Что означает понятие атараксия в этике эпикура
Что означает понятие атараксия в этике эпикура
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία, ἀ – отрицательная частица+ταραχή, волнение, смятение, тревога) – термин античной этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам, – понимание, разделяемое практически всеми античными школами; наибольшее значение термин приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые существительное α̕ ταραξία появляется у Демокрита: «счастье же он называет и благодушием (εὐθυμίη) духа, и благосостоянием, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией» (фр. 742 Лурье = Stob. II, 7, 31, р. 52, 13 W) и «мудрость, неустрашимая невозмутимость-атараксия – превыше всего» (фр. 743 = Stob. III, 7, 74), – ср. другой неологизм Демокрита «неустрашимость» (αϑαμβίη), с которым атараксия близка и в последующей традиции его вытесняет. Для истории понятия важно употребление прилагательного «невозмутимый» (ἀ τάραχος) у Аристотеля в определении таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и подчиняться не чувствам, а следовать разуму» (Eth. Niс. 1125b34), и ἀ νδρεία (мужество) (см. Eth. Niс. 1117al8. 31). Аристотелевское понимание «невозмутимого» состояния как состояния подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели) вместе с демокритовским понятием атараксии оказало влияние на эпикурейскую «невозмутимость», – вероятно, через посредство атомиста Навсифана, ученика Пиррона и учителя Эпикура (ср. его неологизм «несмутимость» (ἀ καταπληξία) вместо демокритовской «неустрашимости»). Кроме того, Эпикур учился у Ксенократа, для которого засвидетельствовано употребление од-нокоренного слова «возмущение» в важном контексте: причина занятий философией состоит в «прекращении возмущений в нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).
В связи с Пирроном доксографическая традиция фиксирует атараксию как разговорную метафору для описания состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он (Пиррон) оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой вот безмятежности-атараксии и должен пребывать мудрец» (Diog. L LX 68). В традициях школьного пирронизма (Энесидем – Тимон – Секст Эмпирик) и академического скепсиса (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с термином «воздержание от суждений» (эпохе), – причем Секст Эмпирик конечной целью называет атараксию, а Диоген Лаэртий и Аркесилай (Sext. Emp. Pyrrh. I 232,8) – эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за которым как тень следует атараксия» (Diog. L. IX 107); «Эпохе – это остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и ничего не утверждаем; а атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ψυχής ἀ οχλησία καὶ γαληνότης)», «атараксия приходит вместе с эпохе» (Sext. Emp. Pyrrh. I 10, ср. также I 31: «атараксия следует за эпохе»). То, что атараксия описывает состояние разума (= разумной души), а не чувств, показывает разграничение атараксии и метриопатии («умеренность», термин исходно перипатетический) как конечных целей: «В том, что подлежит (оценочному) мнению, целью скептика является атараксия, а в том, что мы вынуждены испытывать – метриопатия» (там же, I 30, 7; ср. I 25, 4–6). Имеется в виду, что скептик, как и все люди, испытывает чувства приятного и болезненного, но он не выносит догматических суждений о том, хорошо это или плохо. Парадоксальный характер связи между атараксией как целью и эпохе как средством ее достижения Секст Эмпирик демонстрирует с помощью живописной метафоры: «Говорят, что он (живописец Апеллес), рисуя лошадь и пожелав изобразить на картине пену лошади, потерпел такую неудачу, что отказался от этого и бросил в картину губку, которой обыкновенно снимал с кисти краски; и губка, коснувшись лошади, воспроизвела подобие пены. Так и скептики вначале надеялись достичь атараксии путем суждения о несоответствии видимого и мыслимого; но оказавшись не в состоянии этого сделать, они воздержались от суждений, и следствием их воздержания как бы случайно явилась атараксия, как тень за телом» (там же, I 29). Как у скептиков атараксия была связана с эпохе («за эпохе следует атараксия»), так и у Эпикура атараксия связана с «удовольствием» (ἡδονή). В этике Эпикура конечная цель – «удовольствие», негативно характеризуемое как отсутствие телесной боли и душевных смятений (μήτε ταράττεσθαι κατὰ ψυχήν) (Diog. L. X, 131, 8–11), иногда же душевная атараксия прямо называется «конечной целью» (там же, X 128, 3–4) вместе с «телесным здоровьем». При этом душевные удовольствия Эпикур считал выше телесных и связывал их с добродетелями и разумом. Тревоги в душе возникают прежде всего от ложных мнений о богах и о смерти, вызывающих в людях чувство страха, – «трезвое рассуждение» избавляет ложные мнения и приводит к атараксии (ср. там же, X 132); состояние атараксии – это сосредоточение на «самом общем и главном» (X 82). Как и скептики, эпикурейцы рассматривали науки о природе лишь как пропедевтику к этике и соответственно средство для достижения атараксии (ср. Секст Эмпирик: «Мы касаемся наук о природе ради атараксии», Pyrrh. 118; Эпикур: «Конечной целью изучения небесных явлений, как и всего остального, является атараксия и твердая уверенность (πίστιν βέβαιον)» Diog. L. X 85), однако пути к этой атараксии у двух школ были разные: эпикурейцы предлагали «многообразие объяснений» (там же, X 100) для чувственных феноменов, скептики же воздерживались от суждений о явлениях. По Эпикуру, «кто борется с очевидностями, тот никогда не сможет достигнуть истинной атараксии» (там же, X 96). Согласно эпикурейскому идеалу атараксии все науки оказываются безразличными для счастья, и это полемически направлено против аристотелевского понимания счастья как неразрывно связанного с теоретической добродетелью.
У стоиков атараксия часто употребляется в значении, близком к апатии.
АТАРАКСИЯ
Полезное
Смотреть что такое «АТАРАКСИЯ» в других словарях:
АТАРАКСИЯ — АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία [ἀ priv. + ταραχή], волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общий смысл заключается в идеале невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних… … Античная философия
АТАРАКСИЯ — (греч. ataraxis, от а отриц. част., и tarasein возбуждать, возмущать). Учение о безусловном спокойствии духа, как единственной цели, к которой должен стремиться истинный философ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов … Словарь иностранных слов русского языка
Атараксия — Атараксия ♦ Ataraxie Отсутствие волнения, душевный покой. Древние греки (особенно Эпикур и стоики) именовали атараксией безмятежность. Является ли атараксия чисто отрицательным состоянием, как это почти всегда принято полагать? Не… … Философский словарь Спонвиля
атараксия — невозмутимость Словарь русских синонимов. атараксия сущ., кол во синонимов: 1 • невозмутимость (24) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
атараксия — АТАРАКСИЯ, и, ж. 1. Любое приятное состояние. Чайку похлебал пришел в атараксию! 2. в зн. межд. Выражает любую положительную эмоцию. Общеупотр. «атараксия» в древнегреч. философии невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен… … Словарь русского арго
Атараксия — (гр. аtaraxia – сабырлылық, тыныштық) эпикуреизм философиясында адам ұмтылатын сабырлылық, тыныштық жағдай, сөйтіп өлім, құдайлар және қайғы қасірет алдында қорқыныштан құтылу. Бұған қажеттіліктерді шектеу, ләзаттарға ұстамдылық жасау және… … Философиялық терминдердің сөздігі
атараксия — Этимология. Происходит от греч. ataraxia невозмутимость. Категория. Понятие античной культуры. Специфика. В древнегреческой этике этим понятием обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных… … Большая психологическая энциклопедия
АТАРАКСИЯ — (греческое ataraxia невозмутимость), понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Смотри Апатия … Современная энциклопедия
АТАРАКСИЯ — (греч. ataraxia невозмутимость) понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности (см. также Апатия); развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма … Большой Энциклопедический словарь
Атараксия — (греч. ataraxia) античное понятие, обозначающее состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа… … Психологический словарь
Атараксия: причины, проявления и способы коррекции такого состояния
Атараксия – это душевная невозмутимость, непоколебимое спокойствие, сохраняющееся даже в экстремальных ситуациях, отсутствие тревожности и волнений. Проще говоря, человек в таком состоянии ведет себя крайне спокойно и абсолютно беспристрастно. Атараксию сравнивают с бесчувствием, так как она связана отсутствием каких-либо эмоциональных проявлений. Подобное состояние возникает после приема транквилизаторов, но в ряде случаев может интерпретироваться как болезнь. Человеку становятся несвойственны не только негативные эмоции, но и положительные. С одной стороны, в этом есть свои плюсы
: людям с атараксией гораздо проще завершить начатое дело, они неподвержены импульсивности и частым перепадам настроения.
Сегодня термин «атараксия» достаточно широко используется в психологии, но зародился он еще в античной философии. Считалось, что подобного состояния могли достичь только зрелые и мудрые личности. Размышления на эту тему можно встретить в трудах Аристотеля, который отождествлял атараксию с мужеством, беспристрастностью и сдержанностью.
Особенно широко атараксия изучалась в рамках таких философских течений, как эпикуреизм и скептицизм. По сути, эти учения как раз и основаны на данном понятии. Так, согласно учениям скептицизма, в поле зрения человека должны находиться только четкие факты, тогда как различные недоказанные гипотезы и предположения не стоят внимания. В эпикуреизме атараксию представляли как средство для достижения удовольствия. Основные положения учения, заключались в том, что человек не должен испытывать страх перед смертью или Богом, должен знать, что может легко достичь любых благ и противостоять злу. Также данное философское направление в рамках атараксии учит воздерживаться от осуждения и сравнения. В другом популярном философском учении — стоицизме атараксия тесно связана с апатией.
В современной медицине атараксию рассматривают как приобретенную болезнь, проявляющуюся в своеобразных защитных реакциях человеческого организма. Стремясь защититься от стресса или какого-либо психотравмирующего обстоятельства, индивид начинает проявлять удивительное хладнокровие, равнодушие и сдержанность, избегая тем самым психоэмоциональных потрясений. Так, часто после пережитого сильного стресса и психологической травмы, человек перестает испытывать страх даже в опасных, экстремальных ситуациях.
Краткое определение
Итак, атараксия – это определение поведенческих качеств личности, которое характеризуется полным отсутствием страха, беспокойства и тревоги. Иными словами, человек, который находится в данном психическом состоянии, ведет себя крайне спокойно, бесчувственно, беспристрастно. Ему чужды как негативные эмоции, так и позитивные, потому любую работу, любое начатое дело он проделывает словно на одном дыхании, без смены настроения, технично и беспристрастно. Тут стоит отметить, что лишь ныне данным термином пользуются исключительно психологи, характеризуя душевное состояние своих клиентов. Ранее он имел отношение исключительно к философским учениям, и потому его история крайне интересна.
Проявления
И хотя в античной философии атараксия считалась высшим человеческим состоянием, при котором разум господствует над всеми земными страстями, в современном мире это может считаться патологией. Для людей с атараксией характерна полнейшая невозмутимость и бесстрашие даже в экстремальных условиях, что может привести к печальным последствиям. Такие личности никогда не проявляют ни положительных, ни негативных эмоций, что иногда отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими людьми, в особенности членами семьи.
В качестве положительных сторон рассматриваемого состояние можно выделить умение сосредотачивать на самом главном, отсутствие склонности к частым сменам интересов и настроения. Люди, достигшие атараксии, всегда доводят начатые дела до конца, не беспокоятся по пустякам, отличаются ответственностью.
Полное отсутствие всякого страха в большинстве случаев возникает после пережитого сильнейшего стресса. Конечно, столь бесстрашного человека можно назвать смелым и отважным, но в действительно опасных ситуациях он неосознанно подвергает собственную жизнь опасности. В таких случаях человеку действительно требуется медицинская помощь, так как атараксия уже выходит за рамки нормы и проявляется в патологической форме.
Зарождение слова
Атараксия в философии – это, прежде всего, душевное спокойствие, безмятежность, хладнокровие и невозмутимость. Состояния, которых могли добиться лишь в зрелые, а то и в старые свои годы мудрейшие философы и лекари античного мира. Само слово зародилось приблизительно в пятом веке до нашей эры, и его «отцом» считают Демокрита Абдерского. Однако в его трудах конкретное описание данного душевного состояния встречается лишь изредка. В дальнейшие годы эту тему начал развивать Аристотель. В его же понятии атараксия – это как особое определение добродетели. Данным термином он обозначает такие качества, как мужество, сдержанность и бесстрастие.
Атараксия в античных учениях
В период процветания античной философии данный термин получил весьма широкое распространение в таких течениях, как скептицизм и эпикуреизм. Некоторые исследователи также полагают, что атараксия в философии – это именно та начальная точка, которая дала возможность данным учениям развиваться, ведь они на ней, по сути, основаны. Скептицизм учит нас тому, что обращать внимание, прежде всего, стоит на факты. Не нужно распыляться на различные гипотезы, размышления и прочие вздоры. Лишь с помощью доказанного материала, предметов, которые можно увидеть и ощупать строится реальность. В эпикуреизме атараксия – это основа для получения удовольствия. В философскую школу, которая была основана Эпикуром, приходили рабы и женщины. Основой учения для данной прослойки населения были следующие догмы:
Атараксия
Атара́ксия (греч. αταραξία – «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») – термин античной этики. Общий смысл этого состояния заключается в невосприимчивости личности к аффектам, переносе внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении разума чувствам. В связи с Пирроном (свидетельство Посидония у Диогена Лаэрция) атараксия появляется как метафора для разъяснения состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время бури, когда спутники его впали в уныние, он [Пиррон] оставался спокоен и ободрял их, показывая на корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой безмятежности – атараксии – и должен пребывать мудрец».
Считается, что своим появлением существительное «атарак-сия» обязано Демокриту, который писал: «…счастье же он называет и благим состоянием духа, и уравновешенностью, и гармонией, и размеренностью, и безмятежностью-атараксией». Что касается прилагательного «невозмутимый» (греч. ἀτάραχος), его использует Аристотель в этике для определения таких добродетелей, как πραότης (ровность характера, сдержанность): «Сдержанный человек старается оставаться невозмутимым и не подчиняться чувствам, а следовать разуму».
Наибольшее же развитие понятие «атараксия» получило в эпикуреизме и скептицизме. Атараксия у скептиков описывает состояние разума, а не чувств: испытывая подобно другим людям боль и удовольствие, скептик воздерживается от суждений о том, хорошо это или плохо. Атараксия – это безмятежность и спокойствие души (ἀοχλησία καὶ γαληνότης), она «приходит вместе с эпохе». Эпохе – остановка рассуждения (στάσις διανοίας), когда мы ничего не отрицаем и не утверждаем. Говоря языком сегодняшней когнитивно-поведенческой психотерапии или используя термины буддистов – безоценочное мышление. Эпиктет (римский стоик) в «Беседах» посвятил атараксии отдельное рассуждение и исходил из ее понимания как разумного, спокойного отношения к внешнему имуществу, ситуациям, почету, собственному телу, своей жизни или смерти, показывая, что неразумное поведение приводит к порабощению человека.
У Эпикура атараксия связана с удовольствием (ἡδονή), которое появляется в качестве следствия ее регулярной практики. Философ определял удовольствие как отсутствие телесной боли, душевных страданий и тревог. Тревоги в душе возникают из-за ложных мнений о богах и смерти, которые вызывают у людей страх. Избавляет же от ошибочных мнений трезвое рассуждение. По мнению Эпику-ра, атараксия достигается сосредоточением на важном и упразднением ложного, что приводит к «устойчивым удовольствиям» (καταστημαηκαὶ ἡδοναί), в отличие от радости и веселья, определяемых им как «изменчивые удовольствия».
Школа стоицизма
Такие понятия, как апатия и атараксия, тесно связаны с учением под названием «стоицизм», которое появилось в эпоху эллинизма и просуществовало до момента падения Западной Римской Империи. В более ранние годы эти термины в принципе не отличаются, а слова считаются синонимами. Позже атараксией стало именоваться умение вести себя сдержанно, хладнокровно и рассудительно, принимая правильные решения. Марк Аврелий, в свою очередь, полагал, что подобные психические возможности появляются у человека после того, как он пережил некоторые события, столкнулся с трудностями, которые сделали его более черствым и здравым. Стоит выделить тут, что именно на основе его учений на этот счет базируются все наработки современных психологов.
С точки зрения медицины
В противовес античным философам, в совсем ином контексте современными психологами воспринимается термин «атараксия». Болезнь, расстройство, отклонение, которое чаще приобретенное – именно так атараксию характеризуют в наши дни. Чаще всего она освещается психологами как промежуточное явление в поведении человека. С одной стороны, атараксия проявляется как следствие сильного стресса. Организм, заключая себя в рамки сдержанности, хладнокровия и равнодушия, оберегает себя от дальнейших эмоциональных потрясений. Если атараксия достигнута именно таким путем (а не искусственным, за счет духовных практик), то она может иметь весьма серьезные последствия.
Чем чревата такая болезнь
Многих современных исследователей часто интересует вопрос о том, что такое атараксия и афасия в совокупности и чем эти понятия связаны между собой. Итак, такое психическое отклонение, как атараксия, если оно приобретено естественным путем (последствие стресса), может повлечь за собой более серьезные разлады в работе головного мозга. Самым знаменитым случаем считается афазия – нарушение речи из-за повреждения работы нейронов левого полушария головного мозга. Стоит отметить, что при этом работа речевого аппарата сохраняется в здравом состоянии. Искаженными могут быть синтаксические нормы речи, морфологические или фонематические.
Понимание термина, как путь познания мира
Интерес к пониманию понятия определяется предпочтениями человека в выборе направления развития. Каждый имеет право выбора своих собственных устремлений и образа жизни.
Но, даже, при наличии желания достичь атараксии, нужно по-настоящему осознавать какое состояние предопределено учениями философов.
Древнегреческие философы ассоциируют его с мудростью, буддисты – духовным просветлением. При этом, Экхарт Толле в своем бестселлере писал: «Нельзя достичь просветления, стремясь стать просветленным». А можно ли достичь душевного спокойствия, невозмутимости, атараксии, если постоянно быть этим занятым мысленно или физически?
Очевидно, что в выражении Толле нет никакого противоречия, а есть лишь разъяснение, что глубокая осознанность никак не связана с беспокойной потребностью добиться данного состояния.
Именно понимание значения и учений позволяют приблизиться к тому, что философы называют атараксией или просветлением.
Достигаем заветной цели
Для многих мудрецов прошлого, а также для многих людей нашего времени одной из самых интересных тем в психологии и в философии была именно атараксия. Как достичь такого состояния, как пребывать в нем постоянно и при этом не травмировать себя? Попробуем разобраться в этом. Мы уже определились с тем, что подобное состояние может быть следствием стресса. В таком случае атараксия будет считаться болезнью, отклонением.
Совсем другое дело, если вы самостоятельно как бы опускаете себя в омут безмятежности, беспристрастия и спокойствия. Практиковаться придется годами, возможно, основываясь на каких-то ошибках, жизненном опыте. При верном настрое и стремлении вы постепенно будете становиться более рассудительным, холодными к мелочам. Внимание будет сосредотачиваться только на самом важном, и вскоре мировоззрение в корне переменится.
Описание развития состояния апатии
Философия понятие «апатия» рассматривает как один из видов атараксии. Точнее, разные философские школы и течения понятие душевного равновесия и идеала гармонии характеризуют относительно своих убеждений. Больше всего состояние апатии связывают со стоиками. Их концепция счастья основывается на другом – правильных желаниях и поступках, делении вещей на благо и зло. Однако именно стоики считали апатию добродетелью, а поздние стоики в лице Сенеки определяли «бесчувствие» как умение владеть собой.
Развитие апатии происходит за счет следования выбранному идеалу воспитания в себе внутренней силы. Человек избавляется от лишнего страха, тревог и зависимости от мнений. Но достижение высокого уровня самообладания не свидетельствует об отказе от общепринятых моральных норм или отрицания подчинению законам страны и общества. Напротив, состояние атараксии развивается как переход к высшей степени благоразумия, осознанности и спокойствия, основанного на интеллектуальной силе.
Практики античных мудрецов
Для того чтобы самостоятельно достигнуть состояния атараксии, в первую очередь можно использовать так называемые заповеди Эпикура, так как они ориентированы на получение асоциального удовольствия, что для человека ближе всего. Итак, суть заключается в следующем: для достижения счастья человеку нужно избегать телесных страданий. При этом его душа должна пребывать в полной невесомости. В ней не должно быть ни любви, ни ненависти, ни каких-либо иных чувств. В конце-концов человеку понадобится дружба с единомышленниками, которые смогут разделить его точку зрения и философию. Также весьма полезной практикой будет отказ от восприятия взаимоисключающих понятий, таких как горе-радость, красота-уродство, жизнь-смерть и т.д. Но стоит осознать, что такого понятия, как истина не существует. У каждого она своя, и каждый имеет личную точку зрения и суждение.
Коррекция психического состояния
Если атараксия проявляется у индивида в патологической форме, необходимо обратиться к квалифицированному психологу или психотерапевту. Психологическая помощь, в первую очередь, должна быть направлена на то, чтобы индивид сам признал иррациональность своего состояния и согласился на терапию. При разработке индивидуальной тактики лечения специалист обязательно учтет обстоятельства, приведшие к атараксии, и предложит наиболее эффективный метод воздействия. Это может быть психоанализ, когнитивная психотерапия и т.д.
Иногда патологическая атараксия корректируется с помощью минимальной медикаментозной поддержки. Определенные лекарственные препараты могут быть назначены, если у пациента наблюдаются признаки депрессивного расстройства или иных болезненных состояний.
АТАРАКСИЯ
Смотреть что такое АТАРАКСИЯ в других словарях:
АТАРАКСИЯ
(греч.) — безусловное спокойствие духа, которое выставлено было скептиками как единственная цель, к которой всеми силами должен стремиться истинный фил. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ (греч. ἀταραξία [ἀ priv. + ταραχή], волнение, смятение, тревога), термин античной этики: «невозмутимость», «безмятежность». Наиболее общи. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
(греч. ataraxia-невозмутимость) категория древнегреч этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышлений Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты (Демокрит, Эпикур; Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью (Апатия). Счастье, по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Марксистская этика, к-рой присуща действенность, активность, отвергает созерцательное отношение к жизни, а следовательно, и требование А., особенно в толковании скептиков. смотреть
АТАРАКСИЯ
1) Орфографическая запись слова: атараксия2) Ударение в слове: атар`акс`ия3) Деление слова на слоги (перенос слова): атараксия4) Фонетическая транскрип. смотреть
АТАРАКСИЯ
(греч.-отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие «атараксия» употребил Эпикур, считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью, от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни. смотреть
АТАРАКСИЯ
Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудр. смотреть
АТАРАКСИЯ
Тарасик Тарас Тара Такси Такса Таиса Таис Таир Сяк Стрия Стрика Стр Стирка Стик Стая Старка Старик Скит Скат Ска Ситар Сиртак Сатир Сати Сарта Сари Сара Сак Саар Ряст Ряска Ряса Рия Рита Риска Риск Рис Рик Риа Рая Растак Раст Раскат Раса Ракс Ракия Ракита Рак Раия Раис Кси Крит Криста Крис Крат Краса Кит Киста Киса Кираса Кира Катя Катар Кат Каста Карта Карст Кария Карат Кара Каир Итр Итак Истра Искра Иск Исак Исаак Иса Ирка Ирак Икт Икс Икра Икар Аят Аякс Атас Атараксия Тараска Таск Таска Тая Атаксия Тиара Атака Тик Тикара Ася Тир Астр Аста Аск Арт Тирс Тис Арка Арк Ария Трак Трас Триас Яик Ярка Акт Ясир Аир Аист Аки Акр Ясак Актриса Арак Тряска Аракс Арат. смотреть
АТАРАКСИЯ
термин, используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души (греч. атарбксиа и означает *невозмутимость* (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. *Апатия*). Целью скептиков были как *бестревожность*, так и *бесстрастие* (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это знание, занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью; у скептиков воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ (от греч. ataraktos — невозмутимый, спокойный) — термин философии Эпикура (341-270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием (равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия), А. не исключает умеренных наслаждений и стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как «постоянное веселое расположение духа мудреца» (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел. (Б. М.)
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
(греч. «невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие») – состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец. Ср. рекомендацию Ф. Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле»: жить, ничем не смущаясь и не возмущаясь. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемля равнодушно… (А. Пушкин, Памятник) Мудрый лишь счастлив, Он смотрит спокойно, И над его головою достойной Свыше нисходит божественный свет… Да мудрецов таких нет! (В. Курочкин, Видеть, как зло торжествует державно). смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
(от греч. отсутствие волнений) идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, беспокойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном. смотреть
АТАРАКСИЯ
(греч.), отсутствие волнения, невозмутимость, душевное равновесие. Согласно Демокриту, скептич. философии Пиррона и воззрениям стоиков, идеальн. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к к-рому, по Эпикуру, должен стремиться человек. А. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от обществ. и гос. дел. См. Эпикур. смотреть
АТАРАКСИЯ
(от греч. ataraxia невозмутимость) душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония. См. также Апатия. смотреть
АТАРАКСИЯ
(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость)состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизат. смотреть
АТАРАКСИЯ
атараксия (ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) — состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства.
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
(греч. ataraxia безразличие, невозмутимость) – 1. невозмутимость, отсутствие эмоциональных проявлений, вызванное принятием философско-этического учения; 2. состояние эмоционального расслабления пациента, вызванное приёмом транквилизаторов и других успокаивающих средств. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
Ударение в слове: атар`акс`ияУдарение падает на буквы: а,иБезударные гласные в слове: атар`акс`ия
АТАРАКСИЯ
( греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта. смотреть
АТАРАКСИЯ
(греч. ataraxia – безразличие, невозмутимость). Состояние, наступающее вследствие приема психотропных средств (нейролептиков, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, беспокойства, страха, эмоционального напряжения, психического дискомфорта. смотреть
АТАРАКСИЯ
(ataraxia; греч. безразличие, невозмутимость) состояние психически больных после применения психотропных средств (нейролептических средств, транквилизаторов и др.), характеризующееся снятием тревоги, напряженности, страха и внутреннего беспокойства. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
невозмутимость духа, душев. покой. Понятие А. впервые встреч. у др.-греч. философа Демокрита, считавш. А. высшим благом жизни.Синонимы: невозм. смотреть
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
АТАРАКСИЯ
Состояние психических больных после применения нейролептиков, транквилизаторов и некоторых других психотропных препаратов, ведущее к снятию напряженности, тревоги, страха, внутреннего беспокойства. смотреть
АТАРАКСИЯ
ж.(состояние спокойствия, невозмутимости у психических больных после приема психотропных средств) ataraxy
АТАРАКСИЯ
атаракси’я, атаракси’и, атаракси’и, атаракси’й, атаракси’и, атаракси’ям, атаракси’ю, атаракси’и, атаракси’ей, атаракси’ею, атаракси’ями, атаракси’и, атаракси’ях. смотреть