительны. Он верил, что из диффузной материи в пространстве спонтанно формируется множество миров, которые эволюционируют, а потом распадаются. Когда никто еще не знал о существовании ударных кратеров, Демокрит размышлял о том, что миры могут случайно столкнуться. Он полагал, что некоторые миры в одиночестве блуждают во мраке космоса, тогда как другие сопровождаются несколькими солнцами и лунами; что некоторые миры обитаемы, а другие лишены растений, животных и даже воды. Задолго до появления простейших оптических средств астрономии Демокрит считал Млечный Путь состоящим в основном из неразличимых звезд.
1.6. Какое учение древнегреческого философа Анаксагора его современники считали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно?
Анаксагор (около 500–428 до нашей эры) был богатым человеком, но равнодушно относился к своему достатку, ибо был страстно влюблен в науку. Когда его спрашивали, в чем смысл жизни, он отвечал: «В том, чтобы исследовать Солнце, Луну и небо».
Анаксагор был первым, кто со всей определенностью заявил, что Луна светит отраженным светом, и разработал теорию смены лунных фаз. Истолкование лунных фаз и затмений через изменение геометрического взаиморасположения Земли, Луны и самосветящегося Солнца шло вразрез с тщательно оберегавшимися предрассудками того времени. Поэтому учение Анаксагора посчитали настолько опасным, что манускрипты передавали из рук в руки тайно. Два поколения спустя Аристотель ограничился таким объяснением: смена фаз и затмения происходят потому, что они присущи природе Луны (объяснение, которое ничего не объясняет).
1.7. Какими считал Анаксагор звезды, Солнце и Луну?
Русский медвежонок 2021 все ответы и задания для конкурса с 2 по 11 класс
ПОДЕЛИТЬСЯ
Конкурс русский медвежонок 2021 ответы и задания для 2-3, 4-5, 6-7, 8-9, 10-11 класса на все вопросы конкурса, официальная дата проведения конкурса русский медвежонок в 2021 году: 12.11.2021 (12 ноября 2021 год), но может проводиться в некоторых регионах раньше или позже.
Также вы можете посмотреть часть вопросов с ответами ниже для всех классов бесплатно.
Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 2-3 класса
1)Заревел тут «Что я, глупенький ребёнок?». Вставьте вместо прочерка нужное слово. (А) медвежонок; (Б) поросёнок; (В) аистёнок; (Г) индюшонок; (Д) лягушонок.
Ответ: А
2)Найдите лишнее по смыслу слово. (А) квадратный; (Б) красный (В) круглый; (Г) прямоугольный; (Д) треугольный.
Ответ: Б
3)Малыш называл животных в книжке: собака — гав-гав, свинья — хрю-хрю, лягушка — ква-ква, зайчик — прыг-прыг, барашек — бе-бе. Какое название малыш придумал не так, как остальные? (А) гав-гав; (Б) хрю-хрю; (В) ква-ква; (Г) прыг-прые; (Д) бе-бе.
Ответ: Г
4)Какое слово образовано от названия дерева? (А) калина; (Б) малина; (В) осина; (Г) рябина; (Д) дубина.
Ответ: Д
5)Найдите лишнее по смыслу название мебели. (А) стул; (Б) стол; (В) табуретка; (Г) кресло; (Д) диван.
Ответ: Б
6)В каком слове нужно вставить не такую букву, как в остальных? (А)ёж_к (Б) ж_раф; (В) ж_ребёнок; (Г) ж_вотное; (Д) уж_н.
Ответ: В
7)В какой паре оба слова называют одно и то же? (А) бараны — баранки; (Б) суши — сушки; (В) сельди — селёдки; (Г) ложи — ложки; (Д) ножи — ножки.
Ответ: В
8)Что может быть и у яйца, и у ореха? (А)желток; (Б) листок; (В) скорлупа; (Г) ядро; (Д) ничего из (А)-(Г).
Ответ: В
9)Какое из слов не образовано из двух слов? (А) вездеход; (Б) дымоход; (В) пароход; (Г) переход; (Д) теплоход.
Ответ: Г
10)Я в____ на ____ Какое слово наиболее вероятно пропущено два раза в этой фразе? (А) сапожках; (Б) ботиночках; (В) носочках; (Г) колготочках; (Д) тапочках.
Ответ: В
11)Как обычно приделывают подошву, пуговицу, значок? (А) пришивают, прикалывают, приклеивают; (Б) приклеивают, прикалывают, пришивают; (В) приклеивают, пришивают, прикалывают; (Г) прикалывают, пришивают, приклеивают; (Д) прикалывают, приклеивают, пришивают.
Ответ: В
12)Закончите скороговорку: У Кондрата куртка (А) грязновата; (Б) коротковата; (В) дороговата; (Г) странновата; (Д) зеленовата.
Ответ: Б
13)Мы закусили на руку, и я поднялся, чтобы идти дальше (Д.Н. Мамин-Сибиряк). Как правильно заполнить пропуск? А-длинную, Б-короткую, В-левую, Г-скорую, Д-спешную
Ответ: Г
14)Из какого сосуда можно перестановкой букв получить название другого сосуда? А-банка, Б-ведро, В-колба, Г-лейка, Д-пробирка
Ответ: В
15)Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной строчке — одну и ту же. В какой?
Ответ: Г
Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 4-5 класса
1)В какой паре слова означают одно и то же? (А) двор — дворец; (Б) свин — свинец; (В) пёс — песец; (Г) молод — молодец; (Д) брат — братец.
Ответ: Д
2)Какое слово образовано от названия дерева? (А) калина; (Б) малина; (В) осина; (Г) рябина; (Д) дубина.
Ответ: Д
3)У какого из слов нет парного слова женского рода? (А) любимец; (Б) любимчик; (В) любимый; (Г) любитель; (Д) у всех слов в (А)-(Г) есть женские варианты.
Ответ: Б
4)Какое из слов не образовано из двух слов? (А) водопад; (Б) звездопад; (В) камнепад; (Г) листопад; (Д) перепад.
Ответ: Д
5)Незнайка учится сочинять стихи. Он придумал стих, но не знает, как правильно записать некоторые слова. Знайка подсказал, что в четырёх строчках нужно вставить вместо двух пропусков две разные буквы, а в одной строчке — одну и ту же. В какой? (А) Малы_ки играли в сне_ки. (Б) Бума_ки сложили в ме_ки. (В) Рома_ки завяли в горке. (Г) Бука_ки топтались в кру_ке. (Д) А мо_ки вились на лу ке.
Ответ: В
6)Какое слово по смыслу лишнее? (А) миллиграмм; (Б) миллилитр; (В) миллиметр; (Г) миллион; (Д) миллисекунда.
Ответ: Г
7)Что может быть и у яйца, и у ореха? (А) желток; (Б) листок; (В) скорлупа; (Г) ядро; (Д) ничего из (А)—(Г)
Ответ: В
8)Найдите лишнее по смыслу. (А) мебель; (Б) шкаф; (В) стол; (Г) диван; (Д) кровать.
Ответ: А
9)Петя пришёл в гости в четверть седьмого, а Вася — без четверти семь. Кто из них пришёл позже и на сколько минут? (А) Петя пришёл позже на 15 минут; (Б) Петя и Вася пришли одновременно; (В) Вася пришёл позже на 10 минут; (Г) Вася пришёл позже на 15 минут; (Д) Вася пришёл позже на 30 минут.
Ответ: Д
10)Вставьте слово во фрагмент из «Денискиных рассказов» В, Драгунского: Потом он вдруг стал откашливаться: «Кхм! Кхм. Кхмо. ». Я сказал: «Ты что, Мишка?». (А) разрыдался; (Б) расчихался; (В) высморкался; (Г) прослезился; (Д) поперхнулся,
Ответ: Д
11)Изучая тему «Многозначные слова», Стёпа выписывал из учебника русского языка слова, которые имеют и «неязыковые» значения. Но одно слово попало в его список по ошибке. Какое? (А) род; (Б) число; (В) лицо; (Г) падеж; (Д) время.
Ответ: Г
12)От какого существительного в литературном языке не образуют прилагательное? (А) сад; (Б) парк; (В) сквер; (Г) бульвар; (Д) тротуар.
Ответ: В
13)Продолжите пословицу: Терпенье и труд всё… А-перетруд, Б-пир и труд, В- перетрут, Г-переврут, Д-притрут
Ответ: В
Ответ: Г
15)Какой важный в сельскохозяйственных работах день в некоторых русских говорах называют докопками?
Ответ: последний день уборки картофеля
16)Какое из этих выражений может означать то же, что ни бе ни ме?
Ответ: ни бум-бум
Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 6-7 класса
1)Со мной …. ужасная история
Ответ: приключилась
Ответ: тебе нужно выиграть любую из трёх партий
3)Андрей раздобрел. Бориса задобрили. Виктора одобрили. Григорий подобрел. Кто их них, судя по сказанному, точно стал добрее к людям?
Ответ: Григорий
Ответ: марафон
5)Даны фразы из рассказа Леонида Пантелеева «Буква ты». В какой из них можно переставить запятую в другое место — и смысл почти не изменится?
Ответ: нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадёмся
6)Какое из этих слов по смыслу лишнее?
Ответ: советник
7)В каком их этих выражений глагол почистить употребляется совсем не так, как в остальных?
Ответ: почистить снег
8)Хор- это ансамбль или группа певцов, а хорь — небольшой пушной зверёк. В каком падеже существительное хор и хорь пишутся одинаково?
Ответ: в предложном
9)Для какого из слов соответствующее однокоренное название лица женского пола образуется иначе, чем для остальных?
Ответ: барин
10)С мальчиком Костей Журавлёвым часто проводят воспитательные беседы, и он заметил, что в этих беседах звучит много названий птиц. Про него говорят, что он пишет как лапой, на уроках считает, при виде трудностей прячет голову в песок как, но ему всё как с вода. Какую птицу не упоминают в беседах с Костей?
Ответ: лебедя
11)Подберите глаголы к существительным клюв и клёв.
Ответ: в обоих случаях одинаково клевать
12)Даны слова лапоть, лепет, полёт и тополь. Какие два из них содержат одинаковый набор согласных звуков?
Ответ: полёт и тополь
13)Какое из выражений совсем не похоже по смыслу на другие?
Ответ: куры не клюют
14)Маленький мальчик узнал, что цемент делают на цементном заводе, и поэтому решил, что
Ответ: мороженное делают на мороженом заводе
15)В 1921 году поэт Велимир Хлебников совершил поездку в одну из зарубежных стран. Об этой поездке он написал поэму
Ответ: тиран без Тэ
Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 8-9 класса
1)Перечень — это
Ответ: а
2)Закончите историю так, чтобы получился анекдот: Фокусник позвал на манеж из зрительного запа мальчика: — Можешь ты, мальчик, подтвердить, что видишь меня впервые?
Ответ: в
3)В какой паре слова по смыслу соотносятся между собой не так, как в остальных?
Ответ: в
4)Выполняя домашнее задание, Таня выписала в тетрадь слова граммофон, телефон, мегафон, саксофон. Каким словом она может продолжить этот список?
Ответ: в
5)Название каждого из минералов гематит, лазурит, цитрин связано с определённым цветом. Какое с каким?
Ответ: а
6)В рекламе по радио сказали: Трудно найти и связаться с клиентами. А как выразить эту мысль правильно?
Ответ: д
7)Название какого кухонного прибора устроено по смыслу не так, как остальные?
Ответ: в
8)Какое прилагательное отличается от остальных по составу?
Ответ: г
9)В какой паре слова могут быть антонимами?
Ответ: д
10)Могу я квакать, как лягушка, Могу гудеть, как паровоз, Могу я грохнуть, словно пушка, Что я такое? — вот вопрос. А откликаюсь я (внимание!) На имя Е Каким словом заканчивается стихотворение В. Агафонова?
Ответ: г
11)Вам выдали 1500 рублей. Значит, вы располагаете рублей.
Ответ: б
12)Вот пять предложений: 1. За текущей водой и горящим огнём можно наблюдать часами. 2. Той осенью сутками шёл дождь. 3. Днями и ночами, почти не останавливаясь, работал заводской конвейер. 4. Ночами пассажиров развозил с вокзала по городу специальный автобус. 5. Порой обещанного приходится ждать годами. В каком предложении выделенный фрагмент текста используется не в том смысле, что в четырёх остальных?
Ответ: г
13)Какое из выражений совсем не похоже по смыслу на другие?
Ответ: не лыком шит
14)Самой книгой в мире является Библия
Ответ: переводимой
15)А.П. Бородин был не только композитором, но и крупным химиком. Какой романс ему в шутку приписывают?
Ответ: растворил я окно
16)Македонский язык — один из южнославянских языков. Что означает македонский глагол свири?
Ответ: играть на музыкальном инструменте
Русский медвежонок 2021 задания и ответы для 10-11 класса
1)Какое слово сильно отличается от остальных по значению? (А) носорог; (Б) осьминог; (В) стремглав; (Г) утконос; (Д) трубкозуб
Ответ: в
2)Какое выражение точно не термин? (А) сложное слово; (Б) сложное предложение; (В) простое предложение; (Г) простое число; (Д) простое упражнение.
Ответ: д
3)Какое слово по смыслу лишнее? (А) миллиампер; (Б) мипливольт; (В) милликулон; (Г) миллиом; (Д) миллион.
Ответ: д
4)Какое название жителя города образовано не так, как остальные? (А) берлинец; (Б) пекинец; (В) бакинец; (Г) лондонец; (Д) дублинец.
Ответ: в
5)Что обычно делает не человек? (А) акает; (Б) ёкает; (В) икает; (Г) окает; (Д) якает.
Ответ: б
6)Лера купила сапоги из замши. А как их назвать по-другому? (А) замшивые; (Б) замшелые; (В) замшевые; (Г) замшаные; (Д) замшеные.
Ответ: в
7)Чем ‚ лучше помириться. В этой фразе мы пропустили глагол. Найдите в ответах однокоренное ему слово. (А) воробей; (Б) ворона; (В) индюк; (Г) петух; (Д) голубь.
Ответ: г
8)В каком примере слово ба означает совсем не то, что в остальных? (А) Она ступила шага два и оторопела, увидя падчерицу. — Ба! — вскричала она, — а ты зачем здесь? (В. Нарежный) (Б) Вынырнув на свет, девочка с этюдником через плечо, с листом картона под мышкой прикладывает ладошку козырьком к глазам и кричит задорно: — Ба! Поесть чё-т найдётся?! (В. Ярмолинец) (В) Минуту спустя Скудронжогло показался в дверях гостиной. — Ба, брат, ты здесь! — сказал он, увидев Платонова. (Н. Гоголь) (Г) За дверью сада по ступеням лестницы слышны торопливые шаги. Кто это бежит так? Ба! Станицын! (И. Тургенев) (Д) Она качалась, вытягивалась, словно пытаясь удержаться на дереве. Ба, да это же старая знакомая — древесная змея! (С. Сахарнов)
Ответ: б
9)Оля выписывала из словаря слова в две строчки: Голосище, мужичище, сапожище, холодище, Заборище, морозище, пожарище, сугробище, Какое слово можно добавить в первую строчку? (А) народище; (Б) болотище; (В) позорище; (Г) заводище; (Д) кулачище.
Ответ: б
10)Для этого знака использовались разные названия: молчанка, черта, чёрточка, знак мысли отделительный. А как он называется сейчас? (А) дефис; (Б) тире; (В) дробь; (Г) минус; (Д) многоточие.
Ответ: б
11)В четырёх анекдотах пропущены формы одного и того же слова, а в пятом — другого. Найдите анекдот, в котором пропущено не то слово, что в остальных четырёх. (А) — это такое слово, которое пишут вместо того, правописание которого не знают. (Б) Раньше я был просто бедным, но потом купил словарь и стал нищим, неимущим, несостоятельным. (В) Хватит. Надоело. Достаточно. Больше не буду перед сном читать словарь : (Г) Группа учёных занимается изучением научной проблемы. Проходит неделя, две, месяц… Наконец руководитель группы спрашивает: — Господа, кто-нибудь знает слова «эврика»? (Д) Вы об этом никогда не задумывались, но антоним к слову «антоним» —
Ответ: г
12)Один пользователь иронично написал на форуме программистов: «Код, который называют „Х“, — символ трудолюбия. Ведь разработчик не ленится самостоятельно решать задачу, которая до него была решена гораздо лучше». А какое слово из сленга программистов мы заменили на Х? (А) автобус; (Б) бульдозер; (В) велосипед; (Г) самосвал; (Д) троллейбус.
Ответ: в
13)Какой глагол чаще остальных встречается после тире?
Ответ: выпалить
14)Какое слово не может быть сравнительной степенью?
Ответ: раннее
15)В каком словосочетании притяжательное прилагательное образовано неправильно?
Ответ: ариаднова нить
16)По французский — Этьен, по венгерски — Иштван, по испанский — Эстебан, а по русский?