Что общего в морали и мировоззрении
Что общего в морали и мировоззрении
Подробное решение параграф § 11 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
2. Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.
5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.
У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.
Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.
Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
Мировоззрение и мораль взаимосвязаны, потому что большинство людей имеют мировоззрение, основанное на определенных моральных принципах.
Однако эти понятия отнюдь не являются тождественными. Например, некая социальная группа следуют одному и тому же набору моральных норм, но члены этой группы могут не только совершенно по-разному расставлять приоритеты, но и иметь абсолютно различные убеждения касательно того или иного вопроса.
Несомненно мораль, моральные принципы принятые в обществе, оказывает влияние на мировоззрение любого человека, но точно также и справедливо обратное утверждение, что мировоззрение, которое разделяется большим количеством людей оказывает влияние на моральные нормы такого общества.
Мораль обязательно в своей основе имеет мировоззрение. Без мировоззрения не может быть морали. Моральные принципы прямо диктуют религии, они требую обязательного следования им своим адептам. Без веры в Бога нет морали, но это уже несколько отвлечение от ответа на данный вопрос.
учение о нефизических, неприродных и нематериальных началах бытия,
дающее истинное знание.
Он отрицал материальные причины (я касался этого сегодня).
Психосоматика включает
изучение влияния негативных переживаний на здоровье человека,
методы вычищения этого негатива и
собственно практику освобождения страдающих от этих завалов прошлого.
Основательно начал этим заниматься Фрейд.
Как видите, тут нет абсолютно ничего запредельного, потустороннего и метафизического.
Да. С гуманизмом всё может пересекаться.
Агностицизм может выглядеть как атеизм внешне, однако они не пересекаются.
Агностицизм вообще напоминает мне топтание на месте, хождение вокруг до окола.
Но агностики честнее атеистов.
Многие философы агностики искали истину, пытались примирить науку и религию, пытались найти доказательства научные, что есть Бог.
Но этот подход сам по себе был их ошибкой.
Не может человек быть наблюдателем, когда речь идёт о Создателе.
Персонаж компьютерной игры может пользоваться инструментами игры в игре, и не может быть наблюдателем программиста,написавшего программу и вложившего персонаж в игру.
Значит ли это, что программиста нет? Докажи будучи персонажем, что программист всё таки есть.
Дальше игры не видишь. И топтаешься на месте. Топ.топ.
Но, если бы персонаж мог задуматься как бы он рассуждал?
Есть я, есть игра, она включается и выключается, сохраняется и обновляется, значит кто то это делает. Кто-то включает и играет.
Кто-то делает это всё. Даёт ему быть.
Разум способен доказать. Интрументы игры нет. Они там для иной цели.
Что общего между моралью и мировоззрением?
Что общего между моралью и мировоззрением.
Что общего в понятиях » мораль» и » мировоззрение»?
Что общего в понятиях » мораль» и » мировоззрение»?
2. В чем состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности?
Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности?
В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития?
4. Почему становление нравственных качеств человека нeвозможно без самовоспитания?
5. В чем состоит сущность мировоззрения?
Почему мировоззрение нередко называют стержнем Ayxoвнoгo мира личности?
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука?
Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»?
8. В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Что общего между нравственностью и моралью?
Что общего между нравственностью и моралью?
Что такое мораль и как мораль понять?
Что такое мораль и как мораль понять.
Помогите пожалуйста?
В чём сходство и различие понятий «мировоззрение» и «мораль»?
Сочинение на тему «Мораль и мировоззрение»?
Сочинение на тему «Мораль и мировоззрение».
Общее между моралью и нравственностью?
Общее между моралью и нравственностью?
Мораль и нравственность : Общие черты различия?
Мораль и нравственность : Общие черты различия.
Заполните схему «Мораль и право» Общие черты Отличия?
Заполните схему «Мораль и право» Общие черты Отличия.
Чем мировоззрение современного человека отличается от мировоззрения древнего человека?
Чем мировоззрение современного человека отличается от мировоззрения древнего человека?
Только пожалуйста полным ответом!
Могут, легко и просто. На возраст не смотрится, смотрится на поведение.
Презентация по обществознанию «Мораль» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Проблема урока
Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
В чем заключается сила воздействия средств морали на людей?
Как она взаимодействует с такими соц. институтами, как полиция, суд, прокуратура?
Описание слайда:
Мораль
Система социальных норм, ценностей, принципов и правил, регулирующих человеческие отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Описание слайда:
Описание слайда:
Десять заповедей
Не делай себе кумира
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
Соблюдай день субботний
Почитай отца твоего и матерь твою
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его и т.д.
Описание слайда:
Мораль в контексте всемирной истории
Описание слайда:
Мораль в контексте всемирной истории
Описание слайда:
Мораль в контексте всемирной истории
Описание слайда:
Нравственность
Принципы реального практического поведения людей.
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Задание
на стр. 122-123
Наука о морали – это
Назовите основные теории появления морали
Описание слайда:
Функции морали
Познавательная – отражает действительность, определенные потребности
Регулирующая – регулирует все сферы на основе норм и принципов
Воспитательная – способствует развитию личности
Оценочная – задает критерии оценки поведения людей
Описание слайда:
Подумаем
Кого можно считать нравственным человеком?
Почему один и тот же поступок может по-разному оцениваться различными людьми?
Может ли школа оказать реальное влияние на улучшение нравов в обществе?
Почему моральные нормы могут по форме совпадать с религиозными и правовыми?
Может ли мораль выступать судьей по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?
Описание слайда:
Является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше?
Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобязательной?
Что такое моральный выбор?
Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личном и групповом уровнях?
Описание слайда:
Моральный выбор
способность человека выбирать между добром и злом
Описание слайда:
Мораль
Категории (механизмы): долг, совесть, честь, достоинство
Принципы: гуманизм, альтруизм, коллективизм
Нормы: не лги, не укради и т.д.
Качества: справедливость, доброжелательность
Ценности: свобода, счастье, смысл жизни
Описание слайда:
Категории
Долг – осознанная человеком необходимость выполнения моральных норм.
Честь и достоинство – наличие у человека определенных качеств: благородства, ответственности и т.д.
Совесть – внутренний самоконтроль поведения человека.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности морали
Отсутствие границ (она есть в любых отношениях)
Возникают стихийно (никто не придумывает)
Самоконтроль и мотивация – это основа
Отсутствие специальных организаций
Не формализована (не записаны)
Описание слайда:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма
2) санкции
3) эксперимент
4) гипотеза
5) добрый поступок
6) свободный выбор
Описание слайда:
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
социальные нормы;
санкции;
государственное принуждение;
формальная определенность;
5) ответственность;
6) свободный выбор
Описание слайда:
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
Описание слайда:
1. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Описание слайда:
2. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
4) Познавательная функция отражает действительность, определенные потребности
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.
Описание слайда:
3. Выберите верные суждения о морали и моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль — это совокупность поддержанных общественным мнением социальных норм, которые регулируют разнообразные отношения людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле.
2) К функциям морали относят оценочную, воспитательную и контролирующую.
3) Моральные нормы устойчивы и неизменны.
4) Мораль — это компонент духовной культуры общества и форма общественного сознания.
5) Нарушение моральных норм всегда влечет за собой государственные санкции.
Описание слайда:
2.Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Описание слайда:
3.Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.
2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.
3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.
4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.
5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.
Описание слайда:
Проблема урока
Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
В чем заключается сила воздействия средств морали на людей?
Как она взаимодействует с такими соц. институтами, как полиция, суд, прокуратура?
Описание слайда:
Домашнее задание
§ 12, вопросы в конце §
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Адаптированная рабочая программа по обществознанию для детей с задержкой психического развития (6-9 класс)
Термины по праву для 10 класса
Способы защиты прав человека в России
Общественная жизнь и общественное развитие
Рабочая программа «Обществознание 8 класс»
Рабочая программа «Обществознание 7 класс»
Презентация по обществознанию «Роль государства в экономике
План-конспект урока «Предпринимательство в РФ»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5388889 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ
Очевидно, что предметное сравнение, определение взаимодействий названных явлений предполагает строгое понимание их содержательно-сущностных признаков.
Итак, что такое мораль? Мораль, как известно, это, прежде всего, нормы, в соответствии с которыми должно выстраиваться поведение людей. Это во-первых.
Во-вторых, эти нормы поведения людей форми-руются не в одночасье, а в течение длительного периода существования конкретного общества. Другими словами, случайная, сиюминутная установка регулирования поведения людей не может считаться моральной нормой.
В-третьих, нормы морали обязательно имеют историческую основу. Это означает, что они должны в той или иной мере коррелироваться с представлениями о поведении людей, которые исповедовали их предки.
Очевидно, что моральные нормы могут декларироваться, но не всегда реализовываться в реальной жизни. Другими словами, мораль не всегда становится нравственностью. Так что же такое нравственность?
Как можно представить взаимодействия морально- нравственных процессов, идущих в обществе с мировоззрением человека?
Позиция первая. Очевидно, что мораль, нравственность являются специфическими социальными факторами, воздействующими на формирование, развитие и функционирование мировоззрения каждого человека.
Позиция третья. Общественные мораль, нравственность развиваются под воздействием мировоззрений людей. Влияние последних на названный процесс не равнозначно. Оно тем сильнее, чем более развиты мировоззренческие позиции людей.
Позиция четвертая. С определенными оговорками мировоззрение человека можно квалифицировать как его индивидуальную мораль, нравственность. Как собственно, и наоборот: общественные мораль и нравственность несут в себе заряд мировоззрения общества. Другими словами, если носителем, субъектом общественных морали и нравственности являются люди, общество, то носителем мировоззрения как индивидуальной морально-нравственной системы является конкретный человек, индивид.
Позиция шестая. Несмотря на, казалось бы, тесную связь между мировоззрением человека и морально-нравственными устоями общества, в котором он живет, нередко существуют различия в их содержаниях, иногда доходящие до состояния противоположностей. Проще говоря, конкретный человек может иметь миро-воззрение, на формирование, развитие и функционирование которого решающее воздействие оказали не мораль и нравственность страны, государства, общества, в котором он живет, а морально-нравственные принципы, имеющие приоритеты в других странах.
Позиция восьмая. Как мировоззрения людей, так и общественные мораль и нравственность развиваются не только под воздействием общественного бытия, но и в ходе разрешения собственных внутренних противоречий.
Позиция девятая. Практика свидетельствует, что мировоззрение человека может отставать в своем развитии от общественных норм морали и нравственности, может им соответствовать, а может опережать их развитие.
Таким образом, мы обратили внимание не на все, а на некоторые существенные, на наш взгляд, позиции, отражающие диалектику взаимодействий мировоззрений людей с моралью и нравственностью общества.