Что обещал лжедмитрий 1
Лжедмитрий Первый: недолгий триумф и мучительная смерть
Лжедмитрий I, Федор и Ксения Годуновы, патриарх Игнатий, Марина Мнишек – эти имена первыми приходят на ум, когда мы вспоминаем о тяжелейшем для Российского государства периоде Смуты, когда трон буквально шатался под натиском самозванцев, народ бедствовал, а главы соседних государств присматривались к российским территориям, размышляя, нет ли возможности несколько увеличить количество своих земель за счет не имеющей возможности сопротивляться, раздираемой внутренними противоречиями Руси.
Кто такой Лжедмитрий Первый
Однажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе. Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного.
Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли.
Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью.
Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол.
Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия. Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич. Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия.
Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания.
На Москву
Будучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников. Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической. В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой.
Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки.
Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках.
Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием.
Правление Лжедмитрия
Воцарение Лжедмитрия состоялось в 1605 году, в июне. Тогда же на архиерейском соборе произошло избрание патриархом всея Руси Игнатия – таким образом Лжедмитрий пытался получить поддержку церкви. Игнатий повенчал самозванца на царство.
Правление Лжедмитрия, как и жизнь, оказались недолгими. Выражение «годы правления» здесь не подойдет: всего 11 месяцев удавалось самозванцу удерживаться на престоле. После того как бывший монах стал русским царем, он попытался по мере сил решить ряд проблем, наиболее остро стоявших в этот сложный период.
Внешняя политика
Внешнюю политику никак нельзя считать удачной. Правда, он пытался начать компанию по отвоеванию Азова, однако неуспешно. Он попробовал искать помощи у польского короля и у папы Римского, но из-за того, что не смог выполнить обещания по раздаче земель и обращении Руси в католичество, поддержки не получил. Никто не поддержал поход.
Единственное его достижение на поприще внешней политики – Лжедмитрий сделал Россию открытой для въезда, что было по тем временам настоящим новаторством. Такой свободы не знало ни одно государство.
Внутренняя политика
Чуть лучше обстояли дела по отношению к внутреннему правлению страной. Внутренняя политика в царствование Лжедмитрия претерпела изменения: были возвращены из ссылки бояре и князья, отправленные туда Борисом; служилым людям удвоили жалованье; помещикам раздавали большие наделы.
Лжедмитрий пытался создать положительное впечатление и у крестьян: он разрешал им уходить к другому помещику, если тот, у кого они числились, плохо их кормил. Царь боролся со мздоимством. Лично принимал подданных с челобитными по всем вопросам, установив для этого специальные приемные дни.
Дмитрий любил прохаживаться по городу и вступать в разговоры с простым народом, чтобы таким образом узнавать «из первых уст» о бедах и чаяниях подданных.
При новом царе активно чеканили монету – это была копейка Лжедмитрия. Чеканка шла на трех дворах. Деньги постоянно требовались царю для раздачи милостей и выплаты долгов прежнего правителя.
Конец царствования. Смерть
Расплата оказалась ужасной. Лжедмитрия убили, причем казнь свершилась не по закону – случился отчаянный самосуд толпы. В среде высших бояр созрел заговор против самозванца.
В мае 1606 года на него совершили нападение в покоях дворца. Дмитрий попытался бежать, выпрыгнув из окна. В результате падения он сломал ногу, разбил грудь и оказался лишенным возможности сопротивляться. Бояре пытались сдержать народ, однако ничего не вышло: разъяренная толпа, уверенная в том, что все беды пришли на Русь с этим самозванцем и его полячкой-женой, буквально растерзала Лжедмитрия.
После этого тело еще долго таскали по улицам, глумились, надевали на него маски. Захоронили царя на кладбище в могиле для нищих. Однако вскоре пошли слухи, будто по ночам мертвец выходит из могилы и устраивает разные беды: пожары, убийства, распространяет эпидемии. Народ вытащил тело, сжег его, а прахом выстрелил из Царь-пушки в сторону Польши.
Так был убит царь Дмитрий, настоящее имя которого – Григорий. Его век оказался коротким. Жене Лжедмитрия удалось спастись, чтобы через некоторое время вновь попытать счастья в качестве русской царицы, только теперь уже супруги Лжедмитрия Второго, Тушинского вора (такое презрительное прозвище дал следующему самозванцу народ).
Свержение и гибель Лжедмитрия были закономерны. Какими бы побуждениями он ни руководствовался, этот лжецарь привел на Русь полчища иноземцев, грабивших и разорявших села и города, творивших произвол и убийства.
Безусловно, личность бывшего монаха очень интересна для исследователей – необходимо обладать такими личными качествами, как отвага, бесстрашие и явная склонность к авантюризму, чтобы суметь в несколько месяцев проделать путь от монастыря до престола.
Но вряд ли Лжедмитрий заслуживает от потомков положительной характеристики: этот царь принес на Русь много бед, к тому же он открыл целую череду Лжедмитриев, которые 20 лет подряд сотрясали и ранили Русь, способствуя упадку, хаосу и разгулу беззакония.
Что обещал лжедмитрий 1
Лжедмитрий I. Гравюра Л.Килиана. 1606 г.
ЛЖЕДМИТРИЙ I (ок. 1580—1606) — самозванец, ставший русским царем с 1605 г. По официальной версии Юрий Богданович Отрепьев, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Мелкопоместный галичский дворянин, служил в холопах на дворе бояр Романовых. В 1600 г. принял монашеский постриг, после чего жил на дворе патриарха. В 1602 г. бежал в Литву, где объявил себя сыном царя Ивана Грозного. С помощью польских магнатов (князь А. Вишневецкий, воевода Ю. Мнишек) и Римской церкви Лжедмитрий I принял католичество, организовал поход на Москву. После успехов Лжедмитрия и смерти Б. Годунова произошел государственный переворот. Сын Б. Годунова — Федор и его мать были взяты под стражу и вскоре убиты. Лжедмитрий I венчался на царство 21 июля 1605 г. Мать убитого царевича Дмитрия признала его своим сыном. Сохранил практически все старые порядки. Деятельность Лжедмитрия I вызывала недовольство боярской аристократии, особенно после женитьбы на Марине Мнишек. Был свергнут и убит в мае 1606 г. Его пепел выстрелом пушки был развеян в сторону польской границы.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 278-279.
Лжедмитрий I (ск. 17.05.1606) — авантюрист, самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, русский царь в 1605—06. Лжедмитрия I активно поддерживали антирусские католические круги Речи Посполитой, а позднее оппозиционные правительству Бориса Годунова слои русских феодалов. Происхождение Лжедмитрия I неясно. Наиболее общепринятой является версия правительства Бориса Годунова о том, что Лжедмитрий I — беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, сын галичского феодала Богдана Отрепьева. Появился Лжедмитрий I в Польше в 1601, но активная подготовка к авантюре происходила в 1603—04. Лжедмитрий обещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, жениться на Марине Мнишек, в виде «вена» отдать ей Новгород и Псков и уплатить Ю. Мнишеку 1 млн злотых. Тогда же Лжедмитрий I тайно перешел в католичество, обещал участие России в антитурецком союзе и введение в ней католичества. Осенью 1604 Лжедмитрий I перешел границу Русского государства. Успеху авантюры способствовали волнения крестьян, развернувшиеся в южных районах государства. Поддержали Лжедмитрия I и русские феодалы этих районов. Лжедмитрий I укрепился на Юге страны, несмотря на поражение под Добрыничами. После смерти Бориса Годунова его армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия I. 1 июня 1605 в Москве произошло восстание горожан, и правительство Годуновых было свергнуто. 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он стремился проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В интересах русских феодалов правительство Лжедмитрия I провело верстание их увеличенными денежными и земельными окладами, произведя при этом денежные и земельные конфискации у монастырей. Южные районы государства были освобождены от налогов на 10 лет, там же прекратилась обработка «десятинной пашни». Усиление налогов, в частности из-за отправки денег в Польшу, вызвало весной 1606 подъем вооруженной борьбы народных масс. Не успев заручиться полной поддержкой всех феодалов, Лжедмитрий I должен был делать уступки восставшим — он не пошел на подавление движения силой и включил в Сводный судебник, который не успел, однако, издать, статьи о крестьянском выходе. Произошло и ухудшение отношений с Польшей из-за нежелания Лжедмитрия I выполнить свои обязательства. Он оттягивал введение католичества и отказался делать территориальные уступки Польше, предлагая Сигизмунду III деньги за оказанную им помощь. Кризис внутренней и внешней политики Лжедмитрия I создал условия для организации заговора дворцовой знати во главе с Василием Шуйским. Во время восстания горожан Москвы против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I с М. Мнишек, самозванец был убит заговорщиками.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Карл ВЕНИГ (1830-1908). Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/
В. Д. Назаров. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Литература: Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937; Голубцов И. A., «Измена» смольнян при Б. Годунове и «Извет» Варлаама, в кн.: РАНИОН, т. 5, M., 1928; Смирнов И., К характеристике внутр. политики Лжедмитрия I, «Уч. зап. ЛГУ», No 19, Серия историч. наук, в. 1, 1938; Корецкий В. И., Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I, в кн.: Ежегодник по аграрной истории Вост. Европы, К., 1962.
Первые сведения о пребывании Лжедмитрия I в Речи Посполитой относятся к 1601 г., когда он появился сначала в Киево-Печерском монастыре, а затем у киевского воеводы князя Константина Острожского. Претендентом на русский престол самозванец начал называть себя позднее, когда жил у влиятельного магната Адама Вишневецкого, владения которого находились вблизи от русской границы по левому берегу Днепра. Здесь в 1603 г. Лжедмитрий I «открыл» своё «царское происхождение», присвоив имя сына Ивана IV царевича Дмитрия, погибшего в Угличе в 1591 г. Предполагают, что это был беглый монах Григорий Отрепьев. О «чудесном» спасении царевича Вишневецкий осенью 1603 г. уведомил польского короля Сигизмунда III. Таким образом, авантюра Лжедмитрия I зародилась в кругу польского магнатства, заинтересованного в расширении своих владений за счёт территории Русского государства. В марте 1604 г. Лжедмитрий был принят королём в Кракове. Сигизмунд обещал Лжедмитрию тайную поддержку, помог ему деньгами и разрешил частным образом набрать войско из шляхтичей. Лжедмитрий согласился после захвата русского престола передать Речи Посполитой Смоленскую и Северскую области, помочь Сигизмунду III овладеть шведским престолом, способствовать распространению католичества в русских землях. В Кракове Лжедмитрий вступил в сношения с католической церковью, тайно перешёл в католицизм и отдался под покровительство папы.
Таким образом, Речь Посполитая рассчитывала без «большой войны» реализовать планы Стефана Батория. Вокруг Лжедмитрия I в надежде на богатую добычу собралось до тысячи крупных и мелких авантюристов. Среди них был и разорившийся сандомирский воевода Юрий Мнишек, давший согласие на брак с Лжедмитрием I своей дочери Марины.
В конце октября 1604 г. отряды Лжедмитрия вступили в пределы Русского государства в районе Северской Украины и начали поход на Москву, явившийся началом вооружённой интервенции Речи Посполитой. Главными организаторами вторжения в Россию были польско-литовские магнаты, получившие поддержку короля, папского нунция и иезуитов.
Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления правительства Годунова, продолжавшего политику Ивана IV в отношении боярства и тем вызвавшего ненависть бояр к неродовитому царю. Заговор против Русского государства, организованный в Речи Посполитой, смыкался с боярским заговором в Москве против Годунова. Часть бояр и дворян открыто перешла на сторону самозванца.
В то же время в стране развёртывалась мощная антифеодальная борьба крестьян. Крепостное крестьянство и городская беднота наивно полагали, что найдут в Лжедмитрии «хорошего царя», лучшего, нежели Борис, и это обеспечило Лжедмитрию их временную поддержку. Проводимые правительством жестокие репрессии в отношении сторонников Лжедмитрия I не могли укрепить положения Бориса Годунова и только лишь накаляли атмосферу.
Путь наступления Лжедмитрия на Москву проходил по юго-западным окраинам Русского государства, где население уже поднялось против Бориса Годунова. Поэтому войско Лжедмитрия быстро росло и стремительно продвигалось вперёд Царские воеводы в ряде случаев оказывались не в состоянии вступать в борьбу и без боя сдавали города. Отдельные воеводы, недовольные правлением Годунова, прямо переходили на сторону Лжедмитрия. В течение двух недель Лжедмитрия I «признали» Путивль, Рыльск, Севск, Курск, Кромы и ряд других городов. В обширной Комарицкой волости, расположенной между городами Севском и Кромами, вспыхнуло большое крестьянское восстание против правительства Годунова.
Первое серьёзное сопротивление Лжедмитрий встретил лишь под Новгородом-Северским. В январе 1605 г. под Добрыничами он потерпел поражение. Однако этот военный успех не улучшил положения царя Бориса. Восстание продолжало расти, охватывая всё новые территории. Оно было использовано самозванцем. Вскоре на сторону Лжедмитрия перешли Рязань, Тула, Алексин, Кашира.
20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе польского отряда вошёл в столицу, а через месяц венчался на царство.
Стараясь найти поддержку у московской аристократии, Лжедмитрий возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. Однако опереться на боярство Лжедмитрию не удалось. Он стал не нужен княжатам и боярам, как только династия Годуновых была уничтожена. Наибольшие усилия Лжедмитрия были направлены на привлечение на свою сторону средних и мелких землевладельцев-дворян. Дворянам, находившимся на военной службе, были повышены денежные оклады, им усиленно раздавались земли. Крестьяне, бежавшие в голодные годы, были закреплены за помещиками, на землях которых они осели. Закон 7 января 1606 г. закрепил положение кабальных холопов, определённое законом 1597 г. Закон 1 февраля 1606 г. сохранил пятилетний срок сыска беглых крестьян.
Все эти мероприятия носили ярко выраженный крепостнический характер и по сути дела представляли собой продолжение политики, отчётливо наметившейся в предыдущие годы. Поэтому борьба городских низов и крепостного крестьянства, сначала направленная против Бориса Годунова, обратилась против Лжедмитрия. Крепостническое законодательство 1606 г. отражало прежде всего интересы дворянства и не удовлетворяло бояр. Бояре, расправившиеся с помощью самозванца с Годуновым, искали теперь удобного случая для устранения самого Лжедмитрия. Русское духовенство было также настроено против Лжедмитрия, который обложил крупные монастыри большими денежными поборами и отобрал у некоторых из них часть земель. Антинациональная политика Лжедмитрия I, стремившегося в ущерб интересам страны вознаградить за оказанную помощь польское магнатство и католическую церковь, вызывала резкое недовольство всех слоёв населения.
Главная же опасность грозила Лжедмитрию со стороны обманутых им народных масс, недовольство которых стремилась использовать феодальная знать.
Развязка была ускорена поведением самого Лжедмитрия и прибывших вместе с ним польских авантюристов, которые вели себя в Москве, как в завоёванном городе, позволяли себе всякого рода насилия.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 517-518.
Происхождение и дела
Родители : Богдан Отрепьев;
Основные моменты жизни
Русский царь (1605-1606);
Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта» (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276).
Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.
К.В.Чистов рассматривал самозванство в России «как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго» царя, способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.
Розыск о самозванце
Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, «як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы. «. После пострижения он «отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли». Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму.
Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи «вора».
В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии.
За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года.
В 1600 году здоровье Бориса Годунова резко ухудшилось и в городе по этому поводу поднялась большая тревога, была спешно созвана Боярская дума, на которую Годунова принесли на носилках.
Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь «от смертные казни», двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию.
Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе.
Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания. Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха».
В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского «царевича» в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге.
Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю. Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось).
Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.
Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу.
Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф.Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем.
Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия.
20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена.
Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.
Правление и гибель
Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.
Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским.
Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
Далее читайте:
Осипов Тимофей (?-1606), дьяк, сорвавший присягу Лжедмитрию I.
Щепкин Евгений Николаевич (1860-1920), исследователь этого периода истории, занимался выяснением личности Лжедмитрия I.
Литература:
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, «Наука», 1990.
Алексеев Н.Н. Лжецаревич. М., «Армада», 1995.
Тумасов Б.Е. Лихолетье. М., «Армада», 1995.
Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937;
Голубцов И. A., «Измена» смольнян при Б. Годунове и «Извет» Варлаама, в кн.: РАНИОН, т. 5, M., 1928;
Смирнов И., К характеристике внутр. политики Лжедмитрия I, «Уч. зап. ЛГУ», No 19, Серия историч. наук, в. 1, 1938;
Корецкий В. И., Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I, в кн.: Ежегодник по аграрной истории Вост. Европы, К., 1962.