Что привлекло маяковского в футуризме

В. В. Маяковский как представитель футуризма. статья по литературе (10 класс) на тему

Главные черты футуризма

Выставка «Маяковский-футурист» посвящена периоду увлечения молодого поэта и художника авангардистским течением в искусстве — футуризмом, ярким представителем которого стал он сам.

Слово «футуризм» (от лат. futurum – «будущее») впервые появилось в названии «Манифеста» итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, напечатанного 20 февраля 1909 года в газете «Фигаро» (полное название статьи «Обоснование и манифест футуризма»).

Наиболее яркими и влиятельными представителями нового авангардистского течения в России была группировка кубофутуристов. Ее основу составляли Давид Бурлюк, Велемир Хлебников, Василий Каменский, Вадимир Маяковский и Алексей Крученых. В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали они

Первая книга Маяковского – сборник стихов «Я!», выпущенный в 1913 году, может быть названа самой футуристической по оформлению из книг поэта. Сборник украшен рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина (Шехтеля). Обложку исполнил сам поэт, создав, по словам Жегина, своеобразный автопортрет. В бесформенном пятне угадываются и клякса, «выплеснувшаяся из стакана» краски, и галстук-бабочка, которую поэт носил в то время.

Тогда же появились рисунки поэта в альбоме Веры Шехтель — в десяти из двенадцати рисунков фигурируют жирафы, поэтому эта группа графических работ получила название «Жирафья серия». Темы Африки, популярные в творчестве многих художников и поэтов начала ХХ века, и автобиографические мотивы повлияли на выбор сюжетов. По воспоминаниям В.Ф. Шехтель, из-за высокого роста друзья звали поэта «жираф».

Тиражи футуристических сборников, издававшихся самими поэтами, не превышали тысячи экземпляров, и для расширения круга своих читателей поэтам требовалось выходить с выступлениями на публичные площадки и расширять их географию. Владимир Маяковский вместе с Давидом Бурлюком и Василием Каменским предприняли большую поездку по России.

Новое эстетическое направление получило развитие и в изобразительном искусстве. На полотнах своих произведений художники-футуристы стремились передать всевозможные звуки, уличные шумы. Для этого они окружали источник звука ярко окрашенными дугами и кругами, которые должны были олицетворять колебания звуковых волн и т. п. Одним из примеров футуристической живописи можно назвать работы Маяковского «Chemin de fer» («Рулетка»), созданную в 1915 г.

Воздействие футуризма на дальнейшее развитие искусства оказалось благотворным. Подвергая критической проверке традиционные эстетические представления, футуристы по-новому поставили вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве.

Для получения подробной информации о каждом экспонате нажмите на изображение

Особенности футуризма Маяковского

Маяковский и футуризм

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме
Презентация к уроку по литературе

Маяковский и футуризм

Автор: Припачкина Наталия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С

УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.

Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой, несравнимой с темпами прошлого столетия, сменой эстетических ориентиров и значительным обновлением литературных приемов. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла русская поэзия — совсем другая, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название «поэтического ренессанса» или «серебряного века».

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Многообразие течений и направлений Серебряного века

В конце 19 – начале 20 века русская литература, прежде всего обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной.

В период с 1890 по 1917 годы заявили о себе три новых литературных направления, названными в литературоведении модернистскими. Это символизм, акмеизм и футуризм. На периферии этих течений возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значимые для истории литературы.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Футуризм как литературное направление

Футуризм, как и символизм, был интер­национальным литературным явлением (название течения образовано от лат. futurum — будущее).

Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение практически одновременно развивалось в Италии и России. Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900-1910-х гг. и впервые публично заявил о себе в 1910 г.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Что же нового принес в поэзию «серебряного века» футуризм?

Во-первых, это новый тип лирического героя, выражающего не индивидуальную, а массовую психологию, настроения человека улицы. Возникшая как реакция на элитарность предшествующих течений, эта тенденция в перспективе могла привести к примитивизации и деинтеллектуализации поэзии.

Во-вторых, новизна лирического героя приводит к радикальному обновлению средств лирического самовыражения: эксплуатируются новые жанры, используется новая лексика, новый образный ряд.

В-третьих, серьезнейшие последствия для русской поэзии имела переориентация с читаемого текста на текст, произносимый и слышимый, породившая новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Теоретики и последователи футуризма.

В 1910 году вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (авторами сборника были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее крупную и влиятельную футуристическую группировку — кубофутуристов или поэтов «Гилей»

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками — эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, И. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.).

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

группа «Мезонин поэзии»

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович

Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Маяковский и футуризм

В 1911 завязывается дружба Маяковского с художником и поэтом Бурлюком, в 1912 организовавшим литературно-художественную группу футуристов “Гилея”. С 1912 Маяковский постоянно принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов “Бубновый валет” и “Союз молодежи”.

Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы “Гилея” “Пощечина общественному вкусу”, где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, Хлебниковым, Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

«Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу», – так начинает поэт свою автобиографию, так и прожил поэт свою короткую, но удивительно насыщенную, яркую жизнь. В любом стихотворении Маяковский искренен, он как будто выбрасывает нам навстречу столб энергии. Не каждое стихотворение выдерживает проверку временем. Но в творчестве Маяковского — футуриста господствует мысль о необходимости жить активно, не терпеть пошлость и несправедливость, творить новое и бороться с любыми штампами – в речи, в поведении, в выборе дороги в жизни.

Как бы ни была трагична личная судьба Маяковского, в истории всемирной литературы трудно указать пример такого удивительного соответствия между эпохой, ее характером и личностью поэта-футуриста, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Изображение В. Маяковского: https://cdn25.img.ria.ru/images/22218/62/222186208_0:0:1490:2000_600x600_80_0_1_63b5a06e550f31dc7ffa9df86e689185.jpg

Изображение поэтов серебряного века: https://www.aquatoriaspb.ru/images/photo_archive/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg

Изображение «Первый журнал русских футуристов»: https://www.domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1853_foto1_01.jpg

Изображение «Садок судей»: http ://www.domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1839_foto1_02.jpg

Изображение «Московской группы «Центрифуга»: http ://zero50x.myjino.ru/allpic/15/11562-img_13.jpg

Изображение «Пощечина общественному вкусу»: https://www.auction-imperia.ru/i/booklot/_dsc6760-8.jpg

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Основные направления «серебряного века»

Основными модернистскими направлениями «серебряного века» являются:

Противопоставить эти направления можно не только с эстетической стороны, но и географически. Например, основные деятели символизма родились в Петербурге и Москве, происходили из интеллигентных семей. Они закончили университеты, занимались преподавательской деятельностью, писали серьезные научные труды. Символисты, подобно деятелям «золотого века», организовывали салоны и кружки, проводили религиозные собрания.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В этом же интеллектуальном кругу возникает и акмеизм, однако, в отличие от символизма, он формируется на периферии. Например, Гумилев родился в Кронштадте, Мандельштам – в Варшаве, а Ахматова – под Одессой. Однако эстетической колыбелью акмеистов можно считать пригороды Петербурга и русскую культуру, в том числе и символизм. Однако культуру акмеисты осваивали путем самообразования, которое заменило им университет.

Футуризм же является детищем провинциальной России и совершенно иной, низовой, культуры. Например, Хлебников родился в улусе Астраханской губернии, Крученых – в селе Херсонской губернии, а Каменский – на пароходе, который плыл из Перми в Нижний Новгород. Как правило, футуристы не имели даже гимназического образования, они бравировали своей необразованностью, антикультурностью, даже «дикостью».

Эту тенденцию отражают и первые этапы биографии главного русского футуриста – В. Маяковского.

В 1922 году поэт написал автобиографию «Я сам», затем спустя шесть лет он ее дополнил. В коротких юмористических главках он рассказал практически всю свою жизнь.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

«Жизнь и творчество Владимира Маяковского». (Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского). (1893-1925)

Футуристическое направление в литературе зародилось в начале XX века. В России оно стало популярным в 1920-х годах. Одними из основателей этого стиля стали В. Каменский и А. Кручёных. Также наблюдается футуризм и в творчестве Маяковского.

Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть фото Что привлекло маяковского в футуризме. Смотреть картинку Что привлекло маяковского в футуризме. Картинка про Что привлекло маяковского в футуризме. Фото Что привлекло маяковского в футуризме

Как и другие футуристы, он стремился не только проявить оригинальность в своих трудах, но и поднять бунт против современного уклада жизни. О его стремлениях можно подробнее рассмотреть в реферате или докладе.

Главные черты футуризма

«Ночь» В.Маяковский

Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно

увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги.

Толпа — пестрошерстая быстрая кошка — плыла, изгибаясь, дверями влекома; каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.

Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»

Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период мыло известно лишь небольшому кругу почитателей, также причислял себя к представителям данного направления. Футуризм стал вызовом обществу, проповедуя полное игнорирование поэтических канонов, и силу словесного образа возводя в абсолют, даже в ущерб смысловой нагрузке.

Игра слов также является отличительной особенностью футуризма, и проследить ее можно на примере стихотворения Владимира Маяковского «Ночь», созданного в 1912 году. Предположительно, это произведение является поэтическим ответом итальянским футуристам, которые незадолго до этого приняли свой манифест, написанный в рифмованной форме поэтом Филиппо Маринетти. Который Маяковский до конца не разделял, считая, что так называемый «телеграфный стиль» хоть и привносит в поэзию определенную новизну и остроту, но неприемлем в лирике. Поэтому в стихотворении «Ночь» используется лишь одна догма футуристов, которая гласит, что лингвистические эксперименты являются будущим поэзии. классика которой является закостенелой и консервативной.

В первых строчках этого произведения Маяковский рисует образ ночного города, который сравнивает с игорным домом. Однако догадаться об этом можно лишь по намекам. Таким образом, автор словно бы составляет поэтическую шараду, предлагая каждому читателю найти не нее собственный ответ. В качестве подсказок используются цвета, среди которых белый символизирует день, багровый – закат, который «отброшен и скомкан», зеленый – сукно игорного стола. И лишь во второй половине первого четверостишья поэт дает ответ на загадку, о. Это означает, что наступил вечер, и в окнах городских домов зажегся свет.

Далее Маяковский изображает толпу, которая, по-видимому, символизирует почитателей творчества поэта, пришедших на его выступление. К публичному чтению своих стихов автор относится с определенной долей скептицизма и настороженности, считая, что обнажая душу перед толпой, рассчитывать на взаимопонимание не стоит. Поэтому для него она – «пестрошерстая быстрая кошка», которая просачивается через двери в зал, рассчитывая поднять настроение, послушав очередные стихи поэта. Для публики творчество Маяковского – не более, чем светское развлечение. Поэтому, покидая зал, в котором, судя по всему, только что читал свои стихи поэт, и, уходя в ночь, каждый хочет через дверь «протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома».

На фоне этой праздничной толпы Маяковский ощущает себя одиноким и никому не нужным. Даже тот факт, что кто-то дергает его за одежду, пытаясь о чем-то поговорить, вызывает у поэта ощущение пустоты и безысходности. В итоге, чтобы не испытывать этого унизительного и опустошающего чувства, автор «в глаза им улыбку протиснул». И – остался наедине со своими мыслями и чувствами, в то время как «пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая».

В этом стихотворении Маяковский явно противопоставляет себя окружающему миру, отмечая, что говорит с ним фактически на разных языках. И это осознание по-настоящему угнетает автора, который понимает, что в огромном городе он вот-вот затеряется в пестрой ночной толпе, которая поглотит его без сожаления и унесет по безмолвным улицам. Даже не поинтересовавшись, что именно автор испытывает в данный момент и чего ожидает от жизни, которая решила повернуться к нему спиной.

Особенности футуризма Маяковского

Ораторское и художественное творчество

Через какое-то время Маяковский отошёл от футуризма, однако это направление оказало значительное влияние на остальное творчество писателя. С помощью футуристических взглядов поэт сформировал собственный стиль изложения. Кроме того, он стал хорошим оратором и часто выступал перед аудиторией, читая стихи и устраивая интересные спектакли. Поэтический слог и интонации Маяковского были наполнены чеканным ритмом, который он использовал специально для слушателей.

Поэт старался выделиться и другими своими способностями в обществе футуристов. Маяковский умел отлично рисовать. Этому искусству он научился в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он рисовал плакаты и придумывал к ним надписи. Иногда его просили придумать короткие стихотворения или рекламные слоганы для работ, которые были нарисованы другими художниками. Сам Владимир Маяковский рисовал плакаты с 1919 по 1930 год.

Футурист старался проявлять индивидуальность во всём, поэтому использовал любые свои навыки для написания стихов и выступлений. Любовь Маяковского к живописи ощущается и в его лирических произведениях. Поэт описывал мир сочными красками, чем и удерживал внимание и интерес публики.

Владимир Маяковский стал одной из значимых фигур русского футуризма. Революционно настроенный поэт создал своим творчеством мощную бунтарскую почву для новой идеологии в области поэзии.

За свои скандальные стихотворения и смелые речи Маяковского недолюбливали и нередко преследовали, но он всегда оставался верен своим взглядам.

Примеры из поэзии Маяковского

Будет луна. Есть уже немножко. А вот и полная повисла в воздухе. Это бог, должно быть, дивной серебряной ложкой роется в звезд ухе. (“Лунная ночь”).

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир (“Нате!”)

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (“Домой!”)

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки.” (“Адище города”).

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

«Ночь», анализ стихотворения Маяковского

Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев. поэт XIX века, сравнивал ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.

Произведение по праву можно считать футуристическим. его язык не всем понятен – это та самая «заумь», с которой начинали почти все футуристы.

Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить, что это день — контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.

Однако следующая строка до сих пор рождает споры:

В зеленый бросали горстями дукаты …

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» — одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.

Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.

Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома». Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы — агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь». ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

Автор: Сергей Воробьёв
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *